СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Вирусы" 10 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок составлен с использованием таксономии Блума и техник учения, предложенных профессором Г.А. Рудиком

Просмотр содержимого документа
«Урок "Вирусы" 10 класс»



Классификатор

Организация

Учебное задание

Таксономия учебных задач по Блуму (уровень)

Время в мин

Организационная форма/форма оценивания

Общее время урока

40


1. Определи:

  • в каком году и кем были открыты вирусы.

  • количество видов вирусов

  • что означает слово «вирус».

  • размеры вирусов.

  • на какие группы и по какому признаку можно разделить вирусы

  • какое строение имеют вирусы

  • роль нуклеиновой кислоты в жизни вируса.

  • что такое геном

  • возбудителями, каких заболеваний являются вирусы

1. Знание конкретных данных

10








фронтально






фронтально

1. Прочти текст абзаца 4, с. 16. и текст:В клетку вирусы могут попасть вместе с пиноцитозными пузырьками или путем погружения части оболочки клетки с приклеившимся к ней вирусом в цитоплазму, а также путем растворения оболочки клетки. Вирусы вносят в клетку свою генетическую информацию, и клетка начинает производить подобные вирусы. Внутри клетки начинает синтезироваться ДНК или РНК вируса и образуется множество вирусов. В результате клетка гибнет, и вирусы выходят наружу, заражая новые клетки. Встроенный в геном клетки геном вируса может существовать в таком виде долгое время. Вирусы, благодаря мутированию и способности быстро размножаться внутри клеток, становятся устойчивыми к действию лекарств, и это обстоятельство затрудняет лечение таких вирусных заболеваний, как грипп, гепатит и др. представь информацию в виде схемы «Сетевой график».


2. Прочти текст абзаца 5, с. 16. представь информацию в виде схемы «Сетевой график».


3. Объясни:

  • почему вирусы являются автономными генетическими конструкциями.

  • почему бактериофаги могут быть использованы для лечения бактериальных инфекций.

  • почему инфекционность — характерный признак вирусов.

  • почему при попадании в организм человека ВИЧ поражается иммунная система

2. Понимание

15











Индивидуально

Докажи, что вирусы и бактериофаги – неклеточные формы жизни

3. Применение

3

Индивидуально

Сравни вирусы с живыми организмами и телами неживой природы, и заполни таблицу “Характерные черты вирусов

Признаки живых организмов

Признаки неживых тел

Особые признаки














  1. Самовоспроизведение

  2. Во внешней среде имеют форму кристаллов

  3. Очень мелких размеров

  4. Наследственность

  5. Не имеют клеточного строения

  6. Содержат только один тип нуклеиновой кислоты

  7. Изменчивость

  8. Не растут, не питаются

  9. Свойства живого проявляют только в клетке

  10. Приспособляемость

  11. Отсутствует обмен веществ

  12. Высокая скорость размножения


4. Анализ

5

Работа в паре

Сделай вывод: Особенности строения и жизнедеятельности вирусов

1. Вирусы — живые существа или неживые объекты? Особенность — неклеточное строение вирусов; состоят из молекулы ДНК или иРНК, окруженной молекулами белка подобно оболочке.

2. Проявление вирусами признаков жизнедеятельности только в клетках других организмов, отсутствие собственного обмена веществ, способности самостоятельно размножаться вне клеток других организмов, существование в форме кристалла.

3. Вирусы — внутриклеточные паразиты. Механизм их проникновения в клетку хозяина: прикрепление к оболочке клетки-хозяина, ее частичное растворение и проникновение нуклеиновой кислоты внутрь клетки, образование на ее основе новых вирусов, гибель клетки и выход из нее вирусов, заражение ими новых клеток.

4. Вирусы — возбудители многих тяжелых заболеваний: СПИДа, бешенства, полиомиелита, гриппа, оспы и др., инфекционность — характерный признак вирусов.

5. Синтез

7

Индивидуально

1. Выясни пути заражения ВИЧ-инфекцией, бешенством, гриппом, краснухой, энцефалитом, вирусным гепатитом, полиомиелитом, оспой и разработай меры профилактики заболеваний, вызываемых вирусами.

На выбор – 1- 2 заболевания

6. Оценивание

5

Индивидуально

Сетевой график

Назначение

Элементы

Правила

Такой график составляют для того, чтобы показать связь и зависимость между действиями. Можно показать, какие действия могут осуществляться параллельно.

Кружки и стрелки. Пояснения, описывающие действия.

Кружки показывают события, например - начало или завершение деятельности. Кружки пронумерованы, для того чтобы показать последовательность действий. Можно произвольно добавлять "пустые" связи, соединяя пунктирно стрелкой некоторое событие со следующим событием, которое обозначает в данном случае не окончание деятельности, а факт того, что оно не может состояться, пока не состоится предыдущее событие. "Пустые" связи демонстрируют отношение "ожидания" между событиями, например 2 ----4. Нельзя образовывать замкнутые контуры.

5

Таблица “Характерные черты вирусов

Самовоспроизведение

Во внешней среде имеют форму кристаллов

Очень мелких размеров

Наследственность

Не имеют клеточного строения

Содержат только один тип нуклеиновой кислоты

Изменчивость

Не растут, не питаются

Свойства живого проявляют только в клетке

Приспособляемость

Отсутствует обмен веществ

Высокая скорость размножения




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!