Тема урока: « Падеж имен существительных»
Реализуемая программа: составлена на основании программы «Русский язык 5-9» (2011 г.) под редакцией
Т.А. Ладыженской и др.
УМК: «Русский язык 5-9» под редакцией Т. А. Ладыженской и др.
ТИП УРОКА: урок открытие новых знаний
ФОРМА УРОКА:
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: слово учителя, наглядный метод, метод эвристической беседы, метод самостоятельной работы
ЦЕЛИ: отрабатывать умение определять падеж имен существительных
ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательная:
развивать умение различать падежи по совокупности их признаков; развивать умение употреблять существительные в нужном падеже.
Развивающие:
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических, коммуникативных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на изученный материал
3.Воспитательные:
воспитание патриотизма, интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД;
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
воспитывать самостоятельность, чувство коллективизма
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
♦ Отработка умения определять падеж имен существительных, актуализация знаний учащихся по особенностям несклоняемых существительных
Метапредметные:
♦ формирование ценностного отношения к своему культурному наследию, формирование нравственных ценностей, умения работать индивидуально и в коллективе
Личностные
♦ воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы; умение работать индивидуально, находить общие решения; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийное оборудование ( проектор, компьютер, кран, раздаточный материал ( карточки)
Ход урока:
1.Мотивация
Здравствуйте, ребята!
Прежде чем перейти к основной теме урока, я предлагаю вам небольшую разминку на правописание чередующихся корней.
Простое предложение, сжатое изложение, второе слагаемое, маленький росток, выращенный школьниками, морские водоросли, удивительное растение, сложное прилагательное.
Определить главное слово в словосочетании.
Какой частью речи являются данные слова? (существительные)
Какая часть речи называется именем существительным? (на доску вывешиваются таблички: часть речи, предмет, кто?, что?).
3.Актуализация знаний
1)В Эстонии-14 падежей, а Финляндии - 15. А вот в Венгрии целых 22.
В Дагестане - 50. А вот у китайцев, нет! А в русском их 6.
- О чем пойдет речь сегодня на уроке? (о падежах)
Тема сегодняшнего урока «Падеж имён существительных».
- Откройте тетради и запишите число, классная работа.
4.Постановка цели.
-По ходу урока мы будем собирать «рюкзак знаний».
-Что мы должны положить в наш рюкзак?
1.Падежи и вопросы к ним.
2.Умение находить имена существительные и определять падеж.
Сколько падежей в русском языке?
5.Первичное закрепление.
Задание 1.
1.Определить, в каком падеже стоит слово «дело».
Велик телом, да мал делом. (Т.п)
Дело шуток не любит. (И.п.)
От слова до дела целая верста. (Р.п)
И умен, и крепок, и в деле гож. (П.п.)
Всех дел не переделаешь. (Р.п.)
Жизнь дана на добрые дела. (В.п.)
Умен на словах, да глуп на делах. (П.п.)
Языком не спеши, а делами не смеши. (Т.п.)
По твоим делам о тебе судят. (Д.п.)
Дела как сажа бела. (И.п.)
По одной пословице на парту. Через 1 мин. проверяем . Ответы на слайде.
- ЛИСТ САМООЦЕНКИ. ( ПОСЛЕ КАЖДОГО ЗАДАНИЯ ОЦЕНИТЕ СЕБЯ).
Задание 2.
- посчитайте, сколько существительных в данном тексте.
-Перечислите их.
Найдите существительные и определите падеж. (1гр.-И.п., 2гр.-Р.п. и т.д.)
1. Октябрь листвой калёною засыпал чёрный ПРУД.
2. Осень рощи подожгла.
3. Под дубом спрятался домик.
4.Грустно стоять одному у дороги.
5.Кто-то в телеге по ельнику едет.
6. Тот герой, кто за родину горой.
Из предложенного текста выписать предлоги, которые употребляются с данным падежом. ( Каждая группа определяет падеж с предлогом).
Падежи | Вопросы | Предлоги |
И.п. | | |
Р.п. | | |
Д.п. | | |
В.п. | | |
Т.п. | | |
П.п. | | |
Ребята, скажите какой можно сделать вывод?
Вывод: Не все падежи имеют ПРЕДЛОГ.
ЛИСТ САМООЦЕНКИ.
Физминутка
А сейчас давайте немного отдохнём и сделаем разминку для глаз
Именительный подпрыгнул,
А Родительный летал.
Дательный полез на горку,
А Винительный устал.
Наш Творительный поплавал,
А Предложный убежал.
Падежи нам все нужны-
И при этом все важны.
Работа с учебником.
1.упр. 523 работа у доски.
ЛИСТ САМООЦЕНКИ.
Домашнее задание: параграф 96,упр.523
ЛИСТ САМООЦЕНКИ.
Рефлексия.
А теперь, заполните таблицу о падежах, если вы согласны с утверждением, то напротив ставьте +, если сомневаетесь, то ?
Утверждения Поставьте знак + или ?
Я знаю падежи
Я умею определять падеж имени существительного
Я умею ставить существительное в нужный падеж
Я умею составлять словосочетания с существительным в нужном падеже
Я умею выписывать словосочетания и определить падеж существительного
Лист самооценки
Лист самооценки__________________________________________
Задания | Оценка за работу |
Задание 1 | |
Задание 2 | |
Задание 3 | |
Дополнительное задание синквейн «Падежи» | |
Активность на уроке | |