СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 6 классе Способы образования слов русском языке

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок знакомит учащихся со способами образования слов в русском языке. Позволяет в игровой форме доступно объяснить довольно трудную тему.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 6 классе Способы образования слов русском языке»

Тема урока «Словообразование. Способы образования слов»

Цели урока:

Образовательные:

  1. Повторить сведения о морфемах.

  2. Рассказать о способах образования новых слов с помощью приставок и суффиксов.

  3. Научить определять способ образования слова по плану словообразовательного разбора.

Развивающие:

  1. Развитие умения выделять главное.

  2. Развитие умения сопоставления.

  3. Развитие самостоятельности в мышлении и учебной деятельности.

Воспитательные:

  1. Умение работать в паре.

  2. Интерес к изучаемому предмету.

  3. Ответственность за результаты своего труда и труда товарища

Ход урока:

1.

2. «Закончи предложение» (запишите в тетради вид работы). Я задам вам ряд вопросов, а вы должны будете записать только последнее слово. Договорились?:

1. Раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова, называется…                 

2. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов, называется…            

3. Раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов, называется…                                           

4. Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, это…                         

5. Раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово, называется…                             

6. Значимая часть слова, которая образует формы слова и служит для связи слов в предложении…                  

7. Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для

образования новых слов, это…           

8.  Самостоятельные слова, имеющие один и тот же корень образуют группу…

3. Исследовательская работа (слайд 5).

- Запишите слово лес.

- Какой суффикс нужно добавить, чтобы сделать лес маленьким?

(Добавить суффикс -ок-.)

– Такой способ словообразования называется суффиксальным.

-Запишите слово веселый.

-Какую приставку надо добавить, чтобы сделать слово грустный?

Такой способ называется приставочный.

Запишите существительное снег. Прибавьте к основе приставку под- и суффикс –ник-. Что у вас получилось? Подснежник. Как будет называться такой способ? Приставочно – суффиксальный.

О четвертом способе прочитайте самостоятельно в учебнике на с.57 п.26. Как называется этот способ? Бессуфиксный (безаффиксный). Запомните! Таким способом образуются только имена существительные.

Запишите в тетрадь слово осмотреть. Образуйте от него новое слово бессуфиксным способом. Получилось осмотр.



4.  Работа с правилом. А теперь давайте запишем эти четыре способа в справочник .



Способы образования слов

1. Приставочный

2. Суффиксальный

3. Приставочно - суффиксальный

4. Бессуффиксный (безаффиксный)

5. Сложение основ, слов

6. Переход одной части речи в другую

5. Схематический диктант .

Задание: не записывая слов, составьте их схемы. Например: зорька 

Грибника, ручной, засветит, комариный, березовый, подорожник.

6.Найдите ошибку в определении способа образования слов.

1.грибок- суффиксальный

2.заморский - приставочный

3.неинтересный –приставочно –суффиксальный

4.подбежал – приставочный

5.самокат – сложение

6.созвездие – приставочный

6.Распределите слова в соответствии со способом образования.


Приставочный

Суффиксальный

Приставочно - суффиксальный

Сложение



7. Самостоятельная работа (самопроверка)

Определите способ образования слов, записывая цифры: 1 – приставочный способ, 2 – суффиксальный, 3 – приставочно - суффиксальный, 4 – бессуффиксный.

Развесёлый (прист.), бездонный (прист.-суффикс.), безбилетник (приставочно-суффикс.), предгрозовой (приставоч.), удар (бессуффиксн), переход(бессуфс.), подводный (пристав.), водный (суффикс.), домик (суффикс.), насыпь (бессуф.)

Ответ: 1 3 3 1 4 4 1 2 2 4

8.

9.Рефлексия . ТЕСТ.



1. В каком ряду все слова образованы приставочным способом?

1) записать, разжечь;

2) покусать, вкусный;

3) подвижный, подписка.


2. В каком ряду все слова образованы суффиксальным способом?

1) травяной, безрукавка;

2) березовый; лесной;

3) домик, ошейник.


3. В каком ряду все слова образованы приставочно - суффиксальным способом?

1) вырастить, росточек;

2) заплыв, опилки;

3) наездник, записка.


4. В каком ряду все слова образованы бессуффиксным способом?

1) перерыв, ленточка;

2) осиновый, заплыв;

3) переход, заход.


5. В каком ряду все слова образованы сложением основ?

1) бензовоз, плащ – палатка;

2) ледокол, пароход;

3) самовар, столовая.




Ответы: 1-1, 2-2, 3-3, 4-3, 5-2

10. Домашнее задание 

    1. Выучить способы образования слов (по учебнику),стр.94-95

    2. Упр.174,стр.98



8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!