СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 10 классе

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок в 10 классе по теме "Геологическое строение Беларуси" с использованием ИКТ

Просмотр содержимого документа
«Урок в 10 классе»

Колбанова Т.В.

Учитель географии ГУО «Гимназия имени Я.Купалы» г.Мозыря

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках географии.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках географии в современном обществе является необходимостью. Природные явления, геологические процессы , происходящие сегодня или много лет назад можно наблюдать визуально используя ИКТ. Осознанное понимание происходящих процессов приводит к пониманию взаимосвязи в географических знаниях, а это первый сигнал того, что предмет начинает нравится, мотивация растет. Учащиеся понимающие изучаемый материал, интересуются более детальными процессами и явлениями происходящими не только в рамках школьной программы.

На своих уроках я стараюсь использовать ИКТ для проверки д,з: шаблоны программы СМАРТ, интернет –ресурсы, тестовые задания и т.д. –сейчас уже не пугают учащихся, так как это вызывает больший интерес к проверке знаний ежели ответ на листочке или в тетради.

Ведь не даром У.Штраус в своих трудах «Теория поколений», говорит о том, что дети рожденные в 2000году и позже- это дети Z поколения-дети информационного общества. Такие дети не умея читать, но при этом прекрасно справляются с информационными средствами: телефоном, компьютером, ноутбуком. По своей психологической природе таким детям не свойственна усидчивость, внимательность.

Анализируя данную информацию, понимаешь, что таким детям интересно работать с тем, в чем они разбираются. Чтобы урок был интересен не только мне, но и учащимся, я использую различные формы работы на уроке, которые позволяют учащимся менять вид деятельности на и внимания. ИКТ вызывает интерес, так как не только интересно смотреть видеофрагменты, но и работать с инструментами интерактивной доски : рисовать, перетаскивать объекты, открывать ячейки, пользоваться ластиком и т.д. Если в 6-8 классе учащимся интересно работать с готовым материалом на интерактивной доске, то в 9-11 классах ребята хотят сами создавать задания и при этом с удовольствием выполняют предложенные .

Примером будет конспект урока в 10 классе по теме «Геологическое строение Беларуси» с использованием интерактивной доски, Интернет-ресурсов, программного приложения СМАРТ.





Тема урока «Геологическое строение Беларуси»

Цель: формирование представления об особенностях геологического строения Беларуси.

Задачи:

образовательные:

создание условий для усвоения понятий «антеклиза», «синеклиза», «прогиб» , «впадина»; способствовать формированию представлений о геохронологической шкале, крупнейших тектонических структурах и формировании кристаллического фундамента путем использования информационно-коммуникационных технологий;

развивающие:

способствовать овладению учащимися основными способами мыслительной деятельности при выделении крупных тектонических структур; развивать умения и навыки работы с картографическим материалом ; проводить анализ этого материала, выделять главное, сравнивать, анализируя тематические карты; развивать способности устанавливать причинно-следственные связи;, самостоятельно работать с контурной картой;

воспитательные:

содействовать формированию у учащихся географической культуры, эстетического восприятия географических объектов Беларуси; умения работать в коллективе, включаться в диалог друг с другом, отстаивать свою точку зрения

Тип урока: урок изучения нового учебного материала.

Методы обучения:

  • словесные (беседа, диалог);

  • наглядные (работа с видеоматериалом, презентацией, картой);

  • практические (составление схем, поиск информации, работа с контурной картой и географическим атласом и учебным пособием);

  • дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Оборудование: мультимедийная презентация “Геологическое строение Беларуси» с программным обеспечением СМАРТ, видеофрагмент, мультимедийный проектор, экран, компьютер, атласы Беларуси, контурные карты, учебники, тетради, « Геологическая карта Беларуси”.


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

I. Мотивация организационного момента


Цель: осуществление межличностного контакта; создание комфортной психологической атмосферы; включение учащихся в деловой ритм урока.

Создает эмоциональную готовность к уроку.

Знакомит с планом работы на уроке

Знакомит с правилом оценки за урок - по баллам, которые они получают за правильный ответ в указанном количестве

Обращает внимание на эпиграф «Час работы научит больше, чем день объяснения»

Приветствуют учителя. Проверяют наличие необходимого оборудования на парте.


Читают эпиграф и поясняют смысл.

II. Актуализация знаний и целеполагание

Цель: первичное осознание нового учебного материала учащимися посредством определения темы; формулировки цели и задач урока; формирование представления об особенностях геологического строения Беларуси, через предложения учащихся о пути решения поставленных задач на уроке

Выполняют задание «Пазлы» в программе Learning ApS.

Платформа, складчатый пояс, щит, плита- выбирают соответствующую характеристику понятию и открывают нужный пазл. Открыв все пазлы откроется тема урока.

Определяют тему урока по представленным пазлам в игре и записывают в тетрадь

Формулируют цель урока: формирование представления об особенностях геологического строения Беларуси.

Формулируют задачи урока.

Вспоминают пройденный материал на базе, которого будут усваиваться новые знания.

