Учитель русского языка и литературы Аджихалилова .З. Р
10.12.2015. 7 класс
Тема: Написание деепричастий с НЕ
Цель:1. активизировать знания по теме «Причастие», «Деепричастие»; формировать умение нахождения деепричастий в тексте, вычленения деепричастного оборота, определять слитное и раздельное написание НЕ с деепричастиями 2.уметь расставлять знаки препинания в предложении при деепричастии и деепричастном обороте. 3. Развивать орфографическую зоркость, читательский кругозор, привить интерес к книге
Тип урока: урок-экскурсия . Знакомство с библиотеками страны.
Оборудование: презентация, карточки-тесты, индивидуальные карточки
Ход урока:
1.Орг.момент (приветствие, объявление темы и цели урока)
2.Слово учителя. Сегодня, ребята, мы отправимся в путешествие по известным библиотекам и посетим залы русского языка. И начнем наше путешествие с древнеегипетской библиотеки Рамзеса 2, который называл библиотеку «Аптека для души» ( слайд 1)
Учитель читает стихотворение;
Здесь книги рядами стоят
Открою страницу-услышу
Полынные ветры гудят,
Ковыльные травы колышут.
Ненавязчиво и мудро
Учит книга жить,
Быть красивым, умным, добрым
Верить и любить.
Мы сегодня будем библиотекарями, работающими в залах деепричастия, а наши гости-посетителями. Мы им расскажем о деепричастии и познакомим с нашей темой урока. Но экскурсоводами могут стать те, кто пройдет испытание.
3. библиотеки-наши сокровищницы, сокровища, как известно,(слайд 2) охраняют змеи и драконы. Вы знаете, что змеи не слышат, а видят. Поэтому мы им просигнализируем. (приготовить 2 карточки: зеленые и красные ) , образовать от данных глаголов причастия при помощи суффиксов: зеленая карточка суф. –ащ, -ящ; Красная - -ущ,- ющ (ученики поднимают карточки, работа проводится устно).
Рисовать (рисующий), писать (пишущий), лаять (лающий), лежать (лежащий), прыгать (прыгающий), желтеть (желтеющий), читать (читающий), стелить (стелющий), дышать (дышащий), слышать (слышащий), ( испытание прошли)
4. Итак, наш первый зал в котором представлены деепричастия -это Российская детская библиотека в Москве.. (слайд 3)
Экскурсоводом по залу вызываются 2 учащихся. 1 учащийся. Задание –(рассказать правило) проводит пресс-конференцию и отвечает на вопросы по теме «Деепричастие»
2 учащийся проводит синтаксический разбор предложения:
Лес прислушивался, затаив дыхание.
5. Прежде чем мы сможем попасть в следующий зал -Центральная библиотека им. А.Пушкина . Евпатория (слайд 4) нам нужно выполнить задание ( на доске слова: ненавидеть, не смотреть, негодовать, не услышав) раскройте скобки и запишите слова правильно. 2 учащихся . 1 работает с карточками:глагол-наречие( собрать карточки) . 2 учащийся расскрывает скобки
---С какой целью мы записали эти слова, какое отношение они имеют к нашей теме?
--Работа с учебником. Чтение правила, сделать вывод
Мы справились с заданием и можем войти в зал Центральной детской библиотеки им. Пушкина.
6. мы переходим в Библиотеку «Читальня Тургенева».(слайд 5) Расположитесь поудобнее и выполняем Упр 170.
7. Творческая работа. По схеме составить предложения ( на доске схемы)
1 ученик в это время работает у доски: (раскрыть скобки)
Не чувствуя опасности, не думая ни о чем, не доезжая до станции, не доходя до места, не мог не знать, ничего не жалея, не продумав маршрута.
8.Р.д.
Слитно раздельно
неудомевая Не чувствуя опасности
ненавидя ложь не говоря лишних слов
соситавить предложения
9 В.д. выписать из текста не с деепричастиями ( на слух)
1 Недоумевая, я стал перечитывать письмо.
2.Не зажигая огня, мы сидели и тихо разговаривали
3.никто не знал о предполагаемой разлуке
4.Глаза птицы, не мигая, смотрели на вечернее солнце.
10. По рисункам составить предложения, используя деепричастные обороты.(слайд 8)
11. Игра 4 лишнее слово: (на доске)
А) расправь, выпав, пройдя, разговаривая;
В) стремглав, выполнив, радуясь, укрыв;
Г) навзничь, объевшись, белая, двигая.
12 Вот и подошло к концу наше путешествие по залам библиотек. В Крыму тоже есть библиотеки, достойные внимания (слайд 9), но не забывайте и о нашей скромной бибилотеке, двери которой всегда открыты для вас, веди книга-это корабли мыслей, странствующие по волнам времени
Ученик читает стихи :
Шелест книжных страниц
Нам сопутствует в жизни повсюду,
От бурлящих столиц
До поселка у тихой запруды,
От горячих низин
До просторов Полярного круга,
От кудрей до седин,
Книга – нет у нас лучшего друга.
(В. Инбер)
13 Итог. Слово учителя: Прощаясь с волшебным миром, мы оставим о себе воспоминания и выполним тесты
Тесты:
Как пишется частица не с деепричастиями: (не)осознав, (не)увидев, (не)услышав, (не)прочитав, (не)зная, (не)любя, (не)понимая, (не)стараясь, (не)простив, (не)ощутив?
1)Слитно
2) Раздельно
Как пишется частица не с деепричастиями: (не)годуя, (не)навидя, (не)додав, (не)взлюбив, (не)довыполнив, (не)долюбливая, (не)досыпая, (не)домогая, (не)доумевая, (не)досмотрев за щенком?
1)Слитно
2) Раздельно
Верно ли написаны деепричастия с не: не торопясь, не допоняв, не досчитавшись, неслушая, не вымыв, не купив, не думая, не подумав, недооценивая, недоговаривая?
1)Да
2)Нет
Какие орфограммы повторили?
Что узнали о написании Не с деепричастиями
14. Домашнее задание Упр