СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме «Видоизменения корней». 6 класс.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме"Видоизменения корней" является заключительным в ряду уроков по теме: "Корень" и предполаает практическую направленность обучения с элементами творческой деятельности. На уроке применяется реродуктивный, частично поисковый метод работы.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме «Видоизменения корней». 6 класс.»


Урок по теме: «Видоизменения корней».

6 класс.

Урок разработан согласно требованиям ФГОС ООО.


Цели урока:

Образовательные: познакомить учащихся с видоизменениями корней и причинами видоизменения.

Развивающие: развивать представления о строении растительного организма; развивать общеучебные умения и навыки: сравнивать, анализировать, делать вывод.

Воспитательные: воспитывать культуру речи, интерес к предмету, умение взаимодействовать в группах и парах.

Предполагаемые результаты:

Предметные результаты:

– формировать умение определять основные органы растений (корень);

– формировать умение объяснять особенности строения и многообразие (виды) корней и их роль в жизнедеятельности растений;

формировать умение понимать смысл биологических терминов: корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, видоизменения корней.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД

1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

Коммуникативные УУД

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Оборудование: корнеплоды моркови, свеклы, репы, плющ, таблицы, маршрутные листы, презентация, мульти медио.

Ход урока:

Прозвенел звонок, 
Начинается урок. 
Все друг к другу повернитесь, 
А теперь улыбнитесь. 
Улыбнитесь мне, гостям! 
И садитесь по местам. 

С неба звездочка упала, 
Я желанье загадала, 
А желанье вот такое: 
Чтобы вы сегодня думали и отвечали
И пятерки за  это получали
И небесная звезда 
Мне сказала «Да, да, да!» 

Настроение у меня отличное, надеюсь у вас тоже.
А улыбки – дело привычное. 
Пожелаем друг другу добра, 
Ведь урок нам начинать пора. 

На сегодняшнем уроке мы будем работать в группах. У нас 4 группы, в каждой группе есть капитан. Каждый в группе будет заполнять свой маршрутный лист. А капитан в своем маршрутном листе будет отмечать, кто отвечает, дополняет. Капитаны – сегодня мои помощники.

  • Берем свои маршрутные листы

  • Подписываем Ф.И.

  • В верхнем углу слева найдите квадратик – смайлик, нарисуйте с каким настроением вы пришли на урок.


У меня настроение отличное!

Предлагаю вам послушать внимательно стихотворение. И затем ответить на мои вопросы.

Мы в букет собрали маки жаркие
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Осыпаются и вянут?

  • О каком органе цветкового растения идет речь?

Вы уже несколько уроков изучаете тему корень.

  • Что такое корень?

  • Посмотрите внимательно на слайд. Что вы здесь видите?

( Растения имеют разную корневую систему)


  • От чего это зависит?

( От климатических условий)

  • Какие функции выполняет корень?

( удерживает растение в почве, всасывает воду с минеральными веществами, откладывает в запас питательные вещества)

Самые длинные корни – 120м у дикого инжира, он растет в восточной Африке. В Шотландии вяз имеет корневую систему – 110м. Глубокие корни имеют растения, растущие в пустынях от 20 до 50м.

??? Как вы думаете, ребята, о чем сегодня пойдет речь?

Корни выполняют целый ряд функций, не менее важных и интересных.

Давайте попробуем выделить основные задачи нашего урока. Что мы сегодня будем изучать?

Задачи:

1. Изучить видоизмененные корни.

2. Узнать их практическое значение.

3. Выяснить, что видоизмененные корни - результат приспособленности растений к условиям существования.

И я предлагаю вам отправиться в путешествие. В пути нас с вами ждет много интересного и неожиданного. И так начнем наше путешествие.

Отгадайте загадки:

1)Сама в земле – коса на улице? (морковь).

2) Круглая, а не месяц

Желтая, а не масло
С хвостиком, а не мышь
(репа).

3) За хохол, да в котел,

А потом – борщок на стол. (свёкла)


4) Тело – бело, как береза,

Платье – красно, словно роза.

Красна, а не калина;

Горька, а не осина;

Кругла, а не лукошко,

Хвост есть, а не кошка. (Редис)


  • Назовите, какие вы знаете виды корней?

( Главный, боковой, придаточный)

  • Как образуются эти корни?



Перед вами лежат корнеплоды моркови, репы, редиса, свёклы. Рассмотрите их.

