СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок (внеклассное мероприятие) "Путешествие в века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок (внеклассное мероприятие) в форме учебно-познавательной игры, направленный не только  на повторение, закрепление знаний обучающихся по отечественной истории, но и их расширение и углубление.

Просмотр содержимого документа
«Андреева С. В.Разработка урока (внекл. меропр.)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Усть-Пристанская средняя общеобразовательная

школа имени А. М. Птухина»

Усть-Пристанского района

Алтайского края










Учебно-познавательная игра

по Истории России IX – XVI веков

для учащихся 6-7-х классов

Тема: «Путешествие в века»




Разработала: Андреева Светлана Владимировна,

учитель истории и обществознания

МОУ Усть-Пристанская СОШ



















2018г.

Пояснительная записка


Повторительно-обобщающий урок (вариант - внеклассное мероприятие в рамках предметного месячника) в игровой форме предполагает не только повторение, закрепление изученного материала, но и расширение знаний учащихся по предмету. В целях формирования стойкого интереса к истории своей страны, эмоционального восприятия учащимися образов эпохи, урок основывается на презентации, материал которой подобран по усмотрению учителя. В презентацию включены репродукции живописных произведений, свидетельствующие о широком отражении исторических событий в живописи, иконы, изображения архитектурных сооружений, позволяющие в который раз убедиться в богатейшей культуре русского народа. Задания различных конкурсов направлены не просто на воспроизведение каких-либо фактов, но и на их аргументацию, объяснение, сравнение, сопоставление. Кроме того, урок несет собой возможность формирования коммуникативных компетенций учащихся, учит их работать в команде, проявлять находчивость, принимать самостоятельные решения в минимальный период времени.


Тип урока: учебно-познавательная игра

Вид урока: повторительно-обобщающий


Тема: «Путешествие в века»


Цель:

- способствовать формированию интереса к истории

- в игровой форме повторить, закрепить, углубить знания учащихся по истории России IX – XVI веков, особое внимание, уделив культуре русского народа



Задачи:

- продолжить выработку у школьников умений анализировать события, явления, деятельность персоналий, сопоставлять и строить собственные умозаключения, аргументировать свои выводы

- акцентировать внимание учащихся на важнейших событиях русской истории, отраженных в различных исторических источниках

- воспитывать чувство гордости, уважения, любви к истории своей страны, своему народу


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, в которой представлен материал, наглядно отражающий эпоху.


Ход урока


1. Организационный этап.

Класс делится на три команды, принцип деления – 1,2,3 ряды. Учащиеся каждой команды садятся за один стол, придумывают название, обязательное связанное с историческим периодом, по которому проходит игра. Выбирается один из учащихся, который будет следить за ходом игры, ставить баллы за правильные ответы, снимать баллы за нарушение дисциплины. (Обычно этим занимается «слабый» ученик). Учитель, с опорой на презентацию проводит конкурсную программу, в которой задания, вопросы подбираются на каждую команду, озвучиваются в порядке очереди той или иной команды. В случае, если никто из членов команды, которой дается задание не может дать правильный ответ, отвечает команда, учащийся которой первым успел поднять руку для дачи ответа. Если ответ правильный, команда получает «лишний балл». Учащиеся команды, набравшие наибольшее количество баллов получают оценку «5». Тем не менее, практика проведения подобных уроков показывает, что в командах есть такие учащиеся, которые просто отсиживаются, естественно они оценку не получают, или получают ее по усмотрению учителя. Также оцениваются учащиеся тех команд, которые набрали меньшее количество баллов. Учитель среди них может выделить тех, кто получит «5» или любую другую оценку. В результате оценивание зависит от конкретного участия учащегося в игре, наличия правильных ответов, умений аргументировать свой ответ. Подсчет баллов идет с целью создания духа соревновательности, поддержания нестандартности формы проведения повторительно-обобщающего урока.


2. Конкурсная программа

1) Разминка (Слайд №2)

Команда №1: Какой город на Руси называли Царьградом?

