СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок. Вид, его критерии.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы обучения: проблемный, эвристический, групповой, выполнение лабораторной работы.

Просмотр содержимого документа
«Урок. Вид, его критерии.»

Урок. Вид, его критерии.

Цель урока: изучить понятие вида, его критерии и структуру.

Задачи:

I Образовательная:

  1. Рассмотреть уровни эволюционного процесса, показать проблемность и актуальность изучения вида и его структуры;

  2. Выявить критерии вида и его структуру.


II Развивающие - формирование умений:

  1. Устанавливать причинно – следственные связи;

  2. Продолжить формирование умений и навыков работы с определениями;

  3. Продолжить развитие коммуникативных умений при работе в группах, устной монологической речи учащихся;

  4. Способствовать развитию логического мышления через формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы;

  5. Развивать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации;

  6. Выполнять лабораторные опыты;

  7. Заполнять таблицы

III Воспитательные:

  1. Воспитывать наблюдательность, внимательность при работе с биологическими объектами;

  2. Воспитывать толерантность учащихся.

  3. Методы обучения: проблемный, эвристический, групповой, выполнение лабораторной работы.

Основные понятия и термины урока: вид, критерии вида, популяция.

Оборудование:

ТСО: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки;

ЭОР: мультимедийная презентации («Вид. Критерии вида»);


I Мотивация учебной деятельности:

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Мы изучаем с вами эволюционное учение. Что такое эволюция? Каковы движущие силы эволюции? Каковы ее результаты? (возникновение приспособленности организмов и возникновение новых видов). В настоящее время на земле существует около 2 млн. видов живых организмов. Как они возникли? Прежде, чем рассмотреть вопрос о видообразовании, давайте выясним, что такое вид? (ответы учащихся).

Что же такое вид и каковы его критерии?

Вопрос о виде и критериях вида занимает центральное место в теории эволюции и служит предметом многочисленных исследований в области систематики, зоологии, ботаники и других наук. И это вполне объяснимо: четкое понимание сущности вида необходимо для выяснения механизмов эволюционного процесса.

Запись темы урока.

Цель: сформулировать определения понятиям «вид», «критерии вида»;

изучить критерии вида и их содержание;



II Актуализация знаний и изучение нового материала (постановка проблемы и ее разрешение):

Учитель:

Учитель (учащиеся)

Коротко вспомним историю изучения вида.

Понятие вида впервые ввел в науку английский ботаник Джон Рей в XVII веке. Основополагающая работа по проблеме вида была написана шведским натуралистом и естествоиспытателем Карлом Линнеем в XVIII веке, в которой он предложил первое научное определение вида.


К.Линней ввел понятие «вид» как наименьшую единицу классификации.

Вспомните, как называются виды? Приведите примеры. Что означает существительное в названии вида?





Виды различаются морфологически, неизменны и созданы Творцом

Понятие «вид» условно, виды реально не существуют, т.к. они изменчивы, в природе нет ничего кроме особей

Вид устойчив и реален, изменяется во времени

Учащиеся устно называют фамилии ученых, взгляды которых соответствуют тезисам.

Вопрос об определении организмов к одному или разным видам очень сложен и по поводу отдельных видов вызывает бурные споры в ученой среде. Для процедуры определения вида используют критерии вида. Критерии вида – это признаки, по которым один вид отличается от другого. Они же являются изолирующими механизмами, препятствующими скрещиванию, независимости, самостоятельности видов.

Ситуация для решения учащимся класса.

Предложены 2 растения рода бегония: бегония вечноцветущая и бегония пятнистая. Относятся ли данные растения к одному или разным видам? Свой ответ аргументируйте. По итогам решения проблемной ситуации дается определение морфологическому критерию вида. Особи одного вида сходны по строению, а разных видов отличаются.

Лабораторная работа. «Морфологический критерий вида».

(выполняется в парах)

Раздаточный материал: фотографии – большой синицы и длиннохвостой синицы, медведя бурого и медведя белого, зайца - беляка, зайца –русака;

 гербарий растений – клевера красного клевера ползучего, живые растения – традесканция пурпурная, традесканция зебрина.
Инструктивная карточка

Цель: составить морфологическую характеристику двух видов одного рода, сравнить их и сделать вывод о причинах сходства и различий.

Оборудование: живые растения, гербарные материалы, рисунки.

Ход работы:

1. Сравните предложенные объекты между собой. Опишите черты их сходства.
2. Сравните предложенные объекты между собой. Опишите черты отличия их друг от друга.
3. Сделайте вывод, ответив на вопрос: «Относятся ли данные организмы к одному или разным видам?» Свой ответ аргументируйте.