  • Как образовались эти корнеплоды? ( Утолщение главного корня и у некоторых утолщаются ещё и нижние участки стебля)

  • Какую функцию они выполняют? (Запасающую)

К таким корням относится корень петрушки – он у нее стержневой. Откладываются в такие кладовые в основном углеводы: крахмал и сахара.

!!! Записываем. Заполняем таблицу в маршрутном листе.

Продолжаем наше путешествие.

Посмотрите внимательно на подземную часть георгина и батата.

  • Что это?

  • Как они образуются?

Корневые клубни – образуются в результате утолщения боковых и придаточных корней.

Батат, или сладкий картофель, возделывается в тропических и субтропических странах. Его разросшиеся клубневидно утолщенные боковые корни очень калорийны и имеют сладкий вкус. В некоторых странах это основное пищевое растение.

!!! Записываем. Заполняем таблицу в маршрутном листе.

  • А что ещё могут запасать корни?



Корни могут служить не только для запасания питательных веществ, но и для запасания воды. Особенно хорошо эта функция выражена у тропических орхидей. Наружная часть коры, свисающая вниз придаточных воздушных корней этих растений состоит из крупных клеток, которые могут впитывать воду подобно губке. Во время дождя эти клетки наполняются водой, которая затем расходуется на нужды растения.

!!! Записываем. Заполняем таблицу в маршрутном листе.



ФИЗКУЛЬМИНУТКА

 

Для разминки из-за парт 
Поднимаемся. На старт! 
Бег на месте. Веселей! 
И быстрей, быстрей, быстрей! 
Делаем вперёд наклоны – 
Раз – два – три – четыре – пять. 
Мельницу руками крутим, 
Чтобы плечики размять. 
Начинаем приседать - 
Раз – два – три – четыре – пять. 
А потом прыжки на месте, 
Выше прыгаем все вместе. 
Руки к солнышку потянем. 
Руки в стороны растянем. 
А теперь пора учиться. 
Да прилежно, не лениться. 

Продолжаем наше путешествие.

  • Посмотрите внимательно на слайд, скажите с какими трудностями, сталкивается это растение?

  • Чего не хватает этому растению? Корням?

  • Какую функцию выполняет корень?

У тропических деревьев, живущих на бедных кислородом почвах, живущих на пресноводных тропических болотах, развиваются специальные дыхательные корни. Представителем таких растений является кипарис. Развиваются они из подземных боковых корней и растут вертикально вверх, поднимаясь над водой или почвой. У некоторых деревьев дыхательные корни имеют форму колен или петель. Их значение заключается в снабжении подземных частей воздухом. Чему способствует постоянное слущивание коры. Однако поверхности почвы на дыхательных корнях образуются целые бороды тонких корешков, они составляют всасывающую силу корневой системы.

!!! Записываем. Заполняем таблицу в маршрутном листе.

Продолжаем наше путешествие.

  • Посмотрите на следующий слайд.

  • Что имеется у плюща?

  • Какова роль корней – прицепок?

У плюща и других лазающих растений имеются придаточные корни-прицепки. Образующиеся, на стороне стебля, обращенной к дереву или другой опоре. Они способствуют прикреплению и продвижению растения по разным субстратам. Проникая в трещины или щели, они утолщаются, закупоривая отверстие подобно хорошо пригнанной пробке, и крепко удерживают растение на опоре. Если корни плюща наталкиваются на гладкую поверхность, то они проявляют совершенно удивительные способности к закреплению. Конец корешка расширяется и выделяет клейкий сок, с помощью которого оно сильно прикрепляется к поверхности. Нижние корешки прикрепляются, а молодые ищут новую опору. Так медленно и шагает плющ своими корешками по поверхности.

!!! Записываем. Заполняем таблицу в маршрутном листе.

Основные видоизменения мы сегодня рассмотрели. Есть и другие, с которыми вы познакомитесь на следующем уроке.

??? Ребята, давайте обобщим материал, который мы сегодня рассмотрели.

1. У разных растений корневая система, видоизменения разные.

2. От чего это зависит? От климатических условий.

3. Какие функции выполняют видоизменения корней?

Мне нужен помощник!!!

Предлагаю вам разгадать ребус, который зашифрован на доске.

1. Сосульке той не нужен карниз –

Растет она в землю, кончиком вниз.

Оранжевым боком, зелёной косицей

И вкусом заставит всех удивиться? (морковь)

2. Овощное растение со стержневым корнем? (петрушка)

3. Какое растение умеет шагать по стенам? (плющ)

4. Как называются корни, отрастающие от стебля? ( придаточные)

5. Назовите видоизменения корней батата? (корневые клубни)

6. Как называется корень, который отходит от главного? (боковой)

7. У этого растения имеются воздушные корни? (орхидея)

8. Дыхательные корни имеет? (кипарис)

9. Чем снабжают дыхательные корни растение? (кислородом)

10. Красная мышка с белым хвостом

В норке сидит, подле зеленым листом? (редис)


Спасибо вам за работу!