Команда №2: Какой город считается «матерью городам русским»?

Команда №3: Какой город монголо-татары прозвали «злым»?


2) Конкурс «Найди связь»

Задание для команды №1

Что объединяет данные соборы? Где они находятся? (Слайд №3. Изображения храма Святой Софии в Константинополе, Софийских соборов в Киеве, Новгороде, Пскове)

Почему на Руси строили храмы в честь святой Софии? Кому известно предание о святой Софии?

В случае необходимости, учитель сообщает следующие сведения. По преданию на глазах у Софии жестоко пытали ее дочерей Веру, Надежду, Любовь за то, что они не пожелали изменить своей вере – христианству. Через три дня на их могиле скончалась София. Мать и дочери для всех христиан стали святыми.

Задание для команды №2

Что объединяет данные архитектурные сооружения? Где они находятся? (Слайд №4. Изображения Золотых ворот в Киеве, Владимире)

Почему именно в г. Владимире имелись похожие на киевские Золотые ворота?

Задание для команды №3

Что объединяет картины А. Васнецова? Когда и при ком эти сооружения были выстроены? (Слайд №5. Изображение Московского кремля при Иване Калите, Дмитрии Донском, Иване III)


3) Конкурс «Летописание»

О каких событиях говорится в летописях? (Слайд №6)

Команда №1: «Если не придет кто завтра на реку…- да будет мне враг»

Команда №2: «Наши стреляли из пищалей, многих татар убили, а их стрелы падали и никого нем ранили…»

Команда №3: «… и гнали их русские с боем, как по воздуху, и некуда им было убежать, били их семь верст по льду»?

(Крещение киевлян в 988 г. при Владимире, стояние на реке Угре 1480 г., Ледовое побоище 1242 г.)

4) Конкурс «Иконопись»

Какие известные иконы вы видите? Что вы можете о них рассказать? (Слайд №7. Изображение икон «Владимирская Богоматерь, «Спас Нерукотворный», «Троица» А. Рублева)

Команда №1: первое изображение («Владимирская Богоматерь»)

Команда №2: второе изображение («Спас нерукотворный»)

Команда №3: третье изображение («Троица» А. Рублев)


Если учащиеся затрудняются, учитель напоминает легенду об иконе «Владимирская Богоматерь», об обстоятельствах ее вывоза Андреем Боголюбским из Вышгорода. «Спас Нерукотворный» - оглавное изображение Христа, как правило, Спаса Нерукотворного писали на воинских знаменах. «Троица» – самая знаменитая икона Рублева, написана для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Спустя 100 лет после смерти художника церковный Стоглавый Собор велел всем живописцам «писати… иконы, как писал Андрей Рублев…»


5) Конкурс «Кто сказал?»

Кому принадлежат слова? (Слайд №8)

Команда №1: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»

Команда №2: «Если повадится волк к овцам, то выносит все стадо, пока не убьет его. Так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит»

Команда №3: «Приди ко мне, брате, в Москов!»

Ответы: А. Невский, древляне в 945 г. по поводу сбора дани князем Игорем, Юрий Долгорукий

(Слайд№9)

Команда №1: «Только когда нас всех не будет, все то ваше будет!»

Команда №2: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами»

Команда №3: «Ступай, объяви хану, что случилось с его басмою и послами. И с ним то же случиться, если он не оставит Русь в покое!»

Ответы: Рязанские князья послам хана Батыя, послы славянских племен, мери и чуди варягам, Иван III монголо-татарскому послу хана Ахмата


6) Конкурс знатоков ремесленной техники

Древнерусское декоративно-прикладное искусство (Слайд№10)

Известно, что древнерусские ремесленники были мастерами своего дела. Их называли «кузнецы по злату, серебру и меди». Они умели изготавливать различные изделия с помощью разнообразных приемов. Изделия наших мастеров высоко ценились в Европе. Учащимся необходимо вспомнить такие техники обработки металлов как скань, зернь, перегородчатая эмаль. Информация на слайде помогает им в этом.

