СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок составлен по теме М.М. Пришвин "Ребята и утята". На уроке использован метод развития критического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 4 классе»

ТЕМА: М.М.Пришвин «Ребята и утята»

Цель урока: организовать деятельность учащихся по овладению новыми знаниями и способами деятельности на содержании произведения М. М. Пришвина "Ребята и утята".

Создать условия для развития умения пересказывать текст по плану и опорным словам;

учить анализировать произведение;

воспитывать бережное отношение к природе, к животным.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: умение выразительно читать произведение; умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; умение на основе анализа объектов делать выводы.

Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру; умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Метапредметные:

Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения, самостоятельно пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия; умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, адекватно использовать соответствующую лексику в процессе сочинения продолжения прочитанного произведения; умение работать в паре, в группах; умение слушать и понимать других.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: презентация к уроку, карточки «проверь себя», солнце с ладошками, толковый словарь И.С. Ожегова.

Эпиграф к уроку: Любить природу – это  наблюдать и помогать ей.











Ход урока.

  1. Организационный момент.

Встаньте. Попрошу ребята взяться всех за руки. Почувствуйте тепло ваших рук. Улыбнитесь друг другу. Подумайте о чём – то хорошем, добром, чудесном. Я уверена, что ваши хорошие мысли воплотятся в наш урок.

Подарите каждому

По кусочку солнышка

Пусть добром наполняться

Души их до донышка.  (слайд 2)


Я вижу, что вы готовы к уроку. Так будьте внимательны, активны на уроке.

Давайте вспомним правила сотрудничества (чтение цепочкой). 

  • Осмысливать задание.

  • Выслушивать мысли каждого.

  • Отстаивать, доказывать свою точку зрения.

  • Не перебивать друг друга.

  • Соблюдать правила поднятой руки. (слайд 3)


- Урок литературного чтения. Я очень люблю эти уроки. А вы их любите?

А за что они вам нравятся?

Что вы хотите получить сегодня от урока литературного чтения?

Начните свой ответ вот с этих слов. Сегодня на уроке мне хотелось бы…

Каждый урок литературного чтения – это урок встреча с кем? С чем?

Сегодня урок не исключение.


  1. Актуализация знаний.

  1. Рассказ о М. Пришвине. (слайд 4)

- Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался ее красотой. Это был не просто наблюдательным человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.

- Какого человека можно назвать неравнодушным?

- Так вот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.


- Прочитайте, что о нем написал К. Паустовский: (слайд 5)

 «Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспевал ее, то, прежде всего эта благодарность выпала бы на долю М.Пришвина»


  1. Викторина по творчеству М. Пришвина.

- На уроках внеклассного чтения мы с вами знакомились с творчеством

М. Пришвина.

Попробуйте по опорным словам узнать произведения и объяснить, чему учит произведение.

  1. Журавль, лягушки, болото, хозяйка. 

- «Журка» любви и заботе к животным, их благодарность человеку.

  1. Сумка, кусок черного хлеба, кусочек смолки, травки, заячья капуста. 

- «Лисичкин хлеб»  учит раскрывать тайны природы, доброму отношению ко всему живом.

  1. Игра, лепестки, солнце, цветок. 

- «Золотой луг» В любом незатейливом растении можно увидеть необычное.


3. Работа над темой урока

-Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним произведением М.М. Пришвина.

- Отгадайте, о ком будет произведение?

Вдоль по речке, по водице

Плывёт лодок вереница

Впереди корабль идет

За собою всех ведёт. (Утка с утятами) (слайд 6)

- Откройте страницу учебника и прочитайте название произведения.

- Как вы думаете, кто главные герои этого произведения?

- Можете ли вы по названию текста предположить, о чём пойдёт речь? 

- Кто видел маленьких утят? Где видели?

- Утки бывают не только домашние, но и дикие.

Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал М. Пришвин.

Презентация о чирке-свистунке.



Цель урока:

Сегодня на уроке мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М. Пришвина.

Научимся анализировать произведение, отвечать на вопросы, делать выводы.





1. Сообщение задачи урока.

--К концу урока вы должны будете ответить на данные вопросы:

Над чем заставил задуматься  каждого из вас этот рассказ?

Что хотел объяснить Михаил Пришвин  ребятам и  читателям?


2. Первичное чтение. Чтение текста с остановками. Прогнозирование  содержания.

- Послушайте рассказ в исполнении мастера художественного слова.


1-я остановка. (…в озеро на свободу.)

- Как вы думаете, почему уточка решила перевести утят в озеро на свободу.

Прочитаем дальше, чтобы узнать, как об этом говорит автор.


2-я остановка. (Вот тут их увидели ребята…..)

- Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?

Узнаем, как пишет автор.


3-я остановка. (… с раскрытым от волнения ртом.)

-Как вы думаете, что скажет ребятам  автор-рассказчик  - Михаил Пришвин? 

-Прочитаем следующую часть и узнаем, что случилось с уткой, что сказал рассказчик детям.


4-я остановка. (… семья продолжала своё путешествие к озеру.)

 – Как вы думаете, чем  закончилась встреча ребят с автором?

- Будем читать  последнюю часть, чтобы узнать версию Пришвина.


( остановить на последнем кадре )


3. Беседа по прочитанному (слайд 7)

- Понравилось ли вам произведение?

- К какому жанру его можно отнести? (рассказ). 

Докажите.

Рассказ - небольшое художественное произведение, в котором изображается характер героя, одно или несколько событий из его жизни.

Какой это рассказ? (Повествовательный, поучительный)

Это рассказ поучительный. Он учит нас бережному отношению к природе, отношениях между людьми, понимать заботы людей, зверей, отношении матери к своим детям, учит не делать необдуманных поступков.


ФизкультминуткаТанец маленьких утят



4.Словарная работа

- В тексте вам встретятся незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.

  • Холм – небольшой бугорок. 

  • Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1км. 

  • Паровое поле – поле, оставленное на одно лето незасеянным для очищения от сорняков. 

  • Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился. 

  • Кузница – мастерская, в которой производится ручная обработка металла. 



- Чтение трудных слов .

Пу-те-ше-ство-вать, ве-ли-чай-шем, дей-стви-тель-но,

об-ра-до-ва-лись, за-пы-лён-ны-е









  1. Чтение учащимися текста по частям и анализ текста.


1часть.

- Что заставило утку устроить своё гнездо далеко от озера?

- Почему утка решилась перевести своих утят из леса в озеро?

- Почему переход  в озеро означал для утят выход на свободу?

- О чём же говорится в первой части?

- Как  можно озаглавить первую часть?

( На доске записывается план, первый пункт плана)









2часть

- Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?

- Докажите строчками из произведения.

- Зачем ребята это делали?

- Как вела себя уточка, когда ловили ее утята?

- Докажите строчками  из произведения.

- Могла ли утка кричать?

- Докажите строчками из произведения.

- Ее немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.

- А какое чувство пережили утята?

- Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?

- А какое слово вы кричите, когда боитесь?

- А ваша мама переживает за вас?

- Как она ведет себя при этом?

- Как в рассказе чаще всего называют уточку?

- А какая она мама?

- Вам ее жалко?

- Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценной собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, который испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

(Работа в группах: Составление пословиц о маме.)


- О чём эта часть? Как её  можно озаглавить?



(слайд 8)


3часть

- Кто помешал ребятам поймать утку-мать?

- Смогли ли они объяснить свой поступок?

– Прочитайте слова  рассказчика. Как говорил с ребятами автор?

(выборочное чтение)

- В каких словах видно, что они раскаялись в своём поступке?

- Почему автор  не ругал, а строго приказал ребятам?

- Почему ребята «как будто даже и обрадовались» приказанию автора?




- Какой радостной картиной заканчивается эта часть?


- Прочитайте ещё раз этот отрывок и попробуйте передать голосом эту радость.

- Как  можно озаглавить  третью часть?






















4часть

- Почему ребята засмеялись над автором?


- Как автор назвал ребят? Почему?



-  Прочитайте те строки, где надежды автора оправдались?

- Автор в заключении пишет «Радостно снял я шляпу …»  Ведь можно было обойтись и без этой части. Зачем нужно заключение?  







- Как можно озаглавить последнюю часть?

Сопоставление составленного учащимися плана с данным в учебнике планом.

-  Авторы учебника предложили свой вариант плана. Проверьте,  совпадает ли  наш план с предложенным в учебнике.  Сделайте вывод.


- Весной озеро разливалось, а прочное  место для гнезда можно было  найти далеко от озера.

- Вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру.

- В воде они чувствуют себя в своей среде, уточка решила перевести своих детей.

- О том, как утка решила перевести своих утят из леса к озеру.

1. Утка повела утят к озеру.












- Просто так, для забавы.




 








- Мама



- Мать.


- Заботливая.


















2. Ребята ловили утят.









- Помешал автор-рассказчик.




- Рассказчик с ребятами разговаривал строго.


- Ребята обрадовались приказанию, побежали поскорее на холм.



-Мальчики не хотели причинить утятам зло, их поступок не обдуман.   Они рады, что  могут исправить свою ошибку.  Но ребята сами ещё не поняли своих чувств.

 -  Семья соединилась снова, утка с утятами снова вместе. Семья продолжала своё путешествие к озеру.

