СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 5 классе "Имя существительное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: закрепить знания учащихся о имени существительном как части речи

Задачи:

  • повторить об имени существительном как части речи, углубить знания учащихся, познакомить со значением и морфологическими признаками имени существительного как части речи;
  • сформировать умения учащихся  составлять рассказы, умение доказать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения, развивать умения находить имена существительные в тексте и определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; формировать навык правильного произношения; развивать орфографическую зоркость, речь учащихся;
  • способствовать воспитанию бережного отношения к книгам, чувства ответственности при работе в группе.

Оборудование:

  • экран, проектор, музыка, карточки с заданиями,
  • запись релаксационной музыки
  • рисунки (дерево, символизирующее "имя существительное", настроение-пейзаж),
  • набор для рефлексии,
  • эскизы дерева "имя существительное".

Ход урока

I. Активизация внимания и мышления учащихся  

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения друг с другом. На столах у вас лежат смайлики : радостные и хмурые. В конце урока с их помощью вы сможете показать ваше настроение

II. Повторение и углубление изученного материала.

1. Беседа.

- Что изучает морфология?

- Назовите  группы частей речи? (самостоятельные, служебные, междометия)

- Посмотрите, выросло дерево.

- Угадайте, как оно называется.

Давно живу я в мире этом,

Даю названья всем предметам (Имя существительное)

2. Работа в тетради.

- Запись числа, классная работа и темы урока (Имя существительное как часть речи).

3. Речевая зарядка.

- Чтение эпиграфа урока:

Имя существительное - хлеб языка.

Л.В.Успенский

- Письмо  эпиграфа в тетрадь. Объяснение  постановки тире.

- Работа над значением слова "хлеб". Роль  хлеба в жизни людей. Объяснение значения слова "язык".

- Что значит выражение " хлеб языка".

4. Сообщение цели урока.

- С именем существительным вы знакомы. Дайте определение имени существительному, как части речи (обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?)  Сегодня на уроке вы расширите свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль.

5. Деление на группы по согласным и гласным буквам. Выбор букв на столе учащимися.

1. Прочитайте слова, выясните: какие названия предметам дает имя существительное:

М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, велосипе_, пилот, с_бака, малахит, тракторист, к_рова.

2. Обсудите в группе и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия.

3. Подчеркните вставленные буквы. Расскажите друг другу орфограмму, которую вставили, выполняя задание?

- Повернулись тихо к своим товарищам и дружно, давая возможность каждому высказаться, обсуждая шёпотом, работаем.

- Проверим, как справились с заданием ребята 1 и 2 группы. Им нужно было выписать

1 группа

1) названия людей; (Оле _, пилот, тракторист)

2) названия вещей. (Зеркало, тетра_ ь, велосипе _)

- Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание?

- Проверим, как справились с заданием ребята 2 и 3 групп. Им нужно было выписать

2 группа

1) названия признаков; (Смелость, радость, с_нева)

2) названия действий. (Мол_тьба, стр_льба, бег)

- Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание?

1 группа

1) названия животных; (Олень, с_ бака, к_ рова)

2 группа

2) названия веществ. (Нефть, малахит, м_ локо)

- Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание?

Вывод: что обозначает имя существительное?

6. Орфоэпическая минутка с грамматическим заданием.

- А помните ли вы, на какие вопросы отвечает имя существительное?

- Давайте запишем слова в два столбика, в зависимости от того, на какой вопрос они отвечают, обозначим ударение, произнесём их правильно.

Кто? Что?

Алфавит, инженер, шофер, портфель, столяр, свитер.

Вывод: на какие вопросы отвечает имя существительное?

7. Физминутка

Звучит  музыка.

Руки "в замок"; потянулись вперёд, назад; повернулись вправо, влево.(1 раз)

Руки на пояс. Повернуть голову направо, посмотреть на локоть правой руки. Повернуть голову налево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. (3-4 раза)

Посмотрите на схему. Рисуем глазами круг, затем треугольник, фокусируем взгляд на точке.(3-4 раза)

8. Работа с учебником.

Работа с текстом.

- Откройте стр. 190, найдите упр. 466, прочитайте задание.

- Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

- Как его можно озаглавить? Запишите заголовок в тетрадь.

- Ребята, как вы относитесь к своим друзьям? Значит, как должны обращаться с книгами? Почему нужно беречь книгу?

- Объясните правописание слов с пропусками букв.

- Определите род, число, падеж имён существительных.

- Объясните постановку тире в предложениях.

- Спишите текст, подчёркивая существительные как члены предложения. Определите род, число, падеж имён существительных.

Вывод:

- К какому роду относятся имена существительные?

- Как они изменяются?

- Какими членами предложения чаще всего бывают?

9. Составление устного рассказа.

- Составьте рассказ об имени существительном

Имя существительное - это..

Что это такое?

Что обозначает?

На какие вопросы отвечает?

Какие морфологические признаки имеет (как оно изменяется)?

Каким членом предложения чаще всего бывает?

10. Чтение вывода в учебнике (стр. 191)

- Сравните свой рассказ с правилом в учебнике.

11. Логическая задача.

- Запишите под диктовку предложения.

На то и печь, чтобы в ней хлеб печь.

Снежное покрывало всё поле покрывало.

- Найдите в предложениях, среди двух одинаковых слов имя существительное и аргументируйте (докажите) свой выбор.

 

III. Итог урока.

1. Слово учителя.

- Что вспомнили сегодня на уроке, что узнали нового?

- Наше дерево "Имя существительное" , на нём будут появляться всё новые и новые ветви: "одушевлённые и неодушевлённые", "собственные и нарицательные" и многие-многие другие.

2. Рефлексия.

Показ смайликов.

3. Выставление оценок.

4. Домашнее задание.

Нарисуйте дерево «Существительное» с ветвями (знаниями о существительном) 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!