СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 6 классе "Порядковые числительные"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка "Порядковые числительные". Урок открытия новых знаний 

Просмотр содержимого документа
«Документ Microsoft Office Word»

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

Порядковые числительные (6 класс)


Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: комбинированный

Метод: частично-поисковый. проблемный.

Цель урока: обучение особенностям порядковых числительных

Задачи урока:

  1. Образовательные:

  • организовать деятельность учащихся по изучению порядковых числительных;

  • развить умение формулировать определение понятий;

  • развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • совершенствовать орфографические и грамматические умения.

  1. Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;

  • развитие внимания;

  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  • развитие умения формулировать проблему;

  • развитие умения работы в группах, парах

  1. Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  • взаимодействие учащихся в группах, парах: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

  • ПК;

  • мультимедийный проектор;

  • мультимедийная презентация к уроку;

  • информационный лист, рабочий лист.

  • Лист самооценки

Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

  5. Физ. минутка.

  6. Закрепление изученного материала.

  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок

Ход урока


Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организацион- ный момент, мотивация к учебной деятельности





Приветственное слово учителя:

Добрый день. Урок русского языка.

Я скажу слова"Доброе утро ..." и назову кого то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой  - значит, вы услышали и отвечаете мне на приветствие.

- Доброе утро всем девочкам!... (Девочки машут и отвечают: "Доброе утро!"

- Доброе утро всем мальчикам!... (-//-//-//- )

- Доброе утро всем тем, кто сегодня чистил зубы!...

- Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном! ...

- Доброе утро всем, кто любит конфеты! ...

- Доброе утро всем, кто хочет учиться, стать умнее и грамотнее. И узнать, что же сегодня будет на уроке.


Приветствие учащихся.




Отвечают на вопросы.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

3.Актуализация

знаний










4. Постановка учебной цели.

Запишите число, классная работа наш урок я хочу начать с характеристики одного персонажа, угадайте, кто это.

Диапазон знаний его был грандиозен. Ни одной сказки и ни одной песни он не знал больше чем наполовину, но зато это были русские, украинские, западнославянские, немецкие, английские, по-моему, даже японские, китайские и африканские сказки, легенды, притчи, баллады, песни, романсы, частушки и припевки. Склероз приводил его в бешенство, пятнадцать раз он бросался за неделю на ствол дуба и драл кору когтями, он шипел и плевался, и глаза его при этом горели, как у дьявола, а пушистый хвост, толстый, как полено, то смотрел в зенит, то судорожно подёргивался, то хлестал его по бокам. Первой песенкой, которую он допел до конца сегодня, был «Чижик-пыжик», а первой сказочкой, которую он связно рассказал, был «Дом, который построил Джек» в переводе Маршака.

Угадали героя? Кто знает, из какого произведения этот отрывок? Сегодня он будет нам помогать. От склероза его вылечили.

Это отрывок из книги Аркадия и Бориса Стругацких «Понедельник начинается в субботу», написанном в 1965 году

Какую большую тему вы сейчас изучаете. Найдите числительные в тексте. Какие они?

Определим тему урока

ПОРЯДКОВЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

- Итак, попробуйте сформулировать цель нашего урока

Что нам сегодня предстоит узнать о порядковых числительных? (Как изменяются, как склоняются числительные, правописание)

-Верно, цель нашего урока усвоить лексико-грамматические особенности порядковых числительных, научиться правильно употреблять их в речи.


Запись учащимися числа, «Классная работа»

отвечают на поставленные вопросы







Записывают тему урока




Формулируют цель урока

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).



Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

  1. Усвоение новых знаний.




















5.Первичное закрепление знаний.







(Возникновение проблемной ситуации)


ВЫПИШИТЕ ИЗ ТЕКСТА СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ЧИСЛИТ.+СУЩ.

Чем отличается порядковое числительное от количественного?

Просклоняйте словосочетание первая песенка и русская сказка по падежам, выделите окончания. Сделайте вывод.

Учащиеся формулируют правило: порядковые числительные обозначают порядок при счете и отвечают на вопросы какой? какая? какие?, изменяются по падежам, как и прилагательные.

А как склоняется числительное 1965 год? Выдвинем гипотезу.

Что же можно еще рассказать о числительных? (изменяются по родам и числам, как образуются, каким членом предложения являются, правописание)

А где возможно узнать?

Перед вами тексты научного стиля. Посмотрите на название, о чем пойдет речь в тексте? Попробуйте, не читая текст, придумать к нему вопросы.

Запишите их, посмотрим, можно ли ответить на эти вопросы после прочтения текста.

Прочитайте текст.

ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ.



