СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 10 классе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 10 классе.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок в 10 классе»










Урок биологии в 10 классе на тему

"Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье "












Урок проводила учитель биологии

высшей категории:

Шамсадова Лиза Вахидовна






















Урок биологии по теме "Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье "

Учитель биологии: Шамсадова Л.В.


Визитная карточка урока

Предмет: биология.

Класс: 10 класс.

Технология развивающего обучения.

Тип урока: комбинированный.


Цели урока: формирование знаний об особенностях индивидуального развития

человека на всех этапах эмбрионального и постэмбрионального

развития.


Задачи:

образовательная: углубить и систематизировать знания обучающихся об онтогенезе

организмов; охарактеризовать содержание этапов онтогенеза:

эмбрионального и постэмбрионального периодов;расширить

представления о постэмбриональном периоде индивидуального

развития; показать роль внутренних факторов в изменении

нормального хода онтогенеза; раскрыть зависимость онтогенеза от

условий окружающей среды; всесторонне охарактеризовать

воздействие никотина, алкоголя и наркотических веществ на

развитие зародыша человека;

развивающая: продолжить развитие исследовательской компетентности

обучающихся: через поиск необходимой информации в учебной,

дополнительной литературе, Интернете; развивать умение работать

со схемами, рисунками, слайдами презентации; развивать умение

сравнивать; развивать умение устанавливать закономерности при

анализе стадий онтогенеза; умение анализировать (умения

выдвигать гипотезу на основе мысленного эксперимента для ответа

на вопросы проблемного характера); развивать творческие

способности обучающихся с помощью самостоятельной работы по

переносу полученных знаний и умений в новую ситуацию;

воспитательная: развивать коммуникативные способности обучающихся на уроке при

работе в парах; воспитывать культуру умственного труда -

развивать внутреннюю мыслительную активность и

самостоятельность; сформировать правила сохранения здоровья

человека на протяжении всей жизни и особенно репродуктивного

периода.

Оформление: презентация учителя «Онтогенез», презентации обучающихся

(опережающее задание), стенд с фотографиями новорождённых и грудных

детей, обучающихся данного класса, совместные фотографии детей и

родителей.


Оборудование необходимое для урока: карточки учёта знаний, оценочная карточка

эксперта, экран для проектирования, компьютер, мультимедийная приставка,

рабочие листы для каждого обучающегося.


На доске записаны слова пословицы:


« От худого семени не жди доброго племени»


Обучающиеся получают новую информацию под руководством учеников-экспертов и учителя. Экспертная группа состоит из пяти человек, каждый из которой получает опережающее задание по данной теме. Обучающиеся экспертной группы помогают обучающимся в изучение нового материала и оценивают работу своих одноклассников. Работа экспертов оценивается по трём направлениям: самооценка, оценка обучающихся, оценка учителя.



Ход урока

  1. Организационный момент:

  • приветствие;

  • подготовка аудитории к работе;

  • наличие обучающихся.

  1. Активизация учебной деятельности

Учитель:

- Сегодня мы продолжим работу по теме «Индивидуальное развитие организма».

- Кто поможет мне перевести название темы на биологический язык?

Ученик:

-Онтогенез.

Учитель:

-Правильно. Я предлагаю вам дописать предложенную мной формулу онтогенеза.

1)На доске записывается начало формулы

Онтогенез =……….+………….

Ученики предлагают варианты ответов, которые записываются на доске. Выбирается правильный вариант ответа. Формула с помощью мультимедийной установки проектируется на экран.

Онтогенез = эмбриональное развитие + постэмбриональное развитие.


2)Небольшой биологический диктант: митоз, спора, цитология, анафаза, автотрофы, гамета, цитокинез.

3) Работа по рубрике «Подумайте!» (работа с мотивированными обучающимися):

- Каково значение искусственного оплодотворения в растениеводстве и животноводстве?

или

- Способно ли в человеческой популяции рождение особей, имеющие идентичный генотип и являющиеся копиями друг друга? На каком этапе это происходит?(однояйцевые близнецы – на ранних стадиях дробления клетки ещё не специализированы, поэтому каждая из них может дать начало целому организму, и разъединение по какой-либо причине этих клеток приводит к образованию одинаковых эмбрионов).


4) Игра «Биоринг» (работа со слабо мотивированными обучающимися).

5) Игра «Смысловые пропорции»:

Онтогенез:филогенез=

Традиции:история

Минута:час

Гусеница:бабочка

Утро:сутки


III. Мотивационно-ориентировочный этап:

Учитель:

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.


Ученик:

- Я думаю, что тему можно сформулировать следующим образом: «Особенности эмбрионального развития».

Варианты учащихся.


Тема проектируется на экран. "Онтогенез. Репродуктивное здоровье "


Учитель:

- Какую информацию вы должны получить, чтобы изучить данную тему?


Ученики называют основные задачи, которые проектируются на экран.


Задачи:

  • узнать, что такое эмбриональное развитие;

  • выделить основные этапы развития;

  • установить, какие изменения происходят на каждом этапе;

  • выяснить, из чего и как формируется зародыш;

  • условия, влияющие на развитие зародыша.


Учитель: Я предлагаю включить ещё один пункт:

  • осознать ответственность за будущее.

IV. Этап знакомства с новым материалом.


Учитель:

- Давайте вместе дадим определение эмбрионального развития(составление определения)

- Сейчас мы вместе постараемся составить схему «Эмбриональное развитие человека».



