СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 5 классе: "Ориентирование на местности"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 5 классе: "Ориентирование на местности". Технологическая карта+презентация+сам.работа

Просмотр содержимого документа
«План(2)»

План – конспект урока

Ориентирование на местности


Тема и номер урока

тема: План и карта. Номер урока № 1. Ориентирование на местности.

Базовый учебник

География 5 – 6 классы: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / (А.И.Алексеев, Е.К. Липкина, В.В.Николина и др. ); под ред. А.И.Алексеева; изд. «Просвещение» - М. 2014 (Полярная звезда).

Цель урока: сформировать представление об ориентировании на местности, способах ориентирования, компасе и его значении.

Задачи:

Обучающие:

сформировать представления о способах ориентирования на местности: по местным признакам и по азимуту; сформировать умения в определении сторон горизонта и направлений на плане и карте.

Развивающие:

создать условия для развития пространственных представлений, логического мышления, коммуникативных способностей; продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы; умением устанавливать причинно-следственные связи;

·продолжить работу над развитием устной монологической речи;

·создать условия для развития творческих способностей.

Воспитательные:

способствовать воспитанию интереса к предмету, взаимопонимания и сплочённости в совместной деятельности; способствовать воспитанию у учащихся умения слушать товарищей, аргументировать свою точку зрения;

Тип урока: урок формирования новых знаний и умений с элементами практической работы.

.Формы работы учащихся:

фронтальная, индивидуальная, парная и групповая.

Необходимое техническое оборудование: проектор, атласы, компасы.

Структура и ход урока



Технологическая карта урока


Этапы урока

Действия учителя

Действия ученика

Личностные результаты

Предметные результаты

Межпредметные результаты

1.Организационный этап

Приветствие учащихся.

С добрым утром начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и искать! Создание доброжелательной рабочей атмосферы.

Учащиеся приветствуют учителя, готовятся к уроку.


Формирование ответственного отношения к учению

Владение элементарными практическими умениями


Владение основами самоконтроля, умение организовывать свою деятельность

2.Создание проблемной ситуации

Создает проблемную ситуацию

- А начнем урок мы с самого приятного. Сейчас я вам прочитаю отрывок одной из очень известной сказки. Налево пойдёшь – коня потеряешь. Направо пойдёшь – себя потеряешь, прямо пойдёшь - Богатым будешь. Узнали сказку? А мы с вами можем так же ориентироваться – направо, налево, прямо…

А теперь другая ситуация («Ассоциативный ряд».) Представьте себе, что вы пошли в лес и заблудились. Ваши ассоциации....

-Объясните, что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации.

-Давайте обсудим, есть ли выход из данного положения?

- Объясните, почему важно уметь ориентироваться в данной ситуации и что нужно знать для того, чтобы ориентироваться?

-Расскажите своими словами: в жизни нам это нужно, если да, то где?

2. Задача сегодняшнего урока:

научиться определять стороны горизонта и направления на плане и карте.

Попробуйте сами назвать тему урока. Учитель при необходимости уточняет: «Ориентирование на местности.»


Учащиеся высказывают свои суждения, чувства в предложенной ситуации.

Учитель через высказывания учащихся умело подводит их к самостоятельному определению задачи урока.






















Записывают тему урока в тетради.




3. Актуализация знаний.

4.Применение нового знания.




























































































































































































































5. Рефлексия








Включение в содержание изучаемого материала субъектного опыта учащихся, создание ситуаций, в которых ученик является субъектом деятельности.

-Как вы думаете что такое ориентирование?

Найдите определение понятия в учебнике. Прочтите. Напишите в тетрадь.

-Что нужно знать и уметь чтобы ориентироваться? (стороны горизонта) --- - Давайте познакомимся со сторонами горизонта.

- Вспомните, что вы знаете про стороны горизонта? (основных – 4, промежуточных – 4. Учитель показывает и объясняет). (По рис 19 стр 30 определите промежуточные стороны на дерево, мельницу, плотину, нефтяную вышку.)

-Давайте  теперь  поиграем  и  потренируемся  в  определении  сторон  горизонта.     

 Вы- пилоты.  С  Московского аэропорта  отправляются  рейсы  Москва –Сочи,    Москва  -  Лондон,  Москва -  Рио- де – Жанейро,

Какой  курс  должны  держать  пилоты,  чтобы  не  сбиться  с  курса?

