СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 5 классе по теме "Безличный глагол"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе по программе под редакцией М.М.Разумовской построен по ФГОС.На уроке рассматривается понятие "безличный глагол",его морфологические,орфографические особенности. Представлена работа с текстом. Рассматривается роль безличных глаголов в тексте.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе по теме "Безличный глагол"»

МОУ СОШ №13 имени Р.А. Наумова гог Буй Костромской области

Подготовила учитель русского языка и литературы Ершова Ольга Борисовна


Слайд 1 Тема «Безличные глаголы» Урок в 5а классе (по программе М.М. Разумовской)

«Урок «открытия» новых знаний»

Структура урока

1.Самоопределение деятельности.

2.Актуализация опорных знаний.

3.Постановка проблемы (создание проблемной ситуации)

Этап проблематизации

4.Этап целеполагания и планирования.

5.Открытие новых знаний.

Этап концептуализации.

6.Физкультминутка.

7.Первичное закрепление.

Этап моделирования.

8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону или образцу.

9.Включение нового знания в систему знаний (повторение).

Этап конструирования.

10.Рефлексия деятельности.

11 Домашнее задание

12 Оценки за урок.

Цели:

Обучающие:

1 Научиться давать определение понятия «безличный глагол», находить его в предложении.

2 Узнать, как изменяются безличные глаголы, какие морфологические признаки имеют.

3 Научиться использовать безличные глаголы в речи.

4 Понять, что обозначают безличные глаголы.

5 Узнать, может ли личный глагол употребляться как безличный.

Воспитательные:

1.Вызвать интерес к родному языку и конкретно к такому языковому явлению как «безличный глагол».

2. Воспитывать положительное отношение к приобретению новых знаний и процессу обучения.

3. Формировать умение работать в коллективе и давать оценку своей работе.

4. Воспитывать эстетический вкус, внимательное отношение к художественному тексту.

Развивающие:

1 Развитие коммуникативной культуры учащихся

2 Развитие навыков самоконтроля и самооценки

3 Развитие творческих способностей .

Ход урока:



  1. Самоопределеие деятельности. Оргмомент. Приветствие учителя. Запись числа, классной работы.


2.Этап актуализации опорных знаний - обращение к индивидуальному опыту учащихся, актуализация мотивационных, инструментальных и когнитивных ресурсов личности.

  1. Учитель читает стихотворение:

Слайд 2

- Прослушайте стихотворение–загадку. О чем идет речь? Что это?

Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду – все в действие придет.
Летит ракета, люди строят зданья,
И рожь в полях растет.

(Учащиеся предполагают, что это глагол)

 – Да, это глагол.


Слайд 3-Мы уже много знаем об этой части речи. Давайте вспомним. Что нам уже известно о глаголе? При затруднении обратитесь к вопросам задания №1 в технологической карте урока.

Задание №1

А) Дайте устный ответ на вопросы:

- Что обозначает глагол? На какие вопросы отвечает?

- На какие вопросы отвечают глаголы совершенного и несовершенного вида?

- Перечислите наклонения глагола.

- Глаголы какого наклонения изменяются по временам?

- Назовите формы времени глаголов несовершенного вида.

- Назовите формы времени глаголов совершенного вида.

- Перечислите личные окончания глаголов 1 спряжения.

- Перечислите личные окончания глаголов 2 спряжения.

- Какова роль глаголов в предложении?

(Учащиеся отвечают на вопросы,)


Б) Определение признаков глаголов. (Доска. Работает 1 ученик)

Слайд 4

- В карте урока вставьте пропущенные буквы, выделите личные окончания глаголов, определите их спряжение, число и лицо.

Пиш..м…………………………………… .

слыш..шь…………………………………….

танцу..т……………………………………

Слайд 5

Проверьте себя:
Пишем - 1 спряжение, множественное число,1 лицо

слышишь – 2 спряжение, единственное число, 2 лицо
танцует – 1 спряжение, единственное число, 3 лицо

(или танцуют – 1 спряжение, множ. число, 3 лицо)

- Можно ли к этим глаголам подобрать слова, называющие тех, кто выполнял бы эти действия?


