Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«2-я Выгорновская основная общеобразовательная школа»
Урок по биологии
5 класс
Тема; «Строение клетки. Пластиды»
Подготовила и провела:
Учитель биологии
Константинова Е. В.
2020г.
Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний об особенностях строения растительной клетки, выявить роль пластид, входящих в состав растительной клетки.
Задачи урока:
Образовательная (познавательные УУД): создание условий для самостоятельной деятельности, направленной на изучение пластид в клетках растений.
2. Развивающая (регулятивные УУД): формирование умений находить и распознавать основные части клетки на рисунках и в таблицах, делать схематические зарисовки, делать обобщения и выводы
3. Воспитательная (личностные УУД): воспитание положительной мотивации учения, умение работать индивидуально, в паре, группе.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
Обучающиеся знают:
-элементарное строение растительной клетки;
-значение частей клетки, их названия;
Обучающиеся умеют:
-зарисовывать рассматриваемые объекты;
-оперировать понятиями: клеточная оболочка, цитоплазма, вакуоль, ядро, пластиды.
Метапредметные: умеют работать с разными источниками биологической информации, находить нужную информацию, преобразовывать из одной формы в другую, сравнивают и анализируют изучаемые объекты, анализируют результаты наблюдений, делают выводы, проводят лабораторную работу в соответствии с инструкцией.
развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов, умение выделять существенные признаки строения клетки.
Личностные: проявляют познавательный интерес и мотивацию, направленные на изучение живой природы; формируется познавательная мотивация на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.
Методы и методические приѐмы:
проблемно – диалогический, частично – поисковый, репродуктивный; «светофор», «удивляй», «отсроченная отгадка», «да – нетка»
Тип урока: общеметодологической направленности (комбинированный)
Оборудование: ПК, медиапроектор, прозеленённые клубни картофеля, презентация по теме «Пластиды», инструктивные карточки, тесты, схемы.
Основные понятия: пластиды, хлоропласты, хромопласты, лейкопласты, хлорофилл, каротин, антоциан.
Сценарий урока
Организационный этап
Приветствие учащихся.
-Здравствуйте, ребята!
Садитесь!
-Как вам погода сегодня на улице?
-Солнце светит!
-Вот видите, даже Солнце вам улыбается!
Давайте и мы улыбнёмся друг другу!
(Солнца не видно, а вы повернитесь друг к другу и улыбнитесь!)
Мотивация учебной деятельности.
-Вот теперь я вижу, что у вас хорошее настроение.
Я вас хочу немного озадачить!
Знаете чем?
-Нет, не знаем.
-А я вам расскажу.
«У меня есть племянница, ученица первого класса. Недавно она бала у меня в гостях, увидела огромное количество комнатных цветов и, буквально, засыпала меня вопросами.
-Почему, да почему? ( Почему листья одних растений зелёные, а других разноцветные? Почему одни цветы жёлтые, другие красные, а третьи синие?) (слайд1)
Я, конечно, ответила на все её вопросы, но мне кажется, что она не совсем поняла.
-Ребята! Вы всё-таки не очень отличаетесь от неё по возрасту. Может, вы мне поможете, и сможете сделать это объяснение более доступным для неё?
-Поможем.
-Давайте вместе составим совместный план действий!
-Давайте!
-А, может, вы сразу ответите на все её вопросы?
Сможете?
-Нет
-А почему?
-Мы это тоже ещё не изучали.
-Скажите, мы изучили все органоиды клетки?
-Нет
-А с помощью чего можно увидеть органоиды?
-С помощью увеличительных приборов!
-Какие темы мы включим в наш план?
План: (слайд 2)
Увеличительные приборы.
Строение клетки.
«Новые» органоиды растительной клетки.
Актуализация знаний.
- На предыдущих уроках мы познакомились с увеличительными приборами, с помощью которых рассматривали строение растительной клетки. Давайте немного напряжём память и проверим наши знания.
1. Фронтальный опрос
- Назовите известные вам увеличительные приборы
-Как приготовить микропрепарат клеток кожицы лука?
-Перечислите составные части растительной клетки (устный ответ с места)
2. Работа с компьютером (анимация «Увеличительные приборы» Тренажёр; Увеличительные приборы. Контроль) (1 человек работает во время устного ответа и тестовых заданий, выполняемых другими)
3.Тестовые задания с выбором одного правильного ответа (3-5 мин)
(слайд 3)
Выбери правильный ответ.