Дети читают выразительно.



3. Приказ взрослого.




















- Им стало смешно, что он снял шапку и, помахав ею, пожелал утятам счастливого пути.

- Автор ребят назвал ласково глупышами. Он надеется на то, что они станут лучше.

Дети читают последний абзац.


Автор  сам искренне радуется, что ему удалось сделать доброе дело. Он хочет, чтобы ребята тоже испытали радость в полной мере, чтобы они почувствовали, что самое большое счастье – делать добро. Поэтому он особенно доволен, что «те же самые шапки, запылённые на дороге при ловле утят, поднялись в воздух», чтобы приветствовать их.

4. Семья продолжает путешествие.







Учащиеся читают планы и делают вывод.





ФИЗМИНУТКА. РЕЛАКСАЦИЯ.





  1. Ромашка Блума

- Ребята, вы молодцы! Хорошо работали с текстом, активно отвечали на вопросы. Умеете ли вы сами составлять вопросы? В этом нам поможет «Ромашка Блума».





6.  Раскрытие идеи рассказа.

- Что вы  можете сказать о ребятах, которые ловили  утят? Какие они? Подберите слова, которые характеризуют ребят:

  Весёлые, жестокие, глупые, несмышлёные, беззаботные.

- Что можно сказать о человеке, от имени которого ведётся рассказ? (Строгий, неравнодушный, принципиальный человек. Его девиз – не делать дурное природе.)

- Почему автор разговаривал с ребятами строго? ( - Автор хочет, чтобы мальчики задумались над тем, что сделали, поняли свою вину и исправили её. Он любит детей и поэтому хочет помочь им стать лучше, добрее.)

- Как автор назвал свой рассказ?

- Почему?

(- Автор ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, о совместном сосуществовании.)


- А теперь попробуем ответить на главные вопросы урока:

Над чем заставил задуматься  каждого из вас этот рассказ?

Что хотел объяснить Михаил Пришвин  ребятам и  читателям?

(- Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь ее, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитывать в себе готовность защищать животных и оказывать их помощь.)


- Прочитайте эпиграф к нашему уроку. Как вы понимаете это высказывание: Любить природу – это  наблюдать и помогать ей.



7. Работа над развитием речи и творческих способностей учащихся.

АЧтение 3 части по ролям.

- Прочитаем по ролям 3 часть рассказа.

- Как будете читать за автора-Пришвина?

- А как за ребят?

Б)  Работа по иллюстрациям и словесное рисование.

-  Найдите и прочитайте места, которые соответствуют  иллюстрации.

- Какие картины ещё можно нарисовать к этому рассказу? Нарисуйте словесные картины.

В)) Рассказ об  авторе.

- Что нового узнали о Пришвине, прочитав рассказ?

- Что же вы можете сказать о М. Пришвине?

- Докажите, что М. Пришвин – человек

а) добрый;

б) строгий;

в) неравнодушный;



-Давайте подведем итог ваших высказываний, составив СИНКВЕЙН

по группам.

1 группа ребята, 2 группа уточка, 3 группа, утята, 4 группа Пришвин.

(слайд 9)













8. Закрепление.

Сейчас мы проверим, как внимательно вы читали и как поняли это произведение


Работа по карточкам тестам. (слайд 10)

п/н

Вопрос

Ответ +/-

1.

Произведения «Ребята и утята» - это сказка

-

2.

Главными героями были дети и семья уточки

+

3.

При встречи с утятами ребята пропустили их вперед

-

4.

Уточка пыталась спасти утят, бегая за мальчишками и утятами

+

5.

Пришвин разговаривал с ребятами ласково

-

6.

Ребята  смогли объяснить свой поступок

-

7.

Уточка бросила своих утят

-

8.

Рассказ учит нас не обижать беззащитных, не проходить мимо беды

+









9. Рефлексия (слайд 11)

Сегодня я узнал…

Было интересно….

Я понял, что….

У меня получилось…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось….



10. Итог урока

 

В одном из своих рассказов М.М. Пришвин сказал: «Все хорошее в природе – от солнца; а все лучшее в жизни – от человека». (слайд 12)

- Напишите на ладошках то качество, которым должен обладать человек, любящий и понимающий природу. (Забота, любовь, доброта, смелость, сострадание, сочувствие, жалость, сопереживание)

Дети наклеивают ладошки на солнышко.

- Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.М. Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание: 

Мои молодые друзья!

Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину. (слайд 13, 14)

Без природы в мире людям

Даже дня прожить нельзя

Так давайте к ней мы будем

Относится как друзья

И при всем честном народе

Добавляем мы потом:

Нужно помогать природе,

Но со знанием и умом! (Читают 2 ученика)_