Тема урока «Словообразование. Способы образования слов»
Цели урока:
Образовательные:
Повторить сведения о морфемах.
Рассказать о способах образования новых слов с помощью приставок и суффиксов.
Научить определять способ образования слова по плану словообразовательного разбора.
Развивающие:
Развитие умения выделять главное.
Развитие умения сопоставления.
Развитие самостоятельности в мышлении и учебной деятельности.
Воспитательные:
Умение работать в паре.
Интерес к изучаемому предмету.
Ответственность за результаты своего труда и труда товарища
Ход урока:
1.
2. «Закончи предложение» (запишите в тетради вид работы). Я задам вам ряд вопросов, а вы должны будете записать только последнее слово. Договорились?:
1. Раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова, называется…
2. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов, называется…
3. Раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов, называется…
4. Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, это…
5. Раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово, называется…
6. Значимая часть слова, которая образует формы слова и служит для связи слов в предложении…
7. Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для
образования новых слов, это…
8. Самостоятельные слова, имеющие один и тот же корень образуют группу…
3. Исследовательская работа (слайд 5).
- Запишите слово лес.
- Какой суффикс нужно добавить, чтобы сделать лес маленьким?
(Добавить суффикс -ок-.)
– Такой способ словообразования называется суффиксальным.
-Запишите слово веселый.
-Какую приставку надо добавить, чтобы сделать слово грустный?
- Такой способ называется приставочный.
- Запишите существительное снег. Прибавьте к основе приставку под- и суффикс –ник-. Что у вас получилось? Подснежник. Как будет называться такой способ? Приставочно – суффиксальный.
- О четвертом способе прочитайте самостоятельно в учебнике на с.57 п.26. Как называется этот способ? Бессуфиксный (безаффиксный). Запомните! Таким способом образуются только имена существительные.
- Запишите в тетрадь слово осмотреть. Образуйте от него новое слово бессуфиксным способом. Получилось осмотр.
4. Работа с правилом. А теперь давайте запишем эти четыре способа в справочник .
Способы образования слов |
1. Приставочный |
2. Суффиксальный |
3. Приставочно - суффиксальный |
4. Бессуффиксный (безаффиксный) |
5. Сложение основ, слов |
6. Переход одной части речи в другую |
5. Схематический диктант .
Задание: не записывая слов, составьте их схемы. Например: зорька
Грибника, ручной, засветит, комариный, березовый, подорожник.
6.Найдите ошибку в определении способа образования слов.
1.грибок- суффиксальный
2.заморский - приставочный
3.неинтересный –приставочно –суффиксальный
4.подбежал – приставочный
5.самокат – сложение
6.созвездие – приставочный
6.Распределите слова в соответствии со способом образования.
Приставочный
Суффиксальный
Приставочно - суффиксальный
Сложение
7. Самостоятельная работа (самопроверка).
Определите способ образования слов, записывая цифры: 1 – приставочный способ, 2 – суффиксальный, 3 – приставочно - суффиксальный, 4 – бессуффиксный.
Развесёлый (прист.), бездонный (прист.-суффикс.), безбилетник (приставочно-суффикс.), предгрозовой (приставоч.), удар (бессуффиксн), переход(бессуфс.), подводный (пристав.), водный (суффикс.), домик (суффикс.), насыпь (бессуф.)
Ответ: 1 3 3 1 4 4 1 2 2 4
8.
9.Рефлексия . ТЕСТ.
1. В каком ряду все слова образованы приставочным способом?
1) записать, разжечь;
2) покусать, вкусный;
3) подвижный, подписка.
2. В каком ряду все слова образованы суффиксальным способом?
1) травяной, безрукавка;
2) березовый; лесной;
3) домик, ошейник.
3. В каком ряду все слова образованы приставочно - суффиксальным способом?
1) вырастить, росточек;
2) заплыв, опилки;
3) наездник, записка.
4. В каком ряду все слова образованы бессуффиксным способом?
1) перерыв, ленточка;
2) осиновый, заплыв;
3) переход, заход.
5. В каком ряду все слова образованы сложением основ?
1) бензовоз, плащ – палатка;
2) ледокол, пароход;
3) самовар, столовая.
Ответы: 1-1, 2-2, 3-3, 4-3, 5-2
10. Домашнее задание
8