Урок в 5 классе “Язык и человек. Язык и речь”
Л.П. Булатова, учитель русского языка и литературы БОУСОШ №1 МО Динской район
Орфографическая разминка
- зам...нять деталь
- рассм...яться в ответ св...тильник
- ул...тать на Север просв...щение
- изб...гать опасности
- увл...каться музыкой
ВЗАИМОПРОВЕРКА
- зам Е нять деталь (ЗАМЕНА)
- рассм Е яться в ответ (СМЕХ)
- включить св Е тильник (СВЕТ)
- ул Е тать на Север (ВЗЛЁТ)
- изб Е гать опасности (БЕГ)
- увл Е каться музыкой (УВЛЕЧЬСЯ)
ЗАРЯДКА ДЛЯ УМА
Отгадай загадку…
Если б не было его, не сказал бы ничего.
Что такое язык?
“ Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, предают друг другу свои мысли… Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, – мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом”.
(Л.В. Успенский)
Слово «РЕЧЬ»
- Способность говорить, говорение. Владеть речью. Дар речи.
- Разновидности или стили языка. Устная и письменная речь.
- Звучащий язык. Русская речь музыкальна.
- Разговор. Беседа. Умные речи приятно слушать.
- Публичное выступление . Выступать с речью.
«СЛОВО»
- Единица языка служащая для наименования понятий предметов лиц действий состояний признаков связей отношений оценок . Происхождение слов
- Речь способность говорить . Дар слова .
- Разговор, беседа что-то сказанное . Понять друг друга без слов.
- Публичное выступление, речь. Вступительное слово
«ЯЗЫК»
- Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющихся орудием общений, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе . Великий русский язык.
- Совокупность средств выражения в словесном творчестве (стиль). Язык Пушкина. Язык писателей.
- Речь, способность говорить. Лишиться языка.
- Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Язык животных. Язык дорожных знаков .
Различаем значение слова «речь»
1) Отовсюду были слышны поздравительные речи.
2) Об этом не может быть и речи.
3) У этого мальчика затруднительная речь.
4) Звучит многоязычная речь.
5) В обыденной жизни мы пользуемся раз говорной речью.
6) О чем речь?
Словарная работа
Эзоп, Ксанф, Древняя Греция, предание
Работа с текстом
– Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, что лучше языка ничего на свете нет, в другом – утверждает, что язык – это самое худшее, что есть на свете? Как понять это противоречие?
– Спишите из текста те предложения, в которых говорится о языке как о речи.
Л.Н. Толстой о слове
“ Слово – дело великое. Великое, потому что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей?”
- Что объединяет высказывание Эзопа и Л.Н. Толстого?
- К чему призывает Л.Н. Толстой?
Пословицы о языке
- Язык до Киева доведет.
- Мал язык, да всем телом владеет.
- Велик и могуч русский язык. Длинный язык с умом не в родстве.
- Не ножа бойся, а языка.
- Не спеши языком, торопись делом.
Фразеологизмы о языке
- Язык вывихнешь
- Язык заплетается
- Язык на плече
- Язык не ворочается
- Язык не поворачивается
- Язык отсохнет (отсох)
Домашнее задание
ПО ВЫБОРУ:
- Написать 5 фразеологизмов о языке и речи. Составить с ними 2 предложения.
- Написать сочинение – миниатюру по одной из пословиц, записанных на уроке.
Использованные ресурсы
- http://images.yandex.ru/yandsearch?text= Русские%20лингвисты& uinfo=sw-1080-sh-528-fw-854-fh-448-pd-1
2. http://images.yandex.ru/yandsearch?stype=image&lr=35&source=psearch&text= Русские%20словари
3. http://www.wisdoms.ru/146.html
4. http://www.razumniki.ru/frazeologizmy.html