СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 6 классе «Фразеологизмы и их употребление в речи»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Просмотр содержимого документа
«Урок в 6 классе «Фразеологизмы и их употребление в речи»»

Урок русского языка в 6 классе

по теме «Фразеологизмы и их употребление в речи»

Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Цель урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы «Фразеологизмы и их употребление в речи»», организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов.

Личностные: 

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку;

  • стремление к речевому самосовершенствованию, пополнению словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

  • владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
     адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

  •  владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов;

  • способность извлекать информацию из различных источников;

  • способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо:  способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам .

Предметные

  • представление об основных функциях языка, о связи языка и культуры народа, о роли языка в жизни человека и общества;понимание особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка в тексте;

  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.

Задачи.

Обучающие: развить умение формулировать определение понятий; формировать умение использовать фразеологизмы в речи; развить умение определять этимологию фразеологизмов; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические и умения.

Развивающие: развитие критического мышления обучающихся; развитие внимания обучающихся ; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных): развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развивать умение применять новые знания; развитие творческих, речевых способностей учащихся;развитие умения опираться на уже известное; развитие умения групповой и парной работы.

3.Воспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку;; развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая.

Средства обучения: ПК; мультимедийный проектор; учебник «Русский язык» для 6 класса общеобразовательных учреждений Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др..

Ход урока

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

Приветственное слово. Учитель предлагает улыбнуться соседу по парте и другим одноклассникам. Приветствие учащихся.

2. Актуализация знаний

В нашем классе –мальчик Петя

Он какой, скорей ответьте:

Весь урок ворон считает

Или в облаках витает.

Учитель предлагает отгадать загадку, прилежный или ленивый ученик Петя; ответить, какие обороты речи помогли это определить; можно ли в них опустить или заменить какое-нибудь слово, не изменяя значения этих сочетаний слов;подумать, как называются такие слова в языке.

(Обучающиеся высказывают предположения, обсуждают их с одноклассниками. Учащиеся называют тему урока, учитель корректирует высказанные предположения.Учащиеся записывают в тетрадь тему урока.

- Понять, что Петя – ленивый ученик, вам помогли устойчивые сочетания слов.В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность, а смысл имеет только все выражение в целом. Определите значение выражений в загадке..

3. Целеполагание и мотивирование

Учитель предлагает задание, а потом предлагает учащимся поставить цель урока, направляя их при этом.

Фронтальная работа (Найти ошибочное толкование)

тянуть кота за хвост – мучить бедное животное, таская за хвост

наломать дров – заняться заготовкой дров на зиму

заморить червячка – держать червячка впроголодь, долго не кормить

кот наплакал – довести кота до слёз

подложить свинью – подарить на Новый год мягкую игрушку

показать, где раки зимуют – пригласить на зимнюю рыбалку

кот наплакал – много

спустя рукава – прилежно

мартышкин труд – бесполезная работа

знать назубок – наизусть

во весь дух – очень медленно

от доски до доски – от начала до конца

с гулькин нос – мало

горе луковое – талантливый человек

при царе Горохе – очень давно.

4.Ввод нового материала

Учитель предлагает самостоятельно дать определение , что такое фразеологизмы, затем сопоставить с определением из учебника. Затем предлагает определить, откуда они появились и сверить с информацией из учебника.

(Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.)

(Обучающиеся самостоятельно дают определение, затем сравнивают его с материалами учебника)

5. Первичное закрепление

Работа в группах. Учитель направляет, консультирует. Ученики соединяют стрелками фразеологизмы и их значение ( задание распечатано на листах)

Соединить стрелками фразеологизмы и их значение.

Глаза на мокром месте                          Сильно что-то захотелось

С глазу на глаз                                        Часто плачет

Глаза разгорелись                                  Узнал истинное положение

Глаза открылись                                     Наедине

Вкладывать душу                                    Думать, решать что-нибудь трудное

Не ударить в грязь лицом                      Добиваться, достигать полного взаимопонимания

Находить общий язык                            Отдавать себя целиком

Ломать голову                                         Показать себя с лучшей стороны

Оказать медвежью услугу                      Не получить того, на что рассчитывал

Комар носа не подточит                          Подвести кого-либо

Уйти несолоно хлебавши                         Жить дружно, в согласии

Душа в душу                                              Не к чему придраться

6.Применение нового знания в стандартной ситуации. 

Учитель консультирует в случае необходимости, ученики выполняют самостоятельно

Выборочный диктант ( выписать только фразеологизмы)

Золотые зубы, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходить в голову, горькое лекарство.

7. Перенос в новые условия

1.Учитель предлагает определить, толкование приведенных фразеологизмов, заменив их одним словом. Обучающиеся выполняют задание самостоятельно, в парах, в случае затруднения обращаются за помощью друг к другу

А) Кот наплакал –мало , развесить уши - слушать, как снег на голову - неожиданно, внезапно, ломать голову –думать, сидеть сложа руки – бездельничать, рукой подать – близко, повесить голову –загрустить, обвести вокруг пальца - обмануть зарубить на носу - (запомнить)

Б) На птичьих правах – временно (незаконно),  в один голос – вместе,  испокон веку – издавна,  тютелька в тютельку – точно,  тяп-ляп – кое-как,  с гулькин нос – мало,  как сонная муха – медленно, засучив рукава – усердно.

2.Напишите сочинение-миниатюру “На уроке”, используя несколько фразеологизмов из приведенного списка: набрать воды в рот, повесить нос, бить баклуши, держать язык за зубами, хлопать ушами, ловить ворон. (5-7 предложений).

Один учащийся получает задание написать сочинение-миниатюру «На уроке», не прибегая к использованию фразеологизмов.(Пишут творческую работу, затем читают два сочинения: одно без фразеологизмов, другое – с фразеологизмами. Делается вывод о роли фразеологических оборотов в речи. Далее читаются еще несколько работ. Учащиеся слушают, оценивая и рецензируя работы одноклассников.

8.Домашнее задание по выбору учащегося:

1)        подготовить сообщение «История одного фразеологизма», нарисовать этот фразеологизм, составить с ним три предложения

2)        упражнения 99, 100 учебника

3)        выписать из художественной литературы 5 предложений с фразеологизмами.

9. Подведение итогов. Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы им хотелось бы обсудить на последующих уроках.

10. Оценивание. Учитель предлагает оценить свою работу и работу соседа по парте, оценивает наиболее активных учащихся.

11. Рефлексия . Закончите предложения:

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Я понял ,что…

У меня получилось…




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!