Учитель биологии ГБОУ СОШ № 12 г. Севастополя
Заславская Светлана Алексеевна. Первая квалификационная категория.
«Кровеносная система. Сердце , его строение».
Цель урока:
Обучающая: ознакомить учащихся с кровеносной системой и особенностями кровообращения в теле человека и его значением; конкретизировать знания учеников о строении с свойствах сердечной мышцы; сформулировать конкретные представление о строении сердца;, связи его строения с функциями.
Воспитательная:продолжить формировать научное мировоззрение на основе знаний об эволюции кровеносной системы;
Развивающая:раззвивать умение сравнивать , анализировать и обобщать умение и навыки работы с текстом учебника , рисунками.
Ученики должны :
Знать:строение с свойства сердечной мышцы; строение и функции сердца.
Уметь:определять взаимосвязь между строением сердца и его функциями; объяснять значение сердца и кровообращения.
Иметь представление об эволюции органов кровообращения; истории открытия кровобращения Гарвеем(1628г.); кровоснабжение сердца; коронарный круг кровообращения ;
Тип урока: усвоение новых знаний, формирование умений и навыков; интегрированный.
Методы:
1.Информационно-рецептивный:
.рассказ, пояснение, работа с учебником, демонстрация таблиц, презентации, видеоурок.
2. Системно – структурный:
Тестовые задания, заполнение таблицы и схемы в тетради.
3. Поисковый:
Подготовка коротких сообщений об истории открытия кровообращения, электрокардиограммы.
4. Стимулирования и мотивации.
5. Контроль и взаимоконтроль.
Формы работы:групповая, парная, индивидуальная , фронтальная.
Межпредметные связи:химия, физика, литература, бионика, медицина.
Оборудование:таблицы «строение сердца» , «эволюция кровеносной системы», разборная модель сердца, презентация, видеоурок.
Понятия и термины:эндокард, миокард, эпикард, предсердия, электрокардиограмма.
Ход урока:
Организационный этап.
Актуализация опорных знаний учащихся.
Учитель: Что такое кровь? Какой состав она имеет и какие функции выполняет?
Тест
Примером какой ткани является кровь?
А. соединительная; б. мышечная; в. Нервная; г. Эпителиальная;
2. В состав плазмы крови входят:
А.форменные элементы; б. неорганические вещества; в. Органические вещества; г. Кровяные пластинки;
3. Основная функция эритроцитов:
А. защитная; б. транспорт кислорода; в. Оседани крови;
4. К форменным элементам крови принадлежат:
А. белки; б. жиры; в. Эритроциты; г. Тромбоциты; д. плазма крови; е. лейкоциты;
Ученики осуществляют взаимоконтроль.Учитель зачитывает правильные ответы , а ученики оценивают свои работы.
Проводим парную работу:
*Какую функцию выполняет кровь?
*. В каком случае кровь может выполнять свои функции?
*Какая система органов обеспечивает движение крови?
*Какие органы входят в состав сердечно- сосудистой системы?
*Какие кровеносные сосуды вы знаете?
*Назвать признаки артериальной и венозной крови.
*Какой орган обеспечивает движение крови по сосудам?
3.Мотивация учебной деятельности.
Учитель предлагает самостоятельно сформулировать тему урока.
Сердце –центральный орган кровеносной системы , который обеспечивает движение крови по сосудам.
Изучение нового материала:
Используя материал таблицы «Эволюция кровеносной системы хордовых» и с целью формирования у учащихся логического мышления предлагается заполнить таблицу.
животные | Отделы сердца | Количество кругов кровообращения |
рыбы | Предсердие, желудочек | один |
земноводные | Два предсердия, один желудочек | два |
пресмыкающиеся | Два предсердия, один желудочек | два |
Крокодилы, птицы, млекопитающие | Два предсердия, два желудочка | два |
Слайд 1-4
Учащиеся формулируют ввод: система кровообращения появилась у животных в связи с повышением активности и увеличением размеров их тела , а появление четырехкамерности сердца обеспечило появлением теплокровности и высокой активности птиц и млекопитающих.
Значение сердца, его расположение и масса.
Работа с учебником с. 76 УМК В.В.Пасечника .Параметры сердца: масса – 250- 350 г., длина- 14-16 см, толщина- 12-15 см. (размер сердца соответствует размеру кулака человека).Кровь течет по замкнутому кругу: сердце – артерии- капилляры – венулы – сердце.У человека 2 круга кровообращения: большой и малый (легочный).
Просмотр видеофильма «Строение и работа сердца».
Учащиеся делают вывод: кровь двигается в одном направлении – от предсердий к желудочку. Обговариваем роль створчатых и полулунных клапанов. Нарушение их работы вызывает тяжелые заболевания. Слайд 5-7.
Интересно знать:
*По коронарным артериям, снабжающим кровью мышцы сердца, за сутки протекает 500 литров крови.
*Масса сердца составляет 1/200 от веса тела, на жизнедеятельность сердца затрачивается 1/20 всех энергетических ресурсов, используемых всеми другими органами, поскольку обмен веществ в сердечной мышце в 10-20 раз интенсивнее, чем в других органах.
* Кровь – это коллоидно – полимерный раствор, в котором вода является растворителем, а белки и их комплексы – коллоидными компонентами.
Учащиеся формулируют вывод: само сердце требует большого количества кислорода и питательных веществ.
Исследования нашего организма невозможно представить без использования электрокардиографа, показания которого очень важны при обследования состояния сердечной мышцы. ( Рассматриваем кардиограммы).
Обобщение и систематизация знаний.
С целью систематизации и обобщения знаний учитель предлагает составить диаграмму Вена: сравнить строение и функции правого и левого предсердий и желудочков.
Домашнее задание: Изучить параграф 17 , ответить на вопросы на стр.80, подготовить материал об истории открытия лимфообращения.
Рефлексия.Что я узнал----
Что было мне интересно услышать---
В чем я не разобрался--------------
Какое у меня настроение после урока-------------