  • Скань – узор из золотой или серебряной проволоки, напаиваемой на металлическую основу

  • Зернь - узор из мельчайших золотых или серебряных зерен, напаиваемых на металлическую пластину

  • Перегородчатая эмаль – техника, при которой ячейки между сканными перегородками заполнялись цветной эмалью

Задание команде №1: Определите технику изготовления подвесок X века (Слайд №11)

Ответ – зернь

Задание команде №2: Определите технику изготовления пластины от иконки XIIXIII века (Слайд №12)

Ответ: перегородчатая эмаль

Задание команде №3: Определите технику изготовления колта XII века (Слайд №13)

Ответ: скань


7) Конкурс «Выбери из перечня»

Задание команде №1: Какие города в разное время были столицами нашего государства? (Слайд №14) Учитель акцентирует внимание учащихся на том, что об одном из городов, который также одно время был столицей, учащимися 6 классов еще не изучалось, тем не менее, многим этот факт может быть известен (Санкт-Петербург).

- Ярославль

- Москва

- Тверь

- Владимир

- Ростов

- Санкт-Петербург

- Чернигов

- Киев

Ответ: Киев, Владимир, Москва, Санкт-Петербург

Задание команде №2: На каких реках в разное время были сражения русских войск с монголо-татарами? (Слайд №15)

- Пьяна

- Днепр

- Калка

- Вожа

- Нева

- Угра

- Волхов

Ответ: Калка, Пьяна, Вожа, Угра

Задание команде №3: Выберите из перечня территории и города, которые в разное время могли стать или стали центрами объединения русских земель (Слайд №16)

- Галицко-Волынская Русь

- Киевское княжество

- Литовская Русь

- Новгород

- Тверь

- Суздаль

- Москва

Ответ: Галицко-Волынская Русь, Литовская Русь, Тверь, Москва


8) Конкурс «Найди связь и сделай вывод»

Задание команде №1 Как связаны между собой данные изображения? (Слайд №17. Изображены бюст Я. Мудрого, мастерская по переписке книг, древнерусская книга)

Учащиеся должны назвать имя киевского князя Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.), рассказать о его содействии развитию просвещения, грамотности, создании в Киеве мастерской по переписке книг.

Задание команде №2: Какая связь существует между данными изображениями? (Слайд№18. Изображена страница из первого письменного свода законов Древнерусского государства «Русской правды», репродукция картины И. Я. Билибина «Суд во времена «Русской правды»)

Учащиеся должны назвать факт создания «Русской правды» - первого письменного свода законов Древнерусского государства, сказать, что, не смотря на принятие «Русской Правды», существовал так называемый «Божий суд», который изображен на картине. К нему прибегали в тех случаях, когда не было свидетелей (послухов).

Учитель дополнительно задает вопросы:

Какой князь положил начало «Русской Правде? В каком году это произошло? При каких князьях статьи «Русской Правды» изменялись?

Задание команде №3: С каким городом связаны изображения? Почему вы так считаете? (Слайд №19. Изображен план-схема Новгорода, берестяные грамоты, репродукция с картины художника А. Васнецова «Новгородское вече»)


Учащиеся должны определить, что этим городом является Новгород, так как по схеме видно, что город стоит на берегу реки Волхов, делится на концы (районы), археологи нашли в Новгородской земле хорошо сохранившиеся берестяные грамоты. Кроме того, в Новгороде существовал вечевой строй.


9) Конкурс «Знаешь ли ты исторические источники»?

Из каких исторических источников следующие слова: (Слайд №20)

Команда №1: «В дому своем не ленитесь, но за всем смотрите; не полагайтесь на тиуна или отрока, чтоб не посмеялись гости ваши над домом вашим…»

Команда №2: «А если убьют огнищанина по-разбойничьи, а убийцу люди не ищут, то виру платит вервь, где найден убитый»

Команда №3: «Откуда Русская земля стала есть…»

Ответ: «Поучение» В. Мономаха, «Русская Правда», «Повесть временных лет»


10) Конкурс «Определи тип изображения»

Задание команде №1: Определите, какое из изображений является фреской? Мозаикой? Иконой? Миниатюрой? (Слайд №21. По порядку изображены мозаика, икона, фреска, миниатюра)

Объясните, почему вы так считаете?

В ответе учащиеся должны сказать, что мозаика – это изображение из кусочков цветного стекла, икона – живописное изображение святых, фреска – изображение водяными красками по сырой штукатуре, миниатюра – небольшой рисунок, орнаментальная заставка для украшения книг.

Задание команде №2: Определите тип изображений и расположите в хронологической последовательности данные события (Слайд №22. Изображено: Крещение киевлян (худ. Лебедев К.), Крещение Владимира (фреска В. Васнецов), Крещение Ольги (миниатюра).


Учащиеся определяют, какое из изображений является фреской, какое миниатюрой, какое картиной. Также расставляют в хронологической последовательности изображенные события: крещение Ольги (957 г.), крещение Владимира, крещение киевлян (988 г.)

Задание команде №3: Определите тип изображений и расположите в хронологической последовательности данные события (Слайд №23. Изображены: «Оборона Рязани» (Диорама), «Использование «греческого огня» (Миниатюра), «Покорение Сибири

Ермаком» (Картина В. И. Сурикова).

Учащиеся объясняют, по каким признакам они определили тип изображений, определяют, с какими историческими событиями они связаны, расставляют их в правильной хронологической последовательности.

  1. Миниатюра «Использование греческого огня» - поход князя Олега на Царьград в 941 г., византийцы сожгли русские ладьи специальной смесью, которую невозможно было потушить

  2. Диорама «Покорение Рязани» - Поход хана Батыя на Русь в 1237 г., разорение Рязанского княжества. Диорама - тип живописного изображения, в котором у зрителя создается иллюзия присутствия

  3. Картина В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» - поход Ермака в Сибирь в 1581 – 1585 гг.


11) Конкурс «Узнай историческое событие»

Задание для команды №1: О каких верованиях восточных славян свидетельствуют данные изображения? (Слайд №24. Изображены языческие идолы, обряды, волхвы, кудесники)

Учащиеся должны рассказать о языческих верованиях восточных славян, объяснить, что такое идолы, капище, кто такие волхвы, кудесники, назвать несколько языческих богов.

Задание для команды №2: Эпизоды какой битвы изображены на картинах русских художников? (Слайд №25. Помещены репродукции картин А. П. Бубнова «Утро на Куликовом поле», М. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем»).

Учащиеся определяют, что это Куликовская битва, называют ее дату (8 сентября 1380 г.), доказывают, почему они так считают.

Задание для команды №3: На картинах художников изображен сбор дани. В чем принципиальная разница? (Слайд №26. Помещены картины художников К. В. Лебедева «Полюдье», С. В. Иванова «Баскаки»).

Учащиеся определяют, что на одной картине художник изобразил сбор дани в Древней Руси киевскими князьями, т. е. полюдье, на другой картине монголо-татарские сборщики дани (баскаки) собирают ордынский выход, так как Русь находилась под игом Золотой Орды.


12) Конкурс «Узнай событие по описанию и изображению»

Задание для команды №1: О какой битве идет речь в отрывке из документа? Что вам о ней известно? (Слайд №27. «И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью». Также на слайде изображен эпизод битвы, где отчетливо видны немецкие рыцари крестоносцы).

Учащиеся должны определить, что речь идет о Ледовом побоище 1242 г, назвать с кем была битва, вспомнить имя князя, командующего русскими войсками (А. Невский)

Задание для команды №2: О каком событии идет речь? Что изображено на картине С. В. Иванова? (Слайд № 26. «Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут войны…»

Помещена репродукция картины С. В. Иванова «Съезд князей»)


Учащиеся вспоминают, что речь идет о Любеческом съезде 1097 г., на котором князья договорились, что каждый сидит в своей «отчине», но действуют сообща и подчиняются старшему князю.

