- повторить, обобщить, систематизировать знания о признаках царства растений и царства животных;
- сформировать осмысление отличительных признаков царства грибов от других царств.
- развивать умения детей в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыки самостоятельной работы с информацией;
- создавать условия для развития творческих способностей учащихся, наблюдательности, речи, воображения, логического мышления, внимания.
- создавать условия для проявления у учащихся самостоятельности, инициативы, активности;
- способствовать формированию стремления выполнять правила поведения в природе и участвовать в её охране.
Этап урока | Содержание заданий (для обучающихся) | Виды деятельности обучающихся, формы организации работы | Планируемые результаты УУД |
Предметные | Виды УУД, характеристики |
1.Мотивация к учебной деятельности. | - Здравствуйте ребята! Начинаем ровно в срок, Наш любимейший урок. Дружно за руки возьмѐмся, И друг другу улыбнѐмся. Пусть сегодня для нас всех, На урок придет успех! - Мы начинаем урок и мне бы хотелось, чтобы каждый из вас к концу урока мог сказать: (Прочтите хором) Сегодня я искал, творил. И знанья новые открыл. И то, что мне пришлось узнать. Могу теперь всем рассказать. | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. Проверяют свою готовность. Фронтальная Словесный | Знать: методы организации внимания и внутренней готовности. Уметь: содержать свое место в порядке. | Личностные: принятие своей роли ученика, соблюдение определенных правил поведения Регулятивные: формируем волевую саморегуляцию, умение настроить себя на работу, контролировать свою готовность к уроку Познавательные: умение организовать рабочее место; умение воспринимать устную информацию по теме урока |
2. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы обучающимися | -Ребята, закройте глаза, послушайте музыку природы. Что вы себе представили? Вот и мы сейчас с вами под звуки этой мелодии перенесемся в лес. И попробуем проникнуть еще в одну тайну природы. - Посмотрите на картинки, размещенные на доске. Что общего можем сказать? На какие группы вы бы разделили этих обитателей? (животные, растения, грибы). -А живые организмы, какими признаками обладают? -Что вы отнесли к первой группе и как её назвали? -Что отнесем ко второй группе и как ее назовем? -К какому царству вы отнесли грибы? - Кто-то считает к растениям, кто-то к животным, а кто-то к отдельному царству. Так как наши мнения разошлись, у нас возникла проблема. Что нам предстоит выяснить? О чем пойдет речь на уроке? Кто может сформулировать тему урока? | Дети объясняют, что на картинках изображено всё, что относится к живой природе. Так как дышат, питаются. Работать в группах Словесный, наглядный Дети перечисляют: береза, ромашка, одуванчик – группа РАСТЕНИЯ (царства растений); заяц, тигр, лиса – группа ЖИВОТНЫЕ(царства животных) Мнения ребят разделились. Формулируют свое затруднение (недостаточность знаний, способов действий) Обучающиеся формулируют тему и цель учебного занятия. Фронтальная Диалогический | Знать: - признаки растений и животных Уметь: Различать животных и растения по их признакам | Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения Регулятивные: умение планировать деятельность в соответствии с заданиями Познавательные: умение составлять рассказ о звуках природы, ориентироваться в своих знаниях; Коммуникативные: - вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; |
3. Выдвижение версии. | - Чтобы достичь цели урока составим план /кластер/ - На какие вопросы вы хотели бы получить ответы? По каким признакам мы можем определить царство грибов? -Как питаются? -Размножаются? -Разнообразие грибов? -Как собирать грибы? -Какие бывают грибы? -Роль грибов в природе | Выдвигают версии. Фронтальная Словесный | Знать: отличительные признаки грибов. Уметь: выдвигать и формулировать версии | Личностные: готовность к саморазвитию Регулятивные формирование умения планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Познавательные: умение анализировать, сравнивать; умение выстраивать кластер Коммуникативные: слушать мнения других, высказывать своё собственное |
4. Актуализация имеющихся знаний. | Работаем в группах. Вспомните признаки животных и растений. А что мы знаем о грибах? Растения: 1. Имеют листья, стебли, корни, цветы, плоды с семенами; 2. Питаются растворенными минеральными солями; 3. Умеют вырабатывать сахар и крахмал для питания; 4. Для хорошего роста нуждаются в тепле, влаге, освещении. Животные: 1.Имеют конечности или строения организма, способствующие передвижению; 2. Используют в пищу другие живые организмы, растения или животных; 3. Не могут вырабатывать питательные вещества сами; 4. Могут жить и развиваться в различных условиях. | Дети называют признаки растений и животных. Групповая Словесный Наглядный Объяснительно-иллюстративный | Знать: отличительные признаки животных и растений Уметь: Уметь сравнивать признаки растений и животных. | Личностные: умение оценивать свои учебные достижения при повторении признаков животных и растений. Регулятивные: - умение планировать деятельность в соответствии с поставленной целью. Познавательные: осуществлять анализ, сравнение, сопоставление признаков животных и растений. Коммуникативные: вступать в речевое общение, умение выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения |
5. Составление плана решения проблемы. | Давайте составим план решения проблемы. Определим признаки грибов: План: 1.Какое строение имеют грибы. 2.Как питаются? 3.Размножаются? 4.Какие бывают грибы? 5.Как собирать грибы? 6.Роль грибов в природе | Составляют план работы совместно с учителем Фронтальная Словесный | Знать: строение грибов, способы размножения, разновидности грибов. Уметь: различать съедобные и несъедобные грибы; объяснять значение грибов в природе и жизни людей; правильно собирать грибы. | Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, развивать навыки сотрудничества. Регулятивные: Определение последовательности действий с учетом конечного результата – плана решения проблемы Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. |
