Программа самореализации личности на уроках литературы
(комплексная система заданий по роману-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир»)
10й класс
Составитель: Мишина Анна Владимировна, учитель русского языка и литературы МОО «ОШ №8 города Енакиево»
Енакиево-2020
Предлагаю Вашему вниманию комплексную систему заданий по произведению, выполнив которые, Вы получите представление о мировоззрении Л.Н.Толстого, о его понимании роли личности и народа в истории, о «диалектике души» писателя и еще много- много интересного и полезного. Конечно, работа над романом не будет легкой, но , я думаю, она будет интересной. Желаю Вам успеха.
№ | Виды заданий | Мое отношение |
1 | Исследуем историю создания романа-эпопеи «Война и мир» Л.Н.Толстого | |
2 | Знакомимся с жанром романа-эпопеи и особенностями этого жанра у Толстого | |
3 | Учимся определять основные композиционные элементы произведения | |
4 | Анализируем текст художественного произведения: | |
5 | Учимся определять нравственную позицию автора | |
6 | Доказываем, что Л.Н.Толстой - мастер психологического анализа | |
7 | Используем технические средства при изучении художественного произведения | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
1. Познакомившись с основными этапами жизни и творчества Л.Н.Толстого, расскажите о творческой истории романа «Война и мир»
2. Найдите в словаре литературоведческих терминов определение романа и романа-эпопеи. Прочитав роман «Война и мир», попробуйте доказать, что произведение относится к жанру романа-эпопеи
3. В словаре литературоведческих терминов дается следующее определение композиции – это строение, расположение важных частей произведения;
- это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Интересную мысль высказал А.Н.Толстой «Композиция – это прежде всего установление центра, центра зрения художника»
Проанализировав все части романа «Война и мир», попробуйте определить композицию произведения
4. По объему роман - эпопея «Война и мир»- очень большое произведение, поэтому анализ текста требует хорошего знания исторической обстановки того времени и, конечно же, хорошего знания самого текста. Итак, попробуйте произвести анализ текста романа по следующему плану:
1.Принципы изображения войны 1812 года
2.Бородинское сражение на страницах романа
3.Народ и толпа, Наполеон и Кутузов в изображении Л.Н.Толстого
4.Смысл духовных исканий Андрея Болконского
5.Смысл духовных исканий Пьера Безухова
6.Женские образы романа
7.Судьбы героев в эпилоге «Войны и мира»
Я очень надеюсь, что у Вас все получится, не пасуйте перед трудностями
5. Мы уже определяли нравственную позицию автора, когда изучали поэму Н.В.Гоголя «Мертвые души». Теперь нам предстоит определить нравственную позицию Л.Н.Толстого в романе.
Проанализируйте описание следующих эпизодов романа
- Описание салона Анны Шерер в Петербурге и дома Ростовых в Москве
- Поведение во время опасности, нависшей над Россией, членов высшего общества Петербурга и членов московского высшего общества
- Отъезд из Москвы , накануне ее оставления русскими, дворянства и, в частности, семьи Ростовых
- Мелочность интересов Берга, Бориса Друбецкого на фоне чувства общности, братства, всеобщего героизма
- Описание взаимоотношений в семьях Курагиных, Ростовых, Безуховых
На основе анализа сделайте вывод, какова же нравственная позиция писателя?
6. На примере эпизода из текста романа (по Вашему выбору) попробуйте доказать, что Л.Н.Толстой - мастер психологического анализа. Помните, что духовную жизнь человека можно изобразить при помощи следующих методов:
- внутренний монолог героя
- портрет героя
- авторские комментарии
- через впечатление, которое герой производит на окружающих
7. Просмотрите фильм режиссера Сергея Бондарчука «Война и мир» и, используя фрагменты фильма, попробуйте создать слайд-шоу на одну из тем:
«Наташа Ростова - любимая героиня Толстого»
«Жизненный путь Андрея Болконского»
«Нравственные искания Пьера Безухова»
Надеюсь, что работа над романом будет для Вас интересной
Тема урока. Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир». Творческий отчет по результатам самостоятельной работы над романом по программе самореализации личности.
Тип урока. Обобщение знаний, полученных во время самостоятельной работы над романом
Жанр урока. Творческий отчет
Цели урока: обобщить знания учащихся, полученные во время работы по программе самореализации личности; развивать умение самостоятельно добывать знания, работать в группах; делать самостоятельные умозаключения и выводы; воспитывать интерес к художественной литературе, к русской классике, воспитывать качества человеческой личности, способной к обогащению духовного мира.
Оборудование: текст романа, задания по программе самореализации, проектор, слайды с иллюстрациями Андреева к роману «Война и мир»
Чтобы жить честно, надо рваться, путаться,
биться, ошибаться, начинать и бросать,
и вечно бороться и лишаться. А спокойствие -
душевная подлость.
Л.Н. Толстой.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Объявление темы и целей урока
Сегодня мы должны подытожить те знания, которые вы получили в результате самостоятельной работы над романом Л.Н. Толстого «Война и мир». Итак, вы получили задание – прочитать роман и выполнить задания по самообразованию. Так как роман очень объемный и задания сложные, я разделила вас на группы, и каждая группа получила конкретное задание. Также в каждой группе определился лидер для координации работы группы. Представляются члены группы и ее лидер, а также называются задания, над которыми работала каждая группа. (Тема урока и задания по самообразованию проецируются на экран)
Задание 1. Познакомившись с основными этапами жизни и творчества Л.Н. Толстого, расскажите о творческой истории романа «Война и мир».
Первая группа представляет отчет о проделанной работе и свое исследование заданию.
- Обобщающие вопросы к классу после выступления первой группы:
1. О ком хотел написать Толстой в самом начале?
2. Почему изменились рамки повествования?
3. Кто в романе является прототипом декабриста Волконского, возвращающегося из ссылки?
Задание 2. Найдите в словаре литературоведческих терминов определение жанра романа и романа-эпопеи. Прочитав роман «Война и мир», попробуйте доказать, что произведение относится к жанру романа-эпопеи.
Вторая группа представляет отчет о своем исследовании.
- Обобщающие вопросы к классу после выступления второй группы:
1. Почему ученые-литературоведы считают произведение «Война и мир» романом-эпопеей?
Задание 3. В словаре литературоведческих терминов дается следующее определение композиции – это строение, расположение важных частей произведения; это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Интересную мысль высказал А.Н. Толстой: «Композиция – это прежде всего установление центра, центра зрения художника». Проанализировав все части романа «Война и мир», попробуйте определить композицию произведения.
Третья группа представляет отчет о проделанной работе и рассказывает об особенностях композиции романа.
- Обобщающие вопросы к классу по третьему заданию после выступления третьей группы:
1.Чем необычна композиция романа «Война и мир»?
2. Какое место в романе является кульминацией произведения?
3.Чем необычна концовка романа?
Задание 4. По объему роман-эпопея «Война и мир» - очень большое произведение, поэтому анализ текста требует хорошего знания исторической обстановки того времени и, конечно же, хорошего знания самого текста. Попробуйте произвести анализ текста романа по следующему плану:
1. Принципы изображения войны 1812 года.
2. Бородинское сражение на страницах романа.
3. Народ и толпа, Наполеон и Кутузов в изображении Толстого
4. Смысл духовных исканий Андрея Болконского
5. Смысл духовных исканий Пьера Безухова.
6. Женские образы романа
7. Судьбы героев в эпилоге «Войны и мира»
Четвертая группа представляет свою исследовательскую работу.
- Обобщающие вопросы к классу после выступления четвертой группы:
1. Кто, по Толстому, настоящий победитель в Отечественной войне 1812 года?
2. Почему Бородинское сражение занимает центральное место в романе?
3. Почему именно Наташа Ростова – женский идеал автора, что любит в своей героине Л.Н. Толстой?
Задание 5. Проанализируйте описание следующих эпизодов романа:
- описание салона Анны Шерер в Петербурге и дома Ростовых в Москве
- поведение во время опасности, нависшей над Россией, членов высшего общества Петербурга и членов московского высшего общества
- отъезд из Москвы, накануне ее оставления русскими, дворянства и, в частности, семьи Ростовых
- мелочность интересов Берга, Бориса Друбецкого на фоне чувства общности, братства, всеобщего героизма
- описание взаимоотношений в семьях Курагиных, Ростовых, Безуховых
На основе анализа сделайте вывод, какова же нравственная позиция писателя?
Выступление пятой группы
- Обобщающие вопросы к классу после выступления пятой группы:
1. Что такое нравственная позиция автора?
2. Как она определяется?
3. Ваше отношение к нравственной позиции Л.Н. Толстого?
Задание 6. На примере эпизода из текста романа попробуйте доказать, что Л.Н. Толстой – мастер психологического анализа. Помните, что духовную жизнь человека можно изобразить при помощи следующих методов:
- внутренний монолог героя
- портрет героя
- авторские комментарии
- через впечатление, которое герой производит на окружающих
Выступление шестой группы
Задание 7. Познакомьтесь с произведениями других видов искусства, связанных с романом «Война и мир», и попробуйте создать слайд шоу на одну из тем:
«Наташа Ростова - любимая героиня Толстого»
«Жизненный путь Андрея Болконского»
«Нравственные искания Пьера Безухова»
Выступление седьмой группы
4. Подведение итогов урока: оценки, оценки работы групп и их лидеров.
5. Домашнее задание. В рамках программы самореализации личности вам нужно прочитать роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Используйте программу для самостоятельной работы над романом. На следующем уроке -творческом отчёте мы подведем итоги вашей работы.