Задание для команды №3: О чем идет речь в историческом документе? Что изображено на миниатюрах? (Слайд №27. «Она же сказала: «Нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья…». Помещены миниатюры с изображением мести Ольги древлянам).


Учащиеся называют события, связанные со смертью князя Игоря в древлянской земле, вспоминают о различных видах мести его жены Ольги.


13) Конкурс «Узнай историческое лицо»

О каком историческом лице идет речь? (Слайд №28)

Команда №1: «… легко ходил в походах, как пардус, и много воевал. В походах же не возил с собою ни возов, ни котлов… не имел он и шатра…»

Команда №2: «Этого князя называют первым собирателем Русской земли. И наступила в его правление тишина великая по всей русской земле, и татары перестали воевать ее»

Команда №3: Его именем половчанки пугали детей. Он был одновременно внуком русского князя и византийского императора.

Ответ: Святослав, Иван Калита, Владимир Мономах


14) Конкурс «Кто это?»

Определите исторических персонажей по изображениям. Какова их роль в истории? (Слайд №31. Помещены Алесандр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский)

Команда №1: первое изображение - Александр Невский, худ. П. Д. Корин

Команда №2: второе изображение – Дмитрий Донской, И. Глазунова

Команда №3: третье изображение – Сергий Радонежский, икона


Команды по очереди называют исторических персонажей, связывая их с исторически важными событиями: Невской битвой и Ледовым побоищем, Куликовской битвой, основанием Троице-Сергиева монастыря.

15) Конкурс «Определи событие»

Задание для команды №1: О каких трагических событиях в нашей истории свидетельствуют данные изображения? (Слайд №32. Помещены китайский рисунок Бату-хана, диарама «Оборона Рязани», репродукции картин П. Литвинского « Евпатий Коловрат», В. Смирнова «Князь Михаил Черниговский перед ставкой Батыя»).

Учащиеся делают вывод о нашествии хана Батыя на северо-восточную Русь, разорении Рязанского Княжества, последствиях нашествия.

Задание для команды №2: Какое историческое событие запечатлел художник Ф. Бруни?

(Слайд №33. репродукция картины Ф. Бруни «Олег прибивает щит свой на врата Царьграда»)

Учащиеся вспоминают о походе князя Олега на Константинополь в 907 г., о том, что его щит был прибит на ворота города в ознаменовании победы и заключения выгодного торгового договора с Византией.

Задание команде №3: Убийство каких князей изображено на миниатюрах? При каких обстоятельствах это произошло? Как церковь увековечила память убиенных? (Слайд№34. Помещены миниатюры, на которых изображена смерть Бориса и Глеба, икона XIV в. «Борис и Глеб на конях», псковская икона XIV века «Мученики-страстнотерпцы: Благоверные князья Борис и Глеб»)

Учащиеся вспоминают об убийстве князей Бориса и Глеба Святополком, прозванным за это Окаянным. Невинно убиенные князья стали первыми русскими святыми.


16) Дополнительный Конкурс «Знаешь ли ты древнерусские слова»

Объясни значение древнерусских слов (Слайд №35)

Команда №1: Глызобойка (окованная железом дубина для разбивания комьев земли)

Команда №2: Жито (хлеб)

Команда №3: Медуша (хранилище для меда и медовых напитков)

Команда №1: Гридница (комната для приемов в княжеских палатах)

Команда №2: Дым (дом)

Команда №3: Верфь (община)

Команда №1: Вира (штраф)

Команда №2: Бортничество (сбор меда диких пчел)

Команда №3: Гости (купцы)


3. Подведение итогов урока. Объявление команды победительницы, оценивание учащихся.


4. Домашнее задание. Составить кроссворд по повторенному и закрепленному материалу или по какой-либо конкретной теме из истории России IX – XVI вв.



