ФГОС
Конструирование, анализ и самоанализ урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Камбагирова Э.Б.
Заместитель директора по УВР
МОУ «СОШ СП Верхний Курп»
Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой культуры. Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке.
Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
Создание учебной ситуации должно строится с учетом: возраста ребенка; специфики учебного предмета; меры сформированности универсальных учебных действий учащихся;
Характеристика деятельности педагога, работающего по ФГОС
Предмет изменений
Традиционная деятельность учителя
Подготовка уроку
Деятельность учителя, работающего по ФГОС
Учитель пользуется жестко структурным конспектом урока.
Основные этапы урока
Учитель пользуется сценарным планом урока .
Объяснение и закрепление учебного материала.
Большое количество времени занимает речь учителя.
Главная цель учителя на уроке
Самостоятельная деятельность обучающихся.
Успеть выполнить все, что запланировано
Организовать деятельность детей:
- по поиску и обработке информации;
- обобщению способов действия;
- постановке учебной задачи;
Характеристика деятельности педагога, работающего по ФГОС
Предмет изменений
Традиционная деятельность учителя
Формулировка заданий для обучающихся
Деятельность учителя, работающего по ФГОС
Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите и т.д.
Форма урока
Преимущественно фронтальная
Формулировки: проанализируйте, докажите, выразите символом, создайте схему или модель, измените, придумайте.
Взаимодействие с родителями обучающихся
Преимущественно групповая и /или индивидуальная
Родители не включены в образовательный процесс.
Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе.
Характеристика деятельности педагога, работающего по ФГОС
Предмет изменений
Традиционная деятельность учителя
Образовательная среда
Деятельность учителя, работающего по ФГОС
Создается учителем.
Выставки работ обучающихся.
Результаты обучения
Создается обучающимися.
Дети изготавливают учебный материал, проводят презентации.
- не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные;
- нет портфолио обучающегося;
- основная оценка- оценка учителя;
- важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ
- ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки;
- Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения;
Структура урока в рамках деятельностного подхода. 1.Организационный момент. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне. «Хочу, потому что могу». II. Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
III. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). Этап изучения новых знаний и способов действий. V. Первичное закрепление . Этап закрепления знаний и способов действий Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
VI. Самоанализ и самоконтроль Этап применения знаний и способов действий Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение. VIII. Рефлексия. Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Требования к уроку
Традиционный урок
Объявление темы урока
Учитель сообщает учащимся
Сообщение целей и задач
Урок современного типа
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться
Планирование
Формулируют сами учащиеся
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
Практическая деятельность учащихся
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)
Осуществление контроля
Осуществление коррекции
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию
Оценивание учащихся
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке
Итог урока
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Домашнее задание
Проводится рефлексия
Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
ФГОС
Анализ урока в соответствии с ФГОС
Виды анализа современного урока с учётом ФГОС:
1.Краткий оценочный
2.Системный
3.Полный
4.Структурный (поэтапный)
5.Структурно-временной анализ
6.Анализ воспитательной направленности
7.Комбинированный
8.Дидактический
9.Психологический
10.Комплексный
Ведущие аспекты анализа урока
Ведущие аспекты
Содержание наблюдения
Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ)
1.Соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию.
2.Результативность решения дидактической задачи
Содержание урока
Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника
Методы обучения
Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели
Формы обучения
1. Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока.
2. Целесообразность использования предложенных заданий
Результативность урока
Достижение цели и решение основной дидактической задачи урока
Практическая направленность урока
Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам
Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности
1.Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока2. Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий)
3. Взаимопомощь
Формирование УУД на каждом этапе урока
Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные
Формирование ИКТ-компетентности
Применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности учащихся
Структура урока
Соответствие структуры урока основной дидактической задаче
Педагогический стиль
Соблюдение норм педагогической этики
Гигиенические требования
Температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы
САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС
1.Характеристика класса
2. Место урока в изучаемой теме
3. Характеристика общей цели урока
4. Характеристика плана урока
5. Как был построен урок в соответствии с планом
6. Структурный аспект самоанализа урока
7. Функциональный аспект
8. Аспект оценки конечного результата урока
Спасибо за внимание