Урок 10
Жизнь и творчество И. А. Крылова.
Басни «Обоз», «Лягушки, просящие Царя».
Здравствуйте!
О каком жанре литературы мы будем говорить на уроке?
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят. (Князь. П.Вяземский)
Произведения какого баснописца мы будем изучать на уроке? И.А. Крылова.
Запишите тему: Жизнь и творчество И. А. Крылова. Басни «Обоз», «Лягушки, просящие Царя».
Задачи урока:
1.Вспомнить биографию Крылова.
2.Узнать историю создания басни «Обоз».
3.Выяснить скрытый смысл басен Крылова.
Что такое басня? Если ученики не помнят, пусть запишут определение:
Басня – это небольшое нравоучительное произведение, построенное на иносказании и содержащее мораль.
Что такое мораль? Басня начинается или заканчивается моралью – выводом (поучением), где объясняется смысл басни.
В основе любой басни есть аллегория. Что такое аллегория?
АЛЛЕГО́РИЯ — иносказание, толкование заложенного в художественном произведении скрытого, тайного смысла.
Что вы помните о биографии Крылова?
Посмотрите видео и ответьте на вопросы:
1.Где родился? В Москве
2.В какой город переехали в 1775 г.? Переехали в Тверь
3.В каком возрасте начал работать? В 10 лет уже подрабатывал.
4.Чему посвятил почти 10 лет своей жизни Крылов? Он путешествовал по городам и деревням России
5.Сколько басен создал? 200 басен
6.Какое событие аллегорически передано в басне «Обоз»? История взаимоотношений Кутузова и Александра I, их тактика ведения войны.
Послушайте басню «Обоз» и назовите героев басни.
Перечитайте басню и ответьте на вопросы:
1.Как вёз обоз добрый конь? «На крестце, почти нёс повозку», конь спускался очень медленно.
2.Кто ругал коня? Почему? Коня ругала молодая лошадь, все усилия коня ей казались напрасными. Она была уверена, что справиться лучше и быстрее.
3.Что произошло, когда молодая лошадь стала спускать воз с горы? Повозка развалилась, лошадь упала.
4.Почему повозка развалилась? Лошади всё казалось простым и лёгким, но на деле у неё не было опыта. Она поторопилась, упала, все горшки разбились.
5.В чём заключена мораль этой басни? Последнее четверостишие и есть мораль. Легко осуждать человека, глядя на него со стороны. А в трудной ситуации не каждый может правильно оценить обстановку и принять верное решение. В такой ситуации лучше слушать опытных людей.
Подумайте, данная ситуация возможна только при спуске с горы или в любом деле, при выполнении любой работы?
Послушайте вторую басню Крылова «Лягушки, просящие царя» и ответьте на вопрос:
Сколько царей было у лягушек? Два царя.
Перечитайте басню до слов «Чтоб им Юпитер…» и ответьте на вопросы:
1.Чем были недовольны лягушки? Им не нравилось народное правление, они хотели царя.
2.Кто был первым царём лягушек? Осиновый чурбан.
3.Каким царём был чурбан? Не суетлив, не вертопрашен, степенен, молчалив и важен.
4.Как сначала вели себя с царём лягушки? Почему? Сначала лягушки царя боялись.
5.Как потом вели лягушки себя с царём? Самые наглые стали на него залезать. Проявлять своё неуважение. Остальные перестали его уважать. Лягушки стали смелы и дерзки, а потом и вовсе ни во что не ставили нового владыку.
6.Как быстро им наскучил царь? Через 3 дня.
Перечитайте басню со слов «Чтоб им Юпитер…» и до конца, ответьте на вопросы:
1.Кем был новый царь? Новым царём стал Журавль.
2.Чем недовольны лягушки? Новый царь расправляется с ними, журавль съедает лягушек. Они хотели более властного и жестокого царя, лягушки его получили, но это не принесло им счастья.
3.Что ответил «глас с неба»? Глас с неба сказал, что лягушки наказаны за то, что всё время чем-то недовольны. Они не ценят то, что у них есть. Какого царям им не дай, он будет плохим.
4.В каких строках заключена мораль басни?
Вы взбунтовались в вашей луже,
Другой вам дан - так этот очень лих;
Живите с ним, чтоб не было вам хуже!»
Это урок людям: они хотят изменить свою жизнь через вмешательство извне, не учитывая того, что общество должно развиваться постепенно, исторически. Глупые Лягушки исходят только из своих представлений о власти, но их ума не хватает на то, чтобы понять необходимость постепенного развития общественных отношений. За это их и наказывает бог. В басне автором используются разговорные и просторечные выражения: «треснулся на царство», «со всех Лягушки ног в испуге пометались», «вот пуще прежнего и кваканье, и стон», «глотает их, как мух». Многие слова и выражения устарели («Почто ж вы прежде жить счастливо не умели?»). Но мысль крыловской басни не устарела, она по-прежнему значительна, вызывает и грусть, и смех в одно и то же время.
Возвращаемся к задачам урока. Всё ли получилось? Да.
Рефлексия.
Ответьте на вопросы:
1.Что нового вы узнали сегодня на уроке?
2.С какими теоретическими сведениями вам было трудно работать?
3.Какая из басен вам понравилась больше? Почему?
Домашнее задание: вспомнить, кем был Ермак Тимофеевич.