СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Уксусная кислота"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Уксусная кислота" представляет собой комбинированный урок с применением эксперимента, работы в группах, изучение новой темы. В работе закрепление проводится решением кроссфорда. К уроку добавлена презентация.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Уксусная кислота"»

Министерство образования, науки и молодёжи Республики Крым

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Республики Крым

«ПРИМОРСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»






Урок по теме:



Разработала: Логвиненко С.В.













Приморский, 2018

Тема: «Уксусная кислота»

Цели урока: 

1.Образовательная – исследовать химические свойства карбоновых кислот на примере уксусной (этановой) кислоты, выяснить сходство и различие органических и неорганических кислот;

2.Развивающая – развивать практические умения и навыки обращения с веществами и оборудованием; закрепить умения составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства карбоновых кислот; развивать умения оценивать собственные возможности, умение систематизировать информацию и использовать ее для собственного развития;

3.Воспитательная – воспитывать активную жизненную позицию, умение работать в группе и принимать решения, наблюдать, анализировать, делать выводы; формировать осознание необходимости знаний и жизненные установки на безопасное поведение.

Оборудование: инструктивные карточки, шаростержневые модели строения молекул органических соединений, презентация к уроку, компьютер, телевизор.

Реактивы: уксусная кислота (разб.), лакмус, метиловый оранжевый, карбонат натрия, гидроксид натрия, магний, пробирки.

Тип урока: комбинированный.


Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Актиизация познавательной деятельности.

3.Изучение новой темы.

3.1Физические свойства уксусной кислоты.

3.2 Общие свойства кислот.

3.3.Специфические свойства уксусной кислоты.

4. Сообщения обучающегося о применении уксусной кислоты.

5.Закрепление полученных знаний

6.Рефлексия.

7.Домашнее задание.


1. Организационный момент

Вступительное слово преподавателя.

2.Актиизация познавательной деятельности.

Урок начинается с игры «Черный ящик», в ходе которой формулируются тема, цели и задачи урока.

Преподаватель. Вам уже известны общие физические свойства карбоновых кислот, знаете вы и строение функциональной группы, номенклатуру этих кислородосодержащих органических соединений. А хорошо ли вам знаком этот представитель этого класса соединений?

1. Задание «Черный ящик».

У меня в черном ящике находится удивительное, но хорошо вам знакомое вещество. Название этого вещества древними греками отождествлялось с самим представлением о кислом. Нам оно хорошо известно в жидком агрегатном состоянии, но при охлаждении ниже 17 °С превращается в бесцветные кристаллы, похожие на лед.

О т в е т. Уксусная кислота (в ящике находится бутылка с уксусом).

К какому классу соединений оно относится?

Укажите функциональную группу.

Как она называется?

Что мы уже знаем об уксусной кислоте?

Попытайтесь сформулировать тему нашего урока.

Тема урока: «Свойства уксусной кислоты».

3.Изучение новой темы.

3.1Физические свойства уксусной кислоты:

При температуре 16,8° - бесцветная жидкость с резким запахом.

Растворима в воде.

Безводная уксусная кислота при охлаждении застывает, превращаясь в кристаллическую массу, напоминающую лёд ( «ледяная»).


Проблемный вопрос:

Будет ли уксусная кислота, как кислота органическая, проявлять общие свойства кислот?


Экспериментальным путём определить, проявляет ли уксусная кислота, как одноосновная карбоновая кислота, свойства, характерные для других органических кислот.


К вашему вниманию на столе инструктивные карты, которые помогут спланировать последовательность действий (Приложение-1)



3.2 Общие свойства органических кислот.


Опыт 1. Действие уксусной кислоты на индикаторы.

К раствору уксусной кислоты добавили растворлакмуса. Как изменилась окраска раствора? О чем это свидетельствует?

Запишите наблюдения и уравнение электролитической диссоциации уксусной кислоты.



Опыт 2. Взаимодействие уксусной кислоты с основаниями.

К раствору натрий гидроксида, окрашенного фенолфталеином, добавили раствор уксусной кислоты до обесцвечивания фенолфталеина. О чем свидетельствуют результаты опыта?

Запиши наблюдения, ответ на вопрос и уравнение реакции:

Опыт 3. Взаимодействие уксусной кислоты с металлами.

В пробирку с раствором уксусной кислоты поместили опилки магния. Что наблюдается? Какой газ выделяется?

Запиши наблюдения, ответы на вопросы и уравнения реакции:

Опыт 4. Взаимодействие уксусной кислоты с солями.

Добавили карбонат натрия в пробирку с раствором уксусной кислоты. Какой газ выделяется?

Запиши наблюдения, ответ на вопрос и уравнение реакции.

Форма отчета: приложение-1


3.3.Специфические свойства уксусной кислоты:

Взаимодействие со спиртами

                                 t, H2SO4
СН3СООН + СН3ОН ====  СН3СОО – СН3 + Н2О (реакция этерификации)

Взаимодействие с галогенами

                            hv
СН3СООН + CI2 == CH2CI – COOH + HCI

Горение

СН3СООН + 2O2 = 2CO2 + 2H2O



4. Сообщения обучающегося по вопросу применения уксусной кислоты как незаменимого помощника во многих домашних делах.

ЧТО МОЖЕТ УКСУС?

• Используется как приправа к пище

• Используется как консервант

• Достаточно в воду добавить немного уксуса, и надтреснутое яйцо не вытечет во время варки

• Ватным тампоном, смоченным в уксусе, легко вымыть раковины, эмалированную посуду

• Чтобы очищенные свежие грибы не чернели, нужно положить их в подсоленную и подкисленную уксусом воду

• Запах затхлого хлеба исчезнет, если стенки буфета протереть раствором уксуса

• Запах рыбы, лука, чеснока, селедки исчезнет, если посуду сполоснуть водой с уксусом

• Жирную посуду, сковородки, кухонные полотенца, губки и щетки легче отмыть, если в воду добавить немного уксуса

• Чтобы мухи не залетали в окна, смажьте оконные рамы уксусом

• Обтирание уксусом, наполовину разведенным с водой, снижает жар человеческого тела

• Увядшая зелень станет свежей, если положить ее в воду с уксусом

• Волосы после мытья хорошо ополаскивать водой с уксусом: они будут мягкими и блестящими

• При варке борща добавляют уксус для закрепления красного красителя из свеклы

• От мела на полу, классной доске можно избавиться с помощью водного раствора уксусной кислоты

Уксус, ты могуч!

5.Закрепление полученных знаний. Студентам предлагается ответить на вопросы мини-теста «Пятерочка» (если обучающиеся отвечают правильно, то в таблице ответов (табл. 2) появляется цифра пять).

Таблица 1



Тест

Отметьте правильные ответы (их может быть несколько) в таблице.

1. Раствор уксусной кислоты реагирует с веществами:

а) NН3; б) FeO; в) Na2CO3; г) ZnO; д) CO.

2. Предельные одноосновные карбоновые кислоты имеют общую формулу:

а) СnН2nO; б) СnН2nO2; в) СnН2n+2O;

г) СnН2nO3; д) СnН2n–2O2.

3. Следующие признаки верно отражают физические свойства уксусной кислоты:

а) газообразное вещество;

б) имеет характерный запах;

в) хорошо растворяется в воде;

г) при комнатной температуре бесцветная жидкость;

д) плохо растворяется в воде.

4. Соли уксусной кислоты называются:

а) формиаты; б) цитраты; в) пропионаты;

г) ацетаты; д) оксалаты.

5. При взаимодействии уксусной кислоты с карбонатом натрия образуются вещества:

а) Н2СО3; б) СО2; в) Н2О;

г) СН3СООNa; д) NaОН.

6.Рефлексия

В заключение – рефлексивный тест.

Вопрос

Примерные ответы

1.С каким настроением ты приходил на занятия по химии

1.С хорошим

2.С нетерпением ждал нового занятия

3.Занятия были для меня в тягость

2.На данных занятиях мне было

1.Интересно и увлекательно.

2.Сложно и непонятно.

3.Скучно и монотонно

3.Знания, которые я получил при изучении курса химии

1.Пригодятся мне в дальнейшей учебе и повседневной жизни.

2.Не пригодятся мне в дальнейшем.

3.Новых знаний я не получил.


7. Домашнее задание:

§ учебника  (Г. Е. Рудзитис, Ф. г. Фельдман).

Подготовить сообщения по теме: «Производство пищевой уксусной кислоты».



Приложение 1

Таблица результатов:

Название опыта

Наблюдения

Уравнения реакций

1

Действие ___________ кислоты на индикатор





2

Взаимодействие ____________ кислоты с магнием






3

Взаимодействие ____________ кислоты с основаниями






4

Взаимодействие ____________ кислоты с солями








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!