ЧИСЛОВЫЕ ПРОМЕЖУТКИ
(6 класс к учебнику автор И.И. Зубарева)
(автор: Костенко И.И.)
Цели урока: организовать деятельность обучающихся на достижение результатов
- предметных:
познакомить с понятием «числовые промежутки»
умение их изображать с помощью неравенства, на числовой прямой, и с помощью символов;
- метапредметных:
- в познавательной деятельности:
умение анализировать и делать выводы;
умение переводить с одного языка на другой (с русского - на язык рисунка – на математический);
умение исследовать несложные практические ситуации;
- в коммуникативной деятельности:
умение использовать различные источники информации;
умение в устной форме излагать свои мысли;
умение слушать другого, вступать в диалог;
- в рефлексивной деятельности:
- личностных:
сделать учебу интересной, полезной и увлекательной;
стимулировать способность иметь собственное мнение
СЦЕНАРИЙ УРОКА
Дети проходят в класс, выбирая фигуру, вырезанную из бумаги, одного из цветов.
Таким образом, дети разделились на 4 группы.
I. Приветствие учеников и учителя.
Вступительное слово учителя. Ребята, вы пришли на урок. А задумывались ли вы: «Зачем я прихожу на урок, что я хочу получить от урока?». Перед вами лежит лист бумаги, на котором написаны различные цели, с которыми может прийти ученик на урок. Выберите для себя 2-3 цели, обведя их в кружок. А затем, в конце урока, проанализируем, достиг ли каждый из вас этих целей.
У каждого ученика:
ЦЕЛИ, С КОТОРЫСМИ Я СЕГОДНЯ ПРИШЕЛ НА УРОК:
1. Получить новые знания.
2. Получить пятерку.
3. Научиться грамотно говорить, выражать свои мысли.
4. Пообщаться с одноклассниками.
5. Показать себя, свою эрудицию.
6. Получить то, что пригодиться в жизни.
II. Актуализация знаний.
Ребята, в течение 2-3 минут постарайтесь ответить на вопросы. (каждая группа получает задание)
Затем каждая группа озвучивает вопросы и получившиеся ответы.
1 группа «Историки». Вопросы:
1) Отметьте на линии времени период: «До нашей эры»;
2) Отметьте на линии времени Период средних веков;
3) Назовите годы Великой отечественной войны.
2. группа «Географы». Вопросы:
Посмотрите по карте:
1) Как изменяется глубина Азовского моря?
Ответьте на вопросы по тексту:
2) Какова средняя глубина реки Дон в средней его части?
3) Какова средняя ширина реки Дон в средней его части?
3 группа «Графики». Вопросы
1) Как менялась температура с 13 по 15 августа?
2) Как изменялась температура 13 августа?
3) Как менялся курс евро за весь период его существования??
4 группа «О людях».Вопросы:
1) Каков школьный возраст детей?
На коробках игр «Лего» написано:
2) Возраст детей «2-5»
3) Возраст детей «12+». Что это означает?
Ребята, а что общего в ваших ответах? О чем идет речь? (ответы детей)
Ребята, сегодня на уроке мы будем тоже говорить о промежутках, только о числовых, ведь в математике, решая задачи, мы все переводим на математический язык, на язык чисел и рисунков. Откройте тетради, запишите тему урока: «Числовые промежутки».
Как вы думаете, а где бы было легко нам отмечать числовые промежутки? (на прямой) Что такое координатная прямая?
III. Новый материал.
Откройте учебник на стр. 73. Прочитайте первые два абзаца. О чем здесь говорится? Какой участок прямой на рис. 59 выделен красной штриховкой? (числа больше, чем а) Как это можно записать с помощью символов «скобок»? Как это можно записать с помощью неравенства? Давайте запишем в тетрадях по правилам: Пишут, смотря на слайд.
Посмотрите на рис. 60. Чем он отличается от рис. 59. Попробуйте догадаться, как этот рисунок перевести в символическую запись со скобками? В неравенство?
Запишем это в тетрадь по правилам. (Пишут со слайда).
Откройте учебник на стр. 74. Посмотрите на рис. 61 и 62.
- В чем их сходство, а в чем отличие с рис. 59 и 60?
- Зачем точку, соответствующую числу а, закрасили черным цветом? Прочитайте далее в учебнике: как эти рисунки записать с помощью символов (скобок), как с помощью неравенства? Запишите в тетрадь по правилам: (пишут со слайда).
№ 352 выполните в тетради. Проверили. Представитель от каждой команды пишет ответ одного примера на доске.
Читаем вторую половину стр. 74 в учебнике. О чем говорится здесь? Как можно интервал и отрезок записать: – с помощью символов?; - с помощью неравенства?
Давайте запишем это в тетрадь по правилам (пишут со слайда)
Каким общим названием можно объединить понятия: луч, открытый луч, интервал, промежуток?