Органоид, содержащий клеточный сок:
а)вакуоль; б) ядро, в)плазматическая мембрана.
Как называется полужидкое, студенистое вещество, в котором проходят обменные процессы:
а)ядро; б) цитоплазма; в) вода; г) вакуоль.
3. Клеточная стенка имеется у клетки:
а) растительной; б) животной; в) нет правильного ответа.
4. Растительная клетка отличается от животной наличием:
а) рибосомы; б) митохондрии; в) вакуоли; г) лизосомы.
5. Наука о клетке – это:
а) микология; б) анатомия; в) экология; г) цитология.
Молодцы, ребята!
4.Первичное усвоение новых знаний
Давайте посмотрим на совместный план работы. Сколько пунктов плана мы с вами выполнили? (2) Видите, какие вы молодцы! Как хорошо вы работаете! Остался всего 1 пункт, и мы сможем ответить на вопросы!!
Посмотрите внимательно фрагмент учебного видеофильма (6.15 – 6.50) Какие новые термины вы услышали? (слайд 4)
Сравните схемы строения растительной и животной клетки. Какие вы увидели отличия? (слайд 5)
Откройте учебник стр 37, прочитайте 1 абзац. А теперь назовите тему сегодняшнего урока. (слайд)
Ребята! Назовите тему сегодняшнего урока.
(Самостоятельно формулируют тему урока)
Тема урока « Пластиды» (слайд 6 )
(Самостоятельно формулируют тему урока)
-Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока.
-Как вы думаете, что мы узнаем про пластиды?
- Прочитайте оставшийся на стр. 37 текст учебника и сформулируйте задачи, стоящие перед нами по теме урока (Что нового вы сегодня узнаете?)
Мы узнаем: - Что такое пластиды?
- Какие бывают пластиды?
-От чего зависит цвет пластид?
-Какие пластиды называют хлоропластами? Почему?
Самостоятельная работа обучающихся с новым материалом (работа по группам)
-Ребята, у вас на столах файлы с материалами и учебник (стр. 37, рис. 21)
(5-7 мин)
Задание для 1 группы
1. Ознакомьтесь с предоставленным материалом и рис. 21 на стр. 37 учебника.
2. Ответьте на вопросы
-Что такое пластиды?
-Как различаются пластиды по цвету?
-Какие бывают пластиды?
-От чего зависит цвет пластид?
-Как называются пластиды, содержащиеся в клетках листа элодеи?
Задание для 2 группы
1.Ознакомьтесь с предоставленным материалом и рис. 21 стр 37 учебника.
2. Перечислите названия красящих пигментов
3.Составьте опорную схему «Пластиды» с последующей записью на доске.
Пластиды
зелёные жёлтые (оранжевые) бесцветные (хлоропласты) (хромопласты) (лейкопласты)
Закончить предложения, вставив нужные слова.
В клетках листа элодеи (на рисунке учебника) вы увидели пластиды ……………(хлоропласты)
Бесцветные пластиды …………..(лейкопласты)
Окраску плодам, лепесткам придают…………….. (хромопласты)
Лейкопласты на свету превращаются в …………..(хлоропласты)
Осенью, когда дни становятся короче хлоропласты листьев превращаются в …………..(хромопласты)
а) многократное проговаривание
б) запись в тетрадь
5.Физкультминутка (проводится при необходимости ч/з 23-25 мин. после начала урока)
6.Первичная проверка понимания.
Игра «Да – нетка»
Ребята! Вам нужно отгадать один из органоидов растительной клетки, задавая мне наводящие вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». (Например, загадан органоид хлоропласт)
С помощью него осуществляется обмен между клеткой и окружающей средой? (нет)
В этом органоиде содержится клеточный сок? (нет)
В этом органоиде содержится наследственная информация? (нет)
Этот органоид осуществляет синтез белка? (нет)
Органоид содержит ферменты? (нет)
Этот органоид является энергетической станцией клетки? ( нет)
От этого органоида зависит окраска частей растения? (да)
Этот органоид зелёного цвета? (да)
Это хлоропласт? (да)
Ответы на заданные вопросы (слайд 8 )
1. Почему листья растений окрашены в различные цвета? (в клетках растений находятся пластиды, содержащие различные красящие пигменты)
2. Почему плоды томата вначале бывают зелёными, а затем краснеют.