Эмбриональное развитие: (основные этапы развития зародыша)

образование зиготы,

процесс дробления с образованием бластулы,

стадия нейрулы,

процесс органогенеза.


Ученик:

- При изучении таблицы можно выделить следующие этапы: образование зиготы, процесс дробления с образованием бластулы, стадия нейрулы, процесс органогенеза.


Учитель:

- Представляю состав экспертной группы. Данные обучающиеся выполняли дома предложенные мной опережающие задания. Каждый член экспертной группы получил своё задание, с которым сейчас выступит перед вами.




- Внимание на экран. Я составил таблицу «Этапы эмбрионального развития»

Основные этапы

Особенности этапа

Схематичный рисунок

1. Образование зиготы

Образуется при слиянии сперматозоида и яйцеклетки

2. Образование бластулы

Дробление зиготы. Деление клеток, которые не сопровождается ростом. Образуется многоклеточный шар, состоящий из 32 клеток. Внутри шара находится полость – бластоцель.

3. Образование гаструлы

Деление клеток на одном из полюсов бластулы и впячивание их внутрь бластоцели-гаструляция. Образование двух зародышевых листов – эктодермы и энтодермы, а затем развитие мезодермы.

4. Стадия нейрулы

Формирование важных частей зародыша – нервной трубки и хорды. Нервная трубка развивается из эктодермы, а хорда из мезодермы.

5. Закладка и формирование органов – гистогенез

Процесс дифференцировки клеток и формирование органов.



Ученик – эксперт 1:

- Процесс эмбрионального развития человека длится около 280 суток и подразделяется на три периода: начальный (1-я неделя), зародышевый (2 - 8-я недели), плодный (с 9-й недели до рождения).




Учитель:

- О критических периодах эмбрионального этапа развития расскажет ученик – эксперт 2.


Ученик – эксперт 2:


- А сейчас мы назовём факторы, которые отрицательно влияют на развитие зародыша, и составимсхему, воспользуйтесь текстом учебника на с.133-134.


На экран проектируется схема, созданная учеником - экспертом.


Образец схемы





Читается отрывок стихотворения Али Ибн Сина «Поэма о медицине»


О детях, находящихся

ещё в утробе матери:

Как следует, о том веду я речь.

Дитя в утробе матери беречь.

Ничто зловредное его пусть не коснётся,

Пусть мать питается не как придётся,

А ест еду и влагу с пользой пьёт,

Так, чтоб нормально развивался плод.

Пускай отбросов в пище будет мало,

Чтоб кровь она при этом очищала.


Учитель: Как вы понимаете строки этого стихотворения?


Обсуждение стихотворения.


Учитель:

- А сейчас небольшой воспитательный момент. Проведёт его ученик – эксперт 3.


Ученик – эксперт 3: Мы становимся взрослыми. И должны научиться нести ответственностьза все действия, решения, которые мы принимаем. Девочки, девушки, и даже взрослые женщины стоят перед выбором сохранить беременность или её прервать.

Прежде чем пойти на страшный шаг убийства, а это действительно убийство, подумаем!Возможно, этот ребёнок будет нашей опорой в жизни, будет самым умным, талантливым. Действительно, для любого нормального человека уничтожение живой жизни безнравственно, греховно. Необходимо отметить, что ответственность за аборт ложится на двоих – мужчину и женщину. И чтобы в будущем в нашей жизни не было таких минут, я хочу вы послушалитекст дневника нерождённого ребёнка. Текст предоставлен религиозными деятелями. Я призываю вас только к одному: задумайтесь!



Голос не рожденного ребенка


Я такой же как все,

как бутончик в росе

Я хотел расцвести

и по жизни идти.


Расцветают сады и приносят плоды

Неужели бы мне не хватило еды?

Как красиво поют по весне соловьи...

Неужели бы мне не хватило любви?


Хорошо бы родиться у птиц, у зверей

Ведь ни звери, ни птицы не губят детей...

Я бы зайчиком серым скакал по лугам

Или лебедем белым летел к облакам



V. Закрепление.

1)Составление синквейна по главному слову «Потомство»

  1. Потомство

  2. Здоровое, жизнеспособное.

  3. Появляется, продолжает, сохраняет.

  4. Потомство обеспечивает непрерывность жизни.

  5. Жизнь!

2)Игра «А ну-ка, отгадай!»

Органогенез (рог, ген, зона «е»)

Эмбриология (эго, миля и бор)

VI. Рефлексивно-оценочный этап

  1. Оценивание

  2. Рефлексия:

- Мое настроение после урока биологии…


Учитель: Делаем обобщение по изученному материалу. С чем мы сегодня познакомились на уроке? Выполнены задачи, которые были поставлены в начале урока?


Ученик: На сегодняшнем уроке мы познакомились с основными этапами эмбрионального развития.


Учитель: Назовите основные этапы эмбриогенеза.


Ученик: Основные этапы эмбриогенеза – это образование зиготы, бластулы, гаструлы, процесс гистогенеза.


Учитель: Ученики – эксперты, соберите карточки учёта знаний, проставьте итоговые оценки. Мы с вами должны оценить работу экспертов.


Итоговая оценка за работу экспертам выставляется учителем.


Подводятся итоги урока, комментируются оценки экспертами, комментируется оценка учителем за работу экспертов. Оценки выставляются в журнал.


Учитель:

- Дома изучаем § 3.9; прочитать суру из Корана 6:151, 6:152.