СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка 5 класс Фразеологизмы и их употребление в речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации дан материал по русскому языку по тем: "Фразеологизмы,  их употребление в речи. Эта презентация окажет помощь учителю при подготовке к уроку по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка 5 класс Фразеологизмы и их употребление в речи»

Урок русского языка  5 класс  Тема: «Фразеологизмы, их употребление в речи»

Урок русского языка 5 класс Тема: «Фразеологизмы, их употребление в речи»

Фразеологизмы ,  их употребление в речи

Фразеологизмы , их употребление в речи

    Задачи урока:   Уточнить, что такое … Выяснить … Научиться…

Задачи урока:

  • Уточнить, что такое …
  • Выяснить …
  • Научиться…
              Задачи урока:   Уточнить, что такое фразеологизмы Выяснить, где узнать лексическое значение фразеологизмов, их роль в речи Научиться употреблять фразеологизмы в речи

Задачи урока:

  • Уточнить, что такое фразеологизмы
  • Выяснить, где узнать лексическое значение фразеологизмов, их роль в речи
  • Научиться употреблять фразеологизмы в речи
Михаил Васильевич Ломоносов назвал устойчивые сочетания слов «фразесами», «российскими пословиями», а через некоторое время предложил создать специальную группу для них, в том числе и специальные словари. Так появился на свет новый раздел русского языка - ФРАЗЕОЛОГИЯ

Михаил Васильевич Ломоносов назвал устойчивые сочетания слов «фразесами», «российскими пословиями», а через некоторое время предложил создать специальную группу для них, в том числе и специальные словари. Так появился на свет новый раздел русского языка - ФРАЗЕОЛОГИЯ

Что такое фразеология? Слово «фразеология» произошло путем сложения двух греческих слов phrasis (фразис) + logos  (логос) = выражение, оборот речи, слово + учение, то есть наука, изучающая фразеологические обороты.  Фразеологический оборот или фразеологизм – устойчивые сочетания слов

Что такое фразеология?

Слово «фразеология» произошло путем сложения двух греческих слов phrasis (фразис) + logos (логос) = выражение, оборот речи, слово + учение, то есть наука, изучающая фразеологические обороты.

Фразеологический оборот или фразеологизм – устойчивые сочетания слов

Мы очень устойчивы  И просим настойчиво:  На слова нас не менять,  Прямо так употреблять.

Мы очень устойчивы И просим настойчиво: На слова нас не менять, Прямо так употреблять.

Вставьте в выражения слова, подходящие по смыслу, соедините стрелками фразеологизмы и из значения. Составьте с этими фразеологизмами предложения. Рукой… обманывать Душа в … усердно, старательно С глазу на глаз близко Ломать… наедине Работать … жить дружно, в согласии Водить за …. думать

Вставьте в выражения слова, подходящие по смыслу, соедините стрелками фразеологизмы и из значения. Составьте с этими фразеологизмами предложения.

Рукой… обманывать

Душа в … усердно, старательно

С глазу на глаз близко

Ломать… наедине

Работать … жить дружно, в согласии

Водить за …. думать

- СЛОМАЛ ГОЛОВУ - РАБОТАЛ ЗАСУЧИВ РУКАВА - ЗНАЮ КАК ДВАЖДЫ ДВА

- СЛОМАЛ ГОЛОВУ

- РАБОТАЛ ЗАСУЧИВ РУКАВА

- ЗНАЮ КАК ДВАЖДЫ ДВА

Подберите к данным фразеологизмам антонимы 1 вариант работать спустя рукава как кошка с собакой за тридевять земель Подберите к данным фразеологизмам синонимы  2 вариант  шевелить мозгами один на один втирать очки

Подберите к данным фразеологизмам антонимы

1 вариант

работать спустя рукава

как кошка с собакой

за тридевять земель

Подберите к данным

фразеологизмам

синонимы

2 вариант

шевелить мозгами

один на один

втирать очки

1 вариант работать спустя рукава – работать засучив рукава  как кошка с собакой – душа в душу за тридевять земель – рукой подать

