СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - викторина для 9 класса

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - викторина содержит вопросы, позволяющие учащимся самостоятельно объяснить окружающие их явления и задуматься над значением физических знаний в повседневной жизни.

Просмотр содержимого документа
«Урок - викторина для 9 класса»

------------- Л.И. Самойлова, МОБУ «Покровская СОШ», с. Покровка, Октябрьский район, Приморский край



План-конспект внеурочного занятия в форме викторины

«Физические парадоксы»

9 класс

Учебная цель: проверить умение учащихся применять полученные знания для объяснения явлений, происходящих вокруг них.

Развивающая цель: развить умение делать сопоставления, выдвигать гипотезы; развить наблюдательность и воображение, логическое мышление, коммуникативные навыки.

Воспитательная цель: проверить сформированность мировоззрения, научных убеждений.

Правила проведения:

  1. Класс делим на две команды. Как вариант, можно часть учащихся оставить как группу поддержки.

  2. Команды выбирают себе название и капитана.

  3. Вопросы задаются поочерёдно каждой команде.

  4. Если команда даёт неполный или неправильный ответ, то другая команда имеет право дать свой ответ и получить дополнительные баллы.

  5. В конце викторины жюри объявляет итоги, победившей команде вручается грамота.

Оценивание:

- полный и правильный ответ – 2 балла

- правильный, но неполный ответ или дополнение – 1 балл

- неправильный ответ – 0 баллов



Ход игры:

Вопросы викторины:

1

Представьте себе, что где-то недалеко от человека оборвался провод высокого напряжения. Тотчас же по земле во все стороны от места падения начнет распространяться ток большой величины. В каком случае человек окажется в большей безопасности: когда земля сухая или мокрая? Ответ пояснить.

1

Известно, что катодные лучи представляют собой поток отрицательно заряженных частиц – электронов. Ток в проводнике – это тоже направленное движение электронов. Почему же тогда два параллельных проводника, по которым проходит ток в одном направлении, притягиваются, а два параллельных катодных пучка отталкиваются?

2

Направление переменного тока и величина напряжения всё время меняются от максимального значения до нуля и обратно. Почему же лампа накаливания светит не мигая?

2

Тени телеграфных столбов утром и вечером удлиняются. Меняется ли при этом длина тени от проводов?

3

Почему после дождя появляется радуга?

3

Почему в городах снег тает быстрее?

4

Какого бы цвета увидел наблюдатель небо находясь на Луне?

4

В чем причина разрушений при землетрясениях?

5

Почему пожарному трудно удерживать брандспойт, из которого бьёт вода?

5

Гирю опустили в сосуд с водой, изменилась ли при этом масса гири? Её вес? Сила тяжести, действующая на гирю?

6

Почему лёд не начинает таять сразу, как только его вносят в тёплую комнату?

6

Оболочки космических кораблей и ракет делают из тугоплавких металлов. Почему?

7

Для чего к корпусу автоцистерны, предназначенной для перевозки бензина, прикреплена массивная цепь, несколько звеньев которой волочатся по земле?

7

Почему в грозу нельзя прятаться под одиноко стоящими высокими деревьями?

8

Почему родитель, катающий ребёнка на качелях, садится не на самый край, а ближе к центру?

8

Почему поломать палку на две большие половинки легче, чем потом каждую половинку разломать ещё на две?



Конкурс капитанов.

Вспомните и назовите название элементов электрической цепи, изображённых на рисунке.

1






4


2






5


3






6


4






7




Подведение итогов.



Ответы на вопросы:

1

Хорошая проводимость мокрой земли делает её более безопасной. Человек вместе с землёй образует разветвлённую цепь, где токи распределяются обратно пропорционально сопротивлениям. А сопротивление человека примерно несколько тысяч Ом. Оно несравнимо больше сопротивления земли. Поэтому же сравнительно небольшие разности потенциалов, которые оказываются приложенными к ногам человека, при наличии хорошего проводника (мокрой земли) не могут вызвать в теле смертельный ток.

1

Объемный заряд в проводниках равен нулю. Действуют лишь магнитные силы, которые при одинаковом направлении токов притягивают их друг к другу. В катодных пучках присутствуют только электроны, поэтому объемный заряд таких пучков не равен нулю. Силы взаимодействия электрических полей между пучками в следствии их одноимённости – силы отталкивания.

