Цели: закрепить знания учащихся о имени существительном как части речи
Задачи:
- повторить об имени существительном как части речи, углубить знания учащихся, познакомить со значением и морфологическими признаками имени существительного как части речи;
- сформировать умения учащихся составлять рассказы, умение доказать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения, развивать умения находить имена существительные в тексте и определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; формировать навык правильного произношения; развивать орфографическую зоркость, речь учащихся;
- способствовать воспитанию бережного отношения к книгам, чувства ответственности при работе в группе.
Оборудование:
- экран, проектор, музыка, карточки с заданиями,
- запись релаксационной музыки
- рисунки (дерево, символизирующее "имя существительное", настроение-пейзаж),
- набор для рефлексии,
- эскизы дерева "имя существительное".
Ход урока
I. Активизация внимания и мышления учащихся
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения друг с другом. На столах у вас лежат смайлики : радостные и хмурые. В конце урока с их помощью вы сможете показать ваше настроение
II. Повторение и углубление изученного материала.
1. Беседа.
- Что изучает морфология?
- Назовите группы частей речи? (самостоятельные, служебные, междометия)
- Посмотрите, выросло дерево.
- Угадайте, как оно называется.
Давно живу я в мире этом,
Даю названья всем предметам (Имя существительное)
2. Работа в тетради.
- Запись числа, классная работа и темы урока (Имя существительное как часть речи).
3. Речевая зарядка.
- Чтение эпиграфа урока:
Имя существительное - хлеб языка.
Л.В.Успенский
- Письмо эпиграфа в тетрадь. Объяснение постановки тире.
- Работа над значением слова "хлеб". Роль хлеба в жизни людей. Объяснение значения слова "язык".
- Что значит выражение " хлеб языка".
4. Сообщение цели урока.
- С именем существительным вы знакомы. Дайте определение имени существительному, как части речи (обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?) Сегодня на уроке вы расширите свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль.
5. Деление на группы по согласным и гласным буквам. Выбор букв на столе учащимися.
1. Прочитайте слова, выясните: какие названия предметам дает имя существительное:
М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, велосипе_, пилот, с_бака, малахит, тракторист, к_рова.
2. Обсудите в группе и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия.
3. Подчеркните вставленные буквы. Расскажите друг другу орфограмму, которую вставили, выполняя задание?
- Повернулись тихо к своим товарищам и дружно, давая возможность каждому высказаться, обсуждая шёпотом, работаем.
- Проверим, как справились с заданием ребята 1 и 2 группы. Им нужно было выписать
1 группа
1) названия людей; (Оле _, пилот, тракторист)
2) названия вещей. (Зеркало, тетра_ ь, велосипе _)
- Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание?
- Проверим, как справились с заданием ребята 2 и 3 групп. Им нужно было выписать
2 группа
1) названия признаков; (Смелость, радость, с_нева)
2) названия действий. (Мол_тьба, стр_льба, бег)
- Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание?
1 группа
1) названия животных; (Олень, с_ бака, к_ рова)
2 группа
2) названия веществ. (Нефть, малахит, м_ локо)
- Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание?
Вывод: что обозначает имя существительное?
6. Орфоэпическая минутка с грамматическим заданием.
- А помните ли вы, на какие вопросы отвечает имя существительное?
- Давайте запишем слова в два столбика, в зависимости от того, на какой вопрос они отвечают, обозначим ударение, произнесём их правильно.
Кто? Что?
Алфавит, инженер, шофер, портфель, столяр, свитер.
Вывод: на какие вопросы отвечает имя существительное?
7. Физминутка
Звучит музыка.
Руки "в замок"; потянулись вперёд, назад; повернулись вправо, влево.(1 раз)
Руки на пояс. Повернуть голову направо, посмотреть на локоть правой руки. Повернуть голову налево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. (3-4 раза)
Посмотрите на схему. Рисуем глазами круг, затем треугольник, фокусируем взгляд на точке.(3-4 раза)
8. Работа с учебником.
Работа с текстом.
- Откройте стр. 190, найдите упр. 466, прочитайте задание.
- Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
- Как его можно озаглавить? Запишите заголовок в тетрадь.
- Ребята, как вы относитесь к своим друзьям? Значит, как должны обращаться с книгами? Почему нужно беречь книгу?
- Объясните правописание слов с пропусками букв.
- Определите род, число, падеж имён существительных.
- Объясните постановку тире в предложениях.
- Спишите текст, подчёркивая существительные как члены предложения. Определите род, число, падеж имён существительных.
Вывод:
- К какому роду относятся имена существительные?
- Как они изменяются?
- Какими членами предложения чаще всего бывают?
9. Составление устного рассказа.
- Составьте рассказ об имени существительном
Имя существительное - это..
Что это такое?
Что обозначает?
На какие вопросы отвечает?
Какие морфологические признаки имеет (как оно изменяется)?
Каким членом предложения чаще всего бывает?
10. Чтение вывода в учебнике (стр. 191)
- Сравните свой рассказ с правилом в учебнике.
11. Логическая задача.
- Запишите под диктовку предложения.
На то и печь, чтобы в ней хлеб печь.
Снежное покрывало всё поле покрывало.
- Найдите в предложениях, среди двух одинаковых слов имя существительное и аргументируйте (докажите) свой выбор.
III. Итог урока.
1. Слово учителя.
- Что вспомнили сегодня на уроке, что узнали нового?
- Наше дерево "Имя существительное" , на нём будут появляться всё новые и новые ветви: "одушевлённые и неодушевлённые", "собственные и нарицательные" и многие-многие другие.
2. Рефлексия.
Показ смайликов.
3. Выставление оценок.
4. Домашнее задание.
Нарисуйте дерево «Существительное» с ветвями (знаниями о существительном)