I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися «Царь учиниша опричнину, и оттого было запустение велие Русской земли», - писал псковский летописец. - Попробуйте объяснить, «перевести» слова летописца (царь сделал что-то такое, что привело к запустению Русской земли). Поработав на сегодняшнем уроке, мы всё поймём, разберёмся, что такое опричнина, почему царь проводил политику, ухудшавшую экономическую и политическую ситуацию в России. Наконец, узнаем, чем закончилось противоречивое, зачастую очень жестокое правление Ивана Васильевича IV Грозного | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | |
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа Вопросы от ученика к ученику | Организует беседу по вопросам: – Ученик предъявляет свои вопросы другому ученику по теме «Реформы Избранной рады». Ответивший ученик предъявляет свой вопрос задавшему и т.д. Исторический диктант. 1.Священник, деятель Избранной рады. 2.Титул Ивана Грозного. 3.Казак, возглавивший поход против Кучума. 4.Служилые люди, получавшие за службу земельный надел. 5.Сословно-представительный орган при царе 6.Постоянное войско, созданное Иваном Грозным. 7.Центральные органы управления, созданные Иваном Грозным 8.Сборник законов 9.Сборник документов о церкви, принятый церковным собором 1551 года. 10.Монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя | Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение. Сильвестр Царь Ермак Дворяне Земский собор стрельцы приказы Судебник Стоглав Самодержавие | Фронтальная работа | Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | 1. Устные ответы. 2. Устные ответы |
III. Изучение нового материала | 17 | Беседа и рассказ учителя Работа с учебником Работа с учебником | - Вспомним систему органов управления, созданную Иваном Грозным. Учитель предлагает материал для прослушивания, учит выделять ключевые слова. Новое знание обучающиеся получают в результате фиксации своего внимания на объяснении учителя и последующей рефлексии - Определите другие причины, прочитав пункт «Разрыв Ивана IV с Избранной радой». - В тетрадь записываются причины террора: Первоначально, в 14-15 вв. опричь – удел, выделяемый вдовым княгиням. Опричнина – название удела Ивана Грозного в 1565-1572 гг. с особой территорией, войском, государственным аппаратом. Опричнина – политика Ивана Грозного для борьбы с предполагаемой изменой, заключавшаяся в массовых казнях, земельных конфискациях, расправах (запись). - Стр. 216 с кем же (1) Иван Грозный расправился, (2) и кто выступал против него? (1) Адашев; Сильвестр. (2) митрополит Афанасии; Андрей Курбский. Рассказ учителя. - Итак, что же предусматривал новый порядок (стр. 218)? - Какие территории вошки в опричнину? Землевладельцы, не вошедшие в царскую опричнину, должны были покинуть свою вотчину. Им предоставлялись земли в отдаленных местах. Одновременно было создано опричное войско. - Как относилось к введению опричнины большинство население страны? - На стр. 219-220 выделим итоги царствование Ивана Грозного. | Ученики делают записи в тетради, читают текст. Работа с учебником, выделение причин террора 1.Стремление Ивана Грозного к укреплению личной власти; 2.Борьба с остатками удельной старины, с отдельными личностями высшего боярства; 3.Болезненная подозрительность, злоба Ивана Грозного, усилившаяся после смерти жены Анастасии; 4.Необходимость вследствие ведения тяжёлой Ливонской войны, неудачи в ней. Разделение страны на две части: 1.Опричнину, взятую в особое царское владение; 2.Земщину, которой должны были ведать бояре. Выделяют итоги: 1. Хозяйственный упадок; 2. 1581 г. – указ о заповедных летах; 3. Изменения в высших слоях населения: а) боярско-княжеская знать попала в полную зависимость от царя; б) люди, сделавшие карьеру в опричнине, не только сохранили свои вотчины, но и приобрели новые земли. | 1. Индивидуальная работа. 2. Работа в группах. 3. Фронтальная работа. 4. Индивидуальная работа. 5. Работа в парах | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока. Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | 1. Устные ответы. 2. Устные ответы. 3. Устные ответы. 4. Письменные задания. 5. Устные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: – Для какой цели Иван Грозный учредил опричнину? - Какие земли вошли в опричнину? - Чему способствовала опричнина? - Каковы итоги опричнины? - Почему Иван Грозный запретил опричнину? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |