Учебник: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.И. и др.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Мотивационный этап, актуализация знаний | Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Учитель: Здравствуйте. ребята, проверьте пожалуйста готовность к уроку, настройтесь, улыбнитесь и начнем наш с вами урок. Учитель: Ребята, предлагаю нам с вами поиграть в игру «Морской бой». Знаете ли вы правила? Сейчас я вам напомню их. На доске представлено поле с ячейками, каждую ячейку можно назвать по двум координатам (буква столбца и номер строки). В этом поле спрятано 3 корабля. Ваша задача уничтожить хотя бы один корабль. Но выкрикивать желаемую ячейку нельзя. Возможность назвать ячейку предоставляется только тому из вас, кто правильно ответит на мой вопрос, касающийся прошлых тем урока. Вопрос 1: Как называются две непересекающиеся прямые? Вопрос 2: Какие прямые называются перпендикулярными? Вопрос 3: Сколько прямых углов образуют при пересечении перпендикулярные прямые? Вопрос 4: Сколько параллельных прямых можно провести через точку, не лежащей на данной прямой. Вопрос 5: Что означает запись а ║ х? Вопрос 6: На каком из рисунков изображены перпендикулярные прямые? А) Б) В) Вопрос 7: На каком из рисунков изображены параллельные прямые? (б) А) Б) В) Вопрос 8: Какие отрезки называются параллельными? (отрезки параллельны, если они лежат на параллельных прямых) | Учащиеся: приветствуют учителя, начинают диалог с учителем, отвечают на вопросы, касающиеся прошлых изученных тем. Вопрос 1: Две непересекающиеся прямые называются параллельными. Вопрос 2: Две прямые называются перпендикулярными, если они пересекаются под прямым углом. Вопрос 3: При пересечении перпендикулярные прямые образуют 4 прямых угла. Вопрос 4: Через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести только одну прямую, параллельную данной. Вопрос 5: Прямая а параллельна прямой х Вопрос 6: На рисунке В) Вопрос 7: На рисунке Б) Вопрос 8: Отрезки называются параллельными, если они лежат на параллельных прямых. |
2 | Целеполагание | Учитель: Молодцы, ребята. Как вы думаете, почему я сегодня предложила вам поиграть в игру «Морской бой»? Верно, сегодня мы рассмотрим математическую модель, чем-то схожую с данной игрой. Называется она «Координатная плоскость». Какую цель мы можем с вами поставить на наш урок? Верно ребята, познакомиться с математической моделью «Координатная плоскость», узнать из чего она состоит, научиться определять на ней точки. Предлагаю вам взять тетрадочки записать сегодняшнее число, классную работу и тему урока. | Учащиеся: Ученики размышляют, почему была предложена учителем игра «Морской бой» и пытаются поставить цель на урок. |
3 | Изучение нового материала | Учитель: Сейчас предлагаю вам взять линейку и карандаш и начертить координатную прямую. Но для начала давайте вспомним, какая прямая называется координатной? Учитель: Итак, начертим координатную прямую. Посмотрите на моем слайде тоже есть координатная прямая, на ней мы с вами учились определять и отмечать точки со своими координатами. Попробуем на ней сейчас найти несколько точек с координатами. (вызвать к доске одного учащегося найти точки на прямой) Учитель: Хорошо, ребята, вспомнили. Вернемся к нашей координатной прямой на доске. Попробуем сейчас начертить такую же координатную прямую и расположим ее перпендикулярно данной прямой так, чтобы они пересеклись в начале отсчета. Итак, мы получили модель, которая в математике называется «Координатная плоскость» или «Система координат». Давайте о ней поговорим. Координатные прямые называются осями. Горизонтальная ось (ось ОХ) называют ось абсцисс, а все числа (координаты) на ней называют абсциссами. Вертикальную ось (ось ОУ) называют ось ординат, а все числа (координаты) на ней ординатами. Точку, в которой они пересеклись, называют началом координат. Точки на координатной плоскости характеризуются уже двумя координатами. Первая называется абсцисса, вторая – ордината. Давайте попробуем поучиться определять точки на координатной плоскости. На координатной плоскости каждой точке соответствует пара чисел: ее абсцисса и ордината. И наоборот, каждой паре чисел соответствует одна точка плоскости, для которой эти числа являются координатами. Как вы понимаете уже, система координат поделила нашу плоскость на 4 части, эти части называются четверти. 1 четверть (абсциссы положительные, ординаты положительные), 2 четверть (абсциссы отрицательные, ординаты положительные), 3 четверть (абсциссы отрицательные, ординаты отрицательные), 4 четверть (абсциссы положительные, ординаты отрицательные). | Учащиеся: Прямая называется координатной, если у нее выбрано начало отсчета, единичный отрезок и направление увеличения чисел. Один из учеников подходит с указкой к интерактивной доске и определяет на координатной прямой точки по данному списку на слайде. Учащиеся: Конспектирую новый материал в свои тетради совместно с учителем |
4 | Физкультминутка | Учитель предлагает учащимся немного отдохнуть и снять усталость. Учитель: Ну что ж, сейчас мы свами отдохнем. Море волнуется - раз! (шагаем на месте) Море волнуется – два! (качаемся вправо – влево с руками) Море волнуется – три! (повороты вправо-влево) Морская фигура на месте замри! (Присели) 2 раза | Учащиеся: Выполняют физкультминутку, двигаются, поворачиваются, приседают. |
5 | Закрепление изученного материала | Учитель предлагает начать закрепление нового полученного материала в виде игры на слайде. Работа фронтальная. Учитель: Ну а теперь предлагаю вам поиграть в игру. На слайде представлена система координат и несколько точек. Я выбираю точку, вы называете ее координаты. Если координаты назвали правильно, то точка исчезнет, если неправильно, то на поле добавляется еще одна точка. Ваша задача – убрать все точки с поля. Учитель: Ну а теперь, обратимся к нашему учебнику и выполним задание на странице 106 под номером 6.49. Выпишем точки с их координатами. Учитель: Ребята согласны с выполненным заданием? Все правильно? Учитель: Итак ребята, мы с вами научились определять координаты у точек, а теперь давайте попробуем уметь находить эти точки по заданным координатам. Открывается доска с ватманом. На ватмане начерчена координатная плоскость. В ней нужно поставить точки, указанные на слайде Постройте на координатной плоскости точки А (-3; -2) В (2; -2) С (4; 1) D (-5; 1) К (-1; 1) М (-1; 6) N (-3; 3) Соедините между собой точки А,В,С и D А затем точки K, M и N | Учащиеся работают фронтально. По поднятой руке дает ответ координаты выбранной учителем точки. На задание из учебника к доске выходит ученик и выписывает координаты точек на координатной прямой. Ученики в классе сравнивают свое решение с решением на доске. Учащиеся по очереди выходят к доске и определяют заданную точку на координатной плоскости. После того, как все точки на координатной плоскости найдены, соединяют их и получают фигурку в виде кораблика. |
6 | Рефлексия | Учитель: Вот такой замечательный кораблик у нас получился, как раз по тематике нашего с вами урока. Предлагаю выполнить последнее задание. У вас на столе есть зелененький листочек? Подойдите к нашему кораблику и приклейте его в нужную четверть координатной плоскости. I четверть – материал на уроке понятен, я доволен своей работой II четверть – материал на уроке понятен, но остались еще вопросы, я мог бы на уроке более активным III четверть – я сомневаюсь в понимании материала, испытываю трудности IV четверть – материал на уроке не понятен, я был на уроке неактивным | Учащиеся анализируют свою работу на уроке, понимание нового материала и определяют качество своей работы рефлексией с помощью листочка и ватмана с полученным корабликом. |
7 | Домашнее задание | Учитель: Ребята, предлагаю вам поработать дома и еще индивидуально закрепить полученный материал. А тем, кто хочет попробовать более сложное задание и получить дополнительную отметку, можете сделать дополнительное задание. Домашнее задание Стр. 105 п. 43 Стр. 109 упражнение №6.78, 6,79 Дополнительное задание Стр. 109 упражнение №6,82 Спасибо вам за урок! | Учащиеся записывают домашнее задание и анализируют его совместно с учителем. |