Урок в дидактической системе предмета «Физическая культура»
ДИДАКТИКА
Дидактика — составная часть педагогики, наука об обучении,
исследующая законы, закономерности,
принципы и средства обучения.
Объект дидактики — обучение.
Методика отдельного учебного предмета рассматривается как педагогическая наука, исследующая закономерности обучения по определенному учебному предмету, как частная дидактика
Задачи урока:
Образовательные:
- Вооружение учащихся знаниями, необходимыми для самостоятельного использования физических упражнений в целях своего физического совершенствования.
- Обучение технике попеременного двухшажного хода.
Оздоровительные:
- Закаливание.
- Развитие выносливости при прохождении на лыжах дистанции 3 (д.), 5 (ю.) км.
Воспитательные:
- Воспитание настойчивости и упорства при прохождении на лыжах дистанции 3 (д.), 5 (ю.) км.
Уроки физической культуры — это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета.
В основной школе уроки физической культуры подразделяются на три типа:
- уроки с образовательно-познавательной направленностью,
- уроки с образовательно-обучающей направленностью;
- уроки с образовательно-тренировочной направленностью.
- При этом уроки по своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться как комплексные (с решением нескольких педагогических задач) и как целевые (с преимущественным решением одной педагогической задачи).
Уроки с образовательно-познавательной направленностью:
- дают учащимся необходимые знания,
- знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий,
- обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю.
Важной особенностью этих уроков является то, что учащиеся активно используют:
- учебники по физической культуре,
- различные дидактические материалы (например, карточки)
- методические разработки учителя.
Уроки с образовательно-познавательной направленностью:
Во-первых, продолжительность подготовительной части уроков небольшая (до 5—6 мин),
в нее включаются как ранее разученные тематические комплексы упражнений (гибкость, координация, формирование правильной осанки), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления.
Учебная деятельность в этой части урока может быть организована фронтально, по учебным группам, а также индивидуально (или с небольшой группой школьников).
Уроки с образовательно-познавательной направленностью:
Во-вторых, в основной части урока выделяют соответственно образовательный и двигательный компоненты.
Образовательный компонент включает в себя постижение детьми учебных знаний и знакомство со способами физкультурной деятельности.
В зависимости от объема учебного материала продолжительность этой части урока может быть
от 3 до 15 мин.
Двигательный компонент включает в себя развитие физических качеств учащихся.
Продолжительность этой части урока будет зависеть от времени, требующегося на решение задач, запланированных в образовательном компоненте.
Уроки с образовательно-познавательной направленностью:
- Между образовательным и двигательным компонентами основной части урока необходимо включать обязательную разминку (до 5—7 мин), которая по своему характеру должна соотноситься с задачами двигательного компонента.
- Вместе с тем если урок проводится по типу целевого урока, то все учебное время основной части отводится на решение соответствующей педагогической задачи.
- В-третьих, продолжительность заключительной части урока зависит от продолжительности основной части, но не превышает 5—7 мин.
Уроки с образовательно-обучающей направленностью:
- Используются по преимуществу для обучения практическому материалу, который содержится в разделе «Физическое совершенствование» (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика и др.).
- На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений, описание техники их выполнения и т. п.).
- В основной школе данный вид уроков проводится по типу комплексных уроков с решением нескольких педагогических задач.
Уроки с образовательно-обучающей направленностью:
Отличительные особенности планирования этих уроков: а) планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования двигательного навыка: начальное обучение, углубленное разучивание и закрепление, совершенствование;
б) планирование освоения физических упражнений согласовывается с задачами обучения, а динамика нагрузки с закономерностями постепенного нарастания утомления, возникающего в процессе их выполнения; в) планирование развития физических качеств осуществляется после решения задач обучения в определенной последовательности: гибкость, координация движений, быстрота; сила , выносливость.
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью:
- используются для развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки.
- такие уроки проводятся преимущественно как целевые уроки и планируются на основе принципов спортивной тренировки:
- во-первых, с соблюдением соотношения объемов тренировочной нагрузки в общей и специальной подготовке;
- во-вторых, с системной цикловой динамикой повышения объема и интенсивности нагрузки;
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью:
- в-третьих, с ориентацией на достижение конкретного результата в соответствующем цикле тренировочных уроков. Помимо целевого развития физических качеств, на этих уроках необходимо сообщать школьникам соответствующие знания, формировать у них представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма.
- Кроме этого, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью учащихся обучают способам контроля величины и функциональной направленности физической нагрузки, а также способам ее регулирования в процессе выполнения учебных заданий.
Отличительные особенности целевых уроков:
- обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей основной части урока;
- планирование относительно продолжительной заключительной части урока (до 7–9 мин);
- использование в качестве основных режимов нагрузки развивающего (пульс до 160 уд./мин) и тренирующего (пульс свыше 160 уд./мин) режимов;
- обеспечение индивидуального (дифференцированного) подбора учебных заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно на основе контроля частоты сердечных сокращений и индивидуального самочувствия.
Типичный урок физической культуры включает три функционально связанных составных части:
- подготовительную,
- основную,
- заключительную.