IV. Закрепление.
1. Прочитай промежутки. Собери числа в корзины.(Работа на интерактивной доске)
2. а) Соедини стрелками соответствующие геометрические модели с символическими записями. (Таблица на интерактивной доске)
– 1 группа по одному цепочкой (вторая группа проверяет):
Задание:
![](https://fhd.multiurok.ru/8/9/e/89ef5db3c24750f1ee91fc42a092fa26cb011d32/phpZKUBKo_Urok-CHislovye-promezhutki_0_1.png)
затем вторая: соедини стрелками соответствующие символические записи с неравенствами (1 группа проверяет).
Задание:
![](https://fhd.multiurok.ru/8/9/e/89ef5db3c24750f1ee91fc42a092fa26cb011d32/phpZKUBKo_Urok-CHislovye-promezhutki_0_2.png)
б) Запишите эти промежутки с помощью неравенств. – вторая группа по одному цепочкой. Затем проверяем.
В это же время 3 группа цепочкой выполняет свое задание, 4 – свое(на местах). Затем меняются и проверяют друг друга. Затем лист отдают учителю.
3. А теперь вернитесь к вопросам, на которые вы отвечали в начале урока, и изобразите ответы в виде числовых промежутков, используя а) геометрическую модель, б) символическую запись, в) неравенства. Представитель от каждой группы выполняет это на доске.
4. Задача. В понедельник в детской поликлинике педиатр принимает с 8 до 11 часов, а в среду начинает прием на 4 часа позже. В какое время ты можешь прийти в поликлинику в среду, чтобы попасть на прием к педиатру, считая, что педиатр работает каждый день одинаковое количество времени.
Какие числовые промежутки можно изобразить по тексту задачи.
V. Итог урока.
- С чем вы сегодня познакомились на уроке?
- Какие виды промежутков вы изучили?
- Каким промежуткам соответствуют строгие неравенства? – нестрогие неравенства?
- Какие промежутки пишутся с круглыми скобками? С квадратными скобками?
Выставление оценок.
VI. Рефлексия.
А теперь вернитесь к своим целям урока. Кто считает, что сегодня достиг своих целей на уроке?
VII.Дом. задание.
Придумай по условию вопросы:
1. 2.
3.
4.
5. ![](https://fhd.multiurok.ru/8/9/e/89ef5db3c24750f1ee91fc42a092fa26cb011d32/phpZKUBKo_Urok-CHislovye-promezhutki_0_6.png)
6.
7.
8. ![](https://fhd.multiurok.ru/8/9/e/89ef5db3c24750f1ee91fc42a092fa26cb011d32/phpZKUBKo_Urok-CHislovye-promezhutki_0_9.png)
9. 10.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ:
- Для группы «Историки:
ЛИНИЯ ВРЕМЕНИ
![](https://fhd.multiurok.ru/8/9/e/89ef5db3c24750f1ee91fc42a092fa26cb011d32/phpZKUBKo_Urok-CHislovye-promezhutki_0_10.png)
Вопросы:
1) Отметьте на линии времени период: «До нашей эры»;
2) Отметьте на линии времени Период средних веков;
3) Новейшее время.
-Для группы «Географы»:
Река Дон
Гидрографически реки большой длины принято делить на три участка: Верхний, Средний и Нижний.
Средний Дон — участок реки Дон от устья реки Тихая Сосна до города Калач-на-Дону.
Средний Дон в районе города Калач-на-Дону заканчивается Цимлянским водохранилищем.
В среднем течении Дон имеет общее направление к Юго-Востоку. В геологическом отношении эта часть течения характеризуется обширными меловыми отложениями, преимущественно идущими вдоль правого (коренного) берега реки. В пределах Воронежской области меловые обрывы достаточно часто тянутся вплотную к руслу. Обнажения мела начинаются против устья реки Воронеж. Средняя ширина русла Дона в среднем течения от 70 до 120 метров, глубина от 2,5 до 6 метров, но есть и мелководные участки. Наиболее протяженные мели на участке реки от устья реки Хопер до устья реки Медведица. Максимальная ширина — 150 метров.
Вопросы:
Посмотрите по карте:
1) Как изменяется глубина Азовского моря?
Ответьте на вопросы по тексту:
2) Какова средняя глубина реки Дон в средней его части?
3) Какова средняя ширина реки Дон в средней его части?
- Для группы «Графики»:
![](https://fhd.multiurok.ru/8/9/e/89ef5db3c24750f1ee91fc42a092fa26cb011d32/phpZKUBKo_Urok-CHislovye-promezhutki_0_11.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/8/9/e/89ef5db3c24750f1ee91fc42a092fa26cb011d32/phpZKUBKo_Urok-CHislovye-promezhutki_0_12.png)
- Для группы «О людях»:
Вопросы:
1) Каков школьный возраст детей?
На коробках игр «Лего» написано:
2) Возраст детей «2-5»
3) Возраст детей «12+». Что это означает?