СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 9 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок подготовлен для использования без дополнительной подготовки. Приложения дают возможность испльзовать как дополнительную информацию.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 9 классе»

Урок русского языка в 9-м классе по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными"

Цель: формирование пунктуационной грамотности обучающихся на уроках русского языка.

Задачи:1.показать особенности СПП с придаточными уступительными; научить различать придаточные уступки от других видов придаточных; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

2.развивать речь обучающихся.

3.воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: раздаточный материал. плакаты, мультипроектор

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.

1.Цифровой диктант .Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте в тетради цифру 1,если нет,0.Затем проверьте ответ и разберитесь в ошибках . -слайд 1.

Ответ на мои утверждения.1.Слово пунктуация произошло от « пунктуальный»(0)

2.В предложении Скоро будет лето в грамматической основе нет сказуемого(0)

3.В предложении Мы живём в городе, в котором строится много новых красивых домов

есть определение(1)

4.Придаточное предложение может стоять только после главного (0)

5.Независимое предложение в составе CПП называется главным.(1)

Ответ: 00101

2.Восстановите таблицу: ПРОС. БСП. СПП. слайд 2.

Учитель читает предложения, а учащиеся разносят их номера по колонкам

1.Распустились почки на деревьях , прилетели птицы.

2.Не выходи на улицу, потому что уже стемнело.

3.Светило солнце, но было очень холодно.

4.Я поднял книгу, упавшую со стола.

5.Я поднял книгу ,которая упала со стола.

2. Опрос теории по теме: “СПП”.

- Какие предложения мы с Вами изучаем?

- Какие предложения называются сложноподчиненными?

- На какие основные группы они делятся?

- Какие из них мы изучаем сейчас?

- Перечислим изученные обстоятельственные придаточные по цепочке.

III. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с обстоятельственными придаточными уступки (в схеме появляется запись “уступки”) или по - другому уступительными

- Запишем число и тему урока.

IV. Изучение новых знаний, формирование новых умений.

1. Запишем предложение, сделаем пунктуационный разбор (обучающийся работает у доски)

Хотя Петя не помыл посуду, мама отпустила его гулять.

(Акцент: слово “гулять” не входит в состав сказуемого, дети объясняют почему)

- Петя помыл посуду?

- Он хотел, чтобы мама отпустила его гулять?

- Он ждал уступки?

Слово учителя: “Это СПП с придаточным уступки”.

- Запишем следующее предложение и так же его разберем (у доски работает другой ученик).

Сколько ни стучали в дверь, никто не открыл.

- Объясните выбор написания частиц не и ни.

- В дверь стучали, хотели, чтобы им уступили и открыли?

- Значит какое это придаточное?

- Дверь открыли, уступили? А Пете уступили?

Слово учителя: “В СПП с придаточным уступки, ожидают её, но она может произойти, а может нет”.

- Посмотрите на СПП с уступительными придаточными и скажите, что мы можем сказать о действии в придаточном предложении по отношению к главному?

- На какой вопрос они отвечают?

(На доске появляется плакат:

Придаточные предложения со значением уступки указывают на действие, противопоставляемое действию в главном предложении, и отвечают на вопрос несмотря на что?)

- При помощи чего присоединялось в 1 предложении придаточное уступки?

- Какими союзами можно заменить союз хотя?

(аналогично с союзным словом во 2 предложении)

(Плакат дополняется следующей записью: слайд 3.

Средства связи:

Союзы:

Союзные слова:

хотя (хоть)

сколько ни

хотя…но

как ни

несмотря на


несмотря на то что


пусть


пускай




2. Запишем и разберем следующее предложение.

Хотя путник и не знал дороги, но все- таки вышел к поселку.

- Замените придаточное уступки деепричастным оборотом.

- Сделайте пунктуационный разбор.

- Какое из данных предложений точнее выражает значение уступки?

- Какие еще придаточные могут быть синонимичны деепричастным оборотам?

3. По следующим схемам составьте СПП с уступительными придаточными (устно по рядам). слайд 4.

1. [ ], (несмотря на то что…).

2. (Как ни …), [ ].

3. [ ,(хотя…), ]

- Запишите любое из составленных предложений в тетрадь.

- Что еще мы можем сказать о придаточных уступки?

V. Закрепление, систематизация, применение.

Работа по раздаточному материалу.

