СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 6 классе по теме "Координатная плоскость"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок в 6 классе по теме "Координатная плоскость"»

Конспект урока в 6 классе «Координатная плоскость»

Класс: 6 класс

Учебник: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.И. и др.

Цели урока:

  • Обучающие:

  • ввести понятия координатная плоскость;

  • изучить алгоритмы построения точки по заданным ее координатам и определять координаты точки, отмеченной на координатной плоскости;

  • Развивающие:

  • использование для достижения поставленной задачи уже полученные знания;

  • развивать умение обобщать, конкретизировать;

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать что такое система координат, как называются координатные прямые, образующие эту систему, как называется точка пересечения этих прямых и пара чисел, определяющих положение точки на плоскости;

  • уметь находить абсциссу и ординату точки на координатной плоскости и с их помощью строить точку.

Личностные:

  • повышение мотивации к изучению предмета «математика».

Метапредметные: в ходе урока учащиеся должны проявить следующие метапредметные умения:

Познавательные УУД
  • Анализировать, как положение точки на координатной плоскости определяется парой чисел (координатами). 

  • Умение строить на координатной плоскости точки и фигуры по заданным координатам, находить координаты точек. 

  • Умение показывать на координатной плоскости расположение точек с разными координатами. 

Регулятивные УУД
  • Умение ставить перед собой цель и планировать деятельность в соответствии с поставленной целью. 

  • Умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом. 

  • Умение оценивать правильность выполнения действий. 

  • Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. 

  • Умение формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов. 

Коммуникативные УУД
  • Умение слушать и вступать в диалог с учителем и сверстниками. 

  • Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 

  • Умение слушать и понимать речь других. 

  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. 




План урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Мотивационный этап, актуализация знаний

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Учитель: Здравствуйте. ребята, проверьте пожалуйста готовность к уроку, настройтесь, улыбнитесь и начнем наш с вами урок.

Учитель: Ребята, предлагаю нам с вами поиграть в игру «Морской бой». Знаете ли вы правила? Сейчас я вам напомню их. На доске представлено поле с ячейками, каждую ячейку можно назвать по двум координатам (буква столбца и номер строки). В этом поле спрятано 3 корабля. Ваша задача уничтожить хотя бы один корабль. Но выкрикивать желаемую ячейку нельзя. Возможность назвать ячейку предоставляется только тому из вас, кто правильно ответит на мой вопрос, касающийся прошлых тем урока.


a

b

c

D

1





2





3





4





Вопрос 1: Как называются две непересекающиеся прямые?

Вопрос 2: Какие прямые называются перпендикулярными?

Вопрос 3: Сколько прямых углов образуют при пересечении перпендикулярные прямые?

Вопрос 4: Сколько параллельных прямых можно провести через точку, не лежащей на данной прямой.

Вопрос 5: Что означает запись а ║ х?

Вопрос 6: На каком из рисунков изображены перпендикулярные прямые?

А)





Б) В)







Вопрос 7: На каком из рисунков изображены параллельные прямые? (б)

А) Б)





В)




Вопрос 8: Какие отрезки называются параллельными? (отрезки параллельны, если они лежат на параллельных прямых)

Учащиеся: приветствуют учителя, начинают диалог с учителем, отвечают на вопросы, касающиеся прошлых изученных тем.

Вопрос 1: Две непересекающиеся прямые называются параллельными.

Вопрос 2: Две прямые называются перпендикулярными, если они пересекаются под прямым углом.

Вопрос 3: При пересечении перпендикулярные прямые образуют 4 прямых угла.

Вопрос 4: Через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести только одну прямую, параллельную данной.

Вопрос 5: Прямая а параллельна прямой х

Вопрос 6: На рисунке В)

Вопрос 7: На рисунке Б)

Вопрос 8: Отрезки называются параллельными, если они лежат на параллельных прямых.









2

Целеполагание

Учитель: Молодцы, ребята. Как вы думаете, почему я сегодня предложила вам поиграть в игру «Морской бой»?

Верно, сегодня мы рассмотрим математическую модель, чем-то схожую с данной игрой. Называется она «Координатная плоскость». Какую цель мы можем с вами поставить на наш урок?

Верно ребята, познакомиться с математической моделью «Координатная плоскость», узнать из чего она состоит, научиться определять на ней точки.


Предлагаю вам взять тетрадочки записать сегодняшнее число, классную работу и тему урока.

Учащиеся: Ученики размышляют, почему была предложена учителем игра «Морской бой» и пытаются поставить цель на урок.


3

Изучение нового материала

Учитель: Сейчас предлагаю вам взять линейку и карандаш и начертить координатную прямую. Но для начала давайте вспомним, какая прямая называется координатной?

Учитель: Итак, начертим координатную прямую.


Посмотрите на моем слайде тоже есть координатная прямая, на ней мы с вами учились определять и отмечать точки со своими координатами. Попробуем на ней сейчас найти несколько точек с координатами. (вызвать к доске одного учащегося найти точки на прямой)

Учитель: Хорошо, ребята, вспомнили. Вернемся к нашей координатной прямой на доске. Попробуем сейчас начертить такую же координатную прямую и расположим ее перпендикулярно данной прямой так, чтобы они пересеклись в начале отсчета. Итак, мы получили модель, которая в математике называется «Координатная плоскость» или «Система координат». Давайте о ней поговорим. Координатные прямые называются осями. Горизонтальная ось (ось ОХ) называют ось абсцисс, а все числа (координаты) на ней называют абсциссами. Вертикальную ось (ось ОУ) называют ось ординат, а все числа (координаты) на ней ординатами. Точку, в которой они пересеклись, называют началом координат.

Точки на координатной плоскости характеризуются уже двумя координатами. Первая называется абсцисса, вторая – ордината. Давайте попробуем поучиться определять точки на координатной плоскости. На координатной плоскости каждой точке соответствует пара чисел: ее абсцисса и ордината. И наоборот, каждой паре чисел соответствует одна точка плоскости, для которой эти числа являются координатами.

Как вы понимаете уже, система координат поделила нашу плоскость на 4 части, эти части называются четверти. 1 четверть (абсциссы положительные, ординаты положительные), 2 четверть (абсциссы отрицательные, ординаты положительные), 3 четверть (абсциссы отрицательные, ординаты отрицательные), 4 четверть (абсциссы положительные, ординаты отрицательные).


Учащиеся: Прямая называется координатной, если у нее выбрано начало отсчета, единичный отрезок и направление увеличения чисел.



Один из учеников подходит с указкой к интерактивной доске и определяет на координатной прямой точки по данному списку на слайде.

Учащиеся: Конспектирую новый материал в свои тетради совместно с учителем


4

Физкультминутка

Учитель предлагает учащимся немного отдохнуть и снять усталость.

Учитель:

Ну что ж, сейчас мы свами отдохнем.

Море волнуется - раз! (шагаем на месте)

Море волнуется – два! (качаемся вправо – влево с руками)

Море волнуется – три! (повороты вправо-влево)

Морская фигура на месте замри! (Присели)

2 раза


Учащиеся: Выполняют физкультминутку, двигаются, поворачиваются, приседают.

5

Закрепление изученного материала

Учитель предлагает начать закрепление нового полученного материала в виде игры на слайде. Работа фронтальная.

Учитель: Ну а теперь предлагаю вам поиграть в игру. На слайде представлена система координат и несколько точек. Я выбираю точку, вы называете ее координаты. Если координаты назвали правильно, то точка исчезнет, если неправильно, то на поле добавляется еще одна точка. Ваша задача – убрать все точки с поля.

Учитель: Ну а теперь, обратимся к нашему учебнику и выполним задание на странице 106 под номером 6.49. Выпишем точки с их координатами.

Учитель: Ребята согласны с выполненным заданием? Все правильно?

Учитель: Итак ребята, мы с вами научились определять координаты у точек, а теперь давайте попробуем уметь находить эти точки по заданным координатам. Открывается доска с ватманом. На ватмане начерчена координатная плоскость. В ней нужно поставить точки, указанные на слайде

Постройте на координатной плоскости точки

А (-3; -2)

В (2; -2)

С (4; 1)

D (-5; 1)

К (-1; 1)

М (-1; 6)

N (-3; 3)

Соедините между собой точки А,В,С и D

А затем точки K, M и N


Учащиеся работают фронтально. По поднятой руке дает ответ координаты выбранной учителем точки.


На задание из учебника к доске выходит ученик и выписывает координаты точек на координатной прямой.


Ученики в классе сравнивают свое решение с решением на доске.


Учащиеся по очереди выходят к доске и определяют заданную точку на координатной плоскости. После того, как все точки на координатной плоскости найдены, соединяют их и получают фигурку в виде кораблика.


6

Рефлексия

Учитель: Вот такой замечательный кораблик у нас получился, как раз по тематике нашего с вами урока. Предлагаю выполнить последнее задание.

У вас на столе есть зелененький листочек? Подойдите к нашему кораблику и приклейте его в нужную четверть координатной плоскости.

I четверть – материал на уроке понятен, я доволен своей работой

II четверть – материал на уроке понятен, но остались еще вопросы, я мог бы на уроке более активным

III четверть – я сомневаюсь в понимании материала, испытываю трудности

IV четверть – материал на уроке не понятен, я был на уроке неактивным

Учащиеся анализируют свою работу на уроке, понимание нового материала и определяют качество своей работы рефлексией с помощью листочка и ватмана с полученным корабликом.

7

Домашнее задание

Учитель: Ребята, предлагаю вам поработать дома и еще индивидуально закрепить полученный материал. А тем, кто хочет попробовать более сложное задание и получить дополнительную отметку, можете сделать дополнительное задание.

Домашнее задание

Стр. 105 п. 43

Стр. 109 упражнение №6.78, 6,79

Дополнительное задание

Стр. 109 упражнение №6,82

Спасибо вам за урок!

Учащиеся записывают домашнее задание и анализируют его совместно с учителем.




© 2025, 143 0