План-конспект урока по теме: «Лоскутная пластика»
Раздел: «Художественные ремесла».
Тема: «Лоскутная пластика».
Класс: 5.
Целеполагание:
1. Предметные УУД:
1.1. Познакомить учеников с основными понятиями лоскутного шитья;
1.2. Познакомить с различными узорами в лоскутной технике;
1.3. Научить школьников изготавливать тряпичную куклу из лоскутков;
1.4. Вспомнить технику безопасности при работе с иглой и ножницами.
2. Метапредметные УУД:
2.1. Познавательные: формулировать умения сопоставлять, анализировать, сравнивать, ставить и формулировать проблему самостоятельно создавать алгоритм деятельности;
2.2. Регулятивные: формировать умения постановки цели, моделировать ситуации, планировать свою деятельность, проводить рефлексию, оценивать свою работу и действия;
2.3. Коммуникативные: развивать навыки построения диалога/монолога, организовать ученическое сотрудничество.
3. Личностные УУД:
Формулировать мотивацию и самомотивацию изучения темы; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; сформулировать основы гражданской идентичности.
4. Профориентационные УУД:
Сформулировать представления о профессии дизайнер, швея, декоратор.
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база:
- кабинет технологии.
Дидактическое обеспечение:
- презентация по теме «Лоскутная пластика» (приложение 1);
- раздаточный материал: «Технологическая карта по изготовлению народной куклы «женское счастье» (приложение 2);
- эталонные образцы выполненных работ;
- учебник: Синица Н.В. Технология. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М. Вентана-Граф, 2013. – 192 с.: ил.
Материалы и оборудование:
- 2 квадрата светлой ткани 10*10см. В идеале - это лён, но можно любую плотную х/б ткань;
- 2 кружочка ткани диаметром 3-5 см;
- полоска яркой ткани длиной 10-14см, высотой 4-5 см;
- набивка (вата);
- пряжа;
- красные крепкие нитки;
- ленточки, тесемочки и кружева - по желанию;
- иголки, ножницы;
- рабочие тетради.
Методы обучения: рассказ, демонстрация презентации (приложение 1), игра, показ наборов эталонных объектов труда, материалов для изготовления данной куклы.
Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная.
Словарная работа: Лоскутная пластика, узор «спираль», узор «изба».
Тип урока: нетрадиционный урок (мастер-класс).
Ход урока.
1. Организационный момент (3 мин.)
Начало урока. Учитель входит в класс и приветствует учащихся. Педагог отмечает отсутствующих. Учитель проверяет у учащихся наличие рабочей одежды, рабочих тетрадей. Если все есть, то можно начинать урок.
2. Актуализация новых знаний (10 мин.)
На сегодняшнем уроке ученики познакомятся с новой темой «Лоскутная пластика», поэтому перед изложением нового материала следует задать несколько вопросов, чтобы узнать начальный уровень знаний по этой теме учащихся.
Вопросы:
1.Какие гармоничные цветовые композиции вы знаете? –а- ахроматическая(бесцветная);б-монохромная(одноцветная);в- из двух контрастных цветов; г- из трех цветов .
2. Что такое орнамент? Орнамент- это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих эго элементов. Орнамент используется для украшения различных предметов декоративно- прикладного искусства.
3. Изложение нового материала (25 мин.)
На сегодняшнем уроке мы будем изучать новую тему «Лоскутная пластика». Целями урока будут:
• познакомиться с основными понятиями лоскутного шитья;
• познакомиться с различными узорами из лоскутов ткани;
• познакомиться с народным творчеством;
• научиться делать народную куклу из лоскутов ткани.
План изложения нового материала:
1.Введение;
2.Лоскутное шитье;
3.Узор «спираль»;
4.Узор «изба»;
5.Народные тряпичные куклы;
6.Изготовление куклы «Женское счастье».
1.Введение.
2.Лоскутное шитьё - древний вид декоративно-прикладного творчества. Техника шитья из кусочков ткани - лоскутов - в России известна издревле. Вначале бедность заставляла бережливых хозяек из остатков старой одежды шить новую, а из лоскутков - изделия для домашнего обихода. Как вид творчества лоскутное шитьё распространилось в России только в XIX в., когда в деревни стали завозить фабричные цветные ткани - ситцы и сатины. Сейчас лоскутное шитьё переживает новое рождение. Оно стало для многих женщин любимых занятием. Лоскутные вещи шьют и профессиональные художники по текстилю, и домашние хозяйки. Лоскутными изделиями украшают свой дом, их преподносят в качестве подарка. Из разноцветных лоскутов можно получить оригинальные вещи: жилеты, юбки. сумки, одеяла, подушки, покрывала. Чтобы создать лоскутное изделие, нужно научиться шить отдельные узоры .
3.Узор «спираль».
Изделия, сшитые из разноцветных маленьких лоскутков, напоминают мозаичные картинки. Называют такое шитьё по-разному: «спираль», «карусель», «лабиринт», «крейзи». Лоскутки узора «спираль» нашивают на основу - отрез тонкой светлой ткани. Её выкраивают размером, немного большим размера будущего изделия, с учётом усадки материала при строчке на швейной машине. Без основы работать нельзя: швы тянутся в разные стороны, и изделие имеет неряшливый вид. В «спирали» используют обрезки тканей самой различной формы. Начинают работу от центра изделия и сразу с помощью швейной машины (или вручную) пришивают лоскуток к лоскутку двигаясь по часовой стрелке. По традиции, центральный лоскут называют «зрачком» и подбирают для него кусочек ткани яркого цвета, например красного или жёлтого. Можно также использовать блестящую ткань с мелким рисунком. Центральную часть изделия заполняют сначала мелкими лоскутками, а по мере увеличения полотна присоединяют всё более крупные. Лоскутки объединяют по цвету в разных вариантах (используя цветовую сочетаемость). Например: начинают пришивать светлые лоскутки и после прохождения очередного круга в следующем витке - более тёмные, но в той же цветовой гамме. Иногда все соседние лоскутные витки делают контрастными по цвету. В любом из вариантов стараются не соединять между собой лоскуты, слишком близкие по цвету и рисунку так как они будут смотреться как одно цветовое пятно и могут нарушить задуманную композицию.
