Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Кемеровский региональный институт повышения квалификации и
переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации.
Кафедра естественных и математических дисциплин.
МАСТЕР – КЛАСС
Урок математики в 5 классе по теме:
«Пирамида и её элементы»
Исполнитель:
Савицкая Ольга Ивановна
учитель математики
Муниципального бюджетного
образовательного учреждения
Киселёвского городского округа
«Средней общеобразовательной школы № 11»
Г. Киселёвск
КЕМЕРОВО 2015
Содержание.
Введение………………………………………………………. 3
Разработка урока
План урока ……………………………………………. 4
Технологическая карта урока………………………… 6
Слайды к уроку с описанием ………………………….12
Приложение ………………………………………………… 16
Введение
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС для учащихся 5 класса, обучающихся по учебнику «Математика» для пятого класса образовательных учреждений, авторы: Г. К. Муравин, О. В. Муравина.– М. : Дрофа, 2013 г.
Геометрический материал учебника знакомит школьников с основными понятиями геометрии, которые затем будут активно использоваться в систематическом курсе. Знакомство с основными геометрическими фигурами, стереометрическими телами и их свойствами в 5 классе носит преимущественно эмпирический характер.
Данный урок входит в систему уроков, целью которых является ознакомление учащихся с объёмными телами, такими как шар, пирамида, прямоугольный параллелепипед, куб, а также изучение понятий грани, вершины и рёбра многогранника. К этому уроку ученики знают элементы прямоугольного параллелепипеда, умеют решать задачи на нахождение объёма параллелепипеда и куба.
План урока по теме: Пирамида и её элементы.
Урок по математике 5 класс ФГОС ООО
Тема урока: Пирамида и её элементы.
Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС ( урок «открытия» нового знания)
Форма урока: урок- исследование.
Методы: комбинированный (фронтальная, групповая работа, индивидуальная работа); словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, исследовательский..
Модель обучения: базовая (5 класс – 5 часов в неделю).
Цель урока: организация работы по формированию знаний о пирамиде и её элементах.
Задачи
Образовательные: познакомить с основными элементами пирамиды.
Развивающие: развивать умения наблюдать, сравнивать, описывать, делать выводы. Воспитывающие: воспитывать положительную мотивацию к учению,
умение выслушивать товарища, работать в группе, аккуратность, умение анализировать ответ и применять полученные знания на практике.
Познавательные УУД: вырабатывать умение работать с различными источниками информации, работать с таблицами, структурировать учебный материал, грамотно формулировать выводы, делать умозаключения, представлять результаты работы классу, умение выполнять действия по алгоритму;
Личностные УУД: осознание личной ответственности за общее дело, умения адекватно оценивать свою успешность;
Регулятивные УУД: умение определять цель, задачи, составлять план действий и осуществлять действия по плану, организовать выполнение заданий учителя, осуществлять самоконтроль
Коммуникативные УУД: умение работать в составе группы, планировать успешное сотрудничество.
Планируемые
Учащиеся должны:
ставить учебные задачи под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
личностные результаты: выражение устойчивого интереса к учебной деятельности,
регулятивные результаты: умение планировать учебную деятельность, адекватно оценивать её результаты, быть дисциплинированным;
коммуникативные результаты: умение работать в группе.
Оборудование:
Структура урока:
Организационный этап.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
Физ. минутка.
Закрепление изученного материала.
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Технологическая карта |
Этап урока | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты УУД | Оценка результатов деятельности ученика |
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности (2 минуты). Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. | Слайд 1 - Добрый день, ребята. Садитесь. Сегодня, мы продолжим изучение геометрии. Надеюсь, что вам будет интересно. Проверьте свою готовность. Будьте дисциплинированы, и вы многое успеете узнать. | Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм. | Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей. | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. | Устная оценка учителя |
2. Актуализация знаний, сообщение темы урока (5минут) | Слайд 2 Перед вами текст о волшебной фигуре, посмотрите, подумайте и скажите какую информацию мы можем из него извлечь. О каком чуде света идёт речь? Слайд 3 Давайте попробуем сформулировать тему урока. Тема урока: Пирамида. Слайд 4 К каким фигурам она относится? (многогранники) Слайд 5 С какими многогранниками мы уже знакомы? (куб, параллелепипед) Какие фигуры называются многогранниками? (Фигуры, состоящие из нескольких многоугольников) Какие элементы есть у многогранников? (вершины, ребра, грани боковые и грани оснований) Тема урока: Пирамида и её элементы. | Учитель координирует и консультирует слабых учащихся Выдвигает проблему, сообщает тему урока | Ученики работают с текстом
Выдвигают предположения о теме урока. | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. | Устная оценка учителя |
3. Постановка учебной цели и задачи. (5 минут) ЦЕЛЬ – создание проблемной ситуации, прогнозирование предстоящей деятельности. | - Исходя из темы урока, сформулируем главную цель. Для этого используйте имя существительное (определение, изучение, выяснение…) Изучение пирамиды и её элементов Какие задачи для этого нам нужно решить? Используйте глаголы Слайд 6 Какие элементы есть у пирамиды? Давайте наметим план действий. 1. Поработаем с фигурой 2.Посчитаем количество Элементов. 3. Занесём полученные данные в таблицу. |
Обсуждение цели, задач и планирование действий |
Учащиеся конкретизируют цель урока | Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование |
Устная оценка учителя |
4. Усвоение новых знаний. (10 минут) | 1) Групповая работа Слайд 7 Итак, начнем. Используя модели геометрических фигур, необходимо заполнить таблицу. Слайд 8-11 2)Проговаривание вслух выводов. (учащиеся определяют верность ответов поднимая светофоры) Как связано количество углов основания и количество вершин? Как связано количество углов основания и количество рёбер? Как связано количество углов основания и количество боковых граней? Основание тоже является гранью. Сколько всех граней у многогранника? Как связано количество углов основания и количество боковых граней? 3)Формулировка определений. Слайд 12 Пирами́да — многогранник, основание которого —многоугольник, а остальные грани — треугольники, имеющие общую вершину Боковые грани — треугольники, сходящиеся в вершине Основание — многоугольник, которому не принадлежит вершина пирамиды Ребро - общая сторона граней. | Учитель инструктирует и определяет время выполнения заданий (5 минут)
Учитель вызывает к доске представителя от команды, учащийся записывает на доске полученные данные
Учитель помогает учащимся сформулировать выводы | Работа с таблицей
Работа в группе
Учащиеся выполняют практическую работу, делают выводы по проделанной работе
Ученики проверяют формулировки выводов устно, проводят корректировки | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группе Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. |
Устная оценка учителя
Оценка одноклассниками
|
5. физкультминутка (пауза релаксации) 1 минута | Слайд 13 Чего нет на картине? (солнца) Нарисуем его глазами, головой, руками. Почему нет солнца? (его заслонили облака) Нарисуем облако глазами, головой, руками. | Учитель проводит физминутку | Учащиеся выполняют встав из – за стола | Личностные: уважение пространства, занимаемого соседом. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. Регуляция внимания. | Устная оценка учителя |
6. Самостоятельная работа.
10 минут | Слайд 14. Индивидуальная работа. Откройте печатные тетради на странице 51. Используя наши выводы, выполните работу.
Выполняется устная проверка. | Дается Задание учащимся, ограничивая время его выполнения. Задает вопросы учащимся.
Затем заслушиваются итоги работы. Учитель комментирует ответы. | Учащиеся выполняют самостоятельную работу, после устных ответов корректируют свою работу.
| Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. Познавательные УУД: умение работать по алгоритму, оформлять учебный материал | Устная оценка учителя работы учащихся. Оценивание учащимися с помощью светофора. Письменная оценка учителя за самостоятельную работу
|
7. Подведение итогов работы 3 минуты Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | На следующем уроке вы узнаете свою итоговую оценку. Она будет складываться из оценки за письменные работы в тетради и оценки за устную работу на уроке. | Учитель задает вопросы
Учитель комментирует систему оценки за урок | | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. делать выводы по результатам работы, самоконтроль Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, Познавательные УУД: умение применять знания на практике | Устная оценка учителя
Письменная самооценка знаний учащимися |
8. Рефлексия деятельности. 3 минуты Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Слайд 15 Давайте подведем итог нашему уроку - Цель урока достигнута? - Удалось нам решить поставленные задачи? А теперь проверим все ли мы задачи выполнили? Слайд 16 Дополните фразы… У вас на парте светофоры. Вы довольны уроком, вы усвоили материал – цвет зелёный. Остались сомнения – красный цвет. Вы не уверены в своих знаниях - покрутите светофор. | | Учащиеся отвечают на вопросы. | Личностные УУД: Самооценка на основе успешности Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли Познавательные УУД: Рефлексия. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности | |
9. Информация о домашнем задании (комментирование). | Слайд 17 № 274, № 278 А теперь задание по желанию. Найти объекты окружающего мира, напоминающие форму пирамиды и изобразить их на альбомном листе. Слайд 18 | Учитель поясняет домашнее задание | Учащиеся выбирают задание и записывают его. | Личностные УУД : умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья | |
Слайды к уроку с описанием
№ слайда | слайд | описание | № слайда | слайд | описание |
Организационный момент | | | |
1 | | Проверьте свою готовность к уроку | 3 | | О каком чуде света идёт речь? |
Актуализация знаний | | | |
2 | | Изучение текста | 4 | | Тема урока |
| | | | | |
5 | | К каким фигурам относится пирамида? | 7 | | Определим план работы на уроке |
Постановка учебной цели и задач. | Усвоение новых знаний. |
6 | | Определим цель и задачи урока | 8-11 | | Групповая работа по заполнению таблицы |
| | | | | |
| | | 6.Самостоятельная работа |
12 | | Формулирование определений | 14 | | Выполнение заданий с использованием выводов. |
5.Физминутка | 8.Рефлексия |
13 | | Выполнение упражнений | 15 | | Достигнута ли цель? Выполнены задачи? |
| | | | | |
16 | | Дополни фразы. | 18 | | Итог урока |
9. Информация о домашнем задании | 19 | | |
Основная литература
*http://www.uchportal.ru/load/232 учительский портал (уроки, презентации)
*http://www.proshkolu.ru про школу
*http://www.it-n.ru/materials.aspx?cat_no=233 сеть творческих учителей
*http://pedsovet.su педсовет (уроки, презентации, факультативы, кружки )
*Учебный комплекс Г.К. Муравин, О.В. Муравина. «Математика. 5 класс»
Приложение 1
Карточки с текстом
Величайшим и самым загадочным из семи чудес древнего мира является комплекс _______________Гизы в Египте, наиболее впечатляющей из которых является ________________ Хеопса. Ученые и теологи уже многие столетия изучают Великую _____________, поражаясь величию совершенного гигантского труда по ее созданию, удивляясь той острейшей и глубинной необходимости, которая подвигнула на такой геркулесов труд. О _____________ Хеопса говорят как о наиболее совершенном сооружении в мире, эталоне мер и весов, о том, что в ее геометрической форме закодирована информация о строении Вселенной, Солнечной системы и человека.
_______________________________________________________________________________________
Приложение 2
Таблица для заполнения
Число углов в основании | Количество вершин | Количество боковых граней | Количество всех граней | Количество боковых рёбер | Количество всех рёбер |
| | | | | |