I. Мотивация к учебной деятельности Цели:актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; установить тематические рамки; уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. Продолжительность:2 мин. | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. | Прозвенел звонок веселый – Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. - Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! - А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! | Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. | Владение ключевыми понятиями. | Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, уметь свои мысли вслух. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
II. Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи) Цели: организовать актуализацию умений работать со словарями, организовать выполнение учащимися учебного задания. Продолжительность: 7 мин. | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. Читает стихотворение, организует актуализацию умений по работе со словом, с толковыми словарями. | I. Пятиминутка для жизни Одна из самых больных тем - произношение определённых слов в русском языке. Правильно ли говорит наш старый знакомый Винни Пух? Я люблю салат из свеклЫ с орехами. Приятель звОнит мне каждый вечер. Библиотекарь посоветовал читателю заглянуть в катАлог. А ну, ложь книгу на место! Ихний дом построен недавно. А как сказать правильно? II- Ребята послушайте стихотворение. (учитель читает стихотворение В. Шефнера) Много слов на земле…. Есть дневные слова, - В них весеннего неба сквозит синева. Есть ночные слова, о которых мы днём Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом. Есть слова – словно раны, слова – словно суд, С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести... - Итак, ребята, вы уже догадались, о чем сегодня на уроке мы с вами будем говорить ? ( о словах) - Верно. В центре нашего внимания СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Прочитаем эпиграфы к нашему уроку. -Откройте рабочие тетради, запишите число, классная работа и эпиграф, то высказывание, которое вам больше понравилось. -Какова главная цель урока? (понять, что такое лексическое значение слова) -Какова задача урока? (Научиться определять ЛЗ слова, расширить свой словарный запас. В русском языке есть слова, значение которых нам неизвестно. Как можно это узнать? - Мы сегодня представим себя в роли лингвистов, познакомимся со словарной статьей и научимся ее составлять в такой форме, как она представлена в Вики-словарь. | Исправляют ошибки. Слушают стихотворение, определяют тему, цель, задачи урока.. Делают записи. | Знать, какие существуют словари, уметь с ними работать. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. Уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
III. Решение учебной задачи (проблемной задачи) Цели: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы в группе; организовать самопроверку и самооценку; организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Продолжительность:10 мин. | Деление класса на группы; определение задач для каждой группы; организует работу со справочником. | - С чего же начать наше путешествие по океану знаний? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю разгадать кроссворд. - Какое слово получилось? - Итак, о чём пойдёт речь у нас на этом и последующих уроках. - Что такое лексика? - Сколько слов в русском языке? - А конкретнее? - Почему же? Наша задача – расширять свой словарный запас. – Это очень важно для каждого человека пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь открыть для себя слово, пополнять свой словарный запас – это значит узнавать новые слова. А что значит узнавать новые слова? Послушайте стихотворение И. Токмаковой. -Удалось ли герою стихотворения «придумать» новое слово? - Давайте исследуем его. Плим – существительное (что?) плим. н.ф. – плим Одушевленное, нарицательное, 2 склонение, мужской род в именительном падеже в единственном числе. Вот прыгает и скачет плим, плим, плим. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми). И все-таки это не слово! Почему? Потому что оно ничего не значит, не имеет смысла! Значение – важнейший признак слова, без него слова нет и быть не может! - Смысл слова и есть его лексическое значение. Итак, узнать новое слово – значит узнать то, что оно обозначает, понять его лексическое значение. - Итак, что же такое лексическое значение слова? Значит, мы сегодня с вами познакомимся с понятием “Лексика” и «Лексическое значение» Словарная работа. - Откройте тетради – справочники и запишите определение слова – ЛЕКСИКА, ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. (Слайд) | Работают в группах (4), решают кроссворд. -Лексика - О лексике - Словарный состав языка - Много - Нельзя сказать Какие-то слова появляются, какие-то исчезают Слушают стихотв. - Да Разбор у доски (письменно): слова «плим» Вспоминают, что такое лексическое значение слова. Оформляют записи. | Овладение основными стилистическими ресурсами лексики русского языка, владение научной терминологией, ключевыми понятиями. | Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, толковые словари. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. Уметь работать в парах и группах. |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию - 20мин. | Организация работы с учебником, Организация работы в парах и группах, | -Откройте учебник на стр.71, прочитаем теоретический материал. Физминутка. А теперь обратите внимание на запись (слайд). Это ещё одна загадка. Прочитайте внимательно про себя. А теперь вслух нам прочитает… -Я думаю, все догадались, о чём идёт речь. А как вы догадались? Что вам помогло? А почему автор употребил слова близкое, родное, дорогое? Итак, мы уже можем назвать наш текст «Берёзка». Ребята, а теперь лингвистическая задачка: списать текст, расставить пропущенные буквы и знаки препинания: Берёзка. Это дер..во р..дное Бли..кое и д..рогое. Белый сарафан..чик Бархатный кафтан..чик Листики р..зные Серё..кирасп..сные. (слайд презентации) Ребята, посмотрите внимательно на нашу загадку, найдите слова, которые обозначают 1 гр. Предмет; 2 гр. Признак; 3 гр. Действие. К каким частям речи относятся эти слова? Части речи, которые автор использует в своём тексте, влияют на тип речи. Какой тип речи выбрал автор? А что автор описывает? Ребята, я думаю, что каждый из вас может дать определение слова берёза. Какое лексическое значение имеет это слово? Дайте определение этому понятию из своего жизненного опыта. А можно ли ещё дать какое-либо определение этому слову? Правильно, т.е. мы определяем значение слова по его признакам. А почему мы назвали свою загадку не берёза, а берёзка? Итак, ребята, вы уже знаете, что лексическое значение слова можно определить и по его признакам, и по морфеме. Как ещё можно определить значение слов, особенно, если вам его значение непонятно? (слайд презентации) По Толковому словарю. Они разные: у вас на парте школьный, вот толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова, словарь Владимира Ивановича Даля и многие другие. А теперь давайте проверим себя по словарю и определим значение слова берёза. (слайд презентации) Так толкуется значение слова береза. Это называется словарной статьей. Из таких словарных статей составляется толковый словарь. Это очень большой труд. В.И. Даль в прошлом веке собирал слова по крупицам, преодолевая большие трудности, сам ездил по деревням и городам России. Из чего состоит эта словарная статья? Заголовочное слово. Грамматические пометы. Толкование лексического значения. Пример употребления в речи. Какая из этих частей главная (3). Каким образом толкуется значение этого слова? (Подбором близких по значению слов). Мы с вами обратились к словарю, чтобы проверить себя. Можно обращаться и когда не совсем уверены в значении слов, а уж когда не знаете обязательно загляните в толковый словарь. Игра: составь слова – великорусский - Следующее задание. Прочитайте ЛЗ слов. Запишите слова, которые соответствуют этим значениям, составьте словосочетание и предложение. 1гр. Наметенная ветром большая куча снега, а также вообще чего-н. сыпучего, мелкого. (сугроб) 2гр. Твёрдые атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде ледяных кристаллов. (снег) 3гр. двенадцатый, последний месяц в году; декемврий; студень или грудень (декабрь). - Проверьте себя и оцените свою работу. - Какой темой объединены эти слова? Случайно ли такое объединение? Нет, скоро наступит зима и любимый нами праздник. Какой? Теперь ваша задача наоборот дать толкование заданного слова, а мы вместе должны будем отгадать. Кому трудно составить лексическое значение слова самим, обратитесь к толковому словарю. 1 гр. Снегурочка 2гр. Дед Мороз 3гр. Новый год | Работают с материалом учебника, Выполняют физминутку. Работают со словом, (Берёзка) Перечисляют признаки. (береза - символ Родины, России, символ русского народа). Решают лингвистическую задачу. Работают у доски. Работают в группах. (прилаг., сущ.) (описание) (берёзку) Работаю над определением лексического значения (лиственное дерево с тонким белым стволом.) (Нет) (Суффикс –к- указывает на уменьшительно-ласкательное значение.) (По словарю.) Работают со словарями, знакомятся с понятием словарная статья. Смотрят сценку «Словарь В.Даля» Выполняют задание по парам, кто больше? Работают с лексическим значением слова, составляют словосочетания и предложения. - Новый год | Закрепление умения пользоваться основными стилистическими ресурсами лексики русского языка, владение научной терминологией, ключевыми понятиями. | Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, толковые словари. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. Уметь работать в парах и группах. |
V. Рефлексия деятельности (итог урока), дом. задание. - 5мин | Зафиксировать новое содержание урока; Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | - Мы переходим к последнему этапу. Итак, чтобы знанья были впрок, Следует кратко повторить урок. -Исследование какой темы вели на уроке? -Какие понятия разобрали? Лексика - это... (сл. состав). Лексическое значение - это... (главный смысл слова). -Какую цель мы ставили? Поняли мы это? Хорошо, значит цель урока достигнута. Оцените свою работу на уроке. Работу класса. А как вы чувствовали себя на уроке? Если вам было интересно, комфортно, поднимите солнышко, а если грустно, скучно – тучку. Покажите мне карточку с вашим настроением. Мне сегодня тоже понравилось, было легко работать, потому что вы были внимательны, активны. Домашнее задание. 1.Написать письмо к Деду Морозу или 2. Учебник стр. 72, упр. 168 От того, как вы произносите любое слово, зависит отношение к вам окружающих. Я желаю, чтобы каждое слово, сказанное вами, несло радость. Благодарю за урок! | Понять что такое лексическое значение Оценивают деятельность на уроке. Показывают карточку своего настроения. Делают запись в дневнике. | | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; Способность к самооценке. |