СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - творческий отчёт по по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан на основе программы самореализации личности и может быть проведён на последнем уроке по изучению романа "Война и мир" как творческий отчёт.

Просмотр содержимого документа
«Урок - творческий отчёт по по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"»





Программа самореализации личности на уроках литературы

(комплексная система заданий по роману-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир»)

10й класс

Составитель: Мишина Анна Владимировна, учитель русского языка и литературы МОО «ОШ №8 города Енакиево»





Енакиево-2020



Предлагаю Вашему вниманию комплексную систему заданий по произведению, выполнив которые, Вы получите представление о мировоззрении Л.Н.Толстого, о его понимании роли личности и народа в истории, о «диалектике души» писателя и еще много- много интересного и полезного. Конечно, работа над романом не будет легкой, но , я думаю, она будет интересной. Желаю Вам успеха.

Виды заданий

Мое отношение

1

Исследуем историю создания романа-эпопеи «Война и мир» Л.Н.Толстого


2

Знакомимся с жанром романа-эпопеи и особенностями этого жанра у Толстого


3

Учимся определять основные композиционные элементы произведения


4

Анализируем текст художественного произведения:


5

Учимся определять нравственную позицию автора


6

Доказываем, что Л.Н.Толстой - мастер психологического анализа


7

Используем технические средства при изучении художественного произведения


























1. Познакомившись с основными этапами жизни и творчества Л.Н.Толстого, расскажите о творческой истории романа «Война и мир»

2. Найдите в словаре литературоведческих терминов определение романа и романа-эпопеи. Прочитав роман «Война и мир», попробуйте доказать, что произведение относится к жанру романа-эпопеи

3. В словаре литературоведческих терминов дается следующее определение композиции – это строение, расположение важных частей произведения;

- это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Интересную мысль высказал А.Н.Толстой «Композиция – это прежде всего установление центра, центра зрения художника»

Проанализировав все части романа «Война и мир», попробуйте определить композицию произведения

4. По объему роман - эпопея «Война и мир»- очень большое произведение, поэтому анализ текста требует хорошего знания исторической обстановки того времени и, конечно же, хорошего знания самого текста. Итак, попробуйте произвести анализ текста романа по следующему плану:

1.Принципы изображения войны 1812 года

2.Бородинское сражение на страницах романа

3.Народ и толпа, Наполеон и Кутузов в изображении Л.Н.Толстого

4.Смысл духовных исканий Андрея Болконского

5.Смысл духовных исканий Пьера Безухова

6.Женские образы романа

7.Судьбы героев в эпилоге «Войны и мира»

Я очень надеюсь, что у Вас все получится, не пасуйте перед трудностями

5. Мы уже определяли нравственную позицию автора, когда изучали поэму Н.В.Гоголя «Мертвые души». Теперь нам предстоит определить нравственную позицию Л.Н.Толстого в романе.

Проанализируйте описание следующих эпизодов романа

- Описание салона Анны Шерер в Петербурге и дома Ростовых в Москве

- Поведение во время опасности, нависшей над Россией, членов высшего общества Петербурга и членов московского высшего общества

- Отъезд из Москвы , накануне ее оставления русскими, дворянства и, в частности, семьи Ростовых

- Мелочность интересов Берга, Бориса Друбецкого на фоне чувства общности, братства, всеобщего героизма

- Описание взаимоотношений в семьях Курагиных, Ростовых, Безуховых

На основе анализа сделайте вывод, какова же нравственная позиция писателя?

6. На примере эпизода из текста романа (по Вашему выбору) попробуйте доказать, что Л.Н.Толстой - мастер психологического анализа. Помните, что духовную жизнь человека можно изобразить при помощи следующих методов:

- внутренний монолог героя

- портрет героя

- авторские комментарии

- через впечатление, которое герой производит на окружающих

7. Просмотрите фильм режиссера Сергея Бондарчука «Война и мир» и, используя фрагменты фильма, попробуйте создать слайд-шоу на одну из тем:

«Наташа Ростова - любимая героиня Толстого»

«Жизненный путь Андрея Болконского»

«Нравственные искания Пьера Безухова»

Надеюсь, что работа над романом будет для Вас интересной









































Тема урока. Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир». Творческий отчет по результатам самостоятельной работы над романом по программе самореализации личности.

Тип урока. Обобщение знаний, полученных во время самостоятельной работы над романом

Жанр урока. Творческий отчет

Цели урока: обобщить знания учащихся, полученные во время работы по программе самореализации личности; развивать умение самостоятельно добывать знания, работать в группах; делать самостоятельные умозаключения и выводы; воспитывать интерес к художественной литературе, к русской классике, воспитывать качества человеческой личности, способной к обогащению духовного мира.

Оборудование: текст романа, задания по программе самореализации, проектор, слайды с иллюстрациями Андреева к роману «Война и мир»

Чтобы жить честно, надо рваться, путаться,

биться, ошибаться, начинать и бросать,

и вечно бороться и лишаться. А спокойствие -

душевная подлость.

