СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 5 классе. Лексическое значение слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответсвии с требованиями ФГОС. 

Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе. Лексическое значение слова"»


Управление образования администрации Канашского района Чувашской Республики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Байгильдинская средняя общеобразовательная школа"







Конспект

урока русского языка



«Лексическое значение слова»









подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

Васильева Елена Владимировна




2012г.

Технологическая карта конструирования урока открытия нового знания



Предмет

Русский язык

Класс

5

Тема урока



Слово и его лексическое значение


Планируемые образовательные результаты



Предметные


Метапредметные

Личностные

Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, владение научной терминологией, ключевыми понятиями.





Регулятивные:Способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Формирование способности к проектированию.


Познавательные: Практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности, практическое освоение методов познания, использование обще-учебных умений.


Коммуникативные:Умение работать в группе. Практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества, приобретение опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, употребление слов в соответствии с лексическим значением и стилевой принадлежностью.



Практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности, практическое освоение методов познания, использование общеучебных умений.


Условия реализации урока


Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии

Оборудование


Электронный Вики-словарь






«Толковый словарь» Ожегова;

«Толковый словарь» В.И. Даля;

«Школьный толковый словарь».


Рабочая тетрадь к учебнику для общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения. «Русский язык» 5 класс, Е.А.Быстрова и др..



Компьютер, мультимедийный проектор.

Основные понятия

Слово, лексическое значение, толковый словарь, однокоренные слова.

Форма проведения урока

Урок - практикум.






Этап урока

(название, время, цели)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников

Планируемые результаты


Предметные

УУД


I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; установить тематические рамки; уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.


Продолжительность:2 мин.




Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.



Прозвенел звонок веселый –

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.


- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!



Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.


Владение ключевыми понятиями.


Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, уметь свои мысли вслух.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.


II. Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи)

Цели: организовать актуализацию умений работать со словарями, организовать выполнение учащимися учебного задания.


Продолжительность: 7 мин.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки.



Читает стихотворение, организует актуализацию умений по работе со словом, с толковыми словарями.



I. Пятиминутка для жизни

Одна из самых больных тем - произношение определённых слов в русском языке.


Правильно ли говорит наш старый знакомый Винни Пух?


Я люблю салат из свеклЫ с орехами.

Приятель звОнит мне каждый вечер.

Библиотекарь посоветовал читателю заглянуть в катАлог.

А ну, ложь книгу на место!

Ихний дом построен недавно.

А как сказать правильно?


II- Ребята послушайте стихотворение.

(учитель читает стихотворение В. Шефнера)

Много слов на земле…. Есть дневные слова, -

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днём

Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд,

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести...


- Итак, ребята, вы уже догадались, о чем сегодня на уроке мы с вами будем говорить ?

( о словах)

- Верно. В центре нашего внимания СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.

Прочитаем эпиграфы к нашему уроку.

-Откройте рабочие тетради, запишите число, классная работа и эпиграф, то высказывание, которое вам больше понравилось.

-Какова главная цель урока? (понять, что такое лексическое значение слова)

-Какова задача урока? (Научиться определять ЛЗ слова, расширить свой словарный запас.




В русском языке есть слова, значение которых нам неизвестно. Как можно это узнать?

- Мы сегодня представим себя в роли лингвистов, познакомимся со словарной статьей и научимся ее составлять в такой форме, как она представлена в Вики-словарь.




Исправляют ошибки.


Слушают стихотворение, определяют тему, цель, задачи урока..


Делают записи.

Знать, какие существуют словари, уметь с ними работать.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.


III. Решение учебной задачи (проблемной задачи)

Цели: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы в группе;

организовать самопроверку и самооценку;

организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.


Продолжительность:10 мин.


Деление класса на группы;

определение задач для каждой группы;

организует работу со справочником.

- С чего же начать наше путешествие по океану знаний? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю разгадать кроссворд.


- Какое слово получилось?


- Итак, о чём пойдёт речь у нас на этом и последующих уроках.

- Что такое лексика?


- Сколько слов в русском языке?


- А конкретнее?


- Почему же?


Наша задача – расширять свой словарный запас.

– Это очень важно для каждого человека пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь открыть для себя слово, пополнять свой словарный запас – это значит узнавать новые слова. А что значит узнавать новые слова? Послушайте стихотворение И. Токмаковой.


-Удалось ли герою стихотворения «придумать» новое слово?

- Давайте исследуем его.


Плим – существительное (что?) плим.

н.ф. – плим

Одушевленное, нарицательное, 2 склонение, мужской род в именительном падеже в единственном числе.

Вот прыгает и скачет плим, плим, плим.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми).


И все-таки это не слово! Почему? Потому что оно ничего не значит, не имеет смысла! Значение – важнейший признак слова, без него слова нет и быть не может!

- Смысл слова и есть его лексическое значение. Итак, узнать новое слово – значит узнать то, что оно обозначает, понять его лексическое значение.


- Итак, что же такое лексическое значение слова?

Значит, мы сегодня с вами познакомимся с понятием “Лексика” и «Лексическое значение»


Словарная работа.

- Откройте тетради – справочники и запишите определение слова – ЛЕКСИКА, ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. (Слайд)

Работают в группах (4), решают кроссворд.




-Лексика


- О лексике


- Словарный состав языка

- Много


- Нельзя сказать


Какие-то слова появляются, какие-то исчезают



Слушают стихотв.









- Да




Разбор у доски (письменно): слова «плим»















Вспоминают, что такое лексическое значение слова.

Оформляют записи.











Овладение основными стилистическими ресурсами лексики русского языка, владение научной терминологией, ключевыми понятиями.

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, толковые словари.

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

Уметь работать в парах и группах.

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

- 20мин.







Организация работы с учебником,

Организация работы в парах и группах,


-Откройте учебник на стр.71, прочитаем теоретический материал.


Физминутка.

А теперь обратите внимание на запись (слайд). Это ещё одна загадка. Прочитайте внимательно про себя. А теперь вслух нам прочитает…

-Я думаю, все догадались, о чём идёт речь.

А как вы догадались? Что вам помогло?

А почему автор употребил слова близкое, родное, дорогое?

Итак, мы уже можем назвать наш текст «Берёзка».

Ребята, а теперь лингвистическая задачка: списать текст, расставить пропущенные буквы и знаки препинания:

Берёзка.

Это дер..во р..дное

Бли..кое и д..рогое.

Белый сарафан..чик

Бархатный кафтан..чик

Листики р..зные

Серё..кирасп..сные.

(слайд презентации)

Ребята, посмотрите внимательно на нашу загадку, найдите слова, которые обозначают

1 гр. Предмет;

2 гр. Признак;

3 гр. Действие.

К каким частям речи относятся эти слова?

Части речи, которые автор использует в своём тексте, влияют на тип речи.

Какой тип речи выбрал автор? А что автор описывает?

Ребята, я думаю, что каждый из вас может дать определение слова берёза.

Какое лексическое значение имеет это слово? Дайте определение этому понятию из своего жизненного опыта.

А можно ли ещё дать какое-либо определение этому слову?

Правильно, т.е. мы определяем значение слова по его признакам.

А почему мы назвали свою загадку не берёза, а берёзка?

Итак, ребята, вы уже знаете, что лексическое значение слова можно определить и по его признакам, и по морфеме.

Как ещё можно определить значение слов, особенно, если вам его значение непонятно? (слайд презентации)

По Толковому словарю. Они разные: у вас на парте школьный, вот толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова, словарь Владимира Ивановича Даля и многие другие.

А теперь давайте проверим себя по словарю и определим значение слова берёза. (слайд презентации)

Так толкуется значение слова береза.

Это называется словарной статьей.

Из таких словарных статей составляется толковый словарь. Это очень большой труд.

В.И. Даль в прошлом веке собирал слова по крупицам, преодолевая большие трудности, сам ездил по деревням и городам России.


Из чего состоит эта словарная статья?

Заголовочное слово.

Грамматические пометы.

Толкование лексического значения.

Пример употребления в речи.


Какая из этих частей главная (3). Каким образом толкуется значение этого слова? (Подбором близких по значению слов).


