План-конспект урока по обществознанию на тему
«Правонарушения и юридическая ответственность»
Цели урока:
Личностные:
- формировать правовое сознание учащихся
Метапредметные:
- развивать умение поиска и выделения информации
- развивать умение анализа с целью выделения признаков
- развивать умение строить логическую цепь рассуждения
- развивать умение планировать коллективную деятельность
- развивать умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
Предметные:
- ознакомиться с понятиями «правонарушение», «проступок», «преступление», «юридическая ответственность», с видами юридической ответственности
Ход урока:
План урока:
Правонарушение и его признаки.
Виды правонарушений.
Юридическая ответственность.
Виды юридической ответственности.
1 . Правонарушение и его признаки.
Краткий опрос домашнего задания.
Сегодня мы изучаем новую тему – “Правонарушения и юридическая ответственность”. Записываем её в тетрадях. Наша цель на уроке – охарактеризовать понятие “правонарушение” и объяснить его связь с понятием “юридическая ответственность”. Является ли тема сегодняшнего урока важной?
Тема урока, пожалуй, всегда очень актуальна, так как история человеческой цивилизации показывает наглядно, что человек в силу его специфической психологической структуры и ряда внешних социальных обстоятельств не всегда может устоять перед различного рода соблазнами и иногда уклоняется в сторону противоправного, в том числе преступного, поведения. Преступления совершаются не только взрослыми людьми, но и подростками.
«Древнеримское юридическое изречение гласит: “Где есть правонарушение, там есть и возмездие”. К концу урока нам нужно ответить на следующий вопрос: почему именно государство устанавливает наказание за совершение правонарушения?
Слова учителя: «Для начала дадим определение понятию “правонарушение”».
Ответ учеников: «Правонарушение – это нарушение права, правового предписания».
Слова учителя: «Правильно. Но это слишком общее определение. Выделим признаки и свойства правонарушения. Для этого мы обратимся к документу (раздаточный материал 1). В данном документе мы должны найти основные признаки правонарушения, которые мы представим в виде схемы (слайд 5). Схему мы рисуем в тетради. В ней мы указываем главный признак понятия «правонарушение», которым будет являться имя существительное, и свойства, выражаемые чаще всего именами прилагательными. Итак, в течение трёх минут мы ищем в тексте один главный признак и несколько свойств и отмечаем их в самом тексте следующим образом: признак – с помощью квадрата, свойства – с помощью кружков. После этого мы проверяем результаты вашей работы. Учитель демонстрирует готовую схему в презентации (слайд 5) и говорит: «Сравним найденные вами признак и свойства с образцом. Занесём данные в свои тетради. Теперь давайте составим из этих признаков определение понятия “правонарушение”. Какое определение вы могли бы дать?».
Учитель формулирует определения понятия «правонарушение»: Правонарушение – это виновное противоправное общественно опасное деяние дееспособного лица (слайд 6). Теперь запишем данное определение.
2. Виды правонарушений.
Слова учителя: «Правонарушения принято разделять на два вида». Показывает схему «Виды правонарушений» (слайд 7)
Слова учителя: «Вначале запишем определение понятия «проступок». Проступок – это правонарушение, которое отличается малой степенью общественного вреда . А теперь дадим самостоятельно определение понятию “преступление”».
Учитель формулирует определения понятия «преступление»: Преступление – это правонарушение, которое отличается высокой степенью общественного вреда . Теперь запишем данное определение.
Слова учителя: «Обратимся к ситуациям, иллюстрирующим на практике примеры проступка и преступления. Ваша задача – определить, где указывается проступок, а где преступление» (слайд 8, приложение 3).
Слова учителя: «Теперь выполним аналогичное задание, текст которого можно увидеть на экране (слайд 9, ). Смотрим на экран и поднимаем руки, если у нас готов ответ».
Слова учителя: «Таким образом, как мы все увидели, любое правонарушение характеризуется определённой степенью общественной опасности, т.е. той угрозы, которую оно представляет для общества».
3.Юридическая ответственность.
Слова учителя: «“Каково твоё деяние, таково и воздаяние” (слайд 10), - говорили древние. Как вы думаете, что они имели в виду?».
Ответ учеников: «Ответственность за совершённое правонарушение».