Раскройте скобки, расставьте пропущенные знаки препинания:

  1. (Не)смотря на гололед автобусы вышли на линию.

  2. (Не)смотря на меня он угрюмо шел.

  3. Куй железо, пока не остыло.

  4. Мы прекрасно провели время (не)смотря на то что лето выдалось дождливое.

  5. Нет таких дел, которые не одолел бы человек.

  6. Где ни просвищет грозный меч, где конь сердитый ни промчится, везде главы слетают с плеч…

1. Выпишите СПП предложение с уступительным придаточным, раскройте скобки, расставьте, если надо, пропущенные знаки препинания (проверка).

(Акцент: “несмотря” в составном союзе “несмотря на то что” пишется слитно, запятую перед “что” ставить не надо)

2. Работа по вариантам:

I вариант работает с первым предложением;

II вариант – со вторым предложением.

(При коллективной проверке акцент делается на слитном написании “несмотря” в составном предлоге “несмотря на” и раздельном написании частицы не с деепричастием во втором предложении)..

(При коллективной проверке делается акцент: это СПП с придаточным изъяснительным, “не смотря” пишется раздельно, перед “что” в сочетании “не смотря на то, что” ставится запятая).

3.Проверка усвоения материала. Записать предложения, определить вид придаточных,

Объяснить постановку знаков препинания.1.Маяк зажёг свой красный огонь, хотя было

ещё светло.2.Наш пароход тащили два буксира, несмотря на то, что он сам работал полным ходом.3.Точно молнии, ракеты освещают горизонт. 4.Всем известно. что Пушкин лучше всего писал осенью.5.Я давно свой край оставил, где цветут луга и чащи.

VI. Итог урока.

- С какими предложениями познакомились на уроке?

- Почему их так назвали?

- На что указывают придаточные уступки?

- При помощи чего присоединяются к главному предложению?

VII. Домашнее задание.

  1. Из статьи "Мильон терзаний" И.Гончарова найти и выписать пять СПП с уступительными придаточными.

  2. Стр. 77, упр. № 176 (II) (Русский язык: учебник для 9-ых классов общеобразовательных учреждений/[С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков и др.]. – 28-е изд. – М: Просвещение, 2006.).






















0 0 1 0 1













1.ПРОСТОЕ. 2. БСП.

3. СПП.









Средства связи:



Союзы:

Союзные слова:

хотя (хоть)

сколько ни

хотя…но

как ни

несмотря на


несмотря на то что


пусть


пускай








Раскройте скобки, расставьте пропущенные знаки препинания:

  1. (Не)смотря на гололед автобусы вышли на линию.

  2. (Не)смотря на меня он угрюмо шел.

  3. Куй железо, пока не остыло.

  4. Мы прекрасно провели время (не)смотря на то что лето выдалось дождливое.

  5. Нет таких дел, которые не одолел бы человек.

  6. Где ни просвищет грозный меч, где конь сердитый ни промчится, везде главы слетают с плеч…







Раскройте скобки, расставьте пропущенные знаки препинания:

  1. (Не)смотря на гололед автобусы вышли на линию.

  2. (Не)смотря на меня он угрюмо шел.

  3. Куй железо, пока не остыло.

  4. Мы прекрасно провели время (не)смотря на то что лето выдалось дождливое.

  5. Нет таких дел, которые не одолел бы человек.

  6. Где ни просвищет грозный меч, где конь сердитый ни промчится, везде главы слетают с плеч…



раскройте скобки, расставьте пропущенные знаки препинания:

  1. (Не)смотря на гололед автобусы вышли на линию.

  2. (Не)смотря на меня он угрюмо шел.

  3. Куй железо, пока не остыло.

  4. Мы прекрасно провели время (не)смотря на то что лето выдалось дождливое.

  5. Нет таких дел, которые не одолел бы человек.

  6. Где ни просвищет грозный меч, где конь сердитый ни промчится, везде главы слетают с плеч…







Раскройте скобки, расставьте пропущенные знаки препинания:

  1. (Не)смотря на гололед автобусы вышли на линию.

  2. (Не)смотря на меня он угрюмо шел.

  3. Куй железо, пока не остыло.

  4. Мы прекрасно провели время (не)смотря на то что лето выдалось дождливое.

  5. Нет таких дел, которые не одолел бы человек.

  6. Где ни просвищет грозный меч, где конь сердитый ни промчится, везде главы слетают с плеч…