ФИЗМИНУТКА

ПРЕДСТАВЬТЕ, ЧТО ВЫ ИДЕТЕ ПО ЛЕСУ И ВСТРЕЧАЕТЕ УЧЕНОГО КОТА, который вам загадал загадку, придумайте фразеологизмы с порядковыми числительными.


Что нового узнали после прочтения текста? (КАК ОБРАЗУЮТСЯ ЧИСЛ, КАК СКЛОНЯЮТСЯ СОСТАВНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ, КАК ПИШУТСЯ СЛОВА НА –ТЫСЯЧНЫЙ, -МИЛЛИОННЫЙ,МИЛЛИАРДНЫЙ. КАК ПИШУТСЯ НАЗВАНИЯ ПРАЗДНИКОВ)

Просклоняйте устно 1965 год

Запишите предложения, подчеркните порядковое числительное

Повесть А. и Б. Стругацких «Понедельник начинается в субботу» была написана в 1965 году.

Стотысячный город просыпается ранним утром.

Коллективная работа



(1 ученик у доски) остальные на местах
















У доски и на местах








Совместная работа








Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.

УУД: регулятивные (работа с предложениями).



6. Закрепление изученного материала





Закрепление изученного.

Тест

1)Какое из числительных является порядковым?

А)триста б)тринадцатый в)три пятых

2) Найди ошибку

А)пятисотый б)тысяча первый в)трехсот сорок первого

3)Какое из числительных порядковым не является?

А)двадцать восьмой б)восемь в)двадцатый


Работа в группах




Ответ учащихся: В составных порядковых числительных склоняется последнее слово.


У доски и на местах

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Рефлексия деятельности.




Итог урока.

-какие числительные сегодня на уроке мы изучали? (порядковые)

-как изменяются порядковые числительные? (как и прилагательные: по родам, числам и падежам).

-от чего зависит род, число, падеж порядкового числительного? (от существительного, к которому оно относится).

Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон.

В конце урока познакомимся еще с одной героиней повести

 Поймает меня, волочит на рынок и там продает, якобы на уху. Ну что мне остается? Конечно, говоришь покупателю: так и так, отпусти меня к малым детушкам — хотя какие у меня там малые детушки — не детушки уже, которые живы, а дедушки. Ты меня отпустишь, а я тебе послужу, скажи только «по щучьему велению, по моему, мол, хотению». Ну и отпускают. Одни со страху, другие по доброте, а которые и по жадности…

По щучьему велению, по моему хотению, поднимите руки те на уроке

считал ворон

хлопал ушами

шевелил мозгами

слышал краем уха

Коллективная работа



УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.


Сочинить сказку или рассказ из жизни, используя фразеологизмы с порядковыми числительными

Запись учащимися задания в дневники.







Пушкин  

17 30 48 

140 10 01 

126 138 

140 3 501

Маяковский 

2 46 38 1 

116 14 20! 

15 14 21 

14 0 17

Веселые 

2 15 42 

42 15 

37 08 5 

20 20 20! 

7 14 105 

2 00 13 

37 08 5 

20 20 20!

Частушки 

117 117 

19 9 5! 

117 117 

48 35! 





Когда у нас что-то не получается сделать с первого раза, мы говорим: "Первый блин комОм". То есть - не получилось, не вышло, скомкалосьО неудачном, плохо получившемся каком-либо деле, совершаемом в условиях отсутствия опыта

Фразеологизм «На всех парах» значение. Очень быстро, без задержки.

Играть первую скрипку - так говорят о людях, явно главенствующих, руководящих другими.

с первого взгляда — поначалу, первое время, первоначально, сразу же, немедленно,

Всыпать по первое число — Разг. Экспрес. 1. Жестоко наказать, отругать кого либо. 2. Нанести тяжёлое поражение в бою; разбить, разгромить.

не первой свежести — заношенный, несвежий, нечистый, грязный, загрязненный, сомнительной чистоты

Фразеологизм «Сделать первый шаг» значение. Положить начало чего-то нового. ... • Первым пойти кому-то навстречу, предпринять попытку сближения. Из первых уст. Экспрес. Прямо, непосредственно от очевидцев, от участников (узнавать, слышать и т. п.)

Фразеологизм «Первый попавшийся» значение. Совершенно случайный.