4. Как можно объяснить сходство объектов?

Работа в группах.

Далее в ходе групповой работы учащиеся изучают 6 критериев.

1-я группа изучает морфологический критерий 2-я группа – экологический критерий
3-я группа – географический критерий 4-я группа – биохимический критерий

5-я группа - физиологический критерий 6-я группа- генетический критерий

Каждая группа получает текст, иллюстрирующий один из критериев вида. (Приложение 1). Через 5 минут необходимо рассказать о сути данного критерия  и о том,  в чем недостаток данного критерия. По мере выступления групп классом заполняется таблица «Критерии вида».

                               Критерии вида.

Название критерия

Признаки особей по критерию

Исключение

1. Морфологический

Сходство внешнего и внутреннего строения организмов.

Виды-двойники, половой диморфизм. Мимикрия. Альбинизм.

2. Физиологический

Сходство всех процессов жизнедеятельности и возможность получения плодовитого потомства при скрещивании.

У разных видов сходство процессов жизнедеятельности. Наличие межвидовых гибридов.

3. Экологический

Сходство по способам питания, местам обитания, наборам факторов внешней среды, необходимых для существования.

Экологические ниши разных видов перекрываются.

4. Географический

Занимают определённый ареал.

Космополиты. Совпадение ареалов разных видов.

5. Биохимический

Сходство по биохимическим параметрам – состав и структура белков, нуклеиновых кислот.

Есть очень близкие по биохимическому составу виды.

6. Генетический

Характерный для каждого вида набор хромосом, строго определенное их число, размеры, форма.

У разных видов может быть схожие по строению хромосомы


Учащиеся делают вывод: для того, чтобы определить принадлежность особи к какому-то виду недостаточно одного критерия, необходимо учитывать совокупность всех критериев.

По окончанию работы каждая группа делает сообщения об изученном критерии вида.

Учитель читает отрывок. Приложение 2.

Определите, о каком критерии вида идет речь.

Итак, видовые критерии, по которым мы отличаем один вид другого, в совокупности обусловливают генетическую изоляцию видов, обеспечивая самостоятельность каждого вида и разнообразие в природе.

Попробуйте дать определение вида исходя из критериев.

Найдите определение вида в учебнике на стр.53.

Учитель

Из чего состоит вид? Что такое популяция?

Вывод:

1.Критерии - это признаки, по которым один вид отличается от другого

2. Нет ни одного видового критерия, который можно было признать абсолютным и универсальным.

3. Вид представляет собой генетически относительно изолированную систему, что доказывает реальность существования видов в природе.

4. Популяция – структурная единица вида.

IV Закрепление изученного материала

Давайте обсудим и конкретизируем понятия критериев вида на конкретных примерах.

Задание: на слайде появляются фразы, вам нужно проанализировать и сделать вывод об их верности, а если надо поправить

Фразы:

1. Сетчатое жилкование листьев у одуванчика входит в понятие физиологического критерия (не верю)

2. Нерест рыб – сложное поведение в период размножения относится к физиологическому критерию (верю)

3. Как известно у вида Homo sapiens, хромосомный набор в соматической клетке составляет 46, в репродуктивной клетке – 23. Данное выражение относится к биохимическому критерию (не верю)

4. Влажные тропические леса являются прекрасным местом обитания для многих эпифитных растений, например орхидей. В данном случае речь идет о географическом критерии вида. (не верю)

5. Одуванчик обыкновенный обитает и в лесу, и на лугах. В данном случае речь идет об экологическом критерии. (верю)

5 правильных ответов – «отлично»;

4 правильных ответа – «хорошо»;

3 правильных ответа – «удовлетворительно»;

1,2 – «плохо»

V Задание на дом, выставление оценок

Параграф 10, вопросы после параграфа, термины.

Индивидуально:1) Сообщение «Правда ли, что ворон — это муж вороны?»

2) Используя литературные источники, приведите конкретные примеры географического, экологического и этологического критериев.

Система выставления оценок: За каждый правильный ответ на вопрос учащиеся получают «+» -5 «+» - это оценка «5» (отлично) в журнал, 4 «+» - «4» (хорошо) и т.д. Учащиеся могут накопить плюсики по мере изучения темы и только потом получить оценку в журнал

Рефлексия: Ребята, настало время подвести итоги урока. Каждый из нас в жизни достигает своих высот, на уроке мы тоже достигли пусть маленькой, но важной высоты.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей