Тема: «Умножение числа на произведение».
Цель:
Дать представление об умножении числа на произведение.
Задачи:
1.Развивать логическое мышление и мыслительную деятельность.
2. Совершенствовать вычислительные умения и навыки.
3. Развитие умения решать задачи с экологическим содержанием.
Оборудование:
Иллюстрация геометрических фигур со стрелками для физкультминутки (гимнастика для глаз).
Геометрические фигуры (заготовки) для игры «Пифагор» для каждого учащегося.
Изображение геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг, трапеция, квадрат).
1. Организационный момент.
- Математику друзья, не любить никак нельзя.
Очень строгая наука, очень точная наука,
Интересная наука – это математика!
2. Математический диктант. Объявление темы урока.
Ну-ка в сторону карандаши.
Ни калькуляторов, ни ручек, ни мела.
Устный счёт! Мы творим это дело
Только силой ума и души.
-Ребята, я предлагаю написать математический диктант. Я диктую примеры, а вы записываете ответы у себя в тетрадях.
Учитель диктует.
увеличьте 56 на 14;
найдите произведение 23 и 2;
уменьшите 35 на 9;
напишите число, которое больше 43 на 11;
уменьшите 99 в 3 раза;
во сколько раз 400 больше 100;
найдите частное чисел 60 и 5;
назовите число, которое меньше 72 на 14;
на сколько 120 меньше 200;
найдите сумму чисел 83 и 8.
-Прочитайте, какие ответы у вас получились. ( 2-3 ученика зачитывают свои ответы).
- А теперь проверьте свои ответы с записью на доске.
На доске:
70 | 46 | 26 | 54 | 33 | 4 | 12 | 58 | 80 | 91 |
И | Ж | Н | Е | О | У | М | Н | Е | . |
- Расположите ответы в порядке возрастания и вы узнаете тему нашего урока.
- Итак, тема урока - «Умножение».
3. Постановка проблемного вопроса.
-Да, мы продолжаем открывать секреты этого удивительного действия. Но у меня возникла небольшая проблема. Может вы мне поможете?
-Как посчитать, сколько всего мышек? (Иллюстрация на доске. Записываются все варианты детей).
и т д
3 * (4 * 2 ) = 24
(3 * 4 ) * 2 = 24
(3 * 2 ) * 4 = 24
- Почему при разных способах умножения получаются одинаковые ответы? (Используется сочетательный закон умножения).
4. Изучение новой темы.
- Как же можно умножить число на произведение?
(Умножить число на произведение можно разными способами:
1) вычислить произведение и умножить на него число;
2) умножить число на первый множитель и результат умножить на второй множитель;
3) умножить число на второй множитель и результат умножить на первый множитель.)
5. Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
Учитель предлагает следить глазами по стрелкам на фигурах.
Читает текст:
- Рисуй глазами треугольник, теперь его переверни вершиной вниз. И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмёрку вертикально, ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води
И на бочок её клади. Теперь следи горизонтально
И в центре ты остановись, зажмурься крепко не ленись.
Глаза открываем мы наконец. Зарядка окончилась,
Ты молодец!
6. Закрепление темы.
1.Работа с учебником.
- Решение примеров № 35.вычислить. сравнить способы вычислений и результаты.
- Сейчас я предлагаю вам выполнить № 36, стр.12.
( Учащиеся выходят к доске по одному и решают примеры с объяснением).
2. Решение экологических задач.
- Итак, мы познакомились с разными способами умножения числа на произведение для того, чтобы умножать в любом удобном порядке. Теперь эти знания мы попробуем применить на практике. Решим интересную задачу.
Сова съедает в день 15 мышей. Сколько мышей съедят 2 совы за 3 дня?
-Попробуем решить задачу удобным способом.
( 15 * 2 ) * 3 = 90 (мышей)
Решение задач по учебнику.
- № 38 под руководством учителя. Читают, записывают краткое условие:
1 корова - 14 л в сут.
10 коров - ? за 7 сут.
Записать 2 способами
1 способ: 14 х 10 = 140 (л) – 10 коров за сутки
140 х 7 =980 (л)
2 способ: 14 х 7 = 98 – 1 корова за 7 суток
98 х 10 = 980 (л)
Ответ: 980 л молока получат от 10 коров за 7 суток.
3. Решение примеров
№ 39 – 1 вариант 1 строка, 2 вариант – 2 строка.
Проверка.
№ под чертой – работа по карточкам. Самооценивание, сравнение с образцом.
4. Задачи на смекалку.
На доске изображение геометрических фигур: круг, треугольник, трапеция, квадрат, прямоугольник.
- Ребята, какая фигура здесь лишняя и почему? (Круг. Она не имеет углов).
- А какую фигуру вы уберёте сейчас? (Треугольник. У него три угла).
- А чем похожи оставшиеся геометрические фигуры?
- Ребята, посмотрите на геометрические фигуры. Кого они вам напоминают? (Птиц). Составьте одну из этих фигур самостоятельно.
7. Рефлексия.
- Ребята, с каким настроением вы уходите с урока?
(Учащиеся выбирают кружочек определённой цветовой гаммы, соответствующий их настроению и кладут в «конвертик настроения»).
- Оценивание работы на уроке.
8. Домашнее задание.
Стр. 12, № 38.
9. Итог урока.
- Урок окончен. Всем спасибо за работу.