3.Этап проблематизации ( постановка проблемы)- оформление конструктивного конфликта как столкновения альтернативных, взаимно отрицающих друг друга видений одного и того же объекта, формулировка учениками собственного «незнания» относительно объекта учебной работы.

Учитель:- Каждый урок мы узнавали новые сведения о глаголе. Не будет исключением и сегодняшнее занятие.



Слайд 6 - Послушайте сценку. Чем необычны те глаголы, которые мы услышим в диалоге?

Сценка:

Внук:

- Здравствуй, бабушка! Как ты себя сегодня чувствуешь?

- Нездоровится мне. С утра знобит, лихорадит.

- А кто тебя знобит и лихорадит?

- Никто. Это просто так в нашем языке говорится.

- А разве так бывает? Действие есть, а того, кто его делает, нет.


- Итак, чем необычны глаголы, которые мы услышали? Сделайте вывод.


( В языке есть такие глаголы, которые нам так представляют действие, как будто оно происходит само собой. Например, нездоровится, знобит, лихорадит. Мы не знаем, кто действует, не можем подобрать исполнителя этого действия, то есть лицо, которое бы его выполняло, отсутствует.)


- Какие приставки в русском языке имеют значение «отсутствие чего-либо»?

( Если в разговоре отсутствует смысл – скажем «бессмысленный» разговор,

если в пустыне нет воды, мы скажем «безводная пустыня», если у глагола нет лица, которое выполняло бы действие, мы скажем «безличный глагол»).


- Какова будет тема сегодняшнего урока?

Слайд 7 - Запишем её в тетради: «Безличные глаголы».

( Эту тему учитель вывешивает на магнитной доске как серединку цветка.)

Работа в группах:

- Посовещайтесь и решите, что бы вы хотели узнать о безличном глаголе.

Слайд 8

- На какие вопросы по теме урока мы могли бы сегодня получить ответ? Вспомните те вопросы, которые мы рассматривали, изучая глаголы, имеющие действующее лицо.

(Предполагаемые ответы:

- Какие глаголы являются безличными?

- Что обозначает безличный глагол?

- Почему он так называется?

- Как пишутся безличные глаголы?

- Много ли этих глаголов в языке?

- Как образуются безличные глаголы?

- Какие морфологические признаки имеют?

- Какую роль безличные глаголы играют в предложении?

- Как можно безличные глаголы использовать в речи?

- Может ли личный глагол употребляться в форме безличного?

(На магнитной доске 12 магнитов)

Предполагая ваши вопросы, я приготовила их как лепестки цветка. Вопросы прикрепляются на доске как лепестки .


4 Этап целеполагания и планирования - формулировка учащимися цели предстоящей деятельности по преодолению собственного «незнания» и разработка плана.

Учитель:

- Исходя из составленных вопросов, сформулируйте цели нашего урока:

Цели:

1 Научиться давать определение безличного глагола, находить его в предложении.

2 Узнать, как изменяются безличные глаголы, какие морфологические признаки имеют.

3 Научиться использовать безличные глаголы в речи.

4 Понять, что обозначают безличные глаголы.

5 Узнать, может ли личный глагол употребляться как безличный.


- Как мы достигнем этих целей?

( Будем выполнять задания, наблюдать, делать выводы)














5 Этап концептуализации (открытие новых знаний)- выделение сущностных особенностей изучаемого объекта на основе анализа реального контекста его существования и проявления в окружающем мире.

Слайд 9

- Обратимся к технологической карте урока.


Задание №2

Работа в парах:

А) - Перед вами предложения. В карте урока подчеркните в них грамматические основы. Распределите предложения на две группы по виду грамматических основ. Запишите предложения по группам в тетради.

- Вставьте пропущенные буквы.

- Дайте комментарий орфограмм.

- Заметили ли вы безличные глаголы? В какой группе предложений они оказались? Подпишите их.

- Что называется безличными глаголами?

- Можно ли к этим глаголам подставить лицо, выполняющее действие?

- По какому признаку вы разделили предложения?

- Какой вывод можно сделать из этого задания?

( В предложениях с безличными глаголами в грамматической основе нет подлежащего )

Снова выпал снег. За окном зав..южило. К вечеру подморозило. Мне (не) спится. Хочется помечтать. Брат тоже (не) спит. Смеркает..ся поз..но.

Слайд 10

Б) - Прочитайте ещё раз те предложения, где есть безличные глаголы. Подумайте, что обозначают эти глаголы? Можно ли их разделить на группы по значению? Запишите в карте урока, что обозначают безличные глаголы?

- Сделайте вывод: Что обозначают безличные глаголы? Проверьте себя.

Слайд 11

(Глаголы завьюжило, подморозило, смеркается обозначают состояние природы

Глаголы не спится, хочется помечтать обозначают состояние человека)

Слайд 12

В) – В карте урока определите морфологические признаки безличных глаголов: наклонение, время, число, лицо или род.

Смеркается -

Завьюжило -

- Сделайте вывод, в какой форме могут стоять безличные глаголы?

Слайд 13

(Безличные глаголы могут быть в форме изъявительного наклонения настоящего 3-го лица ед.числа и прошедшего времени единственного числа среднего рода.)

-Прочитаем правило в учебнике на стр.235 и подтвердим свои выводы.

- В каких ёщё формах могут стоять безличные глаголы?















Слайд 14

6.Физкультминутка:

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

Отложили мы тетрадки,

Приступили мы к зарядке

(Одна рука вверх, другая вниз,

рывками менять руки)

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево, поворот,

А потом наоборот

(Повороты корпусом)

Кто внимателен из вас

Проверяем мы сейчас:

Назову безличные глаголы

Пальцами коснитесь пола.

Вечереет... Падает снег за окном,
Молча в сумерках день догорает.
Подморозило... Тихо и зябко кругом,
Так лишь дома, в России бывает.

А на улице мелкий искрится снежок.
И хлопочут синички на ветках.
Смеркается... Вот засветится лампы кружок
И рассыплются звезды-монетки.(Т.Петровская)

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать ты не ленись!

( Приседания)

И в последний раз присели, А теперь за парты сели.

( Дети садятся на свои места)

7 Этап моделирования (первичное закрепление)преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Слайд 15

Задание №3

Индивидуальная практическая работа:

- Прочитайте глаголы.

Пахнуть, клонить.

- В какой они даны форме?

Поставьте эти глаголы в предложение на место пропусков, изменив их форму. Укажите, в какую форму вы поставили глагол.

1)Пахнуть

Сирень приятно………………......(…………………………………………………………….)

……………………сеном над лугами.(………………………………………………………….)

2)Клонить

Ветер……………… деревья к земле.(…………………………………………………………..)

Меня ………………… ко сну.(…………………………………………………………………..)



- В какой форме стоят глаголы, оказавшись в предложении?

Подчеркните грамматические основы. Сравните предложения. Какой вывод можно сделать?


Слайд 16

Сравните свои записи с записями на слайде:

1)Пахнуть (инфинитив)

Сирень приятно пахнет.

Пахнет (или пахло)сеном над лугами.

Пахнет ( настоящее время, единственное число,

3 лицо)

Или

Пахло (прошедшее время, единственное число,

средний род)

2)Клонить (инфинитив)

Ветер клонит деревья к земле.

Меня клонит (или клонило) ко сну.

Клонит ( настоящее время, единственное число,

3 лицо)

Или

Клонило (прошедшее время, единственное число,

средний род)

-В каждом ли предложении есть исполнитель действия?

- Какой вывод можно сделать, сравнивая предложения?

- Какие глаголы мы будем считать безличными?


-В каждом ли предложении есть исполнитель действия?

- Какие глаголы мы будем считать безличными?


( Один глагол может быть и личным, и безличным.

Довольно часто личные глаголы употребляются в значении безличных. Это зависит от предложения, в котором употребляется глагол).

8 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону или образцу.

- Мы выяснили, что безличные глаголы передают состояние природы и человека. В текстах какого стиля речи чаще всего говорится о состоянии природы и человека, и мы можем встретить безличные глаголы?

 Слайд 17

Задание №4


- Внимательно прочитайте отрывки из стихотворений о весне русского поэта 19 века, родившегося в Костроме, Алексея Николаевича Плещеева. ( Выразительно читают заранее подготовленные ученики. ) Найдите в тексте стихотворения предложения с безличными глаголами. Подчеркните их в карте урока.


ВЕСНА (1872)
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!



Слайд 18

Весна (1863)

Опять весной в окно мое пахнуло,
И дышится отрадней и вольней...
В груди тоска гнетущая заснула,
Рой светлых дум идет на смену ей.

Сошли снега... Оковы ледяные
Не тяготят сверкающей волны...
И плуга ждут далекие, немые
Поля моей родимой стороны.

Слайд 19

- Проверьте правильность своего выбора по слайду


1 стихотворение:

В окно повеяло весною.


2 стихотворение:

Опять весной в окно мое пахнуло,И дышится отрадней и вольней...



9. Этап конструирования. (Включение нового знания в систему знаний) – переход от системы теоретического мышления к системе практического мышления; решение конкретно-практических задач.

Слайд 20

Задание №5

Работа в парах: Развитие речевых умений.

- Расположите предложения в таком порядке, чтобы получился текст. Сначала можно расставить номера предложений. Запишите текст в тетрадь. Подчеркните предложения с безличными глаголами. Если осталось время, определите время и число безличных глаголов.

- Какому правилу следуем при составлении текста?

( Каждое предложение должно быть связано с предыдущим по смыслу. Одна мысль вытекает из другой)


) Вот и река.

) Однако меня пугает вечерняя прохлада.

) Я отправляюсь к речке.

) Вечерело.

) Хочется искупаться.


) Мне не сидится дома.

) Зато как легко дышится!

) Постепенно свежеет.

- Проверим себя.

Слайд 21


( Вариант текста.

Вечерело. Мне не сидится дома. Я отправляюсь к речке. Постепенно свежеет.

Вот и река. Хочется искупаться. Однако меня пугает вечерняя прохлада. Зато как легко дышится!)

Учитель:

- Назовите предложения с безличными глаголами.

( Вечерело. Мне не сидится дома. Постепенно свежеет. Хочется искупаться. Зато как легко дышится!)

- Определите время и число безличных глаголов.

- Какой род у глагола в прошедшем времени?

- Сделайте вывод, какую роль выполняют безличные предложения в тексте.

(Они передают состояние природы и человека)



Дополнительно: Задание №6

Упр. 663 стр.235 устно (действия по образцу)





10.Этап рефлексии – выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию. Экспертиза полученных образовательных продуктов.

Учитель :

- Вернёмся к началу урока. (Ромашка на доске). Удалось ли нам достичь целей, поставленных на уроке?

( Если цель достигнута, лепесток ромашки снимается)

- Что называется безличным глаголом?

- Какие значения может иметь безличный глагол?

- Как изменяются безличные глаголы?

- Какие морфологические признаки имеют?

- Какую роль безличные глаголы играют в предложении? Каким членом предложения являются? В чём особенность таких предложений?

- Как можно безличные глаголы использовать в тексте?

- Может ли личный глагол употребляться в форме безличного?


- Какие вопросы остались неразрешёнными? О чём стоит поговорить на следующем уроке?


- Лепестки облетели, и цветок потерял свой вид. Раскрасим наш цветок. Выберите на парте и добавьте к нему лепесток своего настроения.

Слайд 22

11 Домашнее задание:

1. Страница 235 правило, упражнение 662 письменно.

2. Придумать текст из 7-8 предложений, включающий в себя не менее 3 безличных глаголов, по образцу текста из классной работы.


Дополнительное задание одарённым школьникам:

1.Найти в стихах русских поэтов примеры, где используются безличные глаголы.

2. Самим сочинить стихотворение с использованием безличных глаголов.


Слайд 23


12.Оценки за урок.

Спасибо за внимание!


8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!