СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 3 классе по учебному предмету "Человек и мир" на тему "Растения леса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок соответствует учебной программе. Можно использовать при изучении темы "Растения леса"  в 3 классе по учебному предмету "Человек и мир"

Просмотр содержимого документа
«Урок в 3 классе по учебному предмету "Человек и мир" на тему "Растения леса"»

Тема: Растения леса


Цель: расширение и систематизация знаний учащихся о растениях леса, об их отличительных особенностях и о приспособлениях к совместным условиям проживания.

Задачи:

  • создавать условия для развития умений описывать и распознавать растения, работать в парах и микрогруппах;

  • содействовать воспитанию чувства восхищения красотой природы, её мудростью, формированию гуманного отношенияко всему живому.


Ход урока

  1. Организационный момент

Снова пришёл долгожданный

Нам пора в дорогу.

Она зовёт нас в загадочный мир,

Таинственный мир природы.

Ребята,

- я прошу улыбнуться тех, кто пришел с хорошим настроением;

- я прошу поднять руки тех, кто готов узнать что-то новое;

-хлопните в ладоши те, если вы готовы слушать друг друга и не перебивать;

-сядьте те, кто готов к новым исследованиям.

Итак, приступим к работе.

  1. Проверка домашнего задания

- Какое домашнее задание вам было задано?

«Узнай по описанию и добавь словечко»

  1. Твёрдый, хорошо, пропускает воду, не растворяется в воде. (Песок). А ещё какой? (Сыпучий, не имеет запаха, оставляет царапины на стекле)

  2. Состоит из частиц, не растворяется, не пропускает воду. (Глина). А ещё какая? (Мягкая, имеет землистый запах, пластичная)

  3. Его применяют при изготовлении кирпича и посуды, стекла. (Песок). А ещё для чего? (Строительный материал, в искусстве, в медецине)

  4. Из полезного ископаемого делают также кирпичи. (Глина). А ещё что? (Посуду, дома, используют в косметических целях).

  5. Какие полезные ископаемые используют в строительстве? (Песок, глина)

  6. Жидкая, по цвету почти чёрная, легче воды. (Нефть). Каким свойством обладает? (свойством как горючесть, маслянистая жидкость)

  7. Он хорошо впитывает влагу, состоит из остатков растений, используется как удобрение? (торф)

  8. В каком природном сообществе можно встретить торф? (болото)

Игра «Продолжи фразу»

  • Природное сообщество, где преобладает травянистая растительность, - это … (луг)

  • Природное сообщество, где нет крупных животных, преобладают бабочки, шмели, пчелы, осы и другие насекомые, - это … (водоём)

  • Природное сообщество, в котором главная роль принадлежит деревьям, - это …. . (лес)

  1. Сообщение темы урока. Совместное определение цели и задач урока

- Скажите, а что мы называет лесом? (Ответы детей)

- Лесом мы называем обычно место, где растем много разных деревьев. А на самом деле лес – деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники, грибы и животные, которые его населяют.

- Ребята, я вас хочу сегодня пригласить в лес.

В добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес.

Если внимательны будете, дети,

Тайны чудные откроете эти.

Эвристическая беседа.

На доске создаётся схематическая картина леса из картинок (растения и животные, которые могут жить не только в лесу, но и в других сообществах)

- Ребята, как вы думаете, можно ли нашей схеме дать название «лес»? Почему? Что лишнее? (Ребята называют растения и животных, которых мы не можем увидеть в лесу)

Вводная беседа.

- Тема нашего урока «Растения леса». О чём сегодня пойдет речь на уроке?

Мотивация: Зачем нужно знать растения леса?

  1. Актуализация знаний.

- Во втором классе мы изучали деревья. Давайте проверим, насколько точно вы помните значение и свойства деревьев Беларуси.

Игра «Узнай по описанию» слайды

  1. Дерево с мелкими листьями, стволом необычного цвета – с чёрными чёрточками и полосками. (Берёза)

  2. Могучее дерево с мощным стволом и мощной кроной, с поздно появляющимися листьями, по форме напоминающими перо, плоды – жёлуди. (Дуб)

  3. Ствол тёмный, бархатистый, пышная густая крона, листья по форме напоминают сердечко, пучки жёлтых душистых цветков, пучки орешков с «крылышком». (Липа)

  4. Ствол зеленоватый, гладкий, листья округлые с выемками, сверху тёмно-зелёные, снизу серовато-зелёные, на длинных сплюснутых с боков черешках, дрожат даже при слабом ветре. (Осина)

  5. Крупные резные зубчатые листья, разноцветные осенью, плоды – двухкрылатки. (Клён)

  6. Ствол внизу темного цвета, сверху золотисто-оранжевый; иголки длинные, расположены на ветке по две, смолистая древесина. (Сосна)

  7. Крона пирамидальная, ветви до самой земли, иголки колючие, короткие, шишки крупные цилиндрические. (Ель)

– Молодцы.