 

-Стороны горизонта при ориентировании обычно определяют: по магнитному компасу; по небесным светилам; по признакам некоторых местных предметов.

-Каждая сторона горизонта имеет не только свое название, но и цифровое значение - азимут. Найдите в учебнике информацию об азимуте и сформулируйте, что же такое азимут?

-В основу работы с этим понятием положен УГОЛ, т.е., чтобы определить азимут, нужно определить угол. Учитель объясняет и показывает на слайде азимут сторон горизонта

- Для ориентирования в Древнем Китае был изобретен простейший магнитный компас – это прибор, который служит для определения сторон горизонта и магнитных азимутов. Компасы установлены в самолетах, на кароблях. Они необходимы людям разных профессий(?). Каждый человек должен уметь ориентироваться по компасу.

- Намагниченная стрелка компаса с окрашенным концом всегда направлена на север. По компасу определяют азимут – угол между направлением на север и направлением на любой объект по ходу часовой стрелки.

-По рис.19 определите азимут на дерево, нефтяную вышку, плотину, мельницу.

-Учащиеся находят азимуты на объекты в кабинете(определите азимут на предметы в классе: 1на окно, 2на цветок, 3на дверь)

, рис 22 стр 32.

-как ориентироваться оказавшись в незнакомой местности днем или ночью, как определить стороны горизонта по Солнцу, звездам, «живым ориентирам»

Сделайте вывод: для чего каждому человеку необходимо ориентироваться?

- Ответьте на вопрос: видели ли вы когда нибудь план городов, дачных участков?

-Приходилось ли кому- нибудь рисовать схему движения (план), чтобы выяснить как добраться в нужное место. С помощью чего создавался этот план?

- Что такое «план местности» стр 31. В тетрадь запись.

- На плане изображается чертеж небольшого участка местности, выполненный в уменьшенном виде с помощью условных знаков

- Рассмотрим внимательно рис.20 стр. 31 и определите какие объекты нанесены на плане и как об этом узнали?

-Условные знаки – это азбука с помощью которой можно прочитать план и узнать о местности, изображенной на плане.

-Для решения сложных хозяйственных проблем больших территорий используют топографические карты и аэрофотоснимки.



- сделайте вывод: для чего человеку необходим план местности?

Д/З П.8 ответить на вопросы 1-6



Самооценка работы в течение урока.















Самопроверка.

4. Перечислите способы ориентирования по местным признакам.

6. Определение направлений на плане и карте (работа с учебником) (рис.19 стр.30)

Покажите направления на плане местности. Как оно обычно показано? Прочтите умения при работе с географической картой (памятка ученику)


Диалогические формы взаимодействия учащихся с учителем.

Учащиеся высказывают свои мнения, опираясь на ранее изученное.

Чертят и показывают у доски.

Смотрят.

Самостоятельная работа по проверке знаний в определении сторон горизонта на плоскости.

Самоконтроль знаний.



Выполняют практические задания по плану местности по учебнику.

Читают и выбирают пункты, касающиеся данной темы урока.

Учащиеся работают с учебником: находят и узнают информацию об азимуте, передают своими словами содержание.










Учащиеся  записывают  объект  и  сторону  горизонта направления полёта.




















































Изучают, как устроен компас и определяют как с ним работать.









Выполняют практические задания, на определение азимута (работа в группах)







Обсуждают проблемную ситуацию как ориентироваться.















Далее учащиеся знакомятся с планом местности. Выясняют его значение в повседневной жизни, хозяйственной деятельности.







Работа с учебником, записи в традь.





Учащиеся анализируют рис.20 и основные характеристики плана (с.31 учебника)





Работают с учебником, отвечают на вопросы.















































Делают вывод: что план местности позволяет на небольшом участке территории определит расположение объектов относительно друг друга и сторон горизонта, их размеры и расстояние между ними.





Ученики оценивают свою работу, делают выводы, записывают д/з.






Развитие речи учащихся.

Использование обратной связи. Развитие логического мышления. 













































































































































































































Формирование готовности к саморазвитию и самообразования.
















































Формирование работы с учебником. Развитие коммуникативных способностей, умения слушать и оценивать соседа.


















































































































































































































Умение работать с разными источниками географической информации, умение применять географические знаний в повседневной жизни.

