1. Организацион- ный момент, мотивация к учебной деятельности | Приветственное слово учителя: Добрый день. Урок русского языка. Я скажу слова"Доброе утро ..." и назову кого то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой - значит, вы услышали и отвечаете мне на приветствие. - Доброе утро всем девочкам!... (Девочки машут и отвечают: "Доброе утро!" - Доброе утро всем мальчикам!... (-//-//-//- ) - Доброе утро всем тем, кто сегодня чистил зубы!... - Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном! ... - Доброе утро всем, кто любит конфеты! ... - Доброе утро всем, кто хочет учиться, стать умнее и грамотнее. И узнать, что же сегодня будет на уроке. | Приветствие учащихся. Отвечают на вопросы. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные.Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
3.Актуализация знаний 4. Постановка учебной цели. | Запишите число, классная работа наш урок я хочу начать с характеристики одного персонажа, угадайте, кто это. Диапазон знаний его был грандиозен. Ни одной сказки и ни одной песни он не знал больше чем наполовину, но зато это были русские, украинские, западнославянские, немецкие, английские, по-моему, даже японские, китайские и африканские сказки, легенды, притчи, баллады, песни, романсы, частушки и припевки. Склероз приводил его в бешенство, пятнадцать раз он бросался за неделю на ствол дуба и драл кору когтями, он шипел и плевался, и глаза его при этом горели, как у дьявола, а пушистый хвост, толстый, как полено, то смотрел в зенит, то судорожно подёргивался, то хлестал его по бокам. Первой песенкой, которую он допел до конца сегодня, был «Чижик-пыжик», а первой сказочкой, которую он связно рассказал, был «Дом, который построил Джек» в переводе Маршака. Угадали героя? Кто знает, из какого произведения этот отрывок? Сегодня он будет нам помогать. От склероза его вылечили. Это отрывок из книги Аркадия и Бориса Стругацких «Понедельник начинается в субботу», написанном в 1965 году Какую большую тему вы сейчас изучаете. Найдите числительные в тексте. Какие они? Определим тему урока ПОРЯДКОВЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ - Итак, попробуйте сформулировать цель нашего урока Что нам сегодня предстоит узнать о порядковых числительных? (Как изменяются, как склоняются числительные, правописание) -Верно, цель нашего урока усвоить лексико-грамматические особенности порядковых числительных, научиться правильно употреблять их в речи. | Запись учащимися числа, «Классная работа» отвечают на поставленные вопросы Записывают тему урока Формулируют цель урока | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
Усвоение новых знаний. 5.Первичное закрепление знаний. | (Возникновение проблемной ситуации) ВЫПИШИТЕ ИЗ ТЕКСТА СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ЧИСЛИТ.+СУЩ. Чем отличается порядковое числительное от количественного? Просклоняйте словосочетание первая песенка и русская сказка по падежам, выделите окончания. Сделайте вывод. Учащиеся формулируют правило: порядковые числительные обозначают порядок при счете и отвечают на вопросы какой? какая? какие?, изменяются по падежам, как и прилагательные. А как склоняется числительное 1965 год? Выдвинем гипотезу. Что же можно еще рассказать о числительных? (изменяются по родам и числам, как образуются, каким членом предложения являются, правописание) А где возможно узнать? Перед вами тексты научного стиля. Посмотрите на название, о чем пойдет речь в тексте? Попробуйте, не читая текст, придумать к нему вопросы. Запишите их, посмотрим, можно ли ответить на эти вопросы после прочтения текста. Прочитайте текст. ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ. ФИЗМИНУТКА ПРЕДСТАВЬТЕ, ЧТО ВЫ ИДЕТЕ ПО ЛЕСУ И ВСТРЕЧАЕТЕ УЧЕНОГО КОТА, который вам загадал загадку, придумайте фразеологизмы с порядковыми числительными. Что нового узнали после прочтения текста? (КАК ОБРАЗУЮТСЯ ЧИСЛ, КАК СКЛОНЯЮТСЯ СОСТАВНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ, КАК ПИШУТСЯ СЛОВА НА –ТЫСЯЧНЫЙ, -МИЛЛИОННЫЙ,МИЛЛИАРДНЫЙ. КАК ПИШУТСЯ НАЗВАНИЯ ПРАЗДНИКОВ) Просклоняйте устно 1965 год Запишите предложения, подчеркните порядковое числительное Повесть А. и Б. Стругацких «Понедельник начинается в субботу» была написана в 1965 году. Стотысячный город просыпается ранним утром. | Коллективная работа (1 ученик у доски) остальные на местах У доски и на местах Совместная работа | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: регулятивные (работа с предложениями). |
6. Закрепление изученного материала | Закрепление изученного. Тест 1)Какое из числительных является порядковым? А)триста б)тринадцатый в)три пятых 2) Найди ошибку А)пятисотый б)тысяча первый в)трехсот сорок первого 3)Какое из числительных порядковым не является? А)двадцать восьмой б)восемь в)двадцатый | Работа в группах Ответ учащихся: В составных порядковых числительных склоняется последнее слово. У доски и на местах | Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). |
Рефлексия деятельности. | Итог урока. -какие числительные сегодня на уроке мы изучали? (порядковые) -как изменяются порядковые числительные? (как и прилагательные: по родам, числам и падежам). -от чего зависит род, число, падеж порядкового числительного? (от существительного, к которому оно относится). Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон. В конце урока познакомимся еще с одной героиней повести Поймает меня, волочит на рынок и там продает, якобы на уху. Ну что мне остается? Конечно, говоришь покупателю: так и так, отпусти меня к малым детушкам — хотя какие у меня там малые детушки — не детушки уже, которые живы, а дедушки. Ты меня отпустишь, а я тебе послужу, скажи только «по щучьему велению, по моему, мол, хотению». Ну и отпускают. Одни со страху, другие по доброте, а которые и по жадности… По щучьему велению, по моему хотению, поднимите руки те на уроке считал ворон хлопал ушами шевелил мозгами слышал краем уха | Коллективная работа | УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка |