Урок 17. Модель. Моделирование.
Цели урока:
- сформировать понятия «модель», «моделирование», «материальная модель», «информационная модель», « цель моделирования», «способы моделирования»;
- прививать навык самостоятельного изучения материала;
- формировать навыки работы со схемами;
- учить делать выводы;
- развивать диалогическую и монологическую речь;
- формировать умение работать в группах и индивидуально.
Просмотр содержимого документа
«Урок в 11 классе по теме "Моделирование"»
У ВАС БЫЛИ ИГРУШКИ?
Как вы думаете, зачем люди создали игрушки?
ЧЕМ ОНА ПОХОЖА НА ЧЕЛОВЕКА?
Чем кукла отличается от человека?
- н е живой объект
- изготовлена из пластмассы
- искусственные волосы
- не может самостоятельно двигать руками и ногами, садиться, вставать
- форма тела
- волосы
- руки и ноги
- глаза и уши
- умеет сидеть, стоять, лежать.
Подумай, в чем отличие игрушечного автомобиля от реального?
РАССМОТРИТЕ ИГРУШЕЧНЫЙ АВТОМОБИЛЬ. ЧЕМ ОН ПОХОЖ НА НАСТОЯЩИЙ?
- нет двигателя
- нельзя заправить бензином
- нельзя перевозить людей
- маленький размер
- имеет похожую форму
- есть кузов и колеса
- есть фары
- может двигаться
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ИГРУШКИ МОЖНО НАЗВАТЬ ЗАМЕНИТЕЛЯМИ РЕАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ?
Как называется аменитель реального объекта?
ПОНЯТИЕ МОДЕЛИ МОДЕЛИРОВАНИЕ
МОДЕЛЬ – УПРОЩЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РЕАЛЬНОМ ОБЪЕКТЕ, ПРОЦЕССЕ ИЛИ ЯВЛЕНИИ.
ПРИМЕРЫ МОДЕЛЕЙ
Схема
Манекен
Карта погоды
МОДЕЛИРОВАНИЕ – МЕТОД ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, СОСТОЯЩИЙ В СОЗДАНИИ И ИССЛЕДОВАНИИ МОДЕЛЕЙ РЕАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ.
Исходный объект - прототип
Объект-заместитель - модель
СВОЙСТВА МОДЕЛЕЙ
Модель отражает только часть свойств, отношений и особенностей поведения оригинала.
Модель вулкана отражает :
- форму;
- цвет;
- отдельные происходящие процессы
Не отражает:
- реальные размеры;
- многие происходящие процессы
СВОЙСТВА МОДЕЛЕЙ
Можно создавать и использовать разные модели одного и того же объекта.
В
У
Л
К
А
Н
Сравните !
МОДЕЛЬ СОЗДАЮТ, ЕСЛИ:
Объект слишком мал
Объект огромный
МОДЕЛЬ СОЗДАЮТ, ЕСЛИ:
Процесс протекает очень медленно
Процесс протекает очень быстро
МОДЕЛЬ СОЗДАЮТ, ЕСЛИ:
Исследование объекта может повлечь его разрушение
Исследование объекта опасно для окружающих
МОДЕЛИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ДЛЯ:
представления материальных предметов
Макет исторической застройки в Н. Кисельном переулке в Москве
МОДЕЛИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ДЛЯ:
объяснения известных фактов
МОДЕЛИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ДЛЯ:
проверки гипотез и получения новых знаний об исследуемых объектах
МОДЕЛИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ДЛЯ:
прогнозирования
Ураганы – фото из космоса
МОДЕЛИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ДЛЯ:
управления
Модель необходима для того, чтобы:
- понять, как устроен реальный объект: какова его структура, основные свойства, законы развития и взаимодействия с окружающим миром;
- научиться управлять объектом или процессом: определить наилучшие способы управления при заданных целях и критериях ( оптимизация );
- прогнозировать прямые или косвенные последствия реализации заданных способов и форм воздействия на объект.
ПРИЗНАКИ КЛАССИФИКАЦИИ МОДЕЛЕЙ
- по области знаний;
- по области использования;
- по способу представления моделей;
- с учетом временного фактора.
ПО ОБЛАСТИ ЗНАНИЙ
МОДЕЛИ
БИОЛОГИЧЕСКИЕ
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ
ИСТОРИЧЕСКИЕ
ПО ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
МОДЕЛИ
УЧЕБНЫЕ
ОПЫТ-НЫЕ
- НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ
- ТРЕНАЖЕРЫ
- ОБУЧАЮ-ЩИЕ ПРОГРАММЫ
- МОДЕЛЬ КОРАБЛЯ
- АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ ТРУБА
НАУЧНО- ТЕХНИ-ЧЕСКИЕ
ИГРОВЫЕ
- ВОЕННЫЕ
- ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
- ДЕЛОВЫЕ
ИМИТАЦИ-ОННЫЕ
- ИСПЫТАНИЕ НОВЫХ ЛЕКАРСТВЕН-НЫХ СРЕДСТВ НА ЖИВОТНЫХ
ПО СПОСОБУ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
МОДЕЛИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
МАТЕРИАЛЬНЫЕ
- ИГРУШКИ
- ГЛОБУС
- ЧУЧЕЛО ПТИЦЫ
- ФИЗИЧЕСКИЕ ИЛИ ХИМИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ
ЗНАКОВЫЕ
ВЕРБАЛЬНЫЕ
НА ЛЮБОМ ЯЗЫКЕ
УСТНО
МЫСЛЕННО
С УЧЕТОМ ФАКТОРА ВРЕМЕНИ
МОДЕЛИ
ДИНАМИЧЕСКИЕ
СТАТИЧЕСКИЕ
- РОСТ УЧЕНИКОВ КЛАССА В ДЕНЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
ДИСКРЕТНЫЕ
НЕПРЕРЫВНЫЕ
- РОСТ УЧЕНИКОВ ДАННОГО КЛАССА ЗА 10 ЛЕТ
- АЛГОРИТМЫ
- ИЗМЕНЕНИЕ АТМОСФЕРНОГО ДАВЛЕНИЯ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