СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 9 классе "Получение и передача переменного тока. Трансформатор"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок был разработан на открытый урок в 9 классе, успешно проведён.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 9 классе "Получение и передача переменного тока. Трансформатор"»

План открытого урока

Тип урока: комбинированный урок

Методы обучения: наглядный, словесный

Тема урока: трансформаторы

Основная цель урока: изучение типов трансформаторов, принципы действия, режимов работы, применение трансформаторов.

Цель методическая: показать методы активизации мыслительной деятельности студентов на основе использования информационных технологий.

Задачи урока:

  1. Обучающие:

- Знакомство с классификацией трансформаторов.

-формирование знаний о конструкции и принципов действия однофазных и трехфазных трансформаторов

2. Развивающие

- пространственное воображение

- логическое мышление

- познавательного интереса к процессу изучения трансформаторов

3. Воспитательные

- воспитание сознательного применения полученных знаний в будущей профессиональной деятельность

- способность аналитического сравнения

Материально – технические обеспечения урока

- Однофазный трансформатор

- Автотрансформатор

- Трехфазный трансформатор

- Презентация по вышеуказанной теме

- ПК, интерактивная доска, мультимедийный проектор

- Опорный конспект


Межпредметные связи: математика, физика, детали машин, технологические оборудования.

Содержание урока

  1. Повторение темы «Соединение обмоток, нагрузки звездой и треугольником», закона электромагнитной индукции, взаимоиндукции.

  2. Ознакомление с темой, целью и планом урока.

  3. Объяснение новой темы

    1. Просмотр презентации на интерактивной доске

    2. Назначение и классификация трансформаторов

    3. Устройство трансформатора

    4. Принцип действия однофазного трансформатора. Коэффициент

    5. Автотрансформаторы, измерительный трансформаторы

    6. Трехфазные трансформаторы

    7. Режимы работы трансформаторов

    8. Применение трансформаторов

  4. Закрепление нового материала

- Назвать виды трансформаторов

- Назвать основные части трансформаторов

- Особенности применения трехфазных трансформаторов

- Выполнение итогового теста по теме «Трансформаторов»

- Фронтальная проверка теста

5. Задания на дом

- Опорный конспект

6. Подведение итогов урока


Приложения:

Раздаточный материал

Итоговый тест

Литература


I. Повторение: СЛАЙД 1

  1. В чем заключается явление самоиндукции? (Расскажите, как изучалось данное явление на опыте).

  2. При каком условии во всех опытах в катушке, замкнутой на гальванометр, возникал индукционный ток?

  3. В чем важность открытия явления электромагнитной индукции?

II. Кроссворд: СЛАЙД 2

III. Изучение нового материала: СЛАЙД 3

Благодаря огромной теоретической и практической работе учёных по изучению индукционного тока, сегодня в каждом доме есть электрическая энергия. На предыдущих уроках мы рассматривали простейшие опыты, которые легли в основу тех механизмов, которые помогают произвести и доставить электрическую энергию всем потребителям. В наши дома поступает переменный электрический ток.

СЛАЙД 4: Если периодически перемещать постоянный магнит в катушке вверх и вниз в течение нескольких секунд, мы увидим, что стрелка гальванометра отклоняется от нулевого деления то в одну, то в другую сторону. Это и есть переменный ток.

СЛАЙД 5: Переменный электрический ток - периодически меняющийся со временем по модулю и направлению электрический ток.

СЛАЙД 6: Приборы потребителей в определенных странах рассчитаны на конкретную частоту переменного тока. В России и в СНГ – 50 Гц, в США – 60 Гц.

Т.е. за 1 секунду переменный ток совершает 50 колебательных движений. Это движение удобно рассмотреть на графике силы переменного тока от времени.

СЛАЙД 7:Сегодня мы с вами рассмотрим, какие устройства производят переменный электрический ток и как он попадает к нам в дома.

Чтобы получить переменный электрический ток, созданы различные электростанции: гидравлические, тепловые, атомные и др. станции.

В гидроэлектростанциях механическая энергия воды преобразуется в электроэнергию переменного тока с помощью генератора. Принцип работы основан на принципе электромагнитной индукции. На тепловых станциях энергия сгораемого топлива преобразуется в энергию электрического тока с помощью турбогенераторов. На атомных станциях энергия расщепления урана в реакторе превращается в электроэнергию.

СЛАЙД 8: Рассмотрим индукционные генераторы. Простейшим из них является вращение замкнутого контура в подковообразном магните.

СЛАЙД 9: Для получения энергии в промышленном масштабе используют генераторы переменного тока, принцип устройства которого мы рассмотрим. Промышленный генератор состоит из следующих основных элементов: неподвижной части, её называют статором и подвижной – ротором. Ротор генератора представляет собой электромагнит, он создаёт магнитное поле, которое вырабатывает переменный ток в медных контурах, которые располагаются в статоре. Вращение ротора на тепловых электростанциях вызвана мощным паровым потоком. На гидроэлектростанциях – потоками воды.

СЛАЙД 10: Чтобы передать электроэнергию от электростанции к потребителям, используют линии электропередач. Во время прохождения тока по проводам, происходит частичная потеря энергии за счёт нагревания проводов, чтобы снизить потери энергии при передачи тока на дальние расстояния, и при этом не снижать мощность тока, необходимо увеличить получаемое от генератора напряжение.

