Урок русского языка 5 класс Тема: «Фразеологизмы, их употребление в речи»
Фразеологизмы , их употребление в речи
Задачи урока:
- Уточнить, что такое …
- Выяснить …
- Научиться…
Задачи урока:
- Уточнить, что такое фразеологизмы
- Выяснить, где узнать лексическое значение фразеологизмов, их роль в речи
- Научиться употреблять фразеологизмы в речи
Михаил Васильевич Ломоносов назвал устойчивые сочетания слов «фразесами», «российскими пословиями», а через некоторое время предложил создать специальную группу для них, в том числе и специальные словари. Так появился на свет новый раздел русского языка - ФРАЗЕОЛОГИЯ
Что такое фразеология?
Слово «фразеология» произошло путем сложения двух греческих слов phrasis (фразис) + logos (логос) = выражение, оборот речи, слово + учение, то есть наука, изучающая фразеологические обороты.
Фразеологический оборот или фразеологизм – устойчивые сочетания слов
Мы очень устойчивы И просим настойчиво: На слова нас не менять, Прямо так употреблять.
Вставьте в выражения слова, подходящие по смыслу, соедините стрелками фразеологизмы и из значения. Составьте с этими фразеологизмами предложения.
Рукой… обманывать
Душа в … усердно, старательно
С глазу на глаз близко
Ломать… наедине
Работать … жить дружно, в согласии
Водить за …. думать
- СЛОМАЛ ГОЛОВУ
- РАБОТАЛ ЗАСУЧИВ РУКАВА
- ЗНАЮ КАК ДВАЖДЫ ДВА
Подберите к данным фразеологизмам антонимы
1 вариант
работать спустя рукава
как кошка с собакой
за тридевять земель
Подберите к данным
фразеологизмам
синонимы
2 вариант
шевелить мозгами
один на один
втирать очки
1 вариант
работать спустя рукава – работать засучив рукава
как кошка с собакой – душа в душу
за тридевять земель – рукой подать
2 вариант
шевелить мозгами – ломать голову
один на один – с глазу на глаз
втирать очки – водить за нос
- СЛОМАЛ ГОЛОВУ
- РАБОТАЛ ЗАСУЧИВ РУКАВА
- ЗНАЮ КАК ДВАЖДЫ ДВА
Сравните два предложения
Мы живём дружно.
Мы живём душа в душу.
Измените предложения, используя фразеологизмы. Запишите.
Песню, которую предложил исполнить учитель пения на уроке, ребята не знали, поэтому и пели неслаженно.
Учить его музыке – бесполезная работа.
Они вплотную встретились после ссоры и мирно обсудили её.
Песню, которую предложил исполнить учитель пения на уроке, ребята не знали, поэтому и пели кто в лес, кто по дрова.
Учить его музыке – мартышкин труд.
Они встретились нос к носу после ссоры и мирно обсудили ее.
- СЛОМАЛ ГОЛОВУ
- РАБОТАЛ ЗАСУЧИВ РУКАВА
- ЗНАЮ КАК ДВАЖДЫ ДВА
- Басни И.А.Крылова – важнейший
источник русской фразеологии
- Фразеологизмы в баснях подвергаются
преобразованиям.
И.А.Крылов
переосмысливает народные выражения,
что ведет к появлению индивидуально-авторских выражений.
ВМЕСТЕ НЕ ТРУДНО, ВМЕСТЕ НЕ ТЕСНО, ВМЕСТЕ ЛЕГКО И ВСЕГДА ИНТЕРЕСНО
Дополните рассказ фразеологизмами.
Запишите получившийся текст.
Петя часто пропускал занятия в школе. Так он и продолжал бы ,
если бы не мама. Она сказала ему: «Скоро экзамены, а ты
Перестань на уроках, , а то на экзамене .
Встали мы очень рано, быстро позавтракали и бросились
в школу. Над новой темой на уроке мы , очень старались
разобраться.
Мы работали . Не боялись мы встретиться с
трудностями, потому что у нас
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