1. Мотивация учебной деятельности | Учитель приветствует детей и привлекает их внимание к судейскому молотку, слайду презентации (слайд №1), на котором изображена мантия, к гербу и флагу РФ (находятся в кабинете), задаёт вопросы, кратко рассказывает о том, что символизирует молоток, используют ли его в российских судах, об обязательном ношении судейской мантии, наличии флага и герба РФ в судах РФ. Начинает подводить учащихся к теме урока, говорит, что речь пойдёт о судопроизводстве, но не сообщает, о каком именно. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя | Назвать предмет на столе и высказать предположения о том, что символизирует этот предмет. Ответа: судейский молоток является символом полномочий судьи и права на окончательное решение. Кроме того, с его помощью судья призывает к порядку во время рассмотрения дела, если стороны его нарушают. В англоязычных странах, например, в США и Великобритании, удар молотком в конце заседания является обязательным. | Владеть знаниями об использовании государственной символики в российских судах | Ценностное отношение к государственным символам своей страны; развивать креативное мышление при решении учебно-познавательных проблем; владеть различными способами общения и взаимодействия; развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств |
2. Актуализация полученных знаний | Учитель просит дать определение понятию «судопроизводство» и назвать его виды (слайды №2, 3), (Слайд 4) Предлагает посмотреть на инсценировку судебного заседания и определить, какое решение вынесет суд, а после завершения инсценировки просит назвать вид судопроизводства, к которому относится спор, рассматриваемый в разыгранной правовой (Слайд 5) Сообщает, что сегодня на уроке будут рассмотрены основные особенности гражданского судопроизводства в России | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Одна группа учащихся (заранее подготовленная) показывает фрагмент судебного заседания (приложение 1) о расторжении брака, играя роли истца, ответчика, судьи и секретаря, другая группа наблюдает за происходящим и отвечает на вопросы после завершения инсценировки | Сформулировать определение понятия «судопроизводство». Назвать виды судопроизводства. Определить, какое решение вынесет суд Ответ: даст срок для примирения или вынесет решение о расторжении брака Назовите вид судопроизводства, к которому относится спор, рассматриваемый в разыгранной правовой ситуации Ответ: гражданское судопроизводство | Различать признаки научных понятий и использовать понятийный аппарат при анализе и оценке социальных явлений при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний; оценивать социальную информацию по проблемам правового регулирования, давать оценку действиям людей в типичных (модельных) ситуациях с точки зрения норм права. | Понимание положительной роли суда как института, стоящего на страже прав и свобод; устанавливать существенные признаки для сравнения, классификации и обобщения социальных объектов, явлений и процессов; |
3. Изучение нового материала | (Слайд 6) Учитель объявляет план урока и предлагает в течение изучения нового материала с опорой на материалы учебника и беседы на уроке заполнять пропуски в рабочих листах (работа в рабочих листах проверяется к следующему уроку) (Слайд 7, 8) С опорой на слайды учитель даёт определение понятию «гражданское судопроизводство», называет главный правовой источник данной отрасли права, основные виды гражданских споров. Просит сказать, какой спор рассматривался в разыгранном судебном заседании, в каких случаях рассматриваются дела о разводах в суде. Предлагает привести примеры к видам гражданских споров. (Слайд 9) Далее учитель называет участников гражданского судопроизводства, подробнее характеризуя стороны гражданского судопроизводства: истца и ответчика. Просит назвать истца и ответчика в разыгранном споре. (Слайд 10) Знакомит учащихся с определением понятия «принципы гражданского судопроизводства». Предлагает учащимся ознакомиться с помощью учебника с принципами гражданского судопроизводства и обращает внимание на задания в рабочем листе Возвращается к плану урока (слайд №11). Просит ознакомиться со схемой в учебнике (с. 360) и назвать суды, в которых могут рассматриваться гражданские споры. Предлагает назвать суд, в котором рассматривается дело о разводе, представленное в инсценировке Сообщает, что иск, как правило, подаётся в суд по месту жительства ответчика. Просит вспомнить разыгранную историю и догадаться о месте жительства ответчика – гражданина Малеева (Слайд 12, 13) Затем учитель знакомит учащихся со стадиями гражданского судопроизводства в приказном порядке и в исковом порядке, просит определить стадию, которой соответствует фрагмент представленного на уроке бракоразводного дела. | Ученики знакомятся с планом урока и рабочими листами, открывают учебники. Ученики слушают учителя и заполняют пропуски в рабочих листах. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Учащиеся приводят примеры Учащиеся слушают учителя и заполняют пропуски в рабочих листах, отвечают на вопросы учителя. Учащиеся зачитывают по очереди принципы гражданского производства и заполняют пропуски в рабочих листах. Учащиеся работают со схемой и отвечают на вопросы учителя Учащиеся слушают учителя и отвечают на вопрос Ученики слушают учителя, знакомятся со схемой на с. 364 учебника, отвечают на вопросы и заполняют пропуски в рабочих листах. | Назвать вид гражданского спора, который рассматривался в разыгранном судебном заседании, и случаи, при которых дела о разводах рассматриваются в суде Ответ: семейный спор, дела о разводе в суде рассматриваются в случаях несогласия одного из супругов с разводом и наличия несовершеннолетних детей Привести примеры к видам гражданских споров Определите стороны гражданского процесса в разыгранной ситуации. В чём состоит исковое требование истца. Ответ: истец: Малеева, ответчик Малеев. Истец требует расторгнуть брак с Малеевым Определить по рисунку принцип гражданского судопроизводства и записать его в рабочем листе Определите вид судов, в которых рассматриваются гражданские споры. Пользуясь схемой в учебнике, перечислите суды этого вида В каком суде рассматривалось дело о разводе, представленное в инсценировке (в мировом) В какой суд обращалась гражданка Малеева. Где прописан её муж? Ответ: В участок №2 Красноборского судебного района, который находится в селе Верхняя Тойма. Ответчик прописан в Верхнетоемском округе Определить стадию, которой соответствует фрагмент представленного на уроке бракоразводного дела. Ответ: судебное разбирательство. | Владеть знаниями о гражданском судопроизводстве; различать признаки научных понятий и использовать понятийный аппарат при анализе и оценке социальных явлений при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний; осуществлять поиск правовой информации, представленной в различных знаковых системах, вести целенаправленный поиск необходимых сведений для восполнения недостающих звеньев, делать обоснованные выводы; конкретизировать теоретические положения о принципах гражданского процесса фактами социальной действительности, модельными ситуациями; оценивать социальную информацию по проблемам правового регулирования, давать оценку действиям людей в типичных (модельных) ситуациях с точки зрения норм права. | Развивать креативное мышление при решении учебно-познавательных проблем; осуществлять деятельность по получению нового знания, его применению в различных учебных ситуациях; применять научную терминологию, ключевые понятия; взаимодействия; развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств. |
4. Закрепление нового материала | (Слайд 14) Учитель просит завершить работу в рабочих листах | Ученики завершают работу в рабочих листах, заполняют пропуски | Заполнить пропуски в тексте и схемах, размещённых в рабочем листе (прил. 2) | Владеть знаниями о гражданском судопроизводстве; различать признаки научных понятий; осуществлять поиск правовой информации, представленной в различных знаковых системах, вести целенаправленный поиск необходимых сведений для восполнения недостающих звеньев; | Самостоятельно осуществлять познавательную деятельность; развивать креативное мышление при решении учебно-познавательных проблем. |