Прочитаем стихотворение. В тёмный лес, дремучий, Заглянула осень. Сколько свежих шишек У зелёных сосен. Сколько алых ягод У лесной рябинки? Выросли волнушки Прямо на тропинке. И среди бруснички На зелёной кочке Вырос грибгрибочек В аленьком платочке. Разыгрался ветер На лесной полянке, Закружил осинку В красном сарафане. Беседа по стихотворению. Какую картину вы представили? А какие строки из стихотворения вам помогли представить эту картину? Подчеркните эти выражения. (Грибгрибочек в аленьком платочке, осинка в красном сарафане, листок, как золотая пчёлка, ветер закружил.) - А в прямом или переносном значении автор употребил эти слова? (в переносном) - Ребята, нас окружает мир явлений, звуков, красок, очертаний. Всему мы придумываем имена, названия. Но человек постоянно стремится что-то с чем-то сравнить, уловить сходство предметов и явлений. И это позволяет ему познавать мир. - Давайте вспомним, какие слова мы используем для сравнения? (Будто, словно, как, наподобие, похоже). - Эти слова мы называем сравнительными. - Давайте подберём сравнения к словам: Листья берёзы – золотая пчела, златокрылая бабочка, Кленовые листья – вальс кленовых листьев, желтые самолетики. Работа над новым понятием. - Сейчас мы посмотрим иллюстрации, на которых изображены красоты нашей родной природы. Хотелось бы услышать, какое впечатление они на вас произвели. Обсуждение после просмотра. - Подберите сравнения к тому, что вы видите. (Река как зеркало, свет как паутина, листва как сарафан и т. д.) - А можно сравнивать без союзов? (Зеркало реки, паутина света и т.д.) - А в прямом или переносном значении употребляются эти сравнения? (В переносном). - Итак, данные выражения являются метафорой. Давайте дадим определение этому термину. Метафора - выражение в переносном значении. Когда одно понятие уподобляется другому. Сравнивается, но без сравнительных союзов. Метафора – скрытое сравнение. Ещё в древности Аристотель говорил: «Метафора – это приложение к одной вещи имени, принадлежащего другой». Физминутка. Ухо – нос. Левой рукой ребёнок захватывает кончик носа, правой рукой – противоположное ухо. Затем я хлопаю в ладоши. Он отпускает их, меняет местами положение рук. |