1 вариант

работать спустя рукава – работать засучив рукава

как кошка с собакой – душа в душу

за тридевять земель – рукой подать

2 вариант  шевелить мозгами – ломать голову  один на один – с глазу на глаз втирать очки – водить за нос

2 вариант

шевелить мозгами – ломать голову

один на один – с глазу на глаз

втирать очки – водить за нос

- СЛОМАЛ ГОЛОВУ - РАБОТАЛ ЗАСУЧИВ РУКАВА - ЗНАЮ КАК ДВАЖДЫ ДВА

- СЛОМАЛ ГОЛОВУ

- РАБОТАЛ ЗАСУЧИВ РУКАВА

- ЗНАЮ КАК ДВАЖДЫ ДВА

Сравните два предложения Мы живём дружно. Мы живём душа в душу.

Сравните два предложения

Мы живём дружно.

Мы живём душа в душу.

Измените предложения, используя фразеологизмы. Запишите. Песню, которую предложил исполнить учитель пения на уроке, ребята не знали, поэтому и пели неслаженно. Учить его музыке – бесполезная работа. Они вплотную встретились после ссоры и мирно обсудили её.

Измените предложения, используя фразеологизмы. Запишите.

Песню, которую предложил исполнить учитель пения на уроке, ребята не знали, поэтому и пели неслаженно.

Учить его музыке – бесполезная работа.

Они вплотную встретились после ссоры и мирно обсудили её.

Песню, которую предложил исполнить учитель пения на уроке, ребята не знали, поэтому и пели кто в лес, кто по дрова. Учить его музыке – мартышкин труд. Они встретились нос к носу после ссоры и мирно обсудили ее.

Песню, которую предложил исполнить учитель пения на уроке, ребята не знали, поэтому и пели кто в лес, кто по дрова.

Учить его музыке – мартышкин труд.

Они встретились нос к носу после ссоры и мирно обсудили ее.

- СЛОМАЛ ГОЛОВУ - РАБОТАЛ ЗАСУЧИВ РУКАВА - ЗНАЮ КАК ДВАЖДЫ ДВА

- СЛОМАЛ ГОЛОВУ

- РАБОТАЛ ЗАСУЧИВ РУКАВА

- ЗНАЮ КАК ДВАЖДЫ ДВА

Басни И.А.Крылова – важнейший источник русской фразеологии  Фразеологизмы в баснях подвергаются преобразованиям. И.А.Крылов переосмысливает народные выражения,  что ведет к появлению индивидуально-авторских выражений.
  • Басни И.А.Крылова – важнейший

источник русской фразеологии

  • Фразеологизмы в баснях подвергаются

преобразованиям.

И.А.Крылов

переосмысливает народные выражения,

что ведет к появлению индивидуально-авторских выражений.

ВМЕСТЕ НЕ ТРУДНО,  ВМЕСТЕ НЕ ТЕСНО,  ВМЕСТЕ ЛЕГКО  И ВСЕГДА ИНТЕРЕСНО

ВМЕСТЕ НЕ ТРУДНО, ВМЕСТЕ НЕ ТЕСНО, ВМЕСТЕ ЛЕГКО И ВСЕГДА ИНТЕРЕСНО

Дополните рассказ фразеологизмами. Запишите получившийся текст.

Дополните рассказ фразеологизмами.

Запишите получившийся текст.

Петя часто пропускал занятия в школе. Так он и продолжал бы , если бы не мама. Она сказала ему: «Скоро экзамены, а ты Перестань на уроках, , а то на экзамене .

Петя часто пропускал занятия в школе. Так он и продолжал бы ,

если бы не мама. Она сказала ему: «Скоро экзамены, а ты

Перестань на уроках, , а то на экзамене .

Встали мы очень рано, быстро позавтракали и бросились в школу. Над новой темой на уроке мы , очень старались разобраться. Мы работали . Не боялись мы встретиться с трудностями, потому что у нас

Встали мы очень рано, быстро позавтракали и бросились

в школу. Над новой темой на уроке мы , очень старались

разобраться.

Мы работали . Не боялись мы встретиться с

трудностями, потому что у нас

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!