Последовательность этих частей отражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физических нагрузок:
- Фаза врабатывания – преодоление инерции покоя, повышение работоспособности
- Фаза устойчивой работоспособности – небольшие колебания в сторону увеличения и уменьшения
- Фаза утомления – снижение работоспособности.
Подготовительная часть урока (5-10 минут):
Задачи:
- Первоначальная организация, психологический настрой учащихся.
- Обеспечение общей функциональной готовности организма к активной мышечной деятельности.
- Обеспечение специальной готовности организма к первому виду упражнений основной части урока.
Вместе с тем подготовительная часть урока имеет не только сугубо вспомогательное значение, но в ней решаются и относительно самостоятельные задачи: формирование навыков в строевых упражнениях, навыков сохранения правильной осанки, навыков выполнения общеподготовительных упражнений .
Содержание подготовительной части урока:
- игровые задания,
- строевые упражнения,
- различные виды ходьбы, бега,
- упражнения в движении,
- комплекс общеподготовительных гимнастических упражнений с предметами, без предметов, на счет 2,4,8, число упражнений 6-8 (1-4 классы), число повторений 6-12.
- Специально-подготовительные упражнения – в младших классах преимущественно для активизации функций организма.
Физиологическое обоснование подготовительной части урока
Возрастает ударный выброс крови, (речь идет о моменте, когда кровь изгоняется правым желудочком сердца в легочную артерию, а левым – в аорту), минутный объем крови (кол-во крови, выталкиваемое каждым желудочком в сосудистую систему. За 1 мин. 3-6 литров в покое, 15-20 литров у нетренированных и 30-35 литров у спортсменов). Возрастает ЧСС, начинают функционировать мелкие кровеносные сосуды, увеличивается скорость доставки кислорода к работающим органам, повышается температура тела, следовательно - эластичность мышц.
Физиологическое обоснование подготовительной части урока
- Важно помнить, что кровоснабжение мышц в начале работы увеличивается медленно, поэтому мышцы в начале работы сокращаются в условиях недостаточного снабжения кислородом и удаления продуктов распада.
- В суставах увеличивается содержание синовиальной жидкости, уменьшающее трение между суставными поверхностями.
- Активизируется ЦНС, что способствует повышению точности и координации движений.
- Вся эта функциональная перестройка подготавливает организм не только к большим физическим нагрузкам, но и способствует профилактике травм.
Метапредметные результаты подготовительной части урока через совершенствование универсальных учебных действий
Личностные УУД:
- смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
Регулятивные УУД
- целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Основная часть урока продолжительность: 25-30 минут:
Задачи:
- Решение образовательных, оздоровительных, воспитательных задач урока.
- В содержание основной части урока входят:
образовательный компонент:
- разучивание новых двигательных действий,
- закрепление и совершенствование ранее усвоенных,
- развитие физических качеств,
- воспитание нравственных интеллектуальных и волевых качеств,
- формирование специальных знаний.
двигательный компонент:
- совершенствование физический качеств
Метапредметные результаты основной части урока через совершенствование универсальных учебных действий
Личностные УУД:
- Учащемуся задается вопрос «какое значение, смысл имеет для него учение» и он умеет находить ответ на него;
Познавательные УУД:
• поиск и выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска, в том числе с помощью
компьютерных средств;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные УУД
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Заключительная часть урока:
- используется как для физиологически оправданного завершения урока (постепенный перевод организма учеников из состояния повышенной функциональной активности в состояние близкое к исходному),
- так и для создания определенных предпосылок к последующим занятиям.
Содержание заключительной части урока:
- строевые упражнения,
- медленный бег,
- спокойная ходьба,
- дыхательные упражнения,
- упражнения на расслабление,
- самомассаж,
- успокаивающие игровые задания.
- В конце урока учитель кратко подводит итоги,
- оценивает дисциплину,
- общие успехи и недостатки,
- сообщает или напоминает домашнее задание.
Физиологическое обоснование заключительной части урока:
- снижение нагрузки важно, потому что при резком переходе от деятельности к состоянию покоя выключается функция «мышечного насоса» в доставке крови к сердцу, снижается «присасывающая» функция диафрагмы, обеспечивающей при вдохе отрицательное давление в грудной полости и подъем крови по венозным сосудам.
- Кровоснабжение мозга может уменьшиться и возможно обморочное состояние (гравитационный шок).
Метапредметные результаты заключительной части урока в формировании универсальных учебных действий
Личностные УУД
- этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Регулятивные УУД
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
Познавательные УУД
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Коммуникативные УУД
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура»
Личностные результаты:
В области познавательной культуры: • владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
В области нравственной культуры: • способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
В области нравственной культуры: • умение содержать в порядке спортивную одежду,
В области коммуникативной культуры:
• владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура»
Метапредметные результаты
В области познавательной культуры: • понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
В области нравственной культуры:
- способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований
В области эстетической культуры:
- способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и пред-ставлениями.
Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура»
Предметные результаты:
В области познавательной культуры:
- знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
• умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения.
В области физической культуры:
- способность регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма.