СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 4 классе на тему: "Растения и животные водоемов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок на тему: "Растения и животные водоемов". 4 класс Тема: Растения и животные водоёмов. Цель: расширить знания детей о водоёмах, взаимосвязи растительного и животного мира. Задачи: развивать познавательную активность учащихся через самостоятельный творческий поиск необходимой информации, развивать творческие способности учащихся, умение работать с дополнительной литературой, расширять кругозор; прививать интерес к окружающему миру, воспитывать бережное отношение к природе. Методы:словесный,наглядный,практический,частично-поисковый,поисковый,сам.работы. Тип: урок усвоения новых знаний. Формы: фронтально-коллективные, коллективные, индивидуальные. Оборудование: учебник, интер.доска, карточки, наглядный материал.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 4 классе на тему: "Растения и животные водоемов"»



Тема урока:

Растения и животные водоёмов



Учитель: Кизилова Н.В.





4 класс

Тема: Растения и животные водоёмов.

Цель: расширить знания детей о водоёмах, взаимосвязи растительного и животного мира.

Задачи: развивать познавательную активность учащихся через самостоятельный творческий поиск необходимой информации, развивать творческие способности учащихся, умение работать с дополнительной литературой, расширять кругозор; прививать интерес к окружающему миру, воспитывать бережное отношение к природе.

Методы:словесный,наглядный,практический,частично-поисковый,поисковый,сам.работы.

Тип: урок усвоения новых знаний.

Формы: фронтально-коллективные, коллективные, индивидуальные.

Оборудование: учебник, интер.доска, карточки, наглядный материал.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.

Человеческая доброта – самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу. Садитесь.



Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое, пчелой забралось на цветок,

А третье - лягушкою скок в ручеёк.

«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,

«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох.

Сидит «отчего» на зеленом листке,

«Куда»полетело верхом на жуке,

«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…

Вопрос за вопросом, и так целый день

Пойдём-ка, дружок, по тропинке вдвоём Слайд 1

Ответы искать под зеленым шатром.


Дорогие зрители и телезрители! И снова в эфире передача «В гостях у Матушки природы» и с вами её ведущая Кизилова Н.В. Слайд 2


Просмотр наших передач позволит вам глубже проникнуть в тайны окружающего мира. Вы научитесь быть не пользователем и хозяином природы, а её настоящим другом.


  1. Проверка знаний.

Я, вижу, в зале присутствует много наших постоянных зрителей. Давайте, спросим у них, какие знания они приобрели, посмотрев нашу прошлую передачу, которая была посвящена теме Лес. Слайд 3

Вы познакомились с птицами, животными лесов. Узнали о пользе леса, и о том, как надо охранять лес.

-Что такое лес? (наше богатство, народное достояние)

-Что даёт нам лес? (Бытовые изделия, строительные материалы, мясо, пушнину, ягоды, грибы)

-Что можно почувствовать в лесу? (дуновение ветерка, тепло солнышка, запах хвои, вкус земляники)

-Что можно услышать в лесу? (пение птиц, шелест листьев, журчание ручейка)

- Какие правила нужно соблюдать в лесу? Слайд 4


Молодцы! Вы были внимательны при просмотре прошлой передачи. В природе все взаимосвязано.


  1. Сообщение темы.

Различные природные условия способствуют многообразию растительного и животного мира в разных природных зонах. Что бы узнать тему нашей передачи вы должны разгадать кроссворд. Слайд 5

  1. Форма поверхности, имеющая крутой, осыпающийся склон. (овраг)

  2. Место, где река берет своё начало. (исток)

  3. Нижняя часть горы, холма. (подошва)

  4. Есть у оврага, холма, горы. (склон)

  5. Балхаш, Алоколь, Жайсан – это (озера).

  6. Форма поверхности (холм)

- Что получилось? ВОДОЁМ. Слайд 6


  1. Формирование ЗУН.


  1. – Правильно, сегодня мы будем говорить о водоемах, о растениях и животных водоемов. Слайд 7

- Что такое водоем? Слайд 8

Водоём – естественная или искусственная впадина, в которой задерживается и накапливается вода, на поверхности или в недрах земли.

Естественные водоемы их создала природа. Слайд 9 – 12

Реки несут пресные воды. Озёра бывают пресными и солёными.

А еще бывают искусственные водоемы.

- Что значит искусственные водоемы? ( их создал человек) Слайд 13 - 14

- У нас в Казахстане есть мелкие и крупные водоёмы. Знаете ли вы их названия?

