СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 5 классе

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыка и литература. "Поэты и писатели о музыке и музыкантах"

Просмотр содержимого документа
«урок в 5 классе»

5класс урок №12

Музыка и литература.

Тема: « Поэты и писатели о музыке и музыкантах»

Тип урока: комбинированный, урок расширения и углубления  знаний.



Цели:

1. Образовательные: 

    • формирование умения анализировать, сравнивать  музыкальные и литературные произведения;

    • развитие чувства художественного слова;

    • знакомство с новыми произведениями искусства;

    • расширение представлений о композиторе Г.В. Свиридове и о его музыке.

2. Развивающие:

    • формирование эстетического вкуса учащихся, умения вести диалог, рассуждать, выделять основную мысль произведения;

    • развитие исследовательских способностей;

    • развитие интереса к музыке через творческое самовыражение;

    • развитие образного мышления.

3.Воспитательные:

    • привлечение внимания к творчеству русского композитора, писателя, поэта,

    • определение значимости роли музыки в жизни человека;

    • воспитание чувства любви к Родине;

    • воспитание эмоциональной отзывчивости на произведения искусства. 


Прогнозируемые результаты:


1. Метапредметные результаты: у ученика будут сформированы следующие универсальные учебные действия:

  • - регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; соотносить выполнение задания

  • с образцом, предложенным учителем; самостоятельно оценивать задания.

  • коммуникативные: уметь участвовать в диалоге; слушать других; высказывать свою точку зрения.

  • - познавательные: отвечать на простые и сложные вопросы; находить закономерности; наблюдать и делать самостоятельные выводы.

2. Предметные результаты:

  • - ученик будет уметь определять музыку, основанную на использовании народной песни, ее истоки;

  • - ученик будет уметь их использовать при исполнении и сочинении музыкальных произведений;

  • - ученик получит возможность научиться  устанавливать связи между музыкальными и литературными  произведениями.

3. Личностные: 

  • - ученик научится проявлять эмоциональную отзывчивость;

  • - высказывать личностно - оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни.


Характеристика учебной деятельности:

  •  - понимать роль искусства в освоении человеком мира, познании природы, передавать свои музыкальные впечатления в устной форме;

  • - различать простые и сложные  жанры вокальной и инструментальной  музыки, находить жанровые параллели между музыкой

  и литературой, участвовать в коллективной исполнительской деятельности;

  • - обогащать словарь эмоций.


Межпредметные связи данного урока: музыка, литература, история.


Методы:

  • Общенаучные: методы системного анализа и синтеза, обобщения, сравнительный.

  • Специально - педагогические методы: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный, частично-поисковый метод, метод ситуации успеха, эмоционального воздействия.



Оборудование.

  • Музыкальный центр, видео ряд к музыкальному произведению, видео ряд с портретами композитора Г.В.Свиридова, М.И.Глинки,Е.Дударь, портрета поэта С.Есенина, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова



Материал для слушания.

  • Г.В.Свиридов  2-я часть «Поэмы памяти Сергея Есенина» «Поет зима  – аукает»,

  • М.И.Глинка Поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

  • Лермонтов Ю. «Бородино»























ХОД УРОКА

I. Добрый день дорогие ребята!

На протяжении нескольких уроков мы рассматриваем связь двух видов искусства: музыки и литературы.

Наша задача: « Исследовать, что объединяет эти два вида искусства?»


У. –В разделе русской литературы вы знакомились с произведениями таких авторов , как : Пушкин , Лермонтов и Есенин. Сейчас для вас прозвучат фрагменты произведений, а вы попробуете узнать этих авторов?

(Дети читают отрывки из произведений: Пушкин А.С. из поэмы «Руслан и Людмила»,

к произведению «Руслан и Людмила» великий русский композитор М.И. Глинка написал одноимённую оперу, фрагмент которой мы прослушаем.

На стихи Ю.Лермонтова «Бородино» Елена Дударь написала кантату.

Кантата это--вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра. (записать в словарь)

У. У нас остался один автор, которого мы еще не слушали, кто же это?

Р. С.Есенин

У. Да, верно С. Есенин. Сейчас мы послушаем Поэму памяти С. Есенина в исполнении ученика 4 класса Кантакузина Рустема.

«Поэма памяти Сергея Есенина»

Поет зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Сто звоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца, ясная

Красавица весна, красавица весна.



У. – Какие стихи по настроению?
Р. – (Лирические, красивые, выразительные.)
У. – Они певучие, музыкальные.

У. – Поэма? Какому виду искусства ближе этот жанр?
Р. – (К литературе.)
У. –А жанр этого музыкального произведения , также называется - поэма
У. – Поэма – это большое лирико-драматическое произведение, которое отличается эмоциональностью. В этом произведении 10 частей.  Вторая часть - наз. «Поет зима – аукает!».
– Мы видим уже в первой строчке стихотворения музыкальное слово –  «поет».

У. Прежде чем, мы будем слушать поэму «Поет зима – аукает!».
Я бы хотела чтобы вы угадали композитора, который написал музыку к данной поэме. Для того, чтобы узнать композитора, я для вас подготовила вопросы на доске:

поэт

Опера

Увертюра

Композитор

опера

Балет

Искусство

вокализ

симфония

либретто

(под вопросами находится портрет композитора Г. Свиридов, открывается портрет композитора)

У. – Перед вами открылся портрет русского композитора Георгия Свиридова,который родился в один из холодных декабрьских  вечеров 1915г. в г. Фатеже Курской области. В деревянном доме, который стоял у реки Усожа. Весной и летом город утопал в зелени садов, где можно было слышать пенье соловьев. Народные курские песни окружали композитора с детства. Через всю жизнь Г.В.Свиридов пронесет любовь к родной природе, родному краю. Сегодня в Фатеже, в квартире, где жил композитор, находится квартира – музей, школа искусств. Перед школой в 2006г. установлен бюст Г.В.Свиридову. Затем, будет переезд в г. Курск, где Свиридов начнет заниматься  в музыкальной школе. Здесь сегодня музей и установлен памятник композитору в 2005г.
Мы выяснили, что основной жанр – это вокальные произведения. Связь музыки и литературы. Свиридов всегда обращается к поэтам, которых, как и его волнует тема Родины, красота природы, исторические события. Любимыми поэтами  были: А.Блок, А.С.Пушкин, В.Маяковский. Среди этих поэтов есть один, творчество, которого сначала не очень замечал Свиридов. Если бы ни друг Свиридова, который однажды вечером читал стихи этого поэта. Стихи Есенина так потрясли композитора, что он 15 часов подряд сочинял первую часть произведения, которое мы будем слушать, а в течение двух недель Г.В. Свиридовым  будут дописаны остальные девять. Свиридов оказался практически самым первым, кто написал музыку на стихи поэта. А сам Есенин никогда не писал для песен свои стихи. Пятьдесят   произведений написано на стихи Есенина у Г.В. Свиридова.
Сегодня мы послушаем вторую часть из «Поэмы памяти Сергея Есенина, «Поет зима аукает»».

Слушание второй части «Поет зима – аукает».

Ученики делают полный анализ произведения

У. – Как музыка обогащает стихи С.Есенина
Р. – (делает их более выразительными, более красивыми и др.)
У. – Музыка дает эмоциональную окраску стихам, придает большую выразительность.
Г.В.Свиридов писал: «Слово – это мысль, которая пробуждает фантазию. Музыка – это Чувство, Ощущение, Откровение.

У. –Мы увидели как для музыканта стихи стали вдохновением для создания музыкального произведения.
Как талантливо это сделал Свиридов.

У. Я для вас приготовила небольшое задание на соответствие:(на доске написаны ФИО композиторов надо найти произведения которые соответствуют им)(работа в тетради)

А.С.Караманов «Гимн Крыма»

Н.А.Римский-Корсаков «Шехеразада»

Ф.Шопен «Этюд»





Вывод.

У. – Мы увидели, что литература и музыка могут быть вдохновением   для творческих людей. Есть общие жанры. Есть общие средства выразительности. Свои идеи люди творческих профессий черпают из реальной жизни.

Литература, музыка - всегда
Союз искусства и добра,
Союз великого, земного,
Такого близкого, родного
Искусства. Удрас А.Ф.

II. Дыхательная гимнастика, распевание. Работа над песней В. Шаинского «Вместе весело шагать», работа над 2-3куплетом.

Оценивание учеников.

У. – Спасибо, ребята, за активную работу, за ваши размышления.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!