СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 8 классе "Сердце и его строение".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на тему "Сердце и его строение".Ученики часто эту тему усваивают плохо, это один из вариантов, позволяющий освоить материал продуктивно.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 8 классе "Сердце и его строение".»

Учитель биологии ГБОУ СОШ № 12 г. Севастополя

Заславская Светлана Алексеевна. Первая квалификационная категория.

«Кровеносная система. Сердце , его строение».

Цель урока:

Обучающая: ознакомить учащихся с кровеносной системой и особенностями кровообращения в теле человека и его значением; конкретизировать знания учеников о строении с свойствах сердечной мышцы; сформулировать конкретные представление о строении сердца;, связи его строения с функциями.

Воспитательная:продолжить формировать научное мировоззрение на основе знаний об эволюции кровеносной системы;

Развивающая:раззвивать умение сравнивать , анализировать и обобщать умение и навыки работы с текстом учебника , рисунками.

Ученики должны :

Знать:строение с свойства сердечной мышцы; строение и функции сердца.

Уметь:определять взаимосвязь между строением сердца и его функциями; объяснять значение сердца и кровообращения.

Иметь представление об эволюции органов кровообращения; истории открытия кровобращения Гарвеем(1628г.); кровоснабжение сердца; коронарный круг кровообращения ;

Тип урока: усвоение новых знаний, формирование умений и навыков; интегрированный.

Методы:

1.Информационно-рецептивный:

.рассказ, пояснение, работа с учебником, демонстрация таблиц, презентации, видеоурок.

2. Системно – структурный:

Тестовые задания, заполнение таблицы и схемы в тетради.

3. Поисковый:

Подготовка коротких сообщений об истории открытия кровообращения, электрокардиограммы.

4. Стимулирования и мотивации.

5. Контроль и взаимоконтроль.

Формы работы:групповая, парная, индивидуальная , фронтальная.

Межпредметные связи:химия, физика, литература, бионика, медицина.

Оборудование:таблицы «строение сердца» , «эволюция кровеносной системы», разборная модель сердца, презентация, видеоурок.

Понятия и термины:эндокард, миокард, эпикард, предсердия, электрокардиограмма.



Ход урока:

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация опорных знаний учащихся.

Учитель: Что такое кровь? Какой состав она имеет и какие функции выполняет?

Тест

  1. Примером какой ткани является кровь?

А. соединительная; б. мышечная; в. Нервная; г. Эпителиальная;

2. В состав плазмы крови входят:

А.форменные элементы; б. неорганические вещества; в. Органические вещества; г. Кровяные пластинки;

3. Основная функция эритроцитов:

А. защитная; б. транспорт кислорода; в. Оседани крови;

4. К форменным элементам крови принадлежат:

А. белки; б. жиры; в. Эритроциты; г. Тромбоциты; д. плазма крови; е. лейкоциты;

Ученики осуществляют взаимоконтроль.Учитель зачитывает правильные ответы , а ученики оценивают свои работы.

Проводим парную работу:

*Какую функцию выполняет кровь?

*. В каком случае кровь может выполнять свои функции?

*Какая система органов обеспечивает движение крови?

*Какие органы входят в состав сердечно- сосудистой системы?

*Какие кровеносные сосуды вы знаете?

*Назвать признаки артериальной и венозной крови.

*Какой орган обеспечивает движение крови по сосудам?

3.Мотивация учебной деятельности.

Учитель предлагает самостоятельно сформулировать тему урока.

Сердце –центральный орган кровеносной системы , который обеспечивает движение крови по сосудам.

  1. Изучение нового материала:

Используя материал таблицы «Эволюция кровеносной системы хордовых» и с целью формирования у учащихся логического мышления предлагается заполнить таблицу.

животные

Отделы сердца

Количество кругов кровообращения

рыбы

Предсердие, желудочек

один

земноводные

Два предсердия, один желудочек

два

пресмыкающиеся

Два предсердия, один желудочек

два

Крокодилы, птицы, млекопитающие

Два предсердия, два желудочка

два

Слайд 1-4

Учащиеся формулируют ввод: система кровообращения появилась у животных в связи с повышением активности и увеличением размеров их тела , а появление четырехкамерности сердца обеспечило появлением теплокровности и высокой активности птиц и млекопитающих.

Значение сердца, его расположение и масса.

Работа с учебником с. 76 УМК В.В.Пасечника .Параметры сердца: масса – 250- 350 г., длина- 14-16 см, толщина- 12-15 см. (размер сердца соответствует размеру кулака человека).Кровь течет по замкнутому кругу: сердце – артерии- капилляры – венулы – сердце.У человека 2 круга кровообращения: большой и малый (легочный).

Просмотр видеофильма «Строение и работа сердца».

Учащиеся делают вывод: кровь двигается в одном направлении – от предсердий к желудочку. Обговариваем роль створчатых и полулунных клапанов. Нарушение их работы вызывает тяжелые заболевания. Слайд 5-7.

Интересно знать:

*По коронарным артериям, снабжающим кровью мышцы сердца, за сутки протекает 500 литров крови.

*Масса сердца составляет 1/200 от веса тела, на жизнедеятельность сердца затрачивается 1/20 всех энергетических ресурсов, используемых всеми другими органами, поскольку обмен веществ в сердечной мышце в 10-20 раз интенсивнее, чем в других органах.

* Кровь – это коллоидно – полимерный раствор, в котором вода является растворителем, а белки и их комплексы – коллоидными компонентами.

Учащиеся формулируют вывод: само сердце требует большого количества кислорода и питательных веществ.

Исследования нашего организма невозможно представить без использования электрокардиографа, показания которого очень важны при обследования состояния сердечной мышцы. ( Рассматриваем кардиограммы).

  1. Обобщение и систематизация знаний.

С целью систематизации и обобщения знаний учитель предлагает составить диаграмму Вена: сравнить строение и функции правого и левого предсердий и желудочков.

  1. Домашнее задание: Изучить параграф 17 , ответить на вопросы на стр.80, подготовить материал об истории открытия лимфообращения.

  2. Рефлексия.Что я узнал----

Что было мне интересно услышать---

В чем я не разобрался--------------

Какое у меня настроение после урока-------------