СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 6-ом классе на тему «Фотосинтез – способ питания растений»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок призван сформировать у учащихся представление о сущности процесса фотосинтеза, его значении в природе и жизни человека.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 6-ом классе на тему «Фотосинтез – способ питания растений»»

Тема урока «Фотосинтез – способ питания растений»

класс 6

Обучающая цель:

- формировать представление о сущности процесса фотосинтеза, его значении в природе и жизни человека.

Задачи воспитания и развития:

- способствовать развитию у учащихся умения извлекать информацию из текста и иллюстраций, анализировать, сравнивать и делать выводы;

- формировать познавательный интерес к изучаемой теме;

- воспитывать любознательность.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: репродуктивный, эвристический, наглядный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Формы деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Вводимые понятия: фотосинтез, автотрофы, гетеротрофы.

Материалы и оборудование: учебник, приложение «Рабочая карта», раздаточный материал, презентация, компьютер, мультимедийный проектор, корзинка с продуктами питания.


Ход урока


I.Организационный этап (1 мин.) (слайд 1)

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, ребята, какой хороший денек! Улыбнемся друг другу и начнем наш урок.

II. Актуализация ранее изученного материала (5 мин.)


Используемые методы: репродуктивный метод.

Учащиеся получают рабочие карты и выполняют самостоятельную работу (ранжируют группы растений по их признакам). (Приложение 1)

Проверка выполнения. (слайд 2)

III. Ориентировочно-мотивационный этап (2 мин.)

Мотивация учащихся на познавательную деятельность, повышение интереса к теме урока.

Используемые методы: эвристический метод, наглядный метод.

Оборудование и учебные материалы: корзинка, продукты питания.

Учитель предлагает учащимся корзинку с продуктами питания, проводит беседу о значении питания. Мотивирует учащихся на изучение темы, говоря о том, что у них есть возможность сегодня на уроке выяснить, как питается растение. Учащиеся высказывают предположения о способах питания растений, отвечают на вопросы учителя:

- Что нужно растениям для роста и развития? (вода, питательные вещества).

- А что еще необходимо для нормального роста и развития растениям?

- А как питаются растения?

- Этот вопрос интересовал многих ученых с давних пор. На этот вопрос мы с вами и попытаемся ответить в течение урока.


IV. Постановка целей учебной деятельности (2 мин)

Используемые методы: частично-поисковый.


Учащиеся предполагают цели, которые им нужно достигнуть на уроке, учитель помогает учащимся сформулировать цели урока, предлагает записать тему урока (слайд 3)


V. Изучение нового материала (25 мин)

Используемые методы: объяснительно-иллюстративный, самостоятельная работа с учебной литературой.

1) Знакомство с опытами Гельмонта и Пристли.

1. Рассказ учителя. (слайд 4)

В 17 веке голландский естествоиспытатель Ван Гельмонт провел такой опыт. Он взял глиняный горшок, насыпал в него 90 кг предварительно высушенной почвы и посадил ивовую ветку весом 2,3 кг. Поверхность почвы прикрыл, чтобы туда не проникала пыль из воздуха. Растение поливал дождевой водой в течение 5 лет. Через пять лет иву выкопали, очистили от почвы и взвесили. Ива весила 77 кг, а вес почвы уменьшился всего на 60 г. Каким образом ива добыла почти 75 кг веществ, из которых построила свой организм? (если дети назовут, что из-за воды, сказать, что Ван Гельмонт тоже так думал, но последующие опыты ученых, это предположение не подтвердили).

Над этим вопросом ученые работали не одно столетие. И пришли к выводу: (как вы думаете, какому?) растения вырабатывают вещества сами. Об этом процессе хорошо написано в вашем учебнике.

2. Работа с учебником.

- Откройте учебник на стр. 53, прочитайте пятый абзац, и стр. 54. первый абзац.

Давайте обсудим, что же вы узнали из учебника? (ответы детей).

1.Из каких веществ растения создают органические вещества?

2.Откуда растения поглощают необходимые им вещества?

3. Что образуется в растениях кроме органических веществ?

Ребята, то что растения выделяют кислород было установлено еще в 1771 году выдающимся ученым Джозефом Пристли. О нем вы еще узнаете много интересного на уроках физики и химии в старших классах. А я предлагаю вам познакомиться с его опытом прямо сейчас. (слайд 5)

Ученый посадил под стеклянный колпак мышь. Как вы думаете, что с ней произошло через какое-то время? (Умерла).

- А почему? (Ей не хватало кислорода).

- Тогда Пристли под колпак вместе с мышью поставил веточки мяты. С какой целью он это сделал? (проверить поведение мыши).

- На этот раз мышь чувствовала себя превосходно, она свободно дышала и даже пыталась бегать в маленьком пространстве.

- Вот как об этом написал сам Пристли: «Это было сделано в начале августа 1771 года. Через восемь-девять дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты; и побег мяты вырос почти на три дюйма (7,5 см), кроме того, на старых ветвях образовалось несколько новых».

-Как вы считаете, что доказал Пристли в этом опыте? (растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ).

2) Знакомство с процессом фотосинтеза;

Ребята, как звучит наша тема урока? (ответы учащихся). Значит, мы с вами должны выяснить, что такое фотосинтез?

  1. Работа с учебником.

Давайте познакомимся с определением фотосинтеза в учебнике. Откройте стр. 54 и найдите это определение, прочитайте его (читать вслух). Давайте разберемся, о чем мы прочитали. Найдите в рабочих картах определение фотосинтеза и выполните задание (самостоятельная работа с обсуждением).

Вопросы для работы с определением:

  1. Где происходит фотосинтез? (в клетках растений)

  2. Какое условие необходимо для протекания процесса фотосинтеза? (свет)

  3. Что образуется в процессе фотосинтеза? (органические вещества)

  4. Какие вещества необходимы для процесса фотосинтеза? (вода и уг.газ)

  5. Какое вещество выделяется в окружающую среду? (кислород)

3) Изучение условий протекания процесса фотосинтеза.

1. Парная работа с рисунками.

-Ребята, я вам предлагаю смоделировать процесс фотосинтеза и записать его схему. У вас на партах есть рисунок и карточки со словами, вам нужно распределить карточки со словами по рисунку возле соответствующих стрелочек. Если вы испытываете затруднения, обратитесь к учебнику на стр.54 (пока дети работают, хожу проверяю, затем щелкаю презентацию и предлагаю проверить правильность выполнения задания). (слайд 6)

На карточках слова: углекислый газ, вода, органические вещества, солнечный свет, кислород.





Солнечный свет

кислород



углекислый газ

органические вещества


вода


4) Знакомство с автотрофами и гетеротрофами.

Ребята, в биологии живые организмы, способные производить органические вещества из неорганических называются автотрофами, а те организмы, кто не способен к фотосинтезу, называются гетеротрофы. (слайд 8) К автотрофам относятся зеленые растения, некоторые протисты и бактерии, а гетеротрофы – это все животные, грибы, многие бактерии и протисты.

5) Значение фотосинтеза в природе и жизни человека.

Ребята, как вы считаете, фотосинтез, о котором мы с вами сегодня говорим, это важный процесс в природе? (да). Почему? (выделяемый кислород используется животными и человеком для дыхания). А растениям кислород нужен? (да). Для чего? (для дыхания). А органические вещества как используются растениями? (если дети испытывают затруднения с ответом, прочитать информацию в учебнике на стр. 55).

Физкультминутка (2 мин)


VI. Закрепление изученного материала (5 мин)


Вы сегодня молодцы, хорошо поработали над новым материалом, и я предлагаю закрепить полученные знания. Прошу вас выполнить задание на закрепление в ваших рабочих картах. На работу вам отводится 5 минут.

Проверка выполнения (правильные ответы на слайде 9)

Подвести итог урока:

- Итак, ребята, вспомним, какой вопрос мы с вами задавали в начале урока? Можете вы теперь ответить на него? (дети отвечают на вопрос).

Отметки за урок.


VII. Домашнее задание (1 мин) (слайд 10)

§ 13 учить и пересказывать, ответить на вопросы 1-4. Для тех, кто желает получить отметку «7-8» -дополнительно задание 5, на «9-10» выполняем дополнительно задания 5 и 6.


VIII. Рефлексия (2 мин)

Провести в виде игры «Да - Нет». Учитель задает вопрос в класс и бросает мячик ученику. Ученик отвечает на вопрос учителя.

  1. Фотосинтез протекает только на свету. (да)

  2. Необходимые условия фотосинтеза – вода и кислород. (нет)

  3. В процессе фотосинтеза в окружающую среду выделяется углекислый газ. (нет)

  4. Фотосинтез происходит только в хлоропластах. (да)

  5. В процессе фотосинтеза в клетках растений образуются органические вещества. (да).

Спасибо, ребята за работу на уроке, мне с вами было очень интересно работать.