Министерство образования, науки и молодёжи Республики Крым
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Республики Крым
«ПРИМОРСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Урок по теме:
Разработала: Логвиненко С.В.
Приморский, 2018
Тема: «Уксусная кислота»
Цели урока:
1.Образовательная – исследовать химические свойства карбоновых кислот на примере уксусной (этановой) кислоты, выяснить сходство и различие органических и неорганических кислот;
2.Развивающая – развивать практические умения и навыки обращения с веществами и оборудованием; закрепить умения составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства карбоновых кислот; развивать умения оценивать собственные возможности, умение систематизировать информацию и использовать ее для собственного развития;
3.Воспитательная – воспитывать активную жизненную позицию, умение работать в группе и принимать решения, наблюдать, анализировать, делать выводы; формировать осознание необходимости знаний и жизненные установки на безопасное поведение.
Оборудование: инструктивные карточки, шаростержневые модели строения молекул органических соединений, презентация к уроку, компьютер, телевизор.
Реактивы: уксусная кислота (разб.), лакмус, метиловый оранжевый, карбонат натрия, гидроксид натрия, магний, пробирки.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Актиизация познавательной деятельности.
3.Изучение новой темы.
3.1Физические свойства уксусной кислоты.
3.2 Общие свойства кислот.
3.3.Специфические свойства уксусной кислоты.
4. Сообщения обучающегося о применении уксусной кислоты.
5.Закрепление полученных знаний
6.Рефлексия.
7.Домашнее задание.
1. Организационный момент
Вступительное слово преподавателя.
2.Актиизация познавательной деятельности.
Урок начинается с игры «Черный ящик», в ходе которой формулируются тема, цели и задачи урока.
Преподаватель. Вам уже известны общие физические свойства карбоновых кислот, знаете вы и строение функциональной группы, номенклатуру этих кислородосодержащих органических соединений. А хорошо ли вам знаком этот представитель этого класса соединений?
1. Задание «Черный ящик».
У меня в черном ящике находится удивительное, но хорошо вам знакомое вещество. Название этого вещества древними греками отождествлялось с самим представлением о кислом. Нам оно хорошо известно в жидком агрегатном состоянии, но при охлаждении ниже 17 °С превращается в бесцветные кристаллы, похожие на лед.
О т в е т. Уксусная кислота (в ящике находится бутылка с уксусом).
К какому классу соединений оно относится?
Укажите функциональную группу.
Как она называется?
Что мы уже знаем об уксусной кислоте?
Попытайтесь сформулировать тему нашего урока.
Тема урока: «Свойства уксусной кислоты».
3.Изучение новой темы.
3.1Физические свойства уксусной кислоты:
При температуре 16,8° - бесцветная жидкость с резким запахом.
Растворима в воде.
Безводная уксусная кислота при охлаждении застывает, превращаясь в кристаллическую массу, напоминающую лёд ( «ледяная»).
Проблемный вопрос:
Будет ли уксусная кислота, как кислота органическая, проявлять общие свойства кислот?
Экспериментальным путём определить, проявляет ли уксусная кислота, как одноосновная карбоновая кислота, свойства, характерные для других органических кислот.
К вашему вниманию на столе инструктивные карты, которые помогут спланировать последовательность действий (Приложение-1)
3.2 Общие свойства органических кислот.
Опыт 1. Действие уксусной кислоты на индикаторы.
К раствору уксусной кислоты добавили растворлакмуса. Как изменилась окраска раствора? О чем это свидетельствует?
Запишите наблюдения и уравнение электролитической диссоциации уксусной кислоты.
Опыт 2. Взаимодействие уксусной кислоты с основаниями.
К раствору натрий гидроксида, окрашенного фенолфталеином, добавили раствор уксусной кислоты до обесцвечивания фенолфталеина. О чем свидетельствуют результаты опыта?
Запиши наблюдения, ответ на вопрос и уравнение реакции:
Опыт 3. Взаимодействие уксусной кислоты с металлами.
В пробирку с раствором уксусной кислоты поместили опилки магния. Что наблюдается? Какой газ выделяется?
Запиши наблюдения, ответы на вопросы и уравнения реакции:
Опыт 4. Взаимодействие уксусной кислоты с солями.
Добавили карбонат натрия в пробирку с раствором уксусной кислоты. Какой газ выделяется?
Запиши наблюдения, ответ на вопрос и уравнение реакции.
Форма отчета: приложение-1
3.3.Специфические свойства уксусной кислоты:
Взаимодействие со спиртами
t, H2SO4
СН3СООН + СН3ОН ==== СН3СОО – СН3 + Н2О (реакция этерификации)
Взаимодействие с галогенами
hv
СН3СООН + CI2 == CH2CI – COOH + HCI
Горение
СН3СООН + 2O2 = 2CO2 + 2H2O
4. Сообщения обучающегося по вопросу применения уксусной кислоты как незаменимого помощника во многих домашних делах.
ЧТО МОЖЕТ УКСУС?
• Используется как приправа к пище
• Используется как консервант
• Достаточно в воду добавить немного уксуса, и надтреснутое яйцо не вытечет во время варки
• Ватным тампоном, смоченным в уксусе, легко вымыть раковины, эмалированную посуду
• Чтобы очищенные свежие грибы не чернели, нужно положить их в подсоленную и подкисленную уксусом воду
• Запах затхлого хлеба исчезнет, если стенки буфета протереть раствором уксуса
• Запах рыбы, лука, чеснока, селедки исчезнет, если посуду сполоснуть водой с уксусом
• Жирную посуду, сковородки, кухонные полотенца, губки и щетки легче отмыть, если в воду добавить немного уксуса
• Чтобы мухи не залетали в окна, смажьте оконные рамы уксусом
• Обтирание уксусом, наполовину разведенным с водой, снижает жар человеческого тела
• Увядшая зелень станет свежей, если положить ее в воду с уксусом
• Волосы после мытья хорошо ополаскивать водой с уксусом: они будут мягкими и блестящими
• При варке борща добавляют уксус для закрепления красного красителя из свеклы
• От мела на полу, классной доске можно избавиться с помощью водного раствора уксусной кислоты
Уксус, ты могуч!
5.Закрепление полученных знаний. Студентам предлагается ответить на вопросы мини-теста «Пятерочка» (если обучающиеся отвечают правильно, то в таблице ответов (табл. 2) появляется цифра пять).
Таблица 1
Тест
Отметьте правильные ответы (их может быть несколько) в таблице.
1. Раствор уксусной кислоты реагирует с веществами:
а) NН3; б) FeO; в) Na2CO3; г) ZnO; д) CO.
2. Предельные одноосновные карбоновые кислоты имеют общую формулу:
а) СnН2nO; б) СnН2nO2; в) СnН2n+2O;
г) СnН2nO3; д) СnН2n–2O2.
3. Следующие признаки верно отражают физические свойства уксусной кислоты:
а) газообразное вещество;
б) имеет характерный запах;
в) хорошо растворяется в воде;
г) при комнатной температуре бесцветная жидкость;
д) плохо растворяется в воде.
4. Соли уксусной кислоты называются:
а) формиаты; б) цитраты; в) пропионаты;
г) ацетаты; д) оксалаты.
5. При взаимодействии уксусной кислоты с карбонатом натрия образуются вещества:
а) Н2СО3; б) СО2; в) Н2О;
г) СН3СООNa; д) NaОН.
6.Рефлексия
В заключение – рефлексивный тест.
Вопрос | Примерные ответы |
1.С каким настроением ты приходил на занятия по химии | 1.С хорошим 2.С нетерпением ждал нового занятия 3.Занятия были для меня в тягость |
2.На данных занятиях мне было | 1.Интересно и увлекательно. 2.Сложно и непонятно. 3.Скучно и монотонно |
3.Знания, которые я получил при изучении курса химии | 1.Пригодятся мне в дальнейшей учебе и повседневной жизни. 2.Не пригодятся мне в дальнейшем. 3.Новых знаний я не получил. |
7. Домашнее задание:
§ учебника (Г. Е. Рудзитис, Ф. г. Фельдман).
Подготовить сообщения по теме: «Производство пищевой уксусной кислоты».
Приложение 1
Таблица результатов:
№ | Название опыта | Наблюдения | Уравнения реакций |
1 | Действие ___________ кислоты на индикатор | | |
2 | Взаимодействие ____________ кислоты с магнием | | |
3 | Взаимодействие ____________ кислоты с основаниями | | |
4 | Взаимодействие ____________ кислоты с солями | | |