2.Создание проблемной ситуации | Создает проблемную ситуацию - А начнем урок мы с самого приятного. Сейчас я вам прочитаю отрывок одной из очень известной сказки. Налево пойдёшь – коня потеряешь. Направо пойдёшь – себя потеряешь, прямо пойдёшь - Богатым будешь. Узнали сказку? А мы с вами можем так же ориентироваться – направо, налево, прямо… А теперь другая ситуация («Ассоциативный ряд».) Представьте себе, что вы пошли в лес и заблудились. Ваши ассоциации.... -Объясните, что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации. -Давайте обсудим, есть ли выход из данного положения? - Объясните, почему важно уметь ориентироваться в данной ситуации и что нужно знать для того, чтобы ориентироваться? -Расскажите своими словами: в жизни нам это нужно, если да, то где? 2. Задача сегодняшнего урока: научиться определять стороны горизонта и направления на плане и карте. Попробуйте сами назвать тему урока. Учитель при необходимости уточняет: «Ориентирование на местности.» | Учащиеся высказывают свои суждения, чувства в предложенной ситуации. Учитель через высказывания учащихся умело подводит их к самостоятельному определению задачи урока.
Записывают тему урока в тетради. | | | |
3. Актуализация знаний. 4.Применение нового знания. 5. Рефлексия | Включение в содержание изучаемого материала субъектного опыта учащихся, создание ситуаций, в которых ученик является субъектом деятельности. -Как вы думаете что такое ориентирование? Найдите определение понятия в учебнике. Прочтите. Напишите в тетрадь. -Что нужно знать и уметь чтобы ориентироваться? (стороны горизонта) --- - Давайте познакомимся со сторонами горизонта. - Вспомните, что вы знаете про стороны горизонта? (основных – 4, промежуточных – 4. Учитель показывает и объясняет). (По рис 19 стр 30 определите промежуточные стороны на дерево, мельницу, плотину, нефтяную вышку.) -Давайте теперь поиграем и потренируемся в определении сторон горизонта. Вы- пилоты. С Московского аэропорта отправляются рейсы Москва –Сочи, Москва - Лондон, Москва - Рио- де – Жанейро, Какой курс должны держать пилоты, чтобы не сбиться с курса? -Стороны горизонта при ориентировании обычно определяют: по магнитному компасу; по небесным светилам; по признакам некоторых местных предметов. -Каждая сторона горизонта имеет не только свое название, но и цифровое значение - азимут. Найдите в учебнике информацию об азимуте и сформулируйте, что же такое азимут? -В основу работы с этим понятием положен УГОЛ, т.е., чтобы определить азимут, нужно определить угол. Учитель объясняет и показывает на слайде азимут сторон горизонта - Для ориентирования в Древнем Китае был изобретен простейший магнитный компас – это прибор, который служит для определения сторон горизонта и магнитных азимутов. Компасы установлены в самолетах, на кароблях. Они необходимы людям разных профессий(?). Каждый человек должен уметь ориентироваться по компасу. - Намагниченная стрелка компаса с окрашенным концом всегда направлена на север. По компасу определяют азимут – угол между направлением на север и направлением на любой объект по ходу часовой стрелки. -По рис.19 определите азимут на дерево, нефтяную вышку, плотину, мельницу. -Учащиеся находят азимуты на объекты в кабинете(определите азимут на предметы в классе: 1на окно, 2на цветок, 3на дверь) , рис 22 стр 32. -как ориентироваться оказавшись в незнакомой местности днем или ночью, как определить стороны горизонта по Солнцу, звездам, «живым ориентирам» Сделайте вывод: для чего каждому человеку необходимо ориентироваться? - Ответьте на вопрос: видели ли вы когда нибудь план городов, дачных участков? -Приходилось ли кому- нибудь рисовать схему движения (план), чтобы выяснить как добраться в нужное место. С помощью чего создавался этот план? - Что такое «план местности» стр 31. В тетрадь запись. - На плане изображается чертеж небольшого участка местности, выполненный в уменьшенном виде с помощью условных знаков - Рассмотрим внимательно рис.20 стр. 31 и определите какие объекты нанесены на плане и как об этом узнали? -Условные знаки – это азбука с помощью которой можно прочитать план и узнать о местности, изображенной на плане. -Для решения сложных хозяйственных проблем больших территорий используют топографические карты и аэрофотоснимки.
- сделайте вывод: для чего человеку необходим план местности? Д/З П.8 ответить на вопросы 1-6
Самооценка работы в течение урока.
Самопроверка. 4. Перечислите способы ориентирования по местным признакам. 6. Определение направлений на плане и карте (работа с учебником) (рис.19 стр.30) Покажите направления на плане местности. Как оно обычно показано? Прочтите умения при работе с географической картой (памятка ученику) | Диалогические формы взаимодействия учащихся с учителем. Учащиеся высказывают свои мнения, опираясь на ранее изученное. Чертят и показывают у доски. Смотрят. Самостоятельная работа по проверке знаний в определении сторон горизонта на плоскости. Самоконтроль знаний.
Выполняют практические задания по плану местности по учебнику. Читают и выбирают пункты, касающиеся данной темы урока. Учащиеся работают с учебником: находят и узнают информацию об азимуте, передают своими словами содержание. Учащиеся записывают объект и сторону горизонта направления полёта. Изучают, как устроен компас и определяют как с ним работать.
Выполняют практические задания, на определение азимута (работа в группах)
Обсуждают проблемную ситуацию как ориентироваться.
Далее учащиеся знакомятся с планом местности. Выясняют его значение в повседневной жизни, хозяйственной деятельности.
Работа с учебником, записи в традь.
Учащиеся анализируют рис.20 и основные характеристики плана (с.31 учебника)
Работают с учебником, отвечают на вопросы.
Делают вывод: что план местности позволяет на небольшом участке территории определит расположение объектов относительно друг друга и сторон горизонта, их размеры и расстояние между ними.
Ученики оценивают свою работу, делают выводы, записывают д/з.
| Развитие речи учащихся. Использование обратной связи. Развитие логического мышления. Формирование готовности к саморазвитию и самообразования. | Формирование работы с учебником. Развитие коммуникативных способностей, умения слушать и оценивать соседа. Умение работать с разными источниками географической информации, умение применять географические знаний в повседневной жизни. | Работа по формированию орфографической зоркости, навыков правильного написания новых научных терминов и названий. Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью. |