При правильном ответе получают баллы.

Ill. Усвоение новых знаний

Цель: создание условий для усвоения понятий «антеклиза», «синеклиза», «прогиб» , «впадина»; способствовать формированию представлений о геохронологической шкале, крупнейших тектонических структурах и формировании кристаллического фундамента ознакомление с геохронологической таблицей;

формирование умений самостоятельной работы с материалом учебного пособия, с атласами и контурной картой .

1.Знакомит с геохронологической таблицей

и понятиями «антеклиза», «синеклиза», «прогиб» , «впадина»;

Пробуют сформулировать понятия «антеклиза», «синеклиза», «прогиб» , «впадина».


На контурную карту наносят тектонические структуры из учебника

Осуществляют взаимопроверку

При правильно выполненном задании получают 2 балла

Отвечают.



Группа учащихся выступают у доски с ответом по анализу геологической карты.

Получают 2б за правильный ответ


2.Организует индивидуальную работу

с контурной картой и атласом и после

дующую взаимопроверку с использованием

интерактивной доски ( уч-ся показывают

правильные ответы, перетаскивая названия

тектонических структур на геологическую карту)

3.Подводит итог работы с картой:

Каких тектонических структур больше

на территории Беларуси ? Чем это объяснить?


Работа фокус группы (пока учащиеся работают с контурными картами, группа учащихся готовит ответ на вопрос)


Проанализируйте геологическую карту Беларуси и покажите связь между геологическими процессами и отложениями на геологической карте. Что означают цвете на карте?







Ѵ.Систематизация и обобщение знаний


Цель: развитие умений находить тектонические структуры и определять их возраст; систематизирование полученных знаний по теме


Работа в группах.Прием «Чемодан»

Организация работы в группах. Виртуальное путешествие по геологическому прошлому страны с « чемоданом знаний» для того, чтобы добыть последние компоненты для определения особенности строения «+» и « -» тектонических структур, для установления взаимосвязи между геологическим строением и рельефом территории - 2б


Берут «чемоданы» у учителя по 1 представителю от группы.

Достают из «чемодана» предложенный вопрос: отличительные особенности положительной структуры(название) и отрицательной структуры (название) . Какая взаимосвязь существует между вашей тектонической структурой и рельефом ( пример)

ѴI.Закрепление нового материала


Цель: обобщить и закрепить знания по изученному материалу; развивать умения анализировать, обобщать полученную информацию


Выполняют задание индивидуально

Соотнесите:

. Предлагает проверить используя шаблон

Учащиеся выходят к доске по желанию и выполняют задание в шаблоне Смарт

Взаимопроверка задания

Делают вывод, выявляют пробелы в знаниях



ѴIl. Контроль и самопроверка знаний

Цель: выявление качества и уровня овладения знаниями по изученному материалу; обеспечение их коррекции

Предлагает подсчитать количество баллов за урок

Анализируют свою работу , выставляя отметки себе.

ѴIll. Подведение итогов урока

Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

Обращает внимание на эпиграф «Час работы научит больше, чем день объяснения». Выполнение задач урока. Выставление отметок

Чему мы научились на уроке?

Анализируют работу класса по достижению поставленной цели и задач урока


X. Домашнее задание

Цель: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

§7, творческое задание №3,4 (выполнить на выбор учащихся).


Записывают в дневники

IX. Рефлексия

Цель: мобилизация учащихся на анализ своего поведения, мотивации, способов деятельности, общения.

Что бы дать оценку работе, которую выполняли на уроке:

Кому изученная тема показалась сложной? Какие трудности возникали в ходе самостоятельной работы?

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.

Дополнительный материал к уроку.



Особенности строения положительных, отрицательных и переходных тектонических структур Беларуси.

Положительные структуры. Белорусская антеклиза – платформенный чехол нет превышает 500 м, в самой возвышенной части – 80-100 м. Варонежская антеклиза – поверхность кристаллического фундамента в наиболее приподнятой части находится на глубине 400 м. Украинский щит – породы кристаллического фундамента выходят на поверхность. Микошевичско-Житковичский выступ – породы фундамента подходят близко к поверхности. У всех положительных структур кристаллический фундамент находится близко к поверхности.

Отрицательные структуры: Оршанская впадина, Брестская впадина, Припятский прогиб – характеризуются глубоким залеганием фундамента и разным временем образования.

Переходные структуры: Латвийская седловина, Жлобинская, Полесская, Брагинско-Лоевская – кристаллический фундамент находится на глубинах от 500 до 1000 м, а сами они напоминают седло.

Направленность современных вертикальных движений на территории Беларуси.

Для территории Беларуси сейчас характерны только медлен¬ные опускания земной коры, амплитуда которых обычно не превышает 2 см в год. Исключение составляют небольшие участки в центре Беларуси, где фиксируются положительные современные вертикальные движения, но они не превышают 1 см.

По геохронологической шкале самый длинный и самый короткий по продолжительности геологический период.

Самый длинный – рифейский. Самый короткий – неогеновый.