СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 5 классе по математике

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  с презентацией по развитию интереса к математике

Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе по математике»

МБОУ Спиридоновобудская ООШ


Урок математики в 5 классе

по теме "Объем прямоугольного параллелепипеда" 

Тип урока: урок комплексного применения знаний и способов действий

Цель: создать условия для применения знаний и умений учащихся при решении задач практической направленности, помочь учащимся осознать практическую и личностную значимость учебного материала; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно- действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах, групповой работе.


Планируемые образовательные результаты

предметные:

уметь находить объем прямоугольного параллелепипеда и объем куба, уметь переводить одни единицы измерения объема в другие, решать задачи практической направленности с использованием формул нахождения объема прямоугольного параллелепипеда и объема куба.

личностные:

уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности;

метапредметные:

регулятивные – уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;

коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;

познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).

Основные понятия: объем прямоугольного параллелепипеда, объем куба, кубические миллиметры (сантиметры, дециметры, метры, километры), литр.

Оборудование:

  • мультимедиа проектор;

  • компьютер;

  • презентация;

  • модели геометрических тел (параллелепипед, куб, цилиндр, конус, пирамида, тетраэдр);

  • чертёжные принадлежности, маркеры, магниты;

  • рулетка, бумажный пакет, упаковка спичечных коробков,1 спичечный коробок;

  • карточки с заданиями, оценочные листы;

  • карточки с буквами (а, в, с, S,V).

Формы работы с учащимися: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.



Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте. Я очень рада видеть вас. Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно.

Начать урок я хочу с вопроса к вам. Как вы думаете, что самое ценное на Земле? (выслушиваются варианты ответов учеников). Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал известный учёный Ал - Бируни:

«Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит».

Как вы понимаете эти слова?

Пусть эти слова станут девизом нашего урока.


  1. Определение темы урока

На слайде: Классная комната является основным местом в школе, где вы проводите большую часть времени, поэтому к гигиеническому состоянию этих помещений предъявляются особо высокие требования. Несоблюдение этих требований к воздушному режиму ухудшает восприятие и усвоение учебного материала. Основные нормы отражены в Санитарных правилах. В классной комнате во время урока возрастает концентрация углекислоты и падает содержание кислорода. Наименьшая кубатура воздуха, которая приходится на одного школьника, достигает 4м3.

Узнайте, соответствуют ли размеры нашего класса и его наполняемость санитарным нормам?

Мы живем с вами в селе помогаем своим родителям , для ваших домашних животных необходимо на зиму заготовить 1000 ц. сена , поместится ли это сено в новый сарай. Сарай, имеющий форму прямоугольного параллелепипеда, заполнен сеном. Длина сарая 10 м, ширина 6 м, высота 4 м. Найдите массу сена в сарае, если масса 10 м3 сена 6 ц.

Вопрос: Что необходимо знать, чтобы вы смогли решить эти задачи? (понятие прямоугольного параллелепипеда, формулу для вычисления объема прямоугольного параллелепипеда, единицы измерения объема)


Как вы считаете, какая сегодня будет тема урока? Сформулируйте цель урока. Какие задачи поставите перед собой?

(предлагают потренироваться в применении полученных знаний на практике)

Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока.


  1. Актуализация знаний и умений

  1. Устный счет (на доске).

Вычислите: 12; 32; 52; 82; 102; 23; 43; 103.

  1. Блиц – опрос (выполняют на отдельных листах, ответы на слайде, взаимопроверка, выставление оценок в оценочный лист)

  1. Прямоугольный параллелепипед – это ______________ фигура.

  2. Стороны граней параллелепипеда называются ____________.

  3. У параллелепипеда __ вершин, ___ ребер, ____ граней.

  4. Каждое ребро параллелепипеда – это ______________.

  5. Каждая грань параллелепипеда – это __________________.

  6. Прямоугольный параллелепипед имеет _______ измерения.

  7. Прямоугольный параллелепипед, у которого все измерения равны, называется ____________.

  8. Гранями куба являются _____________.



  1. На слайде:

5см 105 м 27л 92м2 200 км

27 дм3 6 га 31 а 125 см3

- Прочитайте записи.

- На какие группы их можно разделить? (единицы длины, единицы площади, единицы объема).

- Запишите единицы измерения по данным группам.

- Прочитайте записи, которые относятся к каждой группе. Объясните свое решение. Что вы заметили при написании данных в группу «Единицы объема»? (27 дм3 =27л). А еще какие единицы измерения объема вы знаете? А хотели бы узнать старинные единицы измерения объема? (Самопроверка, выставление оценок в оценочный лист).



  1. Работа с формулами (у каждого учащегося имеются карточки)

а) задать друг другу по 3 вопроса по данной теме (работа в парах, выставление оценок в оценочный лист)

б) вопросы учителя:

- какой буквой обозначается объем?

- какой буквой обозначается ребро куба?

-какими буквами обозначаются измерения прямоугол. параллелепипеда?

- выложите формулу нахождения объема прямоуг. параллелепипеда?

(уч-ся показывают ответы на карточках).

На доске и в тетрадях появляются записи:

V = abc; V=a3.

Вопрос: Как вы думаете, достаточно ли только знать формулы объема прямоугольного параллелепипеда и куба, и единицы измерения площадей и объемов? (уч-ся рассказывают, где в жизни применяются единицы измерения объема: при заполнении бассейна водой, возведении различных зданий, при разливе жидкостей в емкости и др.)

  1. . Гимнастика для глаз (презентация)

Рисуй глазами треугольник.

  • Рисуй глазами треугольник.

  • Теперь его переверни вершиной вниз.

  • И вновь глазами ты по периметру веди.

  • Рисуй восьмерку вертикально.

  • Ты головою не крути,

  • А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.

  • И на бочок ее клади.

  • Теперь следи горизонтально, и в центре ты остановись.

  • Зажмурься крепко, не ленись.

  • Глаза открываем мы, наконец.

  • Зарядка окончилась.

  • Ты – молодец!


5. Решение практических задач

Задание №1. Узнайте, соответствуют ли размеры нашего класса и его наполняемость санитарным нормам?

  1. V = abc

а = 7м, в =5м, с = 4м

Vк = 140м3.

  1. 140: 5 = 28 (м3)- приходится на 1 ученика





Вывод. Да, соответствуют.



Задание № 2. На заводе сок разливают в пакеты по 500см3. Подойдет ли для сока данный пакет? (выдается пакет размерами 9см, 5см, 13 см).

V= abc

а = 9см, b=5 см, с = 13см

Vпакета = 585 см3, Vс = 500 см3.

Вывод. Да, так как 585 см3 500 см3.



Задание № 3. Среди предложенных геометрических тел (пирамида, цилиндр, конус, тетраэдр, куб, прямоугольный параллелепипед) выберите прямоугольные параллелепипеды и вычислите их объемы. Как вы думаете, какие из предложенных геометрических тел являются многогранниками? Почему? Какие предметы имеют форму многогранника?

  1. V парал = abc

  2. V куба = a3

  3. Многогранники: пирамида, тетраэдр, куб, прямоугольный параллелепипед.

Задание № 4. Как определить количество спичечных коробков в упаковке, не распаковывая его, если один из таких коробков имеется? (учащимся выдается упаковка спичечных коробков и отдельно 1 коробок)

  1. V1 = abc

а = 8см, в = 6см, с = 5см, V1 = 240 см3.

  1. V2 = abc

а = 5см, в = 4см, с = 12мм, V2 = 24000 мм3 = 24 см3.

  1. V1 : V2 = 10

Вывод. В упаковке 10 коробков.

(учащиеся работают в группах, самостоятельно проводят необходимые измерения и расчеты, проводят самоконтроль, корректируют свою работу, заполняют листы самооценки)

Прослушивание решений задач, учащиеся отвечают на заданные вопросы.

Подведение итогов работы в группах.


6. Физкультминутка:


Раз – подняться на носки и улыбнуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.


7. Работа над задачей (в парах). Из кирпичей, длина которых 30 см, ширина 10 см и высота 5 см, сложили куб, ребро которого равно 120 см. Сколько кирпичей на это было затрачено? (Ответ: 1152 кирпича)

Дополнительно :

1. Чему равно ребро куба, если его объём равен 1000 куб.см?

2. Длина аквариума 80 см, ширина 45 см, а высота 55 см. Сколько литров воды надо влить в этот аквариум, чтобы уровень воды был ниже верхнего края аквариума на 10 см

8. Итог урока.

Вспомним тему нашего урока. Какую цель мы перед собой ставили? Как вы считаете, достигли ли мы ее? Над чем еще нужно поработать? Нужны ли нам знания по данной теме в дальнейшей жизни? Где вы сможете их применить? Что вам особенно запомнилось?

Домашнее задание. практическое задание (Найдите объем воздуха в своей комнате и сравните с нормой);

задача на карточке (на выбор).


9. Рефлексия.

Молодцы! Работать с вами было одно удовольствие.

Я прошу оценить свою работу на уроке.

- Кто оценил свою работу на «отлично»?

- Кто оценил свою работу на «хорошо»?

- Кто считает, что сегодня не его день и у него не было желания работать?

Спасибо за урок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!