СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "видоизменение корней"

Нажмите, чтобы узнать подробности

формировать понятие о видоизменениях корней, выяснить почему происходит видоизменения корней;

развивать основные психические процессы, логическое мышление, умение поиска причинно-следственных связей, коммуникативную компетентность, умение работать с разными источниками информации, умение работать в группах, формировать познавательную активность к изучению природоведения,

воспитывать бережное отношение к окружающему миру, усидчивость трудолюбие

Просмотр содержимого документа
«Урок "видоизменение корней"»

Тема: Видоизменения корней.

Задачи:формировать понятие о видоизменениях корней, выяснить почему происходит видоизменения корней;

развивать основные психические процессы, логическое мышление, умение поиска причинно-следственных связей, коммуникативную компетентность, умение работать с разными источниками информации, умение работать в группах, формировать познавательную активность к изучению природоведения,

воспитывать бережное отношение к окружающему миру, усидчивость трудолюбие.

Материалы и оборудование: дидактические карточки, гербарий, корнеплоды, лабораторное оборудование, презентация, мультимедийное оборудование.

Методы: частично-поисковые, информационно-рецептивные, эвристические, проблемного изложения, интерактивные.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I.Вступительная часть.

1.Организационный момент.

2.Н.П.П.

Добрый день, дети! Посмотрите на меня и друг на друга, улыбнитесь. Подарите улыбку друг другу.

Дарите друг другу тепло и улыбки.

Прощайте обиды, чужие ошибки.

Улыбка всесильна и стоит награды.

Всего лишь улыбка и вам будут рады.

II.Основная часть

1.Проверка домашнего задания

Упражнение «Дополните схему» (задание выполняет два ученика у доски)

Задание 1.

Виды корневых систем


Ответ: Стержневая, мочковатая.

Задание 2.

Виды корней


Отвтет: Главные корни, боковые корни, придаточные корни.


Задание 3.

Функции корней

Ответ:всасывают воду, всасывают миниральные соли, удерживают растения в почве, накапливают питательные вещества.

Задание 4. «Немой рисунок»

Назовите виды корневых систем

Ответ: А. Стержневая, Б. Мочковатая


Задание 5.«Установить последовательность перемещения воды с минеральными веществами»

А) по сосудам корня вода попадает к стеблю растения;

Б) по клеткам коры корня вода попадает в сосуды центрального цилиндра;

В) вода поступает через корневые волоски к клеткам коры корня;

Г) сосудами стебля вода попадает во все другие органы растения.

Правильные ответы: 1) В 2) Б 3) А 4)


2.Актуализация опорных знаний: воспроизводятся знания, умения, жизненный опыт учащихся, необходимый для освоения нового материала, проверка готовности к восприятию новой информации

Угадайте о каком растении я вам раскажу

Это растение называлось «Дьявольский фрукт»

Рассказывали про него страшные для того времени истории. Например, говорили что первый его куст вырос не где-нибудь, а на могиле дочери царя Мамерса, которая была страшной грешницей. А потому каждый, кто попробует этот «дьявольский фрукт» будет грешить и, конечно, попадёт в ад.

Почти сто лет понадобилось картофелю, чтобы завоевать любовь русского народа.


Девиз урока:

Ум заключается не только в

знаниях, но и в умении

применять знания

на практике.

Аристотель

3.Мотивация учебной деятельности: возбуждение интереса к обсуждаемой теме и умственной активности, подготовка к сознательному восприятию нового материала.

Проблемный вопрос

Как вы думаете, с какой целью природа наделила корень дополнительными функциями?

4.Сообщение темы и цели урока:

Тема нашего урока: «Видоизменения корней»

Определение цели и задач урока вместе с детьми:

• формировать понятие о видах видоизменения корней;

• определить функции корневой системы и видоизменения корня;

• развивать умение поиска причинно-следственных связей;

• воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

5..Изучение нового материала: инструментом является технология обучения, овладение учениками новых знаний и способов действий через активизацию умственной деятельности.

1) Работа в группах

I группа – корнеплоды с. 51; 2, 3 абзац. (гербарий)

II группа – корнеклубни с.514, 5 абзац. (гербарий)


2)Упражнение «Ассоциативный куст»


ВИДОИЗМЕНЕНИЯ


Вывод: видоизменения – это смена внешнего вида, в связи с выполнением корнем дополнительных функций.

3) Виды видоизменений (рассказ учителя с объяснением)

У корней растений есть две основные функции: 1) закрепление растения в почве, 2) поглощение воды и растворенных в ней минеральных веществ. Однако нередко корни растений выполняют ряд дополнительных функций, в результате чего видоизменяются, т. е. в природе имеют место видоизменения корней.

Наиболее известные видоизменения корней.

Корнеплоды

Корнеплод — это видоизменение главного корня и нижней части стебля, в которых накапливаются запасные питательные вещества (крахмал, сахара и др.). Корнеплоды характерны для таких растений как свекла и морковь, а также ряда других.

Чаще всего корнеплоды встречаются у двулетних растений. Они образуются в конце первого вегетационного периода такого растения, обычно в конце лета или начале осени. Растение за лето накапливает запасные питательные вещества, осенью ее надземная часть отмирает. На второй год весной стебли и листья снова отрастают. При этом используются запасные вещества из корнеплода. В этот год растение цветет и плодоносит, после чего отмирает полностью.