  1. Изучение нового материала

- Ребята, а теперь откройте учебник на с.53, прочитайте первый и второй абзацы и подготовьте ответ на вопрос, какие леса встречаются в Беларуси? (Слайд)

- Какие леса встречаются в Беларуси? После ответов появляется схема:

Леса


Хвойные Лиственные Смешанные

- Какие деревья растут в хвойных лесах? (сосна, ель, пихта, кедр, лиственница)

Ученик. Сосна – красивое стройной дерево, с гладкой светло – коричневой

корой. Хвоя плотная тёмно – зелёного цвета. Шишки продолговатые, красновато -

коричневого цвета. Сосна может переносить как суровый климат севера, так и

жаркий климат степей. А как пахнет в сосновом лесу! Воздух здесь удивительно

чистый, так как фитонциды сосны убивают микробы.

Сосна светолюбивое растение, нетребовательна к почвам и влаге. Живёт сосна

корни, семена.

Ученик. Сосна – красивое стройной дерево, с гладкой светло – коричневой

корой. Хвоя плотная тёмно – зелёного цвета. Шишки продолговатые, красновато -

коричневого цвета. Сосна может переносить как суровый климат севера, так и

жаркий климат степей. А как пахнет в сосновом лесу! Воздух здесь удивительно

чистый, так как фитонциды сосны убивают микробы.

Сосна светолюбивое растение, нетребовательна к почвам и влаге. Живёт сосна

корни, семена.

- Какие деревья растут в лиственных лесах? (берёза, ольха, осина, клён, дуб и т.д.)

- Какие леса называют смешанными?

Работа сопровождается выполнением задания в рабочей тетради.


- Лес – это дом для растений и животных, как для нас наши квартиры. И этот дом, как наши дома, многоэтажный. Только в лесу этажи называются ярусами. Что это за этажи-ярусы, мы сейчас узнаем когда прочитаем следующий абзац 2 на с.54.

С какой целью, после выполняют задания № в рабочей тетради.

Ярус – это ряд горизонтально расположенных предметов.

первый ярус второй ярус третий ярус

и т.д.


Работа по группам

1 группа

- Прочитайте абзац 3 на с.54 и ответьте на вопрос. Какие растения образуют первый ярус?

2 группа

- Прочитайте абзац 2 и 3 на с.55 и ответьте на вопрос. Какие растения образуют второй ярус?

3 группа

- Прочитайте абзац 1 и 2 на с.56 и ответьте на вопрос. Какие растения образуют третий ярус?

4 группа

- Прочитайте абзац 1 и 2 на с.56 и ответьте на вопрос. Какие растения образуют четвертый ярус?

- Какой ярус самый высокий? (деревья)

Деревья ________________________________________________

Кустарники _____________________________________________

Травы ___________________________________________________

Мхи, лишайники __________________________________________

- Да, в лесу у нас много деревьев, вы все их знаете. Предлагаю вам разгадать кроссворд. Ответами являются названия деревьев. Я загадываю загадки, а вы вписываете в кроссворд отгадки. У нас должно получится ключевое слово. (Слайд)

Каждый учащийся получает листок с заготовками двух кроссвордов

  1. Клейкие почки, зелёные листочки.

С белой корой расту под горой. (Берёза)

  1. С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд. (Липа)

  1. Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

  1. Летом с него снег – просто смех!

Снег по городу летает,

Почему она не тает? (Тополь)

  1. Зимой и летом одним цветом? (Ель)

  2. У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту. (Сосна)

  1. Есть у родственников елки

Неколючие иголки,

Но в отличие от ёлки

Опадают те иголки. (Лиственница)

  1. В сенокос – горька,

А в мороз сладка.

Что за ягодка? (Рябина)

- Какое ключевое слово получили? (Растения)

Выступление учеников 1, 2, 3, 4.

- Какой ярус следует за деревьями и находится ниже? (Кустарники)

- Узнайте кустарники по описанию.

1. Цветки белые, душистые, собраны в своеобразные шапки, листья с тремя лопастями; осенью бордово-красные, блестящие, как будто покрытые лаком, ягоды горько-кислые. (Калина)

2. Вечнозелёный кустарник, хвоинки – по три на ветке, синеватые с сизоватым налётом шишкоягоды. (Можжевельник)

3. Довольно высокий кустарник с листьями, по форме похожими на листья липы, листья, черешки и веточки покрыты жесткими волосками, цветки собраны в серёжки, зацветаем первым в лесу, плод – орех. (Лещина)

Параллельно с ответами учащихся (в процессе проверки) вывешиваются рисунки названных кустарников.

Выступление учеников 5, 6.

- Постарайтесь запомнить эти названия.

- Спускаемся ещё на один ярус ниже. Что находится ниже кустарников? (Травы)

- Молодцы.

- Сюда относятся маленькие кустарники – черника, брусника.

- Переходим ко второй части кроссворда. Слайд

  1. Синенький звонок висит,

Никогда он не звонит. (Колокольчик)

  1. На припеке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелёк

Держит алый огонёк. (Земляника)

  1. Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту,

Зовусь я …. (Подосиновик)

  1. Беленькие горошки

На зелёной ножке. (Ландыш)

- Какая фраза получилась? (Растения леса)

После ответов учащихся выступают ученик 7. Слайды.

- Внимательно перечитайте слова в кроссворде и скажите: всё ли верно? Нет ли какой-то неточности?

- Подосиновик – это не растение. Он относится к царству грибов, но живёт в ярусе трав.

- Почему так назвали этот гриб? (Чаще всего он растёт рядом с осиной)

- Какой корень в этом слове? (-осин-)

- С помощью чего образовалось это слово? (с помощью приставки под- и суффикса –овик-)

- Название какого гриба образовано похожим способом? (Подберёзовик)

- Какие ещё грибы вы знаете? (Ответы учащихся)

- Внимательно прочитайте последний абзац на с.57 и ответьте на вопрос

- А нужны ли грибы в лесу?

Игра: «Это я, это я, это все мои друзья»

Ход игры: учитель читает строки стихотворений. Если учащиеся согласны с их содержанием, то отвечают дружно «Это я, это я, это все мои друзья» и хлопают в ладоши, если не согласны, то молчат и топают на месте.

их содержанием, то отвечают дружно «Это я, это я, это все мои друзья» и

хлопают в ладоши, если нет, то молчат и топают на месте.

Мухомор увидев, я

Мимо прохожу друзья.

Мухомор, увидев я,

Мимо прохожу, друзья..

Выпал птенчик из гнезда.

Трогать нам его нельзя.

Кто бруснику собирает,

С корнем кустик вырывает?

По тропинке кто шагает,

На жуков не наступает?

Кто бруснику собирает

Кустик с корнем вырывает?

По тропинке кто шагает,

На жуков не наступает?

Веточки мы не ломаем

Когда по лесу гуляем?

Веточки мы не ломаем.

Когда по лесу гуляем.

Мы ежонка увидали

И домой его забрали.

Муравейник мы найдём,

Понаблюдаем и уйдём.

Магнитофон мы взяли в лесок

И заглушили птичек голосок.

В лес собачек мы возьмём,

Спокойней птичкам будет в нём.

Ландышей нарву в лесу,

На праздник маме принесу.

Съедобные грибы мы топчем и сбиваем

А несъедобные в корзинку собираем?

Съедобные грибы мы топчем и сбиваем,

А несъедобные в корзинку собираем.

- Молодцы, ребята, вы хорошо разбираетесь, что полезно делать в лесу, а чем можно создать неприятности.


- Все ли ярусы мы рассмотрели? (Остался ещё один ярус)

- Самый нижний ярус – мхи и лишайники. Где они растут? (На земле, на корнях деревьев)

Физкультминутка

4 цвета названия ярусов.

  1. Повторение и закрепление изученного материала

Игра «Найди ошибки» (слайд)

- Орешник или лещина – невысокий кустарник, листья его похожи на листья дуба.

- Малина – колючий кустарник с целебными ароматными синими ягодами; листья по форме напоминают сердце.

- Можжевельник – вечнозелёный кустарник; хвоинки расположены на одной ветке; у него красные с сизоватым налётом шишки.