Работа по формированию орфографической зоркости, навыков правильного написания новых научных терминов и названий.














































































































































































































Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью.






































































Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная-работа-.-Вариант-2(1)»

Самостоятельная работа по проверке знаний в определении сторон горизонта на плоскости.



















































































































































































































































































































































































































Из центра листа последовательно отложить отрезки:

  1. 6 клеток на северо-восток;

  2. 12 на юг;

  3. 6 на северо-запад;

  4. 6 на юго-восток;

  5. 12 на север;

  6. 6 на юго-восток.



Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная-работа.-Вариант-1.(1)»

Самостоятельная работа по проверке знаний в определении сторон горизонта на плоскости.



















































































































































































































































































































































































































Из центра листа последовательно отложить отрезки:

  1. 6 клеток на восток;

  2. 6 на Север;

  3. 3 на северо-запад;

  4. 3 на юго-запад;

  5. 6 на юг.



Просмотр содержимого презентации
«ориентирование»

Научиться определять стороны горизонта и направления на плане и карте.   ТЕМА УРОКА «Ориентирование на местности.»)
  • Научиться определять стороны горизонта и направления на плане и карте.

ТЕМА УРОКА

«Ориентирование на местности.»)

«Ориентирование на местности» (стороны горизонта)

«Ориентирование на местности» (стороны горизонта)

Муравьи устраивают свои жилища обычно к Югу от ближайшего дерева, пней и кустов. Южная сторона муравейника более отлогая, а Северная – круче.

Муравьи устраивают свои жилища обычно к Югу от ближайшего дерева, пней и кустов. Южная сторона муравейника более отлогая, а Северная – круче.

Просеки в лесных хозяйствах прорубают по линиям Север – Юг, Запад – Восток. Номера кварталов отмечаются на квартальных столбах, выставляемых на пересечении просек. На верхней части наносится номер противоположного квартала. Ребро между двумя соседними гранями с наименьшими цифрами укажет направление на Север.

Просеки в лесных хозяйствах прорубают по линиям Север – Юг, Запад – Восток. Номера кварталов отмечаются на квартальных столбах, выставляемых на пересечении просек. На верхней части наносится номер противоположного квартала. Ребро между двумя соседними гранями с наименьшими цифрами укажет направление на Север.

Алтари православных церквей и колоколен обращены к Востоку, колокольни к Западу. Приподнятый край нижней перекладины креста на куполе церкви указывает на Север, а опущенный на Юг.

Алтари православных церквей и колоколен обращены к Востоку, колокольни к Западу. Приподнятый край нижней перекладины креста на куполе церкви указывает на Север, а опущенный на Юг.

Полезно знать, что днем в равнинной местности выстрелы из охотничьего ружья слышны на расстоянии 3-5 км, шум движущегося поезда - до 10 км, грузового автомобиля - 1 км, громкий крик - до 1,5 км, лай собаки - до 3 км. Ночью, когда исчезают многочисленные шумы, слух обостряется и дальность слышимости различных звуков увеличивается в 1,5 - 2 раза.

Полезно знать, что днем в равнинной местности выстрелы из охотничьего ружья слышны на расстоянии 3-5 км, шум движущегося поезда - до 10 км, грузового автомобиля - 1 км, громкий крик - до 1,5 км, лай собаки - до 3 км. Ночью, когда исчезают многочисленные шумы, слух обостряется и дальность слышимости различных звуков увеличивается в 1,5 - 2 раза.

В полдень, в 13 часов, Солнце почти точно находится на Юге, около 7 часов утра – на Востоке, а в 19 часов на Западе. Для того чтобы найти полдень без часов нужно установить вертикальный шест (гноном) и отмечать длину тени. Самая короткая тень говорит о том, что сейчас полдень.

В полдень, в 13 часов, Солнце почти точно находится на Юге, около 7 часов утра – на Востоке, а в 19 часов на Западе.

Для того чтобы найти полдень без часов нужно установить вертикальный шест (гноном) и отмечать длину тени. Самая короткая тень говорит о том, что сейчас полдень.