Корнеплоды многих растений человек использует для своего питания. Урожай собирают в первый год. Если надо получить семена, то корнеплод оставляют в почве на второй год.

Корневые клубни

Корневые клубни — это видоизменения придаточных и боковых корней, в которых накапливаются запасные питательные вещества. Клубни характерны для таких растений как батат, георгины и ряд других.

Корневые клубни по-другому называют корневыми шишками.

Корни-прицепки

Корни-прицепки (или корни-зацепки) — это видоизменения придаточных корней, служащие растению для прикрепления к какой-либо опоре. Эти корни находятся над почвой. Так растение выносит свои вегетативные части (стебель и листья) к свету при отсутствии прочного стебля. Корни-прицепки можно наблюдать у плюща.

Корни-подпорки

Корни-подпорки, или опорные корни, также развиваются из придаточных корней и находятся в воздушной среде. Они образуются у ряда тропических деревьев на стволах и ветвях. Далее они растут до почвы. У ее поверхности они сильно ветвятся и как бы подпирают растение. Пример растения с корнями-подпорками — это баньян.

Воздушные корни

Воздушные корни характерны для орхидей, которые растут на вервях тропических деревьев. Здесь корни орхидей просто свисают вниз. В тропических лесах очень влажно, так что воду можно впитывать прямо из воздуха.

Корни-присоски

Корни-присоски характерны для растений-паразитов. С помощью таких корней растение внедряется в органы других растений и поглощает оттуда воду, минеральные и органические вещества. Такими растениями-паразитами являются повилика и заразиха.

Корни-присоски также можно наблюдать у омелы, погремка, ивана-да-марьи. Они всасывают только воду и минеральные вещества.

4. Физминутка «Станем мы деревьями».

Станем мы деревьями сильными, большими. Ноги на ширине плеч

Ноги – это корни, их поставим шире.

Чтоб держали дерево, падать не давали. Ставят один кулак на другой. Наклоняются, складывают ладони чашечкой

Из глубин подземных воду доставали.

Наше тело – ствол могучий, Проводят ладонями вдоль тела вниз

Он чуть-чуть качается. Покачиваются из стороны в сторону

И своей верхушкой острой Складывают ладони шалашиком

В небо упирается. Поднимают соединённые руки над головой

Наши руки – ветки, крону образуют. Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны, смыкают.

Вместе им не страшно, если ветры дуют. Качают головой. Качают поднятыми руками

5.Упражнение «Мозговой штурм».

Какое значение видоизменений корней в жизни растения?

  • Накопление питательных веществ;

  • Опора;

  • Переживания неблагоприятных условий;

  • Дыхание;

  • Приспособление к условиям произрастания.

Какое значение видоизменение корней в хозяйстве человека?

  • Пища для человека и животных;

  • Лекарство;

  • Сырье для пищевой промышленности.

6.Обобщение и систематизация приобретенных знаний: осмысление новых знаний и умений, их систематизация и обобщение, закрепление изученного

1) Упражнение «Корзина видоизменений» (выбрать из предложенного перечня видоизменений цифры, соответствующие видоизменениям главного или придаточных корней:

1. Морковь

2. Батат

3. Редиска

4. Кукуруза

5. Плющ

6. Свекла

7. Орхидея

8. Хрен

9. Георгина

10. Сельдерей

11. Баньян

12. Репа

1 вариант - главного корня

2 вариант - дополнительных корней

Взаимопроверка (ответы)

1 вариант - ( 1, 3, 6, 8, 10, 12 )

2 вариант - ( 2, 4, 5, 7, 9, 11)

2) Загадка о видоизменениях корней

1. Маленькая, красненькая,

С хвостиком тоненьким.

На огороде меня рвут

И к столу подают… (Редиска)

2. Очень зелен, и густ

На грядке есть куст.

Покопайся немножко:

Под кустом ...(Картошка)

3.Корешок оранжевый спрятался в земле,

А коса зелёная в утренней росе.

Хочется отведать вноь и вновь, и вновь

Эту всем полезную, вкусную... (Морковь)

4. Есть на нашем огороде,

Чудо вкусное в природе.

Пусть она и небольшая,

Только вкусная такая.

Цвет бордовый и ботва,

Под землей растет всегда.

Отгадать нам всем пора,

Этот овощ, ведь… (Свекла)

5.Очень горький - но полезный!

Защищает от болезней!

И микробам он не друг -

Потому что это - ... (Лук)

III.Заключительная часть

1. Итоги урока: устанавливается соответствие между задачами урока и его результатами, вносятся коррективы, определяются перспективы.

Обращаем внимание на проблемный вопрос урока

Проблемный вопрос

Как вы думаете, с какой целью природа наделила корень дополнительными функциями?

Итак, природа дала корням растений дополнительных функций для того, чтобы растения смогли приспособиться к условиям среды в которых они растут. Также для хранения запасных питательных веществ, чтобы пережить неблагоприятные условия среды.

2.Рефлексия проверка психоэмоционального состояния учащихся, эффективности мотивации деятельности.

На сегодняшнем уроке мы вспомнили…

Изучили нового....

Ознакомились с такими понятиями…

3. Сообщение домашнего задания: объяснить особенности выполнения домашнего задания, провести инструктаж, мотивировать учащихся на его выполнение

Прочитать стр 51-53, изучить понятие, подумайте почему корнеплоды, корнеклубни образуются преимущественно у травянистых растений.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!