Игра «Добавь словечко»

- У неё небольшие блестящие листочки и гроздья красных ягод. (Брусника)

- У этого кустарничка очень вкусные чёрные с сизоватым налётом ягоды. (Черника)

- Листочки состоят из трёх отдельных частей-сердечек.

  1. Применение новых знаний

Работа в микрогруппах

Игра «Угадай лишнее»

  • дуб, клён, орешник, липа (орешник- кустарник, остальные деревья);

  • ландыш майский, калина, кислица, ромашка (калина – кустарник, остальные травы);

  • калина, орешник, ежевика, малина, можжевельник (хвойный кустарник – можжевельник, остальные лиственные);

  • зверобой, сон-трава, ветреница лесная, лилия кудреватая (зверобой, остальные занесены в Красную книгу)

  • сосна, ель, кедр, дуб (дуб – лиственное дерево, остальные хвойные);

  • можжевельник, малина, черника, калина (черника – трава, остальные - кустарники)

Самостоятельная работа

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия

- Какова была тема нашего урока? О чем мы с вами говорили? Над чем работали?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Так почему растения в лесу растут ярусами?

- Какое открытие для себя вы сегодня сделали?

- Наша работа была плодотворна, вы хорошо поработали, молодцы. За работу на уроке получают отметки учащиеся

Рефлексивная игра

Побольше таких уроков Мне на уроке понравилось На уроке было поучительно

  1. Домашнее задание


- 4 цвета по углам.

Игра «Проверь себя»

- Продолжи фразы:

  • Лес бывает ….

  • Лес состоит из …

  • Лес занимает ….

  • Лес для меня – это ….

Спасибо за урок





Приложение

Ученик 1: Клён, ель называют «музыкальными деревьями» за то, что из древесины этих деревьев делают музыкальные инструменты.

Ученик 2: Берёзу и осину называют «нянями» ели. Всходы ели под пологом берёз и осин не гибнут от заморозков и обжигающих солнечных лучей.

Ученик 3: Сосну называют «деревом здоровья» за то, что она хорошо очищает воздух от болезнетворных микробов, наполняет его приятным ароматом, делает сухим, целебным.

Ученик 4: Наши предки считали дуб священным деревом бога грома и молнии – Перуна. Считали его священным и в Древней Греции. Ветвь этого дерева означала могущество. Венком из листьев дерева награждали за спасение жизни и воинские подвиги. А сколько сказок сложено об этом могучем дереве! Сильное дерево, но и у него есть слабости. Молодые листья боятся весенних заморозков, поэтому они появляются позднее, чем у других деревьев. А зимой от морозов часто погибают его плоды. Зацветает дерево в лесу только в 35-40 лет, после чего образуются жёлуди, лакомые для многих животных плоды. Древесина растения ценится за прочность и твёрдость. Она не гниёт в воде, поэтому используется для постройки кораблей.

Ученик 5: Невысокие кустики черники, растущие рядом и даже на расстоянии нескольких метров один от другого, - это побеги одного растения. У одного растения может быть до 20 и более кустиков. В такой заросли растут кустики разного возраста, у которых разные обязанности. Молодые не плодоносят, они накапливают питательные вещества для растения. Цветки и ягоды образуются, когда кустики достигают возраста 15-20 лет. Вот почему нужно беречь эти растения.

Ученик 6: Орешник примечателен тем, что зацветает первым в лесу. По его цветению отмечают наступление весны в природе. Ещё снег не сошёл, а длинные, желтовато-зелёные серёжки растения уже «пылят».

Ученик 7: Очень интересно растение кислица, особенно её листья. Они очень чувствительны к изменению погоды: перед ненастьем складываются вдоль и поникают; складываются они и на ночь. Не любят листочки и много солнца, поэтому при ярком свете они тоже складываются. Листочки могут опуститься, если кто-то потревожит их: человек или животное. Листья остаются зелёными даже зимой, под снегом они такие же свежие, как и летом. В мае травка цветет довольно крупными для небольшого растения бело-розовыми цветочками с пятью лепестками. Семена созревают в коробочке. Когда семена созревают, коробочка трескается, и семена с силой выбрасываются на довольно далёкое расстояние – до 2 метров. В народе растение ошибочно называют «заячьей капустой», так как считают, что весной кислицей любят угоститься зайцы. Листья кислицы могут употреблять и люди в салаты, в щи вместо щавеля.