Классификатор | Организация |
Учебное задание | Таксономия учебных задач по Блуму (уровень) | Время в мин | Организационная форма/форма оценивания |
Общее время урока | 40 | |
1. Определи: в каком году и кем были открыты вирусы. количество видов вирусов что означает слово «вирус». размеры вирусов. на какие группы и по какому признаку можно разделить вирусы какое строение имеют вирусы роль нуклеиновой кислоты в жизни вируса. что такое геном возбудителями, каких заболеваний являются вирусы | 1. Знание конкретных данных | 10 | фронтально фронтально |
1. Прочти текст абзаца 4, с. 16. и текст:В клетку вирусы могут попасть вместе с пиноцитозными пузырьками или путем погружения части оболочки клетки с приклеившимся к ней вирусом в цитоплазму, а также путем растворения оболочки клетки. Вирусы вносят в клетку свою генетическую информацию, и клетка начинает производить подобные вирусы. Внутри клетки начинает синтезироваться ДНК или РНК вируса и образуется множество вирусов. В результате клетка гибнет, и вирусы выходят наружу, заражая новые клетки. Встроенный в геном клетки геном вируса может существовать в таком виде долгое время. Вирусы, благодаря мутированию и способности быстро размножаться внутри клеток, становятся устойчивыми к действию лекарств, и это обстоятельство затрудняет лечение таких вирусных заболеваний, как грипп, гепатит и др. представь информацию в виде схемы «Сетевой график». 2. Прочти текст абзаца 5, с. 16. представь информацию в виде схемы «Сетевой график». 3. Объясни: почему вирусы являются автономными генетическими конструкциями. почему бактериофаги могут быть использованы для лечения бактериальных инфекций. почему инфекционность — характерный признак вирусов. почему при попадании в организм человека ВИЧ поражается иммунная система | 2. Понимание | 15 | Индивидуально |
Докажи, что вирусы и бактериофаги – неклеточные формы жизни | 3. Применение | 3 | Индивидуально |
Сравни вирусы с живыми организмами и телами неживой природы, и заполни таблицу “Характерные черты вирусов” Признаки живых организмов | Признаки неживых тел | Особые признаки | | | | | | | | | | | | | Самовоспроизведение Во внешней среде имеют форму кристаллов Очень мелких размеров Наследственность Не имеют клеточного строения Содержат только один тип нуклеиновой кислоты Изменчивость Не растут, не питаются Свойства живого проявляют только в клетке Приспособляемость Отсутствует обмен веществ Высокая скорость размножения | 4. Анализ | 5 | Работа в паре |
Сделай вывод: Особенности строения и жизнедеятельности вирусов
1. Вирусы — живые существа или неживые объекты? Особенность — неклеточное строение вирусов; состоят из молекулы ДНК или иРНК, окруженной молекулами белка подобно оболочке. 2. Проявление вирусами признаков жизнедеятельности только в клетках других организмов, отсутствие собственного обмена веществ, способности самостоятельно размножаться вне клеток других организмов, существование в форме кристалла. 3. Вирусы — внутриклеточные паразиты. Механизм их проникновения в клетку хозяина: прикрепление к оболочке клетки-хозяина, ее частичное растворение и проникновение нуклеиновой кислоты внутрь клетки, образование на ее основе новых вирусов, гибель клетки и выход из нее вирусов, заражение ими новых клеток. 4. Вирусы — возбудители многих тяжелых заболеваний: СПИДа, бешенства, полиомиелита, гриппа, оспы и др., инфекционность — характерный признак вирусов. | 5. Синтез | 7 | Индивидуально |
1. Выясни пути заражения ВИЧ-инфекцией, бешенством, гриппом, краснухой, энцефалитом, вирусным гепатитом, полиомиелитом, оспой и разработай меры профилактики заболеваний, вызываемых вирусами. На выбор – 1- 2 заболевания | 6. Оценивание | 5 | Индивидуально |