Л.Н. Толстой.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Объявление темы и целей урока

Сегодня мы должны подытожить те знания, которые вы получили в результате самостоятельной работы над романом Л.Н. Толстого «Война и мир». Итак, вы получили задание – прочитать роман и выполнить задания по самообразованию. Так как роман очень объемный и задания сложные, я разделила вас на группы, и каждая группа получила конкретное задание. Также в каждой группе определился лидер для координации работы группы. Представляются члены группы и ее лидер, а также называются задания, над которыми работала каждая группа. (Тема урока и задания по самообразованию проецируются на экран)

Задание 1. Познакомившись с основными этапами жизни и творчества Л.Н. Толстого, расскажите о творческой истории романа «Война и мир».

Первая группа представляет отчет о проделанной работе и свое исследование заданию.

- Обобщающие вопросы к классу после выступления первой группы:

1. О ком хотел написать Толстой в самом начале?

2. Почему изменились рамки повествования?

3. Кто в романе является прототипом декабриста Волконского, возвращающегося из ссылки?

Задание 2. Найдите в словаре литературоведческих терминов определение жанра романа и романа-эпопеи. Прочитав роман «Война и мир», попробуйте доказать, что произведение относится к жанру романа-эпопеи.

Вторая группа представляет отчет о своем исследовании.

- Обобщающие вопросы к классу после выступления второй группы:

1. Почему ученые-литературоведы считают произведение «Война и мир» романом-эпопеей?

Задание 3. В словаре литературоведческих терминов дается следующее определение композиции – это строение, расположение важных частей произведения; это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Интересную мысль высказал А.Н. Толстой: «Композиция – это прежде всего установление центра, центра зрения художника». Проанализировав все части романа «Война и мир», попробуйте определить композицию произведения.

Третья группа представляет отчет о проделанной работе и рассказывает об особенностях композиции романа.

- Обобщающие вопросы к классу по третьему заданию после выступления третьей группы:

1.Чем необычна композиция романа «Война и мир»?

2. Какое место в романе является кульминацией произведения?

3.Чем необычна концовка романа?

Задание 4. По объему роман-эпопея «Война и мир» - очень большое произведение, поэтому анализ текста требует хорошего знания исторической обстановки того времени и, конечно же, хорошего знания самого текста. Попробуйте произвести анализ текста романа по следующему плану:

1. Принципы изображения войны 1812 года.

2. Бородинское сражение на страницах романа.

3. Народ и толпа, Наполеон и Кутузов в изображении Толстого

4. Смысл духовных исканий Андрея Болконского

5. Смысл духовных исканий Пьера Безухова.

6. Женские образы романа

7. Судьбы героев в эпилоге «Войны и мира»

Четвертая группа представляет свою исследовательскую работу.

- Обобщающие вопросы к классу после выступления четвертой группы:

1. Кто, по Толстому, настоящий победитель в Отечественной войне 1812 года?

2. Почему Бородинское сражение занимает центральное место в романе?

3. Почему именно Наташа Ростова – женский идеал автора, что любит в своей героине Л.Н. Толстой?

Задание 5. Проанализируйте описание следующих эпизодов романа:

- описание салона Анны Шерер в Петербурге и дома Ростовых в Москве

- поведение во время опасности, нависшей над Россией, членов высшего общества Петербурга и членов московского высшего общества

- отъезд из Москвы, накануне ее оставления русскими, дворянства и, в частности, семьи Ростовых

- мелочность интересов Берга, Бориса Друбецкого на фоне чувства общности, братства, всеобщего героизма

- описание взаимоотношений в семьях Курагиных, Ростовых, Безуховых

На основе анализа сделайте вывод, какова же нравственная позиция писателя?

Выступление пятой группы

- Обобщающие вопросы к классу после выступления пятой группы:

1. Что такое нравственная позиция автора?

2. Как она определяется?

3. Ваше отношение к нравственной позиции Л.Н. Толстого?

Задание 6. На примере эпизода из текста романа попробуйте доказать, что Л.Н. Толстой – мастер психологического анализа. Помните, что духовную жизнь человека можно изобразить при помощи следующих методов:

- внутренний монолог героя

- портрет героя

- авторские комментарии

- через впечатление, которое герой производит на окружающих

Выступление шестой группы

Задание 7. Познакомьтесь с произведениями других видов искусства, связанных с романом «Война и мир», и попробуйте создать слайд шоу на одну из тем:

«Наташа Ростова - любимая героиня Толстого»

«Жизненный путь Андрея Болконского»

«Нравственные искания Пьера Безухова»

Выступление седьмой группы

4. Подведение итогов урока: оценки, оценки работы групп и их лидеров.

5. Домашнее задание. В рамках программы самореализации личности вам нужно прочитать роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Используйте программу для самостоятельной работы над романом. На следующем уроке -творческом отчёте мы подведем итоги вашей работы.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!