СЛАЙД 11: Электростанции вырабатывают ток невысокого напряжения (несколько сотен киловольт и не привышает 25кВ), поэтому с помощью специального устройства трансформатора, его повышают и передают по проводам. И только в близи потребителя опять же с помощью трансформатора его понижают до нужного напряжения, привычного нам 220 В.

СЛАЙД 12: Это устройство было изобретено русским учёным, изобретателем Павлом Николаевичем Яблоковым.

СЛАЙД 13: Оно состоит из двух катушек, охватываемых общим магнитным потоком. В зависимости от числа витков на катушках, будут различать трансформаторы повышающие и понижающие. Если число витков на первичной обмотке N1 меньше чем на вторичной N2, трансформатор повышающий, если число витков на первичной обмотке N1 больше чем на вторичной N2, то трансформатор понижающий.

IV. Тест.

V. Опыты: А сейчас рассмотрим школьный трансформатор, и рассмотрим несколько опытов.

VI. Закрепление:

Задание на дом: Читать параграф 46 стр. 193-199; упр. 43(1,2)

VII. Рефлексия:

1. Что нового узнали на уроке?

2. Понравилась ли пройденная тема?

Классификация трансформаторов

Трансформаторы можно классифицировать:

По признаку функционального назначения

- трансформаторы питания

-трансформаторы согласования

Рассмотрим трансформаторы питания, их можно классифицировать

  1. По напряжению

-низковольтные

-высоковольтные

2. В зависимости от числа фаз преобразуемого напряжения

-Однофазные

-трехфазные

3. В зависимости от числа обмоток

-двухобмоточные

-многообмоточные

4. В зависимости от конфигурации магнитопровода

-стержневые

-броневые

5. В зависимости от мощности

-малой мощности

-средней мощности

-большой мощности

6. В зависимости от способа изготовления магнитопровода

-пластичные

-ленточные

7. В зависимости от коэффициента трансформации

-повышающие

-понижающие

8. В зависимости от вида связи между обмотками

-с электромагнитной связью(с изолированными обмотками)

-с электромагнитной и электрической связью (со связанными обмотками)

9. В зависимости от конструкции всего трансформатора

-открытые

-закрытые

10. В зависимости от назначения

-выпрямительные

-анодно-накальные и т.д.

11. В зависимости от рабочей частоты трансформаторы делят на трансформаторы:

-пониженной частоты (менее 50 Гц)

-промышленной частоты (50 Гц)

-повышенной промышленной частоты (400, 1000, 2000 Гц)

-повышенной частоты (до 10000 Гц)

-высокой частоты

Назначение трансформаторов и их применение

Трансформатор предназначен для преобразования переменного тока одного напряжения в переменный ток другого напряжения. Увеличение напряжения осуществляется с помощью повышающих трансформаторов, уменьшение – понижающих.

Трансформаторы применяют в линиях электропередачи, в технике связи, в автоматике, в измерительной технике и других областях.

В соответствии с назначением различают: силовые трансформаторы для питания электрических двигателей и осветительных сетей; специальные трансформаторы для питания сварочных аппаратов, электропечей и других потребителей особого назначения; измерительные трансформаторы для подключения измерительных приборов.

По числу фаз трансформаторы делятся на одно- и трехфазные. Трансформаторы, используемые в технике связи, подразделяют на низко- и высокочастотные.

Области применения трансформаторов.

Трансформаторы широко применяются для следующих целей:

1.1 Для передачи и распределения электрической энергии.

В настоящее время для высоковольтных линий электропередач применяются силовые трансформаторы с масляным охлаждением напряжением 330, 500 и 750 кВ, мощностью до 1200-1600 МВ*А.







Самоанализ урока физики в 9 классе по теме

«Трансформатор»

  Учитель: Усманова Р.Р.

Класс: 9

При планировании этого урока я учитывала следующие способности обучащихся: у большинства обучаемых сформировано положительное отношение к учебной деятельности, есть познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков, воспитаны чувства долга, ответственности и другие мотивы учения. Активность, работоспособность групп в целом достаточная, дружеская атмосфера, уровень словестно-логического мышления достаточный.  

Данный  урок является  одним из последних  в системе уроков по теме «Электромагнитное поле»

  Цели урока: выяснить условия существования переменного тока; познакомиться с устройством трансформатора, рассмотреть принцип его действия, достоинства, практическое применение.


Деятельность обучащихся на уроке  – все обучающиеся класса привлекались в различных видах деятельности: сборка электрической цепи, работа с компасом, проведение эксперимента с помощью вольтметра. Степень интереса к изучаемому материалу - достаточная. Активность и самостоятельность обучаемых проявлялась на каждом этапе урока. Психологическая атмосфера на уроке была доброжелательная. Использование различных видов деятельности позволили избежать умственного и физического перенапряжения обучащихся, высокую работоспособность класса. Сознательность усвоения проверена через рефлексию, которая показала, что почти у всех обучащихся было хорошее настроение, большинство обучащихся оценили свою деятельность. Подготовительный этап, настрой на хорошую работу и также эмоциональное завершение урока обеспечило повышение интереса к изучению физики.

Результат урока. Урок поставленных целей достиг. Плотность урока достаточная. Ребята самостоятельно делали выводы, проводили исследование: экспериментально определили электромагнитное поле в проводнике с током и обнаружили  электрический ток  в проводнике , находящегося в магнитном поле. Данные  исследования  привели к определению трансформатора. Содержания урока с точки зрения общих дидактических принципов соответствовали принципам: научность; наглядность; последовательность; связь с практикой.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!