СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 5 классе на тему "Строение клетки. Пластиды"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  построен в соответствии с ФГОС и представлен по ходу изучения раздела "Клеточное строение". На уроке учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе на тему "Строение клетки. Пластиды"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«2-я Выгорновская основная общеобразовательная школа»















Урок по биологии

5 класс

Тема; «Строение клетки. Пластиды»















Подготовила и провела:

Учитель биологии

Константинова Е. В.





2020г.


Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний об особенностях строения растительной клетки, выявить роль пластид, входящих в состав растительной клетки.


 Задачи урока:

  1. Образовательная (познавательные УУД): создание условий для самостоятельной деятельности, направленной на изучение пластид в клетках растений.              

  2. Развивающая (регулятивные УУД): формирование умений находить и распознавать основные части клетки на рисунках и в таблицах, делать схематические зарисовки, делать обобщения и выводы

  3. Воспитательная (личностные УУД): воспитание положительной мотивации учения, умение работать индивидуально, в паре, группе.


Планируемые результаты обучения:

Предметные:


Обучающиеся знают:

-элементарное строение растительной клетки;

-значение частей клетки, их названия;


Обучающиеся умеют:

-зарисовывать рассматриваемые объекты;

-оперировать понятиями: клеточная оболочка, цитоплазма, вакуоль, ядро, пластиды.


Метапредметные: умеют работать с разными источниками биологической информации, находить нужную информацию, преобразовывать из одной формы в другую, сравнивают и анализируют изучаемые объекты, анализируют результаты наблюдений, делают выводы, проводят лабораторную работу в соответствии с инструкцией.

развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов, умение выделять существенные признаки строения клетки.


Личностные: проявляют познавательный интерес и мотивацию, направленные на изучение живой природы; формируется познавательная мотивация на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.


Методы и методические приѐмы:

проблемно – диалогический, частично – поисковый, репродуктивный; «светофор», «удивляй», «отсроченная отгадка», «да – нетка»


 Тип урока: общеметодологической направленности (комбинированный)


 Оборудование: ПК, медиапроектор, прозеленённые клубни картофеля, презентация по теме «Пластиды», инструктивные карточки, тесты, схемы.


Основные понятия: пластиды, хлоропласты, хромопласты, лейкопласты, хлорофилл, каротин, антоциан.



Сценарий урока

  1. Организационный этап

Приветствие учащихся.

-Здравствуйте, ребята!

Садитесь!

-Как вам погода сегодня на улице?

-Солнце светит!

-Вот видите, даже Солнце вам улыбается!

Давайте и мы улыбнёмся друг другу!

(Солнца не видно, а вы повернитесь друг к другу и улыбнитесь!)



  1. Мотивация учебной деятельности.

-Вот теперь я вижу, что у вас хорошее настроение.

Я вас хочу немного озадачить!

Знаете чем?

-Нет, не знаем.

-А я вам расскажу.

«У меня есть племянница, ученица первого класса. Недавно она бала у меня в гостях, увидела огромное количество комнатных цветов и, буквально, засыпала меня вопросами.

-Почему, да почему? ( Почему листья одних растений зелёные, а других разноцветные? Почему одни цветы жёлтые, другие красные, а третьи синие?) (слайд1)

Я, конечно, ответила на все её вопросы, но мне кажется, что она не совсем поняла.

-Ребята! Вы всё-таки не очень отличаетесь от неё по возрасту. Может, вы мне поможете, и сможете сделать это объяснение более доступным для неё?

-Поможем.

-Давайте вместе составим совместный план действий!

-Давайте!

-А, может, вы сразу ответите на все её вопросы?

Сможете?

-Нет

-А почему?

-Мы это тоже ещё не изучали.

-Скажите, мы изучили все органоиды клетки?

-Нет

-А с помощью чего можно увидеть органоиды?

-С помощью увеличительных приборов!

-Какие темы мы включим в наш план?



План: (слайд 2)

  1. Увеличительные приборы.

  2. Строение клетки.

  3. «Новые» органоиды растительной клетки.


  1. Актуализация знаний.


- На предыдущих уроках мы познакомились с увеличительными приборами, с помощью которых рассматривали строение растительной клетки. Давайте немного напряжём память и проверим наши знания.

1. Фронтальный опрос

- Назовите известные вам увеличительные приборы

-Как приготовить микропрепарат клеток кожицы лука?