Расположить часы горизонтально; Направить часовую стрелку на Солнце (минутная стрелка во внимание не принимается); Разделить угол между часовой стрелкой, центром часов и цифрой «1», пополам;
  • Расположить часы горизонтально;
  • Направить часовую стрелку на Солнце (минутная стрелка во внимание не принимается);
  • Разделить угол между часовой стрелкой, центром часов и цифрой «1», пополам;

Биссектриса угла указывает направление Север – Юг, причем, до полудня Юг будет находиться справа от Солнца, а после полудня – слева.

Полярная звезда расположена в пределах одного градуса от Северного полюса мира и является точным и надежным ориентиром для определения направления на географический север. Сначала надо найти Большую Медведицу, затем отложить в одну линию с двумя крайними звездами передней стенки ковша Большой Медведицы пять отрезков, равных расстоянию между этими звездами. В конце пятого отрезка находится Полярная звезда. Она расположена на самом конце ковша Малой Медведицы.

Полярная звезда расположена в пределах одного градуса от Северного полюса мира и является точным и надежным ориентиром для определения направления на географический север. Сначала надо найти Большую Медведицу, затем отложить в одну линию с двумя крайними звездами передней стенки ковша Большой Медведицы пять отрезков, равных расстоянию между этими звездами. В конце пятого отрезка находится Полярная звезда. Она расположена на самом конце ковша Малой Медведицы.

Около полуночи по местному времени полная Луна находится на юге. Растущая Луна находится на западе. Убывающая Луна – на востоке.

Около полуночи по местному времени полная Луна находится на юге.

Растущая Луна находится на западе.

Убывающая Луна – на востоке.

Посмотрите, что можете сказать?  Покажите стороны горизонта на данной схеме. Укажите размер угла. Как мы можем узнать точное направление сторон горизонта?  Укажите величину угла на запад.   Мы с вами определили АЗИМУТ.  Так что такое АЗИМУТ?
  • Посмотрите, что можете сказать?
  • Покажите стороны горизонта на данной схеме. Укажите размер угла.
  • Как мы можем узнать точное направление сторон горизонта?
  • Укажите величину угла на запад.

  • Мы с вами определили АЗИМУТ.
  • Так что такое АЗИМУТ?
Определить азимут на: завод высоковольтные  столбы

Определить азимут

на:

  • завод
  • высоковольтные

столбы

  • дорогу
  • дерево
Предположительно, компас был изобретён в Китае и использовался для указания направления движения по пустыням. В Европе изобретение компаса относят к XII—XIII вв., однако устройство его оставалось очень простым — магнитная стрелка, укрепленная на пробке и опущенная в сосуд с водой. В воде пробка со стрелкой ориентировалась нужным образом.

Предположительно, компас был изобретён в Китае и использовался для указания направления движения по пустыням. В Европе изобретение компаса относят к XII—XIII вв., однако устройство его оставалось очень простым — магнитная стрелка, укрепленная на пробке и опущенная в сосуд с водой. В воде пробка со стрелкой ориентировалась нужным образом.

Что значит сориентировать, т.е. установить компас? Прочтите памятку «Правила
  • Что значит сориентировать, т.е. установить компас?
  • Прочтите памятку «Правила

работы с компасом»

и установите

компас.

Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь) Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпала с тёмным концом магнитной стрелки.
  • Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь)
  • Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпала с тёмным концом магнитной стрелки.

Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.

Поверни компас так, чтобы буква С совпала с концом магнитной стрелки. На стекло компаса положи гранёный карандаш по направлению от центра к предмету. По шкале компаса отсчитай величину дуги от 0º до линии направления на предмет.
  • Поверни компас так, чтобы буква С совпала с концом магнитной стрелки.
  • На стекло компаса положи гранёный карандаш по направлению от центра к предмету.
  • По шкале компаса отсчитай величину дуги от 0º до линии направления на предмет.
-Своей работой на уроке я… -Материал урока мне был… -У меня получилось…  -Я научился - Сегодня на уроке я смог…  - Урок дал мне для жизни…  -За урок я… -Урок для меня показался…

-Своей работой на уроке я…

-Материал урока мне был…

-У меня получилось…

-Я научился

- Сегодня на уроке я смог…

- Урок дал мне для жизни…

-За урок я…

-Урок для меня показался…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!