2

Лампа накаливания, питаемая переменным током, в следствии того, что её раскалённая нить не может отзываться на быстрые изменения напряжения, не успевает остывать за малые доли секунды. Поэтому нить излучает ровный свет.

2

Длина тени проводов практически не меняется в течении дня, так как она всегда примерно равна расстоянию между столбов.

3

После дождя воздух насыщен парами воды. В результате преломления в капельках воды солнечного света, мы можем наблюдать такое явление, как дисперсия. Радуга – это явление основанное на дисперсии света.

3

В городах, в следствии большей загрязнённости, снег быстрее становится чёрным. А так как чёрный цвет лучше поглощает излучение, то есть энергию, то и нагреваться, и как следствие таять он будет тоже быстрее.

4

На луне нет атмосферы, которая бы рассеивала свет во все стороны (особенно сильно в земной атмосфере рассеиваются синие и голубые лучи), поэтому наблюдатель увидел бы чёрное небо.

4

Разрушение домов при землетрясении можно объяснить с двух точек зрения:

  1. Дома – это тела, состоящие из множества кирпичиков, между которыми находится связывающий раствор. Когда происходят колебания земной коры, то в первую очередь это движение повторяют нижние слои кирпичей, а остальные по инерции ещё находятся в покое. Когда до них доходит движение, сделанное нижними этажами, те, в свою очередь, уже начали движение в обратную сторону. Данный процесс можно сравнить с движением мехов гармони, поставленной на бок. В результате такого движения, связывающий кирпичи раствор разрушается, и дом рассыпается на части.

  2. Дом, как и любое твердое тело имеет собственную частоту колебания, как результат колебания атомов, из которых он состоит. Колебания земной коры так же имеют определённую частоту. Если наступает явление резонанса, то есть совпадение собственной частоты строения и частоты действия внешней силы, то амплитуда колебаний резко возрастает. Что приводит к разрушению.

5

Когда вода под большим напором вылетает из брандспойта, то по закону сохранения импульса (принципу реактивного движения) пожарного толкает в противоположную сторону. Так как его масса меньше, то скорость при взаимодействии пожарный получает большую. Поэтому, чтобы удержаться на ногах, он наклоняется вперед и упирается ногами.

5

Масса гири и сила тяжести, действующая на неё, не изменится. А вот вес, в следствии действия на гирю силы Архимеда со стороны воды, уменьшится.

6

Чтобы лёд начал таять, он должен нагреться до температуры плавления, то есть до 00С. Поэтому сначала энергия, поглощаемая льдом, идёт на его нагревание, и только потом на плавление.

6

При прохождении через атмосферу, оболочка корабля сильно нагревается в результате трения об атмосферу. Если обшивку изготавливать из простого металла, то в результате такого нагревания

7

При движении автоцистерны бензин, находящийся внутри, частично испаряется, образуя над поверхностью бензиновые пары. Кроме того, происходит трение бензина о стенки цистерны, в результате чего создается статический заряд, который и снимают при помощи прикрепленной цепи земле. Земля считается конденсатором, способным накопить достаточно большой заряд.

7

Одиноко стоящие высокие деревья в грозу выполняют ту же роль, что и молниеотводы. Вероятность попадания молнии в такое дерево очень велика.

8

Согласно правилу равновесия рычага, чем больше сила, тем меньше её плечо. Так как масса родителя больше массы ребёнка, то и сила тяжести, действующая на него также больше. Именно поэтому, чтобы уравновесить качели (рычаг 1 рода), он и садится ближе к оси вращения.

8

Когда мы ломаем палку, то опирая ее на что-либо, имеем дело с рычагом 1 рода. А согласно правилу равновесия рычага, чем больше плечо, тем меньше прикладываемая сила. Когда мы берём уже половинку палки, то плечо прикладываемой силы укорачивается, следовательно, сила, которую нужно приложить, увеличивается.



Ответы на конкурс капитанов:

  1. Гальванический элемент

  2. Батарея элементов

  3. Соединение проводов

  4. Клеммы для подключения

  5. Лампа накаливания

  6. Резистор



Список использованной литературы:

  1. Сборник задач по физике: 7-9 кл.: к учебникам А.В. Перышкина и др. «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс», «Физика. 9 класс» / А.В. Перышкин; сост. Г.А. Лонцова. – 12-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 270, [2] с.

  2. Сборник задач по физике. 7-9 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – 26-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 240с.

  3. Сборник задач по физике для 9-11 классов средней школы. – 13-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 224 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс