СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 6 классе по теме: "Метафора".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок в 6 классе по теме: "Метафора".»

Технологическая карта урока

Дата: ______________


Предмет: русский язык


Тема: 6 класс, № 71. Метафора.

Тип: урок «открытия» нового знания.

Цель: организация деятельности обучающихся для знакомства с метафорой как средством выразительности, развития умения применять метафору в устной и письменной речи.

Планируемые результаты:

Предметные:характеризовать функции русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, приводить примеры использования русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения (в рамках изученного).Иметь представление о русском литературном языке.


Метапредметные:выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях.

Личностные:проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык». Установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благо​получия.


Воспитательные: устранение имеющихся недостатков и пробелов в воспитании учащихся (нетактичность, недисциплинированность, необязательность, неаккуратность и т.д.); воспитание таких личностных качеств как умения преодолевать трудности, усидчивость, аккуратность при выполнении поручений и заданий, сила воли, упорство, настойчивость и т.д.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы, приемы организации учебной деятельности: словесный (рассказ, объяснение, беседа), наглядный (иллюстративный метод), практический (упражнения), метод проблемного обучения (исследовательский метод, частично-поисковый метод).

Межпредметные связи: связь с литературой, историей.

Ресурсы урока: https://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-po-teme-metafora-klass-1491801.html?ysclid=lb0vylhkgb994372557

Учебно-методический комплекс: учебник «Русский язык» 6 кл, 1 ч., Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов; наглядный материал, дидактический материал.





Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.


Проверьте свою готовность к уроку. На парте должны лежать:

-учебник;

-тетрадь;

-пенал;

-дневник.


Открываем тетради, посередине записываем число на первой строчке, классная работа на второй строчке.


За индивидуальными карточками ко мне подходят…

Настраиваются на урок. Проверяют свою готовность к уроку.

М. Самоопределение, смыслообразование

Целеполагание Планирование учебного сотрудничества

II. Актуализация знаний. Целеполагание












Какими средствами художник передает великолепие своих картин?

(Посредством цвета, красок)


А музыкант? (музыкант отображает гармонию окружающего мира звуками).


Скульптор ? (скульптор для создания своих шедевров пользуется гипсом, глиной или камнем).


Какими средствами создают поэты, писатели изображаемые образы?

(Через художественно – изобразительные образы)


Ребята, как вы думаете, какая сегодня тема нашего урока? (изобразительно выразительные средства)




Какие задачи поставите перед собой?

Я хочу узнать…

Я хочу научиться…

Отличительной чертой художественной литературы является ее способность рисовать словами. При этом поэты и писатели используют изобразительно-выразительные средства языка.

С каким средством выразительности мы познакомились на прошлом уроке? (с эпитетом)

Что такое эпитет? (художественное определение предмета или явлении, который помогает живо представить себе предмет. Почувствовать отношение автора к нему)

Отвечают по домашнему заданию. Определяют тему урока. Составляют плана на урок.


К. Умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме; оценивать высказывание товарища; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей.

III. Основная часть



Прочитаем стихотворение.

В тёмный лес, дремучий,

Заглянула осень.

Сколько свежих шишек

У зелёных сосен.

Сколько алых ягод

У лесной рябинки?

Выросли волнушки

Прямо на тропинке.

И среди бруснички

На зелёной кочке

Вырос гриб­грибочек

В аленьком платочке.

Разыгрался ветер

На лесной полянке,

Закружил осинку

В красном сарафане.

Беседа по стихотворению. ­ 

Какую картину вы представили?

А какие строки из стихотворения вам помогли представить 

эту картину?


Подчеркните эти выражения.

(Гриб­грибочек в аленьком платочке, осинка в  красном сарафане, листок, как золотая пчёлка, ветер закружил.)


- А в прямом или переносном значении автор употребил эти слова? (в переносном)

- Ребята, нас окружает мир явлений, звуков, красок, очертаний. Всему мы придумываем имена, названия. Но человек постоянно стремится что-то с чем-то сравнить, уловить сходство предметов и явлений. И это позволяет ему познавать мир.

- Давайте вспомним, какие слова мы используем для сравнения? (Будто, словно, как, наподобие, похоже).

- Эти слова мы называем сравнительными.

- Давайте подберём сравнения к словам:

Листья берёзы – золотая пчела, златокрылая бабочка,

Кленовые листья – вальс кленовых листьев, желтые самолетики.

Работа над новым понятием.

- Сейчас мы посмотрим иллюстрации, на которых изображены красоты нашей родной природы. Хотелось бы услышать, какое впечатление они на вас произвели.

Обсуждение после просмотра.

- Подберите сравнения к тому, что вы видите. (Река как зеркало, свет как паутина, листва как сарафан и т. д.)

- А можно сравнивать без союзов? (Зеркало реки, паутина света и т.д.)

- А в прямом или переносном значении употребляются эти сравнения? (В переносном).

- Итак, данные выражения являются метафорой. Давайте дадим определение этому термину.

Метафора - выражение в переносном значении. Когда одно понятие уподобляется другому. Сравнивается, но без сравнительных союзов.

Метафора – скрытое сравнение.

Ещё в древности Аристотель говорил: «Метафора – это приложение к одной вещи имени, принадлежащего другой».


Физминутка. Ухо – нос. Левой рукой ребёнок захватывает кончик носа, правой рукой – противоположное ухо. Затем я хлопаю в ладоши. Он отпускает их, меняет местами положение рук.

Отвечают на поставленные вопросы учителя. Выполняют физминутку.

М. Умение строить логическое рассуждение.

IV. Первичное закрепление


Беседа с классом.

- Сегодня на уроке мы с вами работаем с метафорой. А вопрос у меня следующий: какую роль метафоры играют в нашей речи? (Делают речь красивее, образнее, «рисуют», помогают представить образы.)

Работа у доски.

- Запишите предложения, найдите в них и подчеркните метафоры.

1) Слышалась мелодия дождя. 2) Осень роняет золото листьев. 3) Листья золотыми слезами падают на землю. 4) Дождь проплясал.

Творческое задание. (Самостоятельная работа под звук дождя.)

- Напишите несколько предложений об осенней погоде, употребляя метафоры.

Проверка написанного.

- Трудно? Но интересно. Создать хорошую метафору очень трудно, ещё Аристотель говорил, что метафора - это отличительный признак гения. Значит, сегодня мы прикоснулись с вами к гениальному.

- А сейчас послушайте, каким увидели дождь художники слова.

1.Сыплет дождик большие горошины (Н. Заболоцкий)

2. Робкий дождик лапками сырыми пробует опавшие листы. (В. Луговской)

Выполнение задания. Делают выводы.

К. Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

Оценивание усваиваемого содержания.

Контроль, коррекция, оценка.

V. Итог урока рефлексия




Итог.

- Какую роль в нашей речи играют метафоры и олицетворения?

- Ребята, а где живёт метафора? Где мы её можем встретить?

Рефлексия.

Я знаю…

Я умею…

Было интересно…

Было трудно…

Оценки…

Открываем дневники, записываем домашнее задание:

  1. Учить правила; 2) составить и записать три предложения о человеке, включая в них метафоры.


Спасибо за работу, урок окончен.

Анализируют проделанную работу на уроке. Оценивают свою деятельность. Записывают домашнее задание.

К.Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Самооценка;

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений






Стихотворение

В тёмный лес, дремучий,

Заглянула осень.

Сколько свежих шишек

У зелёных сосен.

Сколько алых ягод

У лесной рябинки?

Выросли волнушки

Прямо на тропинке.

И среди бруснички

На зелёной кочке

Вырос гриб­грибочек

В аленьком платочке.

Разыгрался ветер

На лесной полянке,

Закружил осинку

В красном сарафане.


(Е. Трутнева)







Стихотворение

В тёмный лес, дремучий,

Заглянула осень.

Сколько свежих шишек

У зелёных сосен.

Сколько алых ягод

У лесной рябинки?

Выросли волнушки

Прямо на тропинке.

И среди бруснички

На зелёной кочке

Вырос гриб­грибочек

В аленьком платочке.

Разыгрался ветер

На лесной полянке,

Закружил осинку

В красном сарафане.


(Е. Трутнева)







Стихотворение

В тёмный лес, дремучий,

Заглянула осень.

Сколько свежих шишек

У зелёных сосен.

Сколько алых ягод

У лесной рябинки?

Выросли волнушки

Прямо на тропинке.

И среди бруснички

На зелёной кочке

Вырос гриб­грибочек

В аленьком платочке.

Разыгрался ветер

На лесной полянке,

Закружил осинку

В красном сарафане.


(Е. Трутнева)



5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!