Слайд 15



А теперь я покажу эти водоёмы на физической карте РК. Водоемы на карте закрашены синим цветом. Слайд 16


2 . Водоем – это маленький мир со своей жизнью и правилами. Когда мы смотрим на водоём, нам кажется, что под водой ничего нет, кроме камней. Но на самом деле это не так, потому что, там в глубине , идет своя жизнь.

- А знаете ли вы, обитателей рек и озёр? Давайте проверим.


Загадка: В воде я живу,

Без воды пропаду. (рыба)

Мои помощники корреспонденты побывали на берегах водоемов нашей Республики. И принесли очень интересную информацию о жизни животных водоемов. Дадим им слово.


1 ученик :

Животный мир очень богат. Я предоставлю информацию о рыбах. В водоёмах обитают различные рыбы: щуки, караси, окуни, лещи, карпы, судаки, толстолобики и многие другие. А я сегодня расскажу о щуке и толстолобике. Слайд 17


Щука – является одной из самых распространенных хищных рыб. Водится в реках,, больших озерах, водохранилищах, мелких прудах. Щука принадлежит к крупным рыбам. Длина тела до 1,5 м, масса до 35 кг (в среднем от 1 до 10 кг). Пищу взрослой щуки составляют рыбы, типичные для того или иного водоёма. В озерах и водохранилищах – это плотва, красноперка, ерш, голец, карась, окунь; в реках – пескарь, гольян, вьюн, елец и др. Лакомую пищу щуки составляют головастики и лягушки. Крупная щука может схватить кулика, даже утку.


Толстолобик – пресноводная рыба средних размеров. Питается водорослями, эта рыба является очистителем водоёмов. При помощи ротового аппарата профильтровывает зацветшую, зеленую и мутную воду.

- Ну не думайте, что в водоёмах живут только рыбы. Это не так. Слайд 18

Оказывается, под водой живут и насекомые.

Посмотрите на этого жука. Кто знает как он называется?

Это клоп-водомер. И о нем нам расскажет корреспондент…


2 ученик:

По поверхности воды бегает удивительное насекомое – клоп-водомер. Конечности водомерок покрыты тонкими волосками и смазаны жиром, поэтому они не тонут в воде. Водомерки питаются мелкими насекомыми. Осенью они выходят на сушу. На суше они не ловкие, с трудом передвигаются. Зимуют под корой деревьев и мхами.


3 ученик: Слайд 19

Жук –плавунец – хищник. Живя в пруду, в реке, он охотится за другими водными насекомыми, за мелкими рыбешками, за головастиками. Большей частью они будут сидеть среди растений, лишь время от времени всплывая к поверхности, чтобы набрать воздуха, необходимого для дыхания. Дышат плавунцы своеобразно: они выставляют из воды кончик брюшка и набирают под свои жесткие надкрылья запас воздуха. Набрав воздуха, они снова опускаются вниз, жук-плавунец хорошо летает.


Самый обычный жук-плавунец – это так называемый «окаймленный плавунец». Длина его 2,5 – 3,5 см. Сверху этот жук-плавунец буроватый или зеленовато-черный, все его тельце сверху окаймлено желтой плоской каймой - отсюда и название.


Плавунец отлично плавает, работая задними ногами, которые у него длинные и уплощенные. Взмахивает он ими одновременно как веслами. Передние ноги у плавунцов служат для охоты и удержания добычи. Такой же хищный образ жизни, как и сам жук, ведет его личинка.


- Головастики тоже жители водоёмов. Кто такие головастики?


4 ученик: Слайд 20

Головастик, личинка бесхвостых земноводных. Развивающийся из икринки, головастик, ведет водный образ жизни. Головастик имеет: наружные жабры, двухкамерное сердце, длинный хвост (служащий для передвижения), орган прилипания, конечности отсутствуют. Питается главным образом растительной пищей, затем превращается в лягушку. Слайд 21


5 ученик:

Лягушка – это бесхвостое земноводное. Лягушка живет на границе суши и воды. В холодную и сухую погоду лягушки забиваются в укрытия. Когда наступает время зимовки, она опускается на дно. Лягушки не прихотливы и неразборчивы в пище, могут голодать и день и неделю. Едят бабочек, пчел, ос и других насекомых, а также мальков рыб.


6 ученик: Слайд 22

Возле водоёма можно всегда красивых стрекоз. Самую большую скорость полета среди насекомых развивает стрекоза до 58км/ч. А глаза у стрекозы размером чуть ли не с голову. Они обеспечивают насекомым прекрасное зрение. Питаются стрекозы мелкими насекомыми. А вот личинки стрекозы обитают на дне. Личинка имеет цвет, сходный с песком, поэтому не заметна на дне водоёма. Она не догоняет свою жертву, а долго подстерегает ее, прикрепившись к песку.