Слова учителя: «Правильно. Именно поэтому возникло понятие «юридическая ответственность». Запишем его. Юридическая ответственность – это ответственность за совершенное правонарушение, т.е. это ответственность перед законом, выраженная в форме наказания (слайд 11)».
Вопрос: а как вы думаете, с какого возраста человек несет ответственность за свои поступки?
Уголовная ответственность с 16 лет, а по ст.20, п.2 УК РФ – с 14 лет. (работа со статьей 20 УК РФ)
Вопрос: за какие преступления уголовная ответственность наступает с 14 лет?
Юридическая ответственность – применение мер государственного принуждения за совершенное правонарушение, т.е. это ответственность перед законом, перед судом, выражена в форме наказания.
Вопрос: как вы думаете, от чего зависит строгость наказания?
Строгость наказания зависит от характера правонарушения.
Но и наказание бывает разным, значит и ответственность делится на несколько видов.
4.Виды юридической ответственности.
Слова учителя: «Как вы думаете, от чего зависит строгость наказания?»
Слова учителя: «Правильно. Поскольку наказание бывает разным, значит и ответственность делится на несколько видов. Сейчас мы разделимся на пять групп, каждой из которых будет дано задание – рассмотреть на основе текста (раздаточный материал 2) определённый вид юридической ответственности. Результаты своей деятельности вы должны представить в виде таблицы. (слайд 12). В шаблоне таблицы мы отмечаем название вида ответственности, характеристику и наказание, устанавливаемое в соответствии с данным видом ответственности. Каждая группа в течение пяти минут изучает текст и заполняет таблицу по своему виду юридической ответственности, а также выбирает эксперта, который ознакомит членов других групп с результатами их работы. В процессе выступления эксперта из одной группы учащиеся, члены других групп, заполняют общую таблицу на основе информации, даваемой экспертом. Задача эксперта – дать ответ строго на основе плана, чтобы информация могла быть сразу записана в таблицу».
Учитель демонстрирует учащимся таблицу-образец (слайд 13).
Слова учителя: «Откроем учебник на странице 90 и сравним данные в таблице с материалом параграфа. Что можно добавить?».
Слова учителя: «Сейчас мы проверим полученные нами на уроке знания. С этой целью мы выполним задания теста, которые лежат у вас на партах (раздаточный материал 3). Задания теста близки к тем, которые используются в ГИА по обществознанию. Задания теста требуют выбора только одного правильного ответа. На работу отводится четыре минуты».
Презумпция невиновности – каждый обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана судом ( Слайд 14)
Слова учителя: «Давайте теперь попробуем ответить на вопрос, вынесенный в начале урока (слайд 15). Обратимся к схеме на доске. О какой роли государства говорит она? Что представляет собой правонарушения для общества?».
Ответ учеников: «Государство обеспечивает исполнение права. Правонарушение представляет собой общественную опасность. Поэтому государство устанавливает специальные наказания в связи с общественной опасностью правонарушений».
Закрепление изученного материала.
Задание № 1. Определите, к каким видам правонарушений относится деяние и какая ответственность последует:
Ученик переходил улицу на красный сигнал светофора (административный проступок).
Подростки поджигали кнопки лифтов жилых домов и писали на стенах нецензурные слова (административные проступок).
Гражданка Коврова не выполняла свои договорные обязательства о найме жилья (гражданские проступок).
Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики (уголовное преступление).
Гражданин Самохвалов не явился в суд для исполнения обязанностей присяжных заседателей (административный проступок).
Задание № 2. О каких видах юридической ответственности идет речь? (работа в группах)
Этот вид ответственности был установлен судом. Иного порядка ее установления, кроме судебного, законом не предусмотрено. (уголовная)
Ответственность за данный проступок была установлена органами ГАИ, наложившими на нарушителя штраф в размере трех минимальных окладов. (административная)
Этот вид ответственности всегда имеет имущественных характер. На этот раз суд потребовал возмещения нанесенного материального и морального ущерба. (гражданская)
Ответственность за данное правонарушение состояла в увольнении работника, его совершившего. (дисциплинарная)
Подведение итогов.
Домашнее задание. § 10, найти крылатые фразы, относящиеся к понятиям «правонарушение» и
«юридическая ответственность»