6. Поиск решения проблемы – открытие нового знания. | Ученые долго не могли решить, что это вообще такое грибы? К группам животных и растений они не подходят. Грибы – настолько уникальные организмы, что в последнее время многие биологи стали их выделять в специальное царство – ГРИБОВ. А теперь поработает в группах, и узнаем все об этом царстве. Перед каждой группой картинка с изображением гриба. Изучите рисунок 1 на стр.112 учебника и подпишите название каждой части. Проверьте себя по тексту. А сейчас вам предстоит отправиться в научную лабораторию и стать учеными - исследователями. (Проведение исследования) 1 группа. Где берут питательные вещества грибы? 2 группа. Как размножаются грибы? 3 группа. Какие бывают грибы? 4 группе. Как правильно собирать грибы? | Выполняют первое общее задание для всех групп. Работают в группах, подписывают части гриба 3- шляпка, 2- ножка, 1- грибница Работают в рабочей тетради( с.66, №1) Сравнивают со схемой в учебнике (с. 48 ). Дается индивидуальное задание группам, ограничивая время его выполнения (каждая группа работает по плану, который написан в маршрутном листе) -Вопрос -Поиск решения -План-ответ -Вывод Словесный, наглядный групповая | Знать: правила оформления работы. Уметь:планировать, анализировать свою работу;строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей; проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы. | Личностные: применять правила делового сотрудничества. Познавательные: давать характеристику объекту по одному или нескольким признакам, осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение. Регулятивные: определять цель выполнения заданий, оценивать результаты деятельности. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество, работать в группах; осознано использовать речевые и графические средства для представления результата; допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению, оформлять свои мысли; формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. |
7. Физкультминутка (пауза релаксации) 1 минута | Мы устали чуточку, Отдохнем минуточку. Физминутка «В лес по грибы». | Выполняют физкультминутку(видеофрагмент мультипликационной гимнастики). | Знать: слова и движения физминутки Уметь: совмещать музыку и движения, заданные словами физминутки | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные: Умение выполнения физических упражнений Коммуникативные: умение воспринимать музыку на слух, Познавательные: умение выполнять правила, повторять движения. |
8. Выражение решения проблемы. | Давайте познакомим других с информацией, которую вы добыли в ходе своих исследований.
Оставлять грибницу спорами шампиньоны Останкамми растений грибница Не съедобные Останками животных Пища, лекарства съедобные белый гриб | Представляют информацию, обмениваются мнениями, вносят дополнения, поправки. Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный Фронтальная | Знать:правила представления материала Уметь: выстраивать план-ответ, делать выводы | Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные: умение делать выводы по результатам работы Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Коммуникативные: умение слушать, воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. |
9. Применение нового знания на практике. | ФИО | да | нет | Грибы размножаются спорами? | | | У гриба есть грибница? | | | Грибы сами могут производить для себя питательные веществ, как растения? | | | Грибы могут передвигаться также как животные? | | | Грибы нуждаются в охране? | | | Грибы нужны животным? | | | 2. Откройте рабочие тетради. Выполните задание с. 66 №2, 3 | Дети отвечают на вопросы теста. Практический Индивидуальная Работают в рабочих тетрадях, раскрашивают грибы, выписывают названия съедобных и несъедобных грибов | Знать: изученный материал по теме урока Уметь: применять полученные знания на практике | Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности на уроке окружающего мира, формирование интереса к предмету, изученной теме Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы Познавательные:извлекать информацию из проделанной работы, делать первичные выводы Коммуникативные: умение, отвечать на вопросы и выполнять задания, научиться доносить свою позицию до своих одноклассников |
10 . Рефлексия. | Так чему же был посвящен наш урок? Кто может сказать из каких частей стоит гриб? Продолжите фразы. Мне сегодня удалось…. Я теперь умею…. Я узнал….. Мне понравилось… Пригодится ли вам это в жизни? Что вам показалось самым интересным? А теперь пусть каждый из вас оценит себя, как он работал на уроке. Зеленая карточка – все получилось! Желтая – осталось что-то не понятно. Красная – ничего не понял. Вот видите, какие вы молодцы! Ни у кого нет красной карточки! Не огорчайтесь те, у кого желтая, значит, нам есть еще над чем поработать! Спасибо за урок! | Оценивают работу, продолжают фразы. Показывают карточки. Индивидуальная Фронтальная Диалогический | Знать: критерии оценивания своей учебной деятельности Уметь: оценивать свою работу на уроке | Личностные: осознание важности учения, важности данного знания, умение оценивать свои учебные достижения, самооценка на основе успешности; Регулятивные: ставить для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать интерес, давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками. Познавательные - умение ориентироваться в своей системе знаний, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные формулировать собственное мнение и позицию. |