  • Слово капитанам

      • Отметьте, с каким настроением вы уходите с урока!!!

Спасибо вам!!! Вы молодцы! Удачи вам!


Использованная литература:

 

1. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс: поурочные планы по  учебни-

    ку В.В. Пасечник – Волгоград: Учитель, 2007.

2. Биология. 6 класс. Поурочные планы по учебнику В.В.Пасечник. «Биология.  

    6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». – М.: Дрофа, 2010.

   

3. Калинина А. А. Поурочные разработки по биологии. 6 (7) класс. – М.: Вако, 2005. – 352

    с. – (В помощь школьному учителю). 

 

 4. Пономарёва И. Н., Кучменко В.С., Симонова Л.В. Биология: Растения. Бактерии. Грибы.

    Лишайники. 6 кл.: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2002. – 144 с.

 

5. Эта занимательная ботаника. Составитель Боброва Н.Г.



Приложение 1

Таблица «Видоизменения корней»


Ссрп7е6Название видоизменения

корня

Особенности строения

Примеры растений

Корнеплоды

Разросшийся главный корень.

Морковь, редис, свёкла, репа.

Корневые клубни

Утолщение придаточных и боковых корней.

Георгин, батат.

Воздушные корни

Длинные придаточные корни, всасывающие воду.

Орхидея, монстера.

Дыхательные корни

Боковые корни, которые растут вертикально вверх.

Кипарис болотный, ива ломкая.

Корни - прицепки

Короткие придаточные корни с мощными прицепками.

Плющ.



Прилохение 2



Маршрутный лист

Ф.И._______________________________




Название видоизменения корня

Особенности строения

Примеры растений























Маршрутный лист для капитана

Состав команды:

1. ________________________________________________

2.________________________________________________

3.________________________________________________

4.________________________________________________

5.________________________________________________

6.________________________________________________

7.________________________________________________

Номинации:

(Набравший наибольшее количество баллов)

«Умник» _________________________________________

(Набравшая наибольшее количество баллов)

«Умница»_______________________________________

(Хорошо работающие на уроке)

«За хорошую подготовку домашнего задания»________________________________________

( Отвечали на уроке 2 – 3 раза)

«За старание»___________________________________

( Те, кто устно не отвечал вообще)

«За внимательность»______________________

Тест.

1. В образовании корнеплодов принимают участие:

а – главный корень и нижние участки стебля;

б – утолщенные боковые или придаточные корни.

2. Корнеплоды имеются у:

а – георгина, чистяка, батата;

б – моркови, свеклы, репы, брюквы.

3. Большинство растений, образующих корнеплоды:

а – однолетние;

б – двулетние.

4. Корневые клубни имеются у:

а – георгина, чистяка, батата;

б – моркови, свеклы, репы, брюквы.

5. В образовании корневых клубней принимают участие:

а – главный корень и нижние участки стебля;

б – утолщенные боковые или придаточные корни.

6. Корни-прицепки плюща образованы корнями:

а – придаточными; б – главным.

7. Корни-подпорки баньяна образованы корнями:

а – придаточными; б – главным.

8. Воздушные корни орхидей, живущих на стволах и ветвях деревьев влажных тропических лесов, образованы корнями:

а – придаточными; б – главным.






Тест.

1. В образовании корнеплодов принимают участие:

а – главный корень и нижние участки стебля;

б – утолщенные боковые или придаточные корни.

2. Корнеплоды имеются у:

а – георгина, чистяка, батата;

б – моркови, свеклы, репы, брюквы.

3. Большинство растений, образующих корнеплоды:

а – однолетние;

б – двулетние.

4. Корневые клубни имеются у:

а – георгина, чистяка, батата;

б – моркови, свеклы, репы, брюквы.

5. В образовании корневых клубней принимают участие:

а – главный корень и нижние участки стебля;

б – утолщенные боковые или придаточные корни.

6. Корни-прицепки плюща образованы корнями:

а – придаточными; б – главным.

7. Корни-подпорки баньяна образованы корнями:

а – придаточными; б – главным.

8. Воздушные корни орхидей, живущих на стволах и ветвях деревьев влажных тропических лесов, образованы корнями:

а – придаточными; б – главным.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!