Мы с вами обратились к словарю, чтобы проверить себя. Можно обращаться и когда не совсем уверены в значении слов, а уж когда не знаете обязательно загляните в толковый словарь.


Игра: составь слова – великорусский


- Следующее задание. Прочитайте ЛЗ слов. Запишите слова, которые соответствуют этим значениям, составьте словосочетание и предложение.


1гр. Наметенная ветром большая куча снега, а также вообще чего-н. сыпучего, мелкого. (сугроб)

2гр. Твёрдые атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде ледяных кристаллов. (снег)

3гр. двенадцатый, последний месяц в году; декемврий; студень или грудень (декабрь).


- Проверьте себя и оцените свою работу.

- Какой темой объединены эти слова? Случайно ли такое объединение?

Нет, скоро наступит зима и любимый нами праздник. Какой?

Теперь ваша задача наоборот дать толкование заданного слова, а мы вместе должны будем отгадать. Кому трудно составить лексическое значение слова самим, обратитесь к толковому словарю.

1 гр. Снегурочка

2гр. Дед Мороз

3гр. Новый год



Работают с материалом учебника,


Выполняют физминутку.


Работают со словом,






(Берёзка)


Перечисляют признаки.

(береза - символ Родины, России, символ русского народа).


Решают лингвистическую задачу.






Работают у доски.











Работают в группах.


(прилаг., сущ.)






(описание)

(берёзку)




Работаю над определением лексического значения

(лиственное дерево с тонким белым стволом.)

(Нет)



(Суффикс –к- указывает на уменьшительно-ласкательное значение.)





(По словарю.)



Работают со словарями, знакомятся с понятием словарная статья.































Смотрят сценку «Словарь В.Даля»


Выполняют задание по парам, кто больше?


Работают с лексическим значением слова, составляют словосочетания и предложения.





















- Новый год









Закрепление умения пользоваться основными стилистическими ресурсами лексики русского языка, владение научной терминологией, ключевыми понятиями.

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, толковые словари.

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

Уметь работать в парах и группах.

V. Рефлексия деятельности (итог урока), дом. задание.

- 5мин










Зафиксировать новое содержание урока;

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Мы переходим к последнему этапу.

Итак, чтобы знанья были впрок,

Следует кратко повторить урок.

-Исследование какой темы вели на уроке?

-Какие понятия разобрали?

Лексика - это... (сл. состав). Лексическое значение - это... (главный смысл слова).


-Какую цель мы ставили? Поняли мы это? Хорошо, значит цель урока достигнута.

Оцените свою работу на уроке. Работу класса.

А как вы чувствовали себя на уроке? Если вам было интересно, комфортно, поднимите солнышко, а если грустно, скучно – тучку. Покажите мне карточку с вашим настроением.

Мне сегодня тоже понравилось, было легко работать, потому что вы были внимательны, активны.


Домашнее задание. 1.Написать письмо к Деду Морозу или 2. Учебник стр. 72, упр. 168


От того, как вы произносите любое слово, зависит отношение к вам окружающих. Я желаю, чтобы каждое слово, сказанное вами, несло радость. Благодарю за урок!














Понять что такое лексическое значение


Оценивают деятельность на уроке.






Показывают карточку своего настроения.








Делают запись в дневнике.


Уметь проговаривать последовательность действий на уроке;

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Способность к самооценке.

Список использованных материалов:

  1. www.douchit.ru/1-cdbhiea.php4

  2. www.litera.ru/stixiya/authors…mnogo-slov-na.html

  3. http://www.x-vim.info/s_3e9f18c.html

  4. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/236730

  5. www.glinskie.ru/common/mpublic.php…

  6. hyaenidae.narod.ru

  7. http://festival.1september.ru/articles/210144/

http://almaty-lit.ucoz.ru/publ/33-1-0-310

  1. http://nsportal.ru/

  2. Корсаков В.А.. Занимательные задачи и упражнения по лексике и фразеологии. - Йошкар-Ола: Стезя, 1992. - 53 с.

  3. Подгаецкая И.М., Постникова И.И. Необъятный мир слова: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1995. - 160 с.