СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 5 классе по теме "Абзац"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе по теме "Абзац" из раздела "Текст" по программе М.М. Разумовской построен  в соответствии с ФГОС. На уроке изучаются понятия : абзац.красная строка,микротема. В ходе урока используется индивидуальная,парная,групповая работа,работа с текстом,инсценирование. В урок включена физкультминутка.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе по теме "Абзац"»

МОУ СОШ №13 имени Р.А. Наумова гог Буй Костромской области

Урок развития речи по ФГОС в 5 классе

Подготовила учитель русского языка и литературы Ершова Ольга Борисовна

Тема : « Абзац как часть текста»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Приложения: 1) Технологическая карта урока для учащихся

2 ) Презентация

Деятельностная цель урока:

Формирование у учащихся способности к систематизации изучаемого предметного содержания по теме «Текст» и способности к новому способу действия в использовании и выстраивании абзаца как части текста.

Обучающие цели:

1. Повторить понятие «текст» и его отличительные признаки.

2. Знакомство с новыми понятиями: «абзац», «красная строка», «микротема».

3. Научить видеть структуру абзаца, составлять в соответствии с ней свой текст.

4. Орфографический повтор.

Воспитательные цели:

  1. Пробудить интерес к самостоятельному решению задач и совместной деятельности на уроке.

  2. Воспитание внимательного отношения к родному языку и выстраиванию своего высказывания.

  3. Пробудить интерес к историческому прошлому, музыкальной культуре.



Развивающие цели:

Развитие коммуникативных навыков в процессе работы с текстом.

Виды УУД:

1 Личностные: самопознание, нравственно-этическое оценивание, смыслообразование.

2 Регулятивные: целеполагание, планирование деятельности, контроль своих знаний, коррекция, волевая саморегуляция.

3 Познавательные: Постановка и решение проблемы, развитие общеучебных навыков работы с текстом, развитие логического мышления (составление целого из частей).

4 Общеучебные: речевое развитие, смысловое чтение, выбор способа решения задач.

5 Коммуникативные: умение полно и чётко выразить мысль, постановка вопросов и формулирование ответов, планирование учебного сотрудничества.

Ход урока:

1 Организационный этап.

Учитель: - Здравствуйте, ребята. Проверьте свою готовность к уроку. Сегодня мы продолжаем ряд уроков по развитию речи. Построить работу на уроке нам поможет технологическая карта, лежащая перед каждым из вас.

2 Этап мотивации.

А) Работа с эпиграфом:

- Внимание на экран. Перед вами слова английского писателя Г.К. Честертона:

« Речь нуждается в захватывающем начале и убедительной концовке. Задачей хорошего оратора является максимальное сближение этих двух вещей»

- Как вы понимаете смысл этих слов? (Хорошее высказывание должно быть интересно и правильно построено)

- Где нам пригодится умение хорошо, правильно и интересно выстраивать свою речь?

( Создание письменных творческих работ, ответы на уроке, публичные выступления).

- Сегодня мы будем учиться выстраивать свою речь.

Б) Работа с логической цепочкой:

- В технологической карте перед вами цепочка из понятий « Словосочетание, слог, звук, предложение, слово…». Расставьте эти слова в определённом порядке. Объясните свои действия. Какое слово окажется на месте пропуска?

- Почему слово «текст» выделено особо? (О нём будем говорить на уроке)

- Какое понятие могло бы оказаться между словами «предложение» и «текст»? («Абзац»)

- Как соотносятся понятия «абзац» и «текст»? (Абзац – часть текста)

- Это и будет темой сегодняшнего урока. Запишите её в тетради.

3. Этап актуализации и фиксирования индивидуальных затруднений в учебном действии:

А) Проверка домашнего задания:

- Дайте определение текста.

- Назовите основные признаки текста.

- В каких отношениях находятся предложения в тексте? Какие средства связи предложений вы знаете?

- Что является темой и основной мыслью текста?

Б) Постановка целей и задач урока: (вопросы записываются на доске, возвращаемся к ним на этапе рефлексии)

- Что вы знаете о понятии «абзац»? ( часть текста, выделяется красной строкой)

- Что бы вы хотели узнать об этом понятии?

(Предполагаемые вопросы детей:

  1. Каково определение этого понятия?

  2. Каково значение и происхождение этого слова?

  3. В каком случае выделяется новый абзац?

  4. Как он построен?