4.Узор «изба»
Очень популярен способ соединения полосок вокруг маленького квадрата красного или желтого цвета, символизирующего огонь и тепло печки, или очага. Такой узор условно называют «изба», «американский квадрат», «бревенчатый дом». Если центральный квадрат синего цвета (символ воды) узор называют «колодец». Классическое сочетание цвета полосок в квадрате - одна половина квадрата выполнена из светлых полос, а другая — из темных. Как бы одна половина избы освещена солнцем, а противоположная находится в тени. Размер «очага» может быть разным, но в любом случае длина его стороны не должна быть меньше ширины полоски. Сборка поло сок вокруг «очага» ведётся по часовой стрелке (или против), длина полосок постепенно увеличивается по мере удаления от «очага» [28].
5. Народные тряпичные куклы
Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.
Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы [37].
Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.
Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Сейчас известно 90 видов кукол. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая. Во- первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему.
Большинство кукол на Руси были оберегами. Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта российских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда". По преданию, однажды такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения. Потом у оберегов появились и другие "обязанности". Свадебные неразлучники берегут молодую семью от сглаза, а куклы-лихорадки прогонят прочь все хвори [38].
Весьма значительную их часть составляли обрядовые. Наши предки жили довольно весело - тот круг жизни, который свершается в течение года, сопровождался некими действиями, обрядами и праздниками (некоторые из них сохранились по сей день), и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась кукле.
В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. В деревенской кукле предпочитали женский образ.
Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору: "Белолица, грудаста и коса непременно, и уряжена хоть куда". Здесь красота девушки материализовалась в кукле, которая соответствовала символу - прекрасному образу девичества.
Кукла- знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы.
Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.
Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.
Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Почему народные куклы делались без лица?
Изначально (еще в язычестве) считалось, что с лицом в куколку вселяется дух, который может навредить ребенку. Ну и без лица куколка принимает настроение своей хозяйки. Так же куколку делали без лица, как говаривали бабушки в старину - чтобы глаз лишних не было в доме. Куклы-обереги передавались от матери к дочери, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье [32].
Куколка на счастье. Эта куколка мне почему-то особенно нравится. Говорят, что свое название она получила благодаря своей длинной косе - символ женского начала. В русских народных сказках, где герои идут за своим счастьем, упоминается эта куколка как кукла помощница. И сейчас считается, что если носить такую куколку с собой - тебе будет сопутствовать успех и найдешь ты свое счастье.
4. Вводный инструктаж (5 мин.)
Наш урок пойдет в нетрадиционной форме – мастер-класс. Учитель рассказывает о народном творчестве и демонстрирует различные куклы. На этом уроке учащиеся изготовят тряпичную куклу «женское счастье» по мастер - классу Зои Пинигиной. Для этого все ученики садятся в круг за один большой стол. У каждого ученика перед собой имеется инструкция по выполнению куклы «женское счастье» (приложение 2), а так же необходимые материалы для работы.
Название практической работы : «Изготовление народной тряпичной куклы - женское счастье».
Цель – изготовить куклу «женское счастье».
Общие положения по правилам безопасности на уроке труда.
• К уроку допускаются только школьники, одетые в специальную рабочую форму;
• Нельзя приступать к выполнению задания без ознакомления с техникой безопасности и разрешения учителя;
• Нельзя пользоваться инструментами и оборудованием не по назначению, а также поврежденными предметами;
• Задания надо выполнять внимательно и аккуратно, чтобы не нанести вред себе и окружающим;
• Рабочее место надо содержать в чистоте, предметы хранить в соответствии с техникой безопасности;
• При получении травмы немедленно прекратить выполнения учебного задания и сообщить об этом учителю;
• По окончанию урока труда необходимо убрать рабочее место.
Критерии оценки:
«5»- ставиться, если работа выполнена правильно в заданное время, самостоятельно, с соблюдением техники безопасности.
«4»-работа выполнена правильно в заданное время, аккуратно и экономно, но с нарушениями при выполнении некоторых операций.
«3»-работа выполнена в заданное время, есть нарушения в последовательности выполнения, образец оформлен небрежно.
«2»-ученик самостоятельно не справился с работой, работа неаккуратная, нарушение в технологической последовательности.
5. Практическая работа (40 мин.)
Мастер-класс по изготовлению народной тряпичной куклы «Женское счастье».
1)Ученики садятся в круг.
2)Учитель демонстрирует народные куклы.
3)Ученики одновременно с учителем изготавливают куклу «женское счастье».
6. Текущий инструктаж:
В ходе работы учитель следит за выполнением санитарно – гигиенических требований и правил техники безопасности, трудовой дисциплины. Могут возникнуть проблемы, поэтому сначала нужно показать, как нужно правильно выполнять те или иные действия. В ходе работы возможен групповой и индивидуальный инструктажи.
7. Завершение практической работы.
8. Заключительный инструктаж (3 мин.)
По завершению практической работы учитель выставляет оценки по следующим критериям:
1. соблюдение санитарно – гигиенических требований и правил техники безопасности;
2. норма времени;
3. качество выполненной работы.
Домашнее задание: изготовить тряпичную куклу из лоскутов.
9.Уборка рабочих мест.