(хлоропласты разрушаются, и становятся заметными хромопласты)
3.От чего зависит красная и синяя окраска различных частей растений?
(От пигмента антоциана, меняющего окраску в зависимости от реакции клеточного сока.)
-Молодцы, ребята! Вы смогли ответить на все проблемные вопросы.
7.Первичное закрепление
Но нам расслабляться некогда.
1. Просмотр отрывка видеофильма. (слайд 9 )
-Что вы увидели?
-Как называются эти пластиды?
-Какой пигмент они содержат?
2. Составление модели – аппликации «Строение растительной клетки». (5 мин)
3.Выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке учебника на стр. 37 – 38 учебника, оформление работы в рабочей тетради – задание 26 стр. 20, выводы
обсуждение результатов лабораторных работ ( если позволит время)
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (слайд 10)
§7 стр. 37 – 38 изучить, ответить на вопросы, выучить новые термины, р. т. дорисовать рисунок, сделать надписи.
Творческое задание на выбор: составить кроссворд по теме урока, сочинить сказку.
Выставление оценок, с пояснением.
Рефлексия (слайд 11)
Слайд:
Сегодня я узнал….
Было интересно…
Мне было трудно…
Я научился…
Я понял,что…
Меня удивило…
Дорогие ребята! Дмитрий Иванович Менделеев говорил:
Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им зёрен!
Ребята, я горжусь вами, вы отлично поработали на уроке и ваши знания выросли !!! Я желаю вам преумножать свои знания каждый день и на каждом уроке!
Урок окончен!
Приложения
Тестовые задания с выбором одного правильного ответа Выбери правильный ответ. Органоид, содержащий клеточный сок: а) вакуоль; б) ядро, в) плазматическая мембрана. Как называется полужидкое, студенистое вещество, в котором проходят обменные процессы: а) ядро; б) цитоплазма; в) вода; г) вакуоль. 3. Клеточная стенка имеется у клетки: а) растительной; б) животной; в) нет правильного ответа. 4. Растительная клетка отличается от животной наличием: а) рибосомы; б) митохондрии; в) вакуоли; г) лизосомы. 5. Наука о клетке – это: а) микология; б) анатомия; в) экология; г) цитология. |
Тестовые задания с выбором одного правильного ответа Выбери правильный ответ. Органоид, содержащий клеточный сок: а) вакуоль; б) ядро, в) плазматическая мембрана. Как называется полужидкое, студенистое вещество, в котором проходят обменные процессы: а) ядро; б) цитоплазма; в) вода; г) вакуоль. 3. Клеточная стенка имеется у клетки: а) растительной; б) животной; в) нет правильного ответа. 4. Растительная клетка отличается от животной наличием: а) рибосомы; б) митохондрии; в) вакуоли; г) лизосомы. 5. Наука о клетке – это: а) микология; б) анатомия; в) экология; г) цитология. |
Тестовые задания с выбором одного правильного ответа Выбери правильный ответ. Органоид, содержащий клеточный сок: а) вакуоль; б) ядро, в) плазматическая мембрана. Как называется полужидкое, студенистое вещество, в котором проходят обменные процессы: а) ядро; б) цитоплазма; в) вода; г) вакуоль. 3. Клеточная стенка имеется у клетки: а) растительной; б) животной; в) нет правильного ответа. 4. Растительная клетка отличается от животной наличием: а) рибосомы; б) митохондрии; в) вакуоли; г) лизосомы. 5. Наука о клетке – это: а) микология; б) анатомия; в) экология; г) цитология. |
Тестовые задания с выбором одного правильного ответа Эталон Выбери правильный ответ. Органоид, содержащий клеточный сок: а)вакуоль; б) ядро, в)плазматическая мембрана. Как называется полужидкое, студенистое вещество, в котором проходят обменные процессы: а)ядро; б) цитоплазма; в) вода; г) вакуоль. 3. Клеточная стенка имеется у клетки: а) растительной; б) животной; в) нет правильного ответа. 4. Растительная клетка отличается от животной наличием: а) рибосомы; б) митохондрии; в) вакуоли; г) лизосомы. 5. Наука о клетке – это: а) микология; б) анатомия; в) экология; г) цитология. |
Тестовые задания с выбором одного правильного ответа Эталон Выбери правильный ответ. Органоид, содержащий клеточный сок: а)вакуоль; б) ядро, в)плазматическая мембрана. Как называется полужидкое, студенистое вещество, в котором проходят обменные процессы: а)ядро; б) цитоплазма; в) вода; г) вакуоль. 3. Клеточная стенка имеется у клетки: а) растительной; б) животной; в) нет правильного ответа. 4. Растительная клетка отличается от животной наличием: а) рибосомы; б) митохондрии; в) вакуоли; г) лизосомы. 5. Наука о клетке – это: а) микология; б) анатомия; в) экология; г) цитология. |
Тестовые задания с выбором одного правильного ответа Эталон Выбери правильный ответ. Органоид, содержащий клеточный сок: а)вакуоль; б) ядро, в)плазматическая мембрана. Как называется полужидкое, студенистое вещество, в котором проходят обменные процессы: а)ядро; б) цитоплазма; в) вода; г) вакуоль. 3. Клеточная стенка имеется у клетки: а) растительной; б) животной; в) нет правильного ответа. 4. Растительная клетка отличается от животной наличием: а) рибосомы; б) митохондрии; в) вакуоли; г) лизосомы. 5. Наука о клетке – это: а) микология; б) анатомия; в) экология; г) цитология. |
Закончить предложения, вставив нужные слова. В клетках листа элодеи (на рисунке учебника) вы увидели пластиды ……. Бесцветные пластиды ………….. Окраску плодам, лепесткам придают…………….. Лейкопласты на свету превращаются в ………….. Осенью, когда дни становятся короче, хлоропласты листьев превращаются в ………….. |
Закончить предложения, вставив нужные слова. В клетках листа элодеи (на рисунке учебника) вы увидели пластиды ……. Бесцветные пластиды ………….. Окраску плодам, лепесткам придают…………….. Лейкопласты на свету превращаются в ………….. Осенью, когда дни становятся короче, хлоропласты листьев превращаются в ………….. |
Закончить предложения, вставив нужные слова. В клетках листа элодеи (на рисунке учебника) вы увидели пластиды ……. Бесцветные пластиды ………….. Окраску плодам, лепесткам придают…………….. Лейкопласты на свету превращаются в ………….. Осенью, когда дни становятся короче, хлоропласты листьев превращаются в ………….. |
Закончить предложения, вставив нужные слова. В клетках листа элодеи (на рисунке учебника) вы увидели пластиды ……. Бесцветные пластиды ………….. Окраску плодам, лепесткам придают…………….. Лейкопласты на свету превращаются в ………….. Осенью, когда дни становятся короче, хлоропласты листьев превращаются в ………….. |
Закончить предложения, вставив нужные слова. В клетках листа элодеи (на рисунке учебника) вы увидели пластиды ……. Бесцветные пластиды ………….. Окраску плодам, лепесткам придают…………….. Лейкопласты на свету превращаются в ………….. Осенью, когда дни становятся короче, хлоропласты листьев превращаются в ………….. |
Работа по усвоению новых знаний (самостоятельная проверка с взаимопроверкой по эталону) Эталон Закончить предложения, вставив нужные слова. В клетках листа элодеи (на рисунке учебника) вы увидели пластиды ……………(хлоропласты) Бесцветные пластиды …………..(лейкопласты) Окраску плодам, лепесткам придают…………….. (хромопласты) Лейкопласты на свету превращаются в …………..(хлоропласты) Осенью, когда дни становятся короче, хлоропласты листьев превращаются в …………..(хромопласты) |
Работа по усвоению новых знаний (самостоятельная проверка с взаимопроверкой по эталону) Эталон Закончить предложения, вставив нужные слова. В клетках листа элодеи (на рисунке учебника) вы увидели пластиды ……………(хлоропласты) Бесцветные пластиды …………..(лейкопласты) Окраску плодам, лепесткам придают…………….. (хромопласты) Лейкопласты на свету превращаются в …………..(хлоропласты) Осенью, когда дни становятся короче, хлоропласты листьев превращаются в …………..(хромопласты) |
