Колбанова Т.В.
Учитель географии ГУО «Гимназия имени Я.Купалы» г.Мозыря
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках географии.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках географии в современном обществе является необходимостью. Природные явления, геологические процессы , происходящие сегодня или много лет назад можно наблюдать визуально используя ИКТ. Осознанное понимание происходящих процессов приводит к пониманию взаимосвязи в географических знаниях, а это первый сигнал того, что предмет начинает нравится, мотивация растет. Учащиеся понимающие изучаемый материал, интересуются более детальными процессами и явлениями происходящими не только в рамках школьной программы.
На своих уроках я стараюсь использовать ИКТ для проверки д,з: шаблоны программы СМАРТ, интернет –ресурсы, тестовые задания и т.д. –сейчас уже не пугают учащихся, так как это вызывает больший интерес к проверке знаний ежели ответ на листочке или в тетради.
Ведь не даром У.Штраус в своих трудах «Теория поколений», говорит о том, что дети рожденные в 2000году и позже- это дети Z поколения-дети информационного общества. Такие дети не умея читать, но при этом прекрасно справляются с информационными средствами: телефоном, компьютером, ноутбуком. По своей психологической природе таким детям не свойственна усидчивость, внимательность.
Анализируя данную информацию, понимаешь, что таким детям интересно работать с тем, в чем они разбираются. Чтобы урок был интересен не только мне, но и учащимся, я использую различные формы работы на уроке, которые позволяют учащимся менять вид деятельности на и внимания. ИКТ вызывает интерес, так как не только интересно смотреть видеофрагменты, но и работать с инструментами интерактивной доски : рисовать, перетаскивать объекты, открывать ячейки, пользоваться ластиком и т.д. Если в 6-8 классе учащимся интересно работать с готовым материалом на интерактивной доске, то в 9-11 классах ребята хотят сами создавать задания и при этом с удовольствием выполняют предложенные .
Примером будет конспект урока в 10 классе по теме «Геологическое строение Беларуси» с использованием интерактивной доски, Интернет-ресурсов, программного приложения СМАРТ.
Тема урока «Геологическое строение Беларуси»
Цель: формирование представления об особенностях геологического строения Беларуси.
Задачи:
образовательные:
создание условий для усвоения понятий «антеклиза», «синеклиза», «прогиб» , «впадина»; способствовать формированию представлений о геохронологической шкале, крупнейших тектонических структурах и формировании кристаллического фундамента путем использования информационно-коммуникационных технологий;
развивающие:
способствовать овладению учащимися основными способами мыслительной деятельности при выделении крупных тектонических структур; развивать умения и навыки работы с картографическим материалом ; проводить анализ этого материала, выделять главное, сравнивать, анализируя тематические карты; развивать способности устанавливать причинно-следственные связи;, самостоятельно работать с контурной картой;
воспитательные:
содействовать формированию у учащихся географической культуры, эстетического восприятия географических объектов Беларуси; умения работать в коллективе, включаться в диалог друг с другом, отстаивать свою точку зрения
Тип урока: урок изучения нового учебного материала.
Методы обучения:
словесные (беседа, диалог);
наглядные (работа с видеоматериалом, презентацией, картой);
практические (составление схем, поиск информации, работа с контурной картой и географическим атласом и учебным пособием);
дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)
Оборудование: мультимедийная презентация “Геологическое строение Беларуси» с программным обеспечением СМАРТ, видеофрагмент, мультимедийный проектор, экран, компьютер, атласы Беларуси, контурные карты, учебники, тетради, « Геологическая карта Беларуси”.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
I. Мотивация организационного момента Цель: осуществление межличностного контакта; создание комфортной психологической атмосферы; включение учащихся в деловой ритм урока. | Создает эмоциональную готовность к уроку. Знакомит с планом работы на уроке Знакомит с правилом оценки за урок - по баллам, которые они получают за правильный ответ в указанном количестве Обращает внимание на эпиграф «Час работы научит больше, чем день объяснения» | Приветствуют учителя. Проверяют наличие необходимого оборудования на парте. Читают эпиграф и поясняют смысл. |
II. Актуализация знаний и целеполагание Цель: первичное осознание нового учебного материала учащимися посредством определения темы; формулировки цели и задач урока; формирование представления об особенностях геологического строения Беларуси, через предложения учащихся о пути решения поставленных задач на уроке | Выполняют задание «Пазлы» в программе Learning ApS.  Платформа, складчатый пояс, щит, плита- выбирают соответствующую характеристику понятию и открывают нужный пазл. Открыв все пазлы откроется тема урока. | Определяют тему урока по представленным пазлам в игре и записывают в тетрадь Формулируют цель урока: формирование представления об особенностях геологического строения Беларуси. Формулируют задачи урока. Вспоминают пройденный материал на базе, которого будут усваиваться новые знания. При правильном ответе получают баллы. |