7 ученик:

У водоёмов обитают птицы: утки, гуси, лебеди, цапли. Слайд 23

Жизнь птиц связана не только с сушей, но и с водоёмами. На водоёмах особые условия для жизни.


Гуси и утки – водоплавающие птицы. Их очень много, и они живут по всему миру. У этих птиц плотное оперение, которое помогает сохранять тепло, и прекрасно приспособленные для плавания перепончатые лапы.


Лебедь – птица принадлежит к отряду гусеобразных, семейству утиных. Свои гнезда птица располагает вблизи от водоёмов, на участках ,заросших тростником. Основной рацион лебедя- водные растения, а также небольшие беспозвоночные животные.


Но на берегах водоемов еще селятся ондатры и бобры. Слайд 24

Наши корреспонденты переслали видеоматериал из отдаленных регионов нашей Республики про бобра .( Видеоматериал)


Бобры населяют берега медленных лесных речек и озер.

Подсчитано, что за год семья бобров валит несколько сотен стволов. Бобры предпочитают лиственные мягкие породы деревьев .Одно дерево на несколько дней обеспечивает зверей кормом и дает строительный материал для жилья и плотины. Бобр ест все сочные части дерева- листья, кору, делая под водой древесные запасы. Любит он еще сочные стебли и корневища водных растений. На суше этот крупный , тяжелый зверь выглядит неуклюжим, неповоротливым, но в воде быстр и ловок, поэтому в случае опасности бобр стремится к водоему. Бобр стал для человека символом профессии строителя и примером трудолюбия.


8 ученик:

На дне пресных водоемов можно встретить раков. Слайд 25

Если вода в водоёме слишком грязная, то раки в ней жить не могут и погибают. На дне прудов и озёр живут моллюски, например беззубка и прудовик. Они питаются органическими остатками в воде и таким образом очищают её. Их называют животными фильтраторами.


Очень интересную информацию предоставили наши корреспонденты.


  1. Динамическая пауза. (Рекламная пауза).

  2. Продолжить формирование ЗУН.

  1. Работа по учебнику.

Водоемы богаты не только животными, но и растениями. А какими? На этот вопрос вы ответите сами дорогие зрители. Ведь вы знаете, что зрители в нашем зале не просто слушатели, но и активные участники передачи. У вас есть книги, откройте их на странице 60, прочитайте о растениях водоемов. Слайд 26-27

- Стоп! Вы узнали о растениях водоемов? Какие растения растут в водоемах и вблизи их?

  1. Работа в тетрадях.

- Я думаю, что многие зрители делают записи по ходу передачи. Откройте свои записные книжки, т.е. тетради. Запишите число. Тему урока.

Составим ассоциативный ряд к слову водоем. (Вода, растения, жизнь, животные, птицы, рыбы, насекомые). Слайд 28

Молодцы!

Зрители которые смотрят нашу передачу по ТВ прислали интересные задания, которые нам нужно выполнить.

Задание №1 Слайд 29


Определи, какие животные, живут в водоёме или вблизи него.

Белка, ондатра, волк, дятел, бобр, лягушка, синица, лебедь, медведь,

жук-плавунец, сова, окунь, водомерка.

Задание №2 Слайд 30

Ответьте на вопрос:

Реки и озёра – это естественные водоёмы или искусственные?



Задание №3 Слайд 31

Назовите водоёмы которые есть в нашей местности:

Реки, горы, океан, озеро, пруд, море, болото.



Задание №4 Слайд 32

Составьте правильно предложения:

  1. Растения, то, водоёмы, если, прибрежные, уничтожить, обмелеют.

  2. Нуждаются, охране, в, водоёмы.

- Далее в нашей передаче рубрика « Красная Книга Казахстана». Слайд 33

Что такое Красная книга? В Красную книгу занесены растения и животные, которые находятся на грани исчезновения и нуждаются в защите государства и человека.


Слайд 34

Пеликан, цапля, лебедь, чирок. Из-за высыхания Арала исчезает Аральский лосось.

Мы знаем, что надо охранять и беречь растения и животных не только тех, которые находятся на грани исчезновения, но и тех которые находятся рядом с нами.

Об этом мы поговорим в следующий передаче.


  1. Рефлексия.


  1. Домашнее задание.



  1. Оценивание.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!