СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 6 классе по теме "Типы склонения имен существительных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок в 6 классе по теме "Типы склонения имен существительных"»

Название предмета – Русский язык

Класс – 5В

№ урока – 1

Дата – 10 марта

Учитель – Митракова Елена Васильевна

Тема урока - Три склонения имён существительных.

Тип урока – Урок обобщения и систематизации новых знаний


Предметные: вспомнить, что такое склонение, обобщить, систематизировать и углубить  знания  о  типах  склонения   существительных .

Личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, формировать адекватную самооценку; воспитание любви к природе.

Регулятивные УУД: умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; умение контролировать свою деятельность способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности; умение оценивать себя и других.

Познавательные УУД: умение строить устные высказывания: формулирование проблемы и её решение; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; умение сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач, работать в паре; адекватно оценивать себя, формулировать собственное мнение.


Оборудование: карточки доска


1. Организационный этап

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

3) Актуализация знаний

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы)

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу









1. Организационный этап


 Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста.

– Ребята, сегодня  нам на уроке понадобятся: ручки, тетради, внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение.  Залог хорошего настроения – это доброжелательная улыбка.  

- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу и пожелайте успеха.

Готовы! Тогда начинаем наш урок.

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.


Эпиграф - Красна птица пером, а речь - словом.

- Что означает этот эпиграф (Цитата, помещаемая во главе произведения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и тому подобное.)



2. Диагностико-мотивационный этап (проверка ранее изученного).

-Начать наш урок я хочу со стихотворения. Послушайте его и скажите, о какой части речи в нём говорится?

Всему название дано-

И зверю, и предмету,

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных - нет!

И всё, что может видеть глаз –

Над нами и под нами,-

И всё, в памяти у нас,-

Означено словами.

- Итак, ребята, о какой же части речи говорится в стихотворении?

Проверим, что мы знаем об этой части речи (фронтальный опрос)

Стратегический диктант

-Подведём итоги ранее изученного нами по теме «Имя существительное» в форме «Верные и неверные утверждения»

-Я вам задаю вопросы, а вы отвечаете. Если согласны, то ставите «+», если не согласны - 1) Имя существительное отвечает на вопросы падежей. *ДА

2) В русском языке 5 падежей. *НЕТ

А сколько? Назовите их.

ШЕСТЬ. Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.

3) Имя существительное изменяется по родам? *НЕТ

Назовите рода имен существительных.

(Женский, мужской, средний.)

4) У имени существительного четыре постоянных признака. *ДА

Назовите их.

Одушевлённые-неодушевлённые, собственные – нарицательные, род, склонение.

5) В русском языке три основных типа склонения? *ДА




3. Актуализация знаний.

Проверка домашней работы упр. 517

Упр. 517

Оба числа: цифра, восстание, воззвание, шорох, предлополжение, растение, цирк, цитата, праздник

Мн.ч. заморозки, ворота, будни, потемки

Ед.ч. шепот, тьма, серебро, мрак, темнота, оттепель

Темнота – синоним мрак и тьма

Цирк 1 слог – 4 б, 4 зв

Ц -ц –согл, глух, тв

И – ы – глас, удар.

Р – р – согл,глас, тверд, сонор

К – к – согл, тв., глух.

Потемки – по-тем-к -и




4. Обобщение и систематизация знаний


На доске перед Вами три группы слов

1. Мышь, рожь, плащ

2. окно, дерево, роза

3. яблоня, береза, дуб

- Попробуйте сформулировать задание к упражнению? (найти лишнее слово в группе существительных)


- Как вы определили это? Каким правилом руководствовались? (склонение имен существительных)

- Сформулируем тему урока (склонение имен существительных)

- Какую цель урока мы можем поставить?

(научиться различать склонение имен существительных)


4) Обобщение и систематизация знаний

Таблица склонения



-Скажите, а для чего нам это нужно типы склонения?

(Чтобы правильно и грамотно писать и произносить слова)

Верно. Чтобы не только грамотно писать, но и произносить слова. Ведь правильная речь-

это важное свидетельство общей культуры личности, это визитная карточка, по которой

составляют впечатление о говорящем.