Работа по усвоению новых знаний (самостоятельная проверка с взаимопроверкой по эталону) Эталон Закончить предложения, вставив нужные слова. В клетках листа элодеи (на рисунке учебника) вы увидели пластиды ……………(хлоропласты) Бесцветные пластиды …………..(лейкопласты) Окраску плодам, лепесткам придают…………….. (хромопласты) Лейкопласты на свету превращаются в …………..(хлоропласты) Осенью, когда дни становятся короче, хлоропласты листьев превращаются в …………..(хромопласты) |
Задание для 1 группы 1. Ознакомьтесь с предоставленным материалом и рис. 21 на стр. 37 учебника. 2. Ответьте на вопросы -Что такое пластиды? -Как различаются пластиды по цвету? -Какие бывают пластиды? -От чего зависит цвет пластид? -Как называются пластиды, содержащиеся в клетках листа элодеи? |
Задание для 1 группы 1. Ознакомьтесь с предоставленным материалом и рис. 21 на стр. 37 учебника. 2. Ответьте на вопросы -Что такое пластиды? -Как различаются пластиды по цвету? -Какие бывают пластиды? -От чего зависит цвет пластид? -Как называются пластиды, содержащиеся в клетках листа элодеи? |
Задание для 2 группы 1.Ознакомьтесь с предоставленным материалом и рис. 21 стр 37 учебника. 2. Перечислите названия красящих пигментов (устно) 3. Составьте опорную схему - «Пластиды» |
Задание для 2 группы 1.Ознакомьтесь с предоставленным материалом и рис. 21 стр 37 учебника. 2. Перечислите названия красящих пигментов (устно) 3. Составьте опорную схему - «Пластиды» |
Дополнительный материал
Пластиды – органоиды растительных клеток, содержащие красящие вещества
Цвет пластидам обеспечивают красящие вещества - пигменты.
Самым распространённым пигментом является хлорофилл, при его разрушении проявляются другие красящие пигменты.
Хлоропласты содержат пигмент зелёного цвета – хлорофилл (обеспечивает зелёную окраску).
Хромопласты содержат пигмент оранжевого цвета – каротин (оранжевая окраска)
Лейкопласты – бесцветные пластиды, служат для накопления питательных веществ.
Самым распространённым пигментом после хлорофилла является пигмент – антоциан. Его окраска зависит от реакции клеточного сока: к кислой среде она красная, в щелочной – синяя. Цветки некоторых растений, например, медуницы, за время цветения изменяют свою окраску от розовой до синей, так как реакция клеточного сока меняется от кислой до слабощелочной.
Пластиды могут переходить друг в друга. Именно этим объясняется тот факт, что клубни картофеля на свету зеленеют.
Функции пластид
Зелёные пластиды – хлоропласты содержат хлорофилл, зелёный пигмент, участвующий в фотосинтезе. Бесцветные лейкопласты запасают органические вещества, в основном крахмал, хромопласты содержат жёлтые и оранжевые пигменты – ксантофиллы и каратиноиды, определяющие осеннюю окраску листьев.
пластиды
хлоропласты
хромопласты
лейкопласты
хлорофилл
каротин
антоциан
МКОУ «2-я Выгорновская основная общеобразовательная школа»
Открытый урок
по биологии
ТЕМА « ПЛАСТИДЫ»
Подготовила и провела:
учитель биологии
Константинова Е. В.
2018г.
Задание Какие утверждения верны?
Поставьте знак “+” или “-”.
1. Клетка – основная единица строения всех живых организмов.
2. Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клеток.
3. Пластиды – есть только у растительных клеток.
4. Лупа – самый сильный увеличительный прибор.
5. Живые клетки только питаются.
6. Организм человека состоит из клеток.
Обменяйтесь с соседом тетрадями. Оцените, пожалуйста, работу по ключу. Поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки.
Укажите черты сходства и различия в строении растительных и животных клеток. Работа у доски.
Клетка | Сходство | Различия |
Животная | Цитоплазма, ядро | Нет вакуолей, нет хлоропластов, нет клеточной стенки |
Растительная | Большие вакуоли, клеточная стенка, Есть хлоропласты |