Просмотр содержимого презентации
«Презентация Microsoft Office PowerPoint»

ДОБРЫЙ ДЕНЬ

ДОБРЫЙ ДЕНЬ

Первое марта Классная работа

Первое марта

Классная работа

УГАДАЙ Диапазон знаний его был грандиозен. Ни одной сказки  и ни одной песни он не знал больше чем наполовину, но зато это были русские, украинские, западнославянские, немецкие, английские, по-моему, даже японские, китайские и африканские сказки, легенды, притчи, баллады, песни, романсы, частушки и припевки. Склероз приводил его в бешенство, пятнадцать раз он бросался за неделю на ствол дуба и драл кору когтями, он шипел и плевался, и глаза его при этом горели, как у дьявола, а пушистый хвост, толстый, как полено, то смотрел в зенит, то судорожно подёргивался, то хлестал его по бокам. Первой песенкой, которую он допел до конца сегодня, был «Чижик- пыжик», а первой сказочкой, которую он связно рассказал, был «Дом, который построил Джек» в переводе Маршака.

УГАДАЙ

Диапазон знаний его был грандиозен. Ни одной сказки  и ни

одной песни он не знал больше чем наполовину, но зато

это были русские, украинские, западнославянские, немецкие,

английские, по-моему, даже японские, китайские и африканские

сказки, легенды, притчи, баллады, песни, романсы, частушки

и припевки. Склероз приводил его в бешенство, пятнадцать

раз он бросался за неделю на ствол дуба и драл кору когтями,

он шипел и плевался, и глаза его при этом горели, как у дьявола,

а пушистый хвост, толстый, как полено, то смотрел в зенит,

то судорожно подёргивался, то хлестал его по бокам. Первой

песенкой, которую он допел до конца сегодня, был «Чижик-

пыжик», а первой сказочкой, которую он связно рассказал,

был «Дом, который построил Джек» в переводе Маршака.

Аркадий и Борис Стругацкие   «Понедельник начинается в субботу» (1965год)

Аркадий и Борис Стругацкие

«Понедельник начинается в субботу» (1965год)

Порядковые числительные Цель: усвоить лексико-грамматические особенности порядковых числительных, научиться употреблять их в речи.

Порядковые числительные

  • Цель:

усвоить лексико-грамматические особенности порядковых числительных, научиться употреблять их в речи.

Выпишите из текста словосочетания числ.+ сущ. Как будет изменяться порядковое числительное 1965 по падежам?
  • Выпишите из текста словосочетания числ.+ сущ.
  • Как будет изменяться порядковое числительное 1965 по падежам?
Работа с текстом

Работа с текстом

  • Попробуйте, не читая текст, придумать к нему вопросы. Запишите их.
Физминутка

Физминутка

1965 год

1965 год

  • И.п. тысяча девятьсот шестьдесят пятый год
  • Р.п. тысяча девятьсот шестьдесят пятого года
  • Д.п.тысяча девятьсот шестьдесят пятому году
  • Т.п.тысяча девятьсот шестьдесят пятым годом
  • П.п.о тысяча девятьсот шестьдесят пятом годе
Запишите предложения. Подчеркните порядковые числительные как члены предложения.

Запишите предложения. Подчеркните порядковые числительные как члены предложения.

Тест 1)Какое из числительных является порядковым? А)триста б)тринадцатый в)три пятых 2) Найди ошибку А)пятисотый б)тысяча первый в)трехсот сорок первого 3)Какое из числительных порядковым не является? А)двадцать восьмой б)восемь в)двадцатый

Тест

1)Какое из числительных является порядковым?

А)триста б)тринадцатый в)три пятых

2) Найди ошибку

А)пятисотый б)тысяча первый в)трехсот сорок первого

3)Какое из числительных порядковым не является?

А)двадцать восьмой б)восемь в)двадцатый

Проверка

Проверка

  • 1. А
  • 2. В
  • 3.Б
С отрывком из какой повести познакомились? С какими числительными встретились и изучили? Как изменяются порядковые числительные?
  • С отрывком из какой повести познакомились?
  • С какими числительными встретились и изучили?
  • Как изменяются порядковые числительные?
  Поймает меня, волочит на рынок и там продает, якобы на уху. Ну что мне остается? Конечно, говоришь покупателю: так и так, отпусти меня к малым детушкам — хотя какие у меня там малые детушки — не детушки уже, которые живы, а дедушки. Ты меня отпустишь, а я тебе послужу, скажи только «по щучьему велению, по моему, мол, хотению». Ну и отпускают. Одни со страху, другие по доброте, а которые и по жадности…
  •   Поймает меня, волочит на рынок и там продает, якобы на уху. Ну что мне остается? Конечно, говоришь покупателю: так и так, отпусти меня к малым детушкам — хотя какие у меня там малые детушки — не детушки уже, которые живы, а дедушки. Ты меня отпустишь, а я тебе послужу, скажи только «по щучьему велению, по моему, мол, хотению». Ну и отпускают. Одни со страху, другие по доброте, а которые и по жадности…
Домашнее задание

Домашнее задание

  • Сочинить сказку или рассказ из жизни, используя фразеологизмы с порядковыми числительными


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!