- Словарно-орфографическая диктовка : плащ, мелочь, камыш, борщ, ложь, нож, фальшь, ландыш, экипаж, циркач, шалаш, цыганочка,малыш, ключ, дочь, полночь, трубач, цыпленок (взаимопроверка)

- На какое правило это словарно-орфографическая работа?

- Сформулируем это правило



Физкультминутка

Если называю имена существительные – ручки вверх

Если имена прилагательные – ручки вперед

Глаголы – обнимаем себя

Орех , бег, тетрадка, красивый, красота, говорить, рассказ, ручка, солнечный, солнце, греть, весна, весенний.



5. Применение знаний и умений в новой ситуации


1. Мышка принесла с собой овощи, фрукты, ягоды помогите ей разложить в 2 корзинки

1 корзинка – 1 склонение

2 корзинка – 2 склонение

Картофель, репа, малина, баклажан, кабачок, клюква, яблоко, перец, рябина, чеснок, капуста, помидор, редис, клубника.

А теперь давайте проверим наши корзинки - 1 – репа, малина, клюква, рябина , капуста, клубника

2 – картофель, баклажан, кабачок, яблоко, перец, чеснок, помидор, редис


2. Мышка приготовила еще одно задание : нужно записать только существительные третьего склонения : жизнь, фасоль, печь, дочь, помощь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, тюль, боль

Чему нас научили эти упражнения?

( различать склонение имен существительных)


6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Работа по карточкам.

Анализ текста.


Ты интересуешься передачей «В мире животных»? Она готовит много встреч с неи_вестными животными. Из передачи можно узнать об обитателях пустыни Сахары и горных круч Памира, о р_стительности и животном мире степи, о загадочной жизни в море на большой глубине.

Занимательным был сюжет о животных, которые спят днем и только в сумерки выбираются из своих жилищ. Заяц, еж и мыш_ – известные нам животные, но и зайцем и ежом тоже можно заинтересоваться. Любопытна и зимняя жизнь мыши.

В передаче ра_сказывают также о содержании домашних питомцев: о приручении лесных обитателей, об обучении собак, уходе за кошками. Ведь никому не захочется держать дома неряху Жучку или забияку Барсика!

Недавно прошел цикл передач об истории отношений человека и лошади. Ребята, смотрите позн_вательные програ__ы!


Задания:

  1. Определите тему текста.

  2. Главная мысль.

  3. Озаглавьте текст.

  4. Прокомментируйте пропущенные буквы.

  5. Выпишите из текста все имена собственные; все собственные и нарицательные

  6. Найдите в тексте ИС только ед. ч. и только мн.ч

  7. Выпишите существительные в 3 колонки: 1,2 и 3 скл.


Ответы:

1. Передача «В мире животных».

2. Смотреть познавательные передачи, расширять свой кругозор.

3. Передача «В мире животных».




5.Сахара, Пальмира, Жучка, Барсик.

Животные, обитатели, заяц, ёж, мышь, питомцы, собаки, кошки, неряха, Жучка, забика, Барсик, человек, лошадь, ребята.



7.Ед.ч.: растительность, обучение, содержание.

Мн.ч.: ребята.


1скл.

2скл.

3скл.

передача

встреча

пустыня

сахара

круча

пальмира

глубина

собака

кошка

история

программа

мир

животное

обитатель

море

сюжет

заяц

ёж

питомец

цикл

человек

растительность

степь

жизнь

мышь

лошадь






7. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Ответ по плану :

 Я узнала…….

-Я хочу узнать……

- Мне понравилось….

-Мне не

  • Что нового узнали на уроках?

  • Что было самое сложное?

  • Что понравилось больше всего?

  • Какие трудности появились в процессе работы?

  • Довольны ли вы своей работой на уроке?

  • Кто из ребят работал лучше всех?


  • Домашнее задание: придумать сказку на тему «Как образовались склонения существительных в русском языке».

Спасибо за урок.

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!