Ill. Усвоение новых знаний Цель: создание условий для усвоения понятий «антеклиза», «синеклиза», «прогиб» , «впадина»; способствовать формированию представлений о геохронологической шкале, крупнейших тектонических структурах и формировании кристаллического фундамента ознакомление с геохронологической таблицей; формирование умений самостоятельной работы с материалом учебного пособия, с атласами и контурной картой . | 1.Знакомит с геохронологической таблицей и понятиями «антеклиза», «синеклиза», «прогиб» , «впадина»; | Пробуют сформулировать понятия «антеклиза», «синеклиза», «прогиб» , «впадина». На контурную карту наносят тектонические структуры из учебника Осуществляют взаимопроверку При правильно выполненном задании получают 2 балла Отвечают. Группа учащихся выступают у доски с ответом по анализу геологической карты. Получают 2б за правильный ответ |
2.Организует индивидуальную работу с контурной картой и атласом и после дующую взаимопроверку с использованием интерактивной доски ( уч-ся показывают правильные ответы, перетаскивая названия тектонических структур на геологическую карту)  3.Подводит итог работы с картой: Каких тектонических структур больше на территории Беларуси ? Чем это объяснить? | Работа фокус группы (пока учащиеся работают с контурными картами, группа учащихся готовит ответ на вопрос) Проанализируйте геологическую карту Беларуси и покажите связь между геологическими процессами и отложениями на геологической карте. Что означают цвете на карте? |
| |
Ѵ.Систематизация и обобщение знаний Цель: развитие умений находить тектонические структуры и определять их возраст; систематизирование полученных знаний по теме | Работа в группах.Прием «Чемодан» Организация работы в группах. Виртуальное путешествие по геологическому прошлому страны с « чемоданом знаний» для того, чтобы добыть последние компоненты для определения особенности строения «+» и « -» тектонических структур, для установления взаимосвязи между геологическим строением и рельефом территории - 2б | Берут «чемоданы» у учителя по 1 представителю от группы. Достают из «чемодана» предложенный вопрос: отличительные особенности положительной структуры(название) и отрицательной структуры (название) . Какая взаимосвязь существует между вашей тектонической структурой и рельефом ( пример) |
ѴI.Закрепление нового материала Цель: обобщить и закрепить знания по изученному материалу; развивать умения анализировать, обобщать полученную информацию | Выполняют задание индивидуально Соотнесите: . Предлагает проверить используя шаблон | Учащиеся выходят к доске по желанию и выполняют задание в шаблоне Смарт Взаимопроверка задания Делают вывод, выявляют пробелы в знаниях |
ѴIl. Контроль и самопроверка знаний Цель: выявление качества и уровня овладения знаниями по изученному материалу; обеспечение их коррекции | Предлагает подсчитать количество баллов за урок | Анализируют свою работу , выставляя отметки себе. |
ѴIll. Подведение итогов урока Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы | Обращает внимание на эпиграф «Час работы научит больше, чем день объяснения». Выполнение задач урока. Выставление отметок Чему мы научились на уроке? | Анализируют работу класса по достижению поставленной цели и задач урока |
X. Домашнее задание Цель: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | §7, творческое задание №3,4 (выполнить на выбор учащихся). | Записывают в дневники |
IX. Рефлексия Цель: мобилизация учащихся на анализ своего поведения, мотивации, способов деятельности, общения. | Что бы дать оценку работе, которую выполняли на уроке: Кому изученная тема показалась сложной? Какие трудности возникали в ходе самостоятельной работы? | Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. |
Дополнительный материал к уроку.
Особенности строения положительных, отрицательных и переходных тектонических структур Беларуси.
Положительные структуры. Белорусская антеклиза – платформенный чехол нет превышает 500 м, в самой возвышенной части – 80-100 м. Варонежская антеклиза – поверхность кристаллического фундамента в наиболее приподнятой части находится на глубине 400 м. Украинский щит – породы кристаллического фундамента выходят на поверхность. Микошевичско-Житковичский выступ – породы фундамента подходят близко к поверхности. У всех положительных структур кристаллический фундамент находится близко к поверхности.
Отрицательные структуры: Оршанская впадина, Брестская впадина, Припятский прогиб – характеризуются глубоким залеганием фундамента и разным временем образования.
Переходные структуры: Латвийская седловина, Жлобинская, Полесская, Брагинско-Лоевская – кристаллический фундамент находится на глубинах от 500 до 1000 м, а сами они напоминают седло.
Направленность современных вертикальных движений на территории Беларуси.
Для территории Беларуси сейчас характерны только медлен¬ные опускания земной коры, амплитуда которых обычно не превышает 2 см в год. Исключение составляют небольшие участки в центре Беларуси, где фиксируются положительные современные вертикальные движения, но они не превышают 1 см.
По геохронологической шкале самый длинный и самый короткий по продолжительности геологический период.
Самый длинный – рифейский. Самый короткий – неогеновый.