-Перечислите составные части растительной клетки (устный ответ с места)


2. Работа с компьютером (анимация «Увеличительные приборы» Тренажёр; Увеличительные приборы. Контроль) (1 человек работает во время устного ответа и тестовых заданий, выполняемых другими)


3.Тестовые задания с выбором одного правильного ответа (3-5 мин)

(слайд 3)

Выбери правильный ответ.

  1. Органоид, содержащий клеточный сок:

а)вакуоль; б) ядро, в)плазматическая мембрана.

  1. Как называется полужидкое, студенистое вещество, в котором проходят обменные процессы:

а)ядро; б) цитоплазма; в) вода; г) вакуоль.

3. Клеточная стенка имеется у клетки:

а) растительной; б) животной; в) нет правильного ответа.

4. Растительная клетка отличается от животной наличием:

а) рибосомы; б) митохондрии; в) вакуоли; г) лизосомы.

5. Наука о клетке – это:

а) микология; б) анатомия; в) экология; г) цитология.


Молодцы, ребята!



4.Первичное усвоение новых знаний

Давайте посмотрим на совместный план работы. Сколько пунктов плана мы с вами выполнили? (2) Видите, какие вы молодцы! Как хорошо вы работаете! Остался всего 1 пункт, и мы сможем ответить на вопросы!!


  • Посмотрите внимательно фрагмент учебного видеофильма (6.15 – 6.50) Какие новые термины вы услышали? (слайд 4)

  • Сравните схемы строения растительной и животной клетки. Какие вы увидели отличия? (слайд 5)

  • Откройте учебник стр 37, прочитайте 1 абзац. А теперь назовите тему сегодняшнего урока. (слайд)

Ребята! Назовите тему сегодняшнего урока.

(Самостоятельно формулируют тему урока)


Тема урока « Пластиды» (слайд 6 )

(Самостоятельно формулируют тему урока)

-Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока.

-Как вы думаете, что мы узнаем про пластиды?

- Прочитайте оставшийся на стр. 37 текст учебника и сформулируйте задачи, стоящие перед нами по теме урока (Что нового вы сегодня узнаете?)

Мы узнаем: - Что такое пластиды?

- Какие бывают пластиды?

-От чего зависит цвет пластид?

-Какие пластиды называют хлоропластами? Почему?


Самостоятельная работа обучающихся с новым материалом (работа по группам)

-Ребята, у вас на столах файлы с материалами и учебник (стр. 37, рис. 21)

(5-7 мин)


Задание для 1 группы

1. Ознакомьтесь с предоставленным материалом и рис. 21 на стр. 37 учебника.

2. Ответьте на вопросы

-Что такое пластиды?

-Как различаются пластиды по цвету?

-Какие бывают пластиды?

-От чего зависит цвет пластид?

-Как называются пластиды, содержащиеся в клетках листа элодеи?


Задание для 2 группы

1.Ознакомьтесь с предоставленным материалом и рис. 21 стр 37 учебника.

2. Перечислите названия красящих пигментов


3.Составьте опорную схему «Пластиды» с последующей записью на доске.





Пластиды




зелёные жёлтые (оранжевые) бесцветные (хлоропласты) (хромопласты) (лейкопласты)



  • Отчёт групп о проделанной работе


  • Работа по усвоению новых знаний (самостоятельная проверка по эталону) (3 мин) (слайд 7 )

Закончить предложения, вставив нужные слова.

  1. В клетках листа элодеи (на рисунке учебника) вы увидели пластиды ……………(хлоропласты)

  2. Бесцветные пластиды …………..(лейкопласты)

  3. Окраску плодам, лепесткам придают…………….. (хромопласты)

  4. Лейкопласты на свету превращаются в …………..(хлоропласты)

  5. Осенью, когда дни становятся короче хлоропласты листьев превращаются в …………..(хромопласты)


  • Отработка новых терминов

а) многократное проговаривание

б) запись в тетрадь


5.Физкультминутка (проводится при необходимости ч/з 23-25 мин. после начала урока)


6.Первичная проверка понимания.


Игра «Да – нетка»

Ребята! Вам нужно отгадать один из органоидов растительной клетки, задавая мне наводящие вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». (Например, загадан органоид хлоропласт)

  1. С помощью него осуществляется обмен между клеткой и окружающей средой? (нет)

  2. В этом органоиде содержится клеточный сок? (нет)

  3. В этом органоиде содержится наследственная информация? (нет)

  4. Этот органоид осуществляет синтез белка? (нет)

  5. Органоид содержит ферменты? (нет)

  6. Этот органоид является энергетической станцией клетки? ( нет)

  7. От этого органоида зависит окраска частей растения? (да)

  8. Этот органоид зелёного цвета? (да)

  9. Это хлоропласт? (да)





Ответы на заданные вопросы (слайд 8 )


1. Почему листья растений окрашены в различные цвета? (в клетках растений находятся пластиды, содержащие различные красящие пигменты)

2. Почему плоды томата вначале бывают зелёными, а затем краснеют.