  5. С какими понятиями связан? (Что называется микротемой, красной строкой?)

4 Этап изучения нового материала, закрепления с проговариванием во внешней речи:

А) Работа с текстом, данным в технологической карте урока:

- Прочитайте текст, вставьте пропущенные орфограммы. Прокомментируйте их. Сформулируйте вопросы, на которые можно получить ответ в тексте. (После работы по комментированию орфограмм ученики задают вопросы к тексту и отвечают на них)

Текст:

«В тексте часть одной общей темы называет..ся подтемой или микротемой. Гру(пп,п)а предложений, об…единённых одной микротемой, являет…ся абзацем. Это слово немецкого происхождения. Оно имеет 2 значения:

  1. Отступ (в)лево в начале строки.

  2. Гру(п,пп)а предложений между двумя отступами.

Отступы называют…ся красной строкой».

(Варианты вопросов: Что считается микротемой? Абзацем? Какого происхождения это слово? Какие значения имеет? Кода используется красная строка?)

Б) Проблемные вопросы: - Откуда пошло выражение «красная строка»? Какое значение слово «красный» имело в старину? (выслушиваются ответы детей)

Учитель: - Красная строка, т.е. отступ в древних книгах выделялась красной краской, которая называлась киноварь по названию минерала, из которого изготавливалась. А ещё слово «красный» имело значение «красивый»(«красна девица»).

Чтобы вы в этом убедились, я покажу вам старинную книгу «Псалтырь», хранящуюся в моей семье. Обратите внимание на выделение красных строк. Что ещё отличает эту книгу от современных изданий?

В) Инсценирование.

- На какой вопрос урока мы ещё не получили ответ из текста? (Как построен абзац?) Чтобы ответить на этот вопрос посмотрите сценку, подготовленную вашими товарищами( по ходу сценки части абзаца отображаются на доске):

1-й: « Я-абзац. Моё начало с красной строки. Я часть текста между красными строками. Я служу для выделения микротемы. По количеству абзацев можно узнать количество микротем и составить план текста.»

2-й: «Я-абзацный зачин, первое предложение абзаца. Во мне содержится главная информация микротемы. Я самостоятелен и ни от кого не завишу. Глядя на меня, можно озаглавить пункты плана.»

3-й : «А я – средняя часть абзаца. Я развиваю мысль абзацного зачина, то есть уточняю. Привожу примеры, факты, указываю причины. Я могу состоять из нескольких предложений, связанных по смыслу. От одного предложения к другому можно задавать вопросы (какой? для чего? почему? и другие)».

4-й : «А я – концовка абзаца. Я повожу итог сказанному в микротеме. Правда в абзаце меня может и не быть»

- Итак, как построен абзац? Запишите в тетради название его частей. Что содержит в себе каждая часть?

Физкультминутка:

- Предлагаю настоиться на осеннюю тему, так как следующие задания будут связаны с этой темой.

«Листья осенние тихо кружатся (кружатся),

Листья нам под ноги тихо ложатся (присели)

И под ногами шуршат, шелестят (движения руками влево - вправо),

Будто опять закружиться хотят(встают,кружатся).

Грязь и лужи на дороге, поднимайте выше ноги» (шаг на месте).

5 Этап включения изученного в систему знаний:

А) Работа с учебником:

Упр.165, стр.62

- Какие микротемы будут лишними? Почему?

Упр.170 №2 стр.63

-Какое правило нарушено в тексте?

Сколько здесь микротем и абзацев?

Б) Работа в парах:

Задание из технологической карты урока

- Составьте из отдельных предложений текст абзаца на тему осени. Как можно озаглавить этот абзац? Запишите полученный текст. Назовите части абзаца.

(в процессе работы включается аудиозапись Чайковский «Времена года. Осень. Октябрь»

- Как называется этот музыкальный фрагмент? Кто его автор? )

Предложения:

  1. И долго не хочется уходить из него.

  2. Иногда тонко просвистит рябчик.

  3. Лишь шелестит под ногами опавшая листва.

  4. Тихо в осеннем лесу.

  5. И от этого тишина в лесу ещё слышнее.

(ответ: «Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва.

Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина в лесу ещё слышнее. И долго не хочется уходить из него.»)


6 Рефлексия:

- Что нового узнали на уроке?

- Удалось ли ответить на вопросы, заданные в начале урока (на доске)?

- На каких этапах урока удалось проявить себя? Оцените словесно свою работу на уроке и работу своих товарищей.


Оценки за урок

Домашнее задание: п.26, стр.60,62-правила, упр.168(у), 164(п) стр.61-62


















Технологическая карта урока

Этап урока

Учитель

Ученики

Задачи этапа

УУД


Организационный этап.


Проверяет готовность к уроку, настраивает на работу: -Здравствуйте, ребята. Проверьте свою готовность к уроку. Сегодня мы продолжаем ряд уроков по развитию речи. Построить работу на уроке нам поможет технологическая карта, лежащая перед каждым из вас.



1. Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

2. Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность.

1) Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

2) Личностные:

- смыслообразование (Я должен посмотреть…)

3) Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.

Этап мотивации.


А) Работа с эпиграфом:

- Внимание на экран. Перед вами слова английского писателя Г.К. Честертона:

« Речь нуждается в захватывающем начале и убедительной концовке. Задачей хорошего оратора является максимальное сближение этих двух вещей»

- Как вы понимаете смысл этих слов? (Хорошее высказывание должно быть интересно и правильно построено)

- Где нам пригодится умение хорошо, правильно и интересно выстраивать свою речь?

( Создание письменных творческих работ, ответы на уроке, публичные выступления).

- Сегодня мы будем учиться выстраивать свою речь.

Б) Работа с логической цепочкой:

- В технологической карте перед вами цепочка из понятий « Словосочетание, слог, звук, предложение, слово…». Расставьте эти слова в определённом порядке. Объясните свои действия. Какое слово окажется на месте пропуска?

- Почему слово «текст» выделено особо? (О нём будем говорить на уроке)

- Какое понятие могло бы оказаться между словами «предложение» и «текст»? («Абзац»)

- Как соотносятся понятия «абзац» и «текст»? (Абзац – часть текста)

- Это и будет темой сегодняшнего урока. Запишите её в тетради.





Этап актуализации и фиксирования индивидуальных затруднений в учебном действии






Этап изучения нового материала, закрепления с проговариванием во внешней речи





Этап включения изученного в систему знаний





Рефлексия





Оценки, домашнее задание

















Приложение



Технологическая карта урока для учащихся

1) Работа с эпиграфом.

« Хорошая речь нуждается в захватывающем начала и убедительной концовке» (Гилберт Кийт Честертон)

- Объясните устно смысл этих слов.

2) Логическая цепочка.

Расставь сверху цифрами порядок понятий, запиши пропущенное слово.

Словосочетание, слог, звук, предложение, слово,……………………………………………………..

3) Запись темы в тетрадях.

4) Что мы уже знаем о тексте? Проверка домашнего задания.

Назови определение и признаки текста.

5) Устная постановка целей и задач урока.

6)Работа с текстом:

- Прочитайте текст. Вставьте и объясните пропущенные орфограммы.

- Устно составьте и задайте товарищам вопросы, на которые можно получить ответы в тексте.

« В тексте ч…сть одной общей темы называет…ся подтемой или микротемой. Гру(п,пп)…а предложений, об..единённых одной микротемой являет…ся абзацем. Это слово немецкого происх…ждения.

Оно имеет два значения:

  1. Отступ (в)… лево в начале строки;

  2. Гру(п,пп)…предложений между двумя отступами.

Отступы нахзывают…ся красной строкой»



7) Откуда пошло выражение «красная строка»? Какое ещё значение слово « красный» имело в древности?



8) Посмотри сценку. Запиши в тетрадь строение абзаца.



9)Физкультминутка.



10)Работа в парах:

- Составьте из отдельных предложений абзац текста об осени. Запишите его в тетради.

1) И долго не хочется уходить из него.

2)Иногда тонко просвистит рябчик.

3)Лишь шелестит под ногами опавшая листва.

4)Тихо в осеннем лесу.

5) И от этого тишина в лесу ещё слышнее.

- Назовите абзацный зачин, основную часть и концовку.



11) Работа с учебником.

А) Упр 165 стр.62 Какие микротемы будут лишними?

Б) Упр 170 стр.63,текст №2. Что следует исправить в данной записи?



12) Домашнее задание.

П.26, стр.60,62 проавила

Упр.168 (у),упр164(п) стр.61-62.



12) Рефлексия:

- Что нового узнали на уроке?

- Удалось ли ответить на вопросы, поставленные в начале?

- Какие этапы урока запомнились больше других?




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!