(хлоропласты разрушаются, и становятся заметными хромопласты)


3.От чего зависит красная и синяя окраска различных частей растений?

(От пигмента антоциана, меняющего окраску в зависимости от реакции клеточного сока.)

-Молодцы, ребята! Вы смогли ответить на все проблемные вопросы.


7.Первичное закрепление

Но нам расслабляться некогда.

1. Просмотр отрывка видеофильма. (слайд 9 )

-Что вы увидели?

-Как называются эти пластиды?

-Какой пигмент они содержат?

2. Составление модели – аппликации «Строение растительной клетки». (5 мин)


3.Выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке учебника на стр. 37 – 38 учебника, оформление работы в рабочей тетради – задание 26 стр. 20, выводы

обсуждение результатов лабораторных работ ( если позволит время)


8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (слайд 10)

§7 стр. 37 – 38 изучить, ответить на вопросы, выучить новые термины, р. т. дорисовать рисунок, сделать надписи.

Творческое задание на выбор: составить кроссворд по теме урока, сочинить сказку.

Выставление оценок, с пояснением.

  1. Рефлексия (слайд 11)

Слайд:

Сегодня я узнал….

Было интересно…

Мне было трудно…

Я научился…

Я понял,что…

Меня удивило…


Дорогие ребята! Дмитрий Иванович Менделеев говорил:

Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им зёрен!

Ребята, я горжусь вами, вы отлично поработали на уроке и ваши знания выросли !!! Я желаю вам преумножать свои знания каждый день и на каждом уроке!

Урок окончен!






Приложения

Тестовые задания с выбором одного правильного ответа

Выбери правильный ответ.

  1. Органоид, содержащий клеточный сок:

а) вакуоль; б) ядро, в) плазматическая мембрана.

  1. Как называется полужидкое, студенистое вещество, в котором проходят обменные процессы:

а) ядро; б) цитоплазма; в) вода; г) вакуоль.

3. Клеточная стенка имеется у клетки:

а) растительной; б) животной; в) нет правильного ответа.

4. Растительная клетка отличается от животной наличием:

а) рибосомы; б) митохондрии; в) вакуоли; г) лизосомы.

5. Наука о клетке – это:

а) микология; б) анатомия; в) экология; г) цитология.


Тестовые задания с выбором одного правильного ответа

Выбери правильный ответ.

  1. Органоид, содержащий клеточный сок:

а) вакуоль; б) ядро, в) плазматическая мембрана.

  1. Как называется полужидкое, студенистое вещество, в котором проходят обменные процессы:

а) ядро; б) цитоплазма; в) вода; г) вакуоль.

3. Клеточная стенка имеется у клетки:

а) растительной; б) животной; в) нет правильного ответа.

4. Растительная клетка отличается от животной наличием:

а) рибосомы; б) митохондрии; в) вакуоли; г) лизосомы.

5. Наука о клетке – это:

а) микология; б) анатомия; в) экология; г) цитология.


Тестовые задания с выбором одного правильного ответа

Выбери правильный ответ.

  1. Органоид, содержащий клеточный сок:

а) вакуоль; б) ядро, в) плазматическая мембрана.

  1. Как называется полужидкое, студенистое вещество, в котором проходят обменные процессы:

а) ядро; б) цитоплазма; в) вода; г) вакуоль.

3. Клеточная стенка имеется у клетки:

а) растительной; б) животной; в) нет правильного ответа.

4. Растительная клетка отличается от животной наличием:

а) рибосомы; б) митохондрии; в) вакуоли; г) лизосомы.

5. Наука о клетке – это:

а) микология; б) анатомия; в) экология; г) цитология.





Тестовые задания с выбором одного правильного ответа

Эталон

Выбери правильный ответ.

  1. Органоид, содержащий клеточный сок:

а)вакуоль; б) ядро, в)плазматическая мембрана.

  1. Как называется полужидкое, студенистое вещество, в котором проходят обменные процессы:

а)ядро; б) цитоплазма; в) вода; г) вакуоль.

3. Клеточная стенка имеется у клетки:

а) растительной; б) животной; в) нет правильного ответа.

4. Растительная клетка отличается от животной наличием:

а) рибосомы; б) митохондрии; в) вакуоли; г) лизосомы.

5. Наука о клетке – это:

а) микология; б) анатомия; в) экология; г) цитология.



Тестовые задания с выбором одного правильного ответа

Эталон


Выбери правильный ответ.

  1. Органоид, содержащий клеточный сок:

а)вакуоль; б) ядро, в)плазматическая мембрана.

  1. Как называется полужидкое, студенистое вещество, в котором проходят обменные процессы:

а)ядро; б) цитоплазма; в) вода; г) вакуоль.

3. Клеточная стенка имеется у клетки:

а) растительной; б) животной; в) нет правильного ответа.

4. Растительная клетка отличается от животной наличием:

а) рибосомы; б) митохондрии; в) вакуоли; г) лизосомы.

5. Наука о клетке – это:

а) микология; б) анатомия; в) экология; г) цитология.



Тестовые задания с выбором одного правильного ответа

Эталон

Выбери правильный ответ.

  1. Органоид, содержащий клеточный сок:

а)вакуоль; б) ядро, в)плазматическая мембрана.

  1. Как называется полужидкое, студенистое вещество, в котором проходят обменные процессы:

а)ядро; б) цитоплазма; в) вода; г) вакуоль.

3. Клеточная стенка имеется у клетки:

а) растительной; б) животной; в) нет правильного ответа.

4. Растительная клетка отличается от животной наличием:

а) рибосомы; б) митохондрии; в) вакуоли; г) лизосомы.

5. Наука о клетке – это:

а) микология; б) анатомия; в) экология; г) цитология.



Закончить предложения, вставив нужные слова.

  1. В клетках листа элодеи (на рисунке учебника) вы увидели пластиды …….

  2. Бесцветные пластиды …………..

  3. Окраску плодам, лепесткам придают……………..

  4. Лейкопласты на свету превращаются в …………..

  5. Осенью, когда дни становятся короче, хлоропласты листьев превращаются в …………..


Закончить предложения, вставив нужные слова.

  1. В клетках листа элодеи (на рисунке учебника) вы увидели пластиды …….

  2. Бесцветные пластиды …………..

  3. Окраску плодам, лепесткам придают……………..

  4. Лейкопласты на свету превращаются в …………..

  5. Осенью, когда дни становятся короче, хлоропласты листьев превращаются в …………..


Закончить предложения, вставив нужные слова.

  1. В клетках листа элодеи (на рисунке учебника) вы увидели пластиды …….

  2. Бесцветные пластиды …………..

  3. Окраску плодам, лепесткам придают……………..

  4. Лейкопласты на свету превращаются в …………..

  5. Осенью, когда дни становятся короче, хлоропласты листьев превращаются в …………..


Закончить предложения, вставив нужные слова.

  1. В клетках листа элодеи (на рисунке учебника) вы увидели пластиды …….

  2. Бесцветные пластиды …………..

  3. Окраску плодам, лепесткам придают……………..

  4. Лейкопласты на свету превращаются в …………..

  5. Осенью, когда дни становятся короче, хлоропласты листьев превращаются в …………..


Закончить предложения, вставив нужные слова.

  1. В клетках листа элодеи (на рисунке учебника) вы увидели пластиды …….

  2. Бесцветные пластиды …………..

  3. Окраску плодам, лепесткам придают……………..

  4. Лейкопласты на свету превращаются в …………..

  5. Осенью, когда дни становятся короче, хлоропласты листьев превращаются в …………..










Работа по усвоению новых знаний (самостоятельная проверка с взаимопроверкой по эталону)

Эталон

Закончить предложения, вставив нужные слова.

  1. В клетках листа элодеи (на рисунке учебника) вы увидели пластиды ……………(хлоропласты)

  2. Бесцветные пластиды …………..(лейкопласты)

  3. Окраску плодам, лепесткам придают…………….. (хромопласты)

  4. Лейкопласты на свету превращаются в …………..(хлоропласты)

  5. Осенью, когда дни становятся короче, хлоропласты листьев превращаются в …………..(хромопласты)


Работа по усвоению новых знаний (самостоятельная проверка с взаимопроверкой по эталону)

Эталон

Закончить предложения, вставив нужные слова.

  1. В клетках листа элодеи (на рисунке учебника) вы увидели пластиды ……………(хлоропласты)

  2. Бесцветные пластиды …………..(лейкопласты)

  3. Окраску плодам, лепесткам придают…………….. (хромопласты)

  4. Лейкопласты на свету превращаются в …………..(хлоропласты)

  5. Осенью, когда дни становятся короче, хлоропласты листьев превращаются в …………..(хромопласты)


Работа по усвоению новых знаний (самостоятельная проверка с взаимопроверкой по эталону)

Эталон

Закончить предложения, вставив нужные слова.

  1. В клетках листа элодеи (на рисунке учебника) вы увидели пластиды ……………(хлоропласты)

  2. Бесцветные пластиды …………..(лейкопласты)

  3. Окраску плодам, лепесткам придают…………….. (хромопласты)

  4. Лейкопласты на свету превращаются в …………..(хлоропласты)

  5. Осенью, когда дни становятся короче, хлоропласты листьев превращаются в …………..(хромопласты)











Задание для 1 группы

1. Ознакомьтесь с предоставленным материалом и рис. 21 на стр. 37 учебника.

2. Ответьте на вопросы

-Что такое пластиды?

-Как различаются пластиды по цвету?

-Какие бывают пластиды?

-От чего зависит цвет пластид?

-Как называются пластиды, содержащиеся в клетках листа элодеи?



Задание для 1 группы

1. Ознакомьтесь с предоставленным материалом и рис. 21 на стр. 37 учебника.

2. Ответьте на вопросы

-Что такое пластиды?

-Как различаются пластиды по цвету?

-Какие бывают пластиды?

-От чего зависит цвет пластид?

-Как называются пластиды, содержащиеся в клетках листа элодеи?



Задание для 2 группы

1.Ознакомьтесь с предоставленным материалом и рис. 21 стр 37 учебника.

2. Перечислите названия красящих пигментов (устно)

3. Составьте опорную схему - «Пластиды»






Задание для 2 группы

1.Ознакомьтесь с предоставленным материалом и рис. 21 стр 37 учебника.

2. Перечислите названия красящих пигментов (устно)

3. Составьте опорную схему - «Пластиды»











Дополнительный материал

Пластиды – органоиды растительных клеток, содержащие красящие вещества


Цвет пластидам обеспечивают красящие вещества - пигменты.

Самым распространённым пигментом является хлорофилл, при его разрушении проявляются другие красящие пигменты.


Хлоропласты содержат пигмент зелёного цвета – хлорофилл (обеспечивает зелёную окраску).

Хромопласты содержат пигмент оранжевого цвета – каротин (оранжевая окраска)

Лейкопласты – бесцветные пластиды, служат для накопления питательных веществ.

Самым распространённым пигментом после хлорофилла является пигмент – антоциан. Его окраска зависит от реакции клеточного сока: к кислой среде она красная, в щелочной – синяя. Цветки некоторых растений, например, медуницы, за время цветения изменяют свою окраску от розовой до синей, так как реакция клеточного сока меняется от кислой до слабощелочной.

Пластиды могут переходить друг в друга. Именно этим объясняется тот факт, что клубни картофеля на свету зеленеют.


Функции пластид

Зелёные пластиды – хлоропласты содержат хлорофилл, зелёный пигмент, участвующий в фотосинтезе. Бесцветные лейкопласты запасают органические вещества, в основном крахмал, хромопласты содержат жёлтые и оранжевые пигменты – ксантофиллы и каратиноиды, определяющие осеннюю окраску листьев.




пластиды

хлоропласты

хромопласты

лейкопласты

хлорофилл

каротин

антоциан

МКОУ «2-я Выгорновская основная общеобразовательная школа»



Открытый урок

по биологии







ТЕМА « ПЛАСТИДЫ»







Подготовила и провела:

учитель биологии

Константинова Е. В.







2018г.



Задание Какие утверждения верны?

Поставьте знак “+” или “-”.

1. Клетка – основная единица строения всех живых организмов.

2. Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клеток.

3. Пластиды – есть только у растительных клеток.

4. Лупа – самый сильный увеличительный прибор.

5. Живые клетки только питаются.

6. Организм человека состоит из клеток.

Обменяйтесь с соседом тетрадями. Оцените, пожалуйста, работу по ключу. Поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки.



Укажите черты сходства и различия в строении растительных и животных клеток. Работа у доски.

Клетка

Сходство

Различия

Животная

Цитоплазма, ядро

Нет вакуолей,

нет хлоропластов,

нет клеточной стенки

Растительная

Большие вакуоли, клеточная стенка, Есть хлоропласты




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!