Литература:


  1. Материала свободной энциклопедии «Википедия»

  2. Ворожейкина Н. И., Соловьев В. М., Студеникин М. Т. «Рассказы по родной истории», учебник для 5 класса, М., Просвещение, 1993 г.

  3. Гукова В. В. и др. «История 5-11 классы. Технология современного урока», Волгоград, Учитель, 2009 г.

  4. Набатова О. Г. История России с древнейших времен до начала XVI века. 6-7 класс. Конспекты уроков для учителя истории. М., Владос-Пресс ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2001 г.

  5. Преподавание истории в школе. 1998 г. №5, 2008 г. №1, 2009 г. №1,3,4

  6. Черникова Т. В. «История России IX – XVI века», учебник для 6 класса, М., Дрофа, 2005 г.





Просмотр содержимого презентации
«Учебно-познавательная игра»

Учебно-познавательная игра  по истории России IX – XVI вв. Учитель истории и обществознания МОУ «Усть-Пристанская СОШ им. А. М. Птухина» С. В. Андреева

Учебно-познавательная игра по истории России IX – XVI вв. Учитель истории и обществознания МОУ «Усть-Пристанская СОШ им. А. М. Птухина» С. В. Андреева

    Что объединяет данные соборы? Где они находятся?

    Что объединяет данные соборы? Где они находятся?

    Что объединяет данные архитектурные сооружения? Где они находятся?

    Что объединяет данные архитектурные сооружения? Где они находятся?

    Что объединяет картины А. Васнецова? Когда и при ком эти сооружения были выстроены?

    Что объединяет картины А. Васнецова? Когда и при ком эти сооружения были выстроены?

    О каких событиях говорится в летописях?

    О каких событиях говорится в летописях?

      Какие известные иконы вы видите? Что вы можете о них рассказать?

      Какие известные иконы вы видите? Что вы можете о них рассказать?

      «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» «Если повадится волк к овцам, то выносит все стадо, пока не убьет его. Так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит» «Приди ко мне, брате, в Москов!»
      • «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»
      • «Если повадится волк к овцам, то выносит все стадо, пока не убьет его. Так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит»
      • «Приди ко мне, брате, в Москов!»
      «Только когда нас всех не будет, все то ваше будет!» «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами» «Ступай, объяви хану, что случилось с его басмою и послами. И с ним то же случиться, если он не оставит Русь в покое!»
      • «Только когда нас всех не будет, все то ваше будет!»
      • «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами»
      • «Ступай, объяви хану, что случилось с его басмою и послами. И с ним то же случиться, если он не оставит Русь в покое!»
      Древнерусское декоративно-прикладное искусство

      Древнерусское декоративно-прикладное искусство

      • Скань – узор из золотой или серебряной проволоки, напаиваемой на металлическую основу
      • Зернь - узор из мельчайших золотых или серебряных зерен, напаиваемых на металлическую пластину
      • Перегородчатая эмаль – техника, при которой ячейки между сканными перегородками заполнялись цветной эмалью
      Определите технику изготовления подвесок X века

      Определите технику изготовления подвесок X века

      Определите технику изготовления пластины от иконки XII – XIII века

      Определите технику изготовления пластины от иконки XII – XIII века

      Определите технику изготовления  колта XII века

      Определите технику изготовления колта XII века

      Какие города в разное время были столицами нашего государства?

      Какие города в разное время были столицами нашего государства?

      • Ярославль
      • Москва
      • Тверь
      • Владимир
      • Ростов
      • Санкт-Петербург
      • Чернигов
      • Киев
      На каких реках в разное время были сражения русских войск с монголо-татарами?

      На каких реках в разное время были сражения русских войск с монголо-татарами?

      • Пьяна
      • Днепр
      • Калка
      • Вожа
      • Нева
      • Угра
      • Волхов
      Выберите из перечня территории и города, которые в разное время могли стать или стали центрами объединения русских земель

      Выберите из перечня территории и города, которые в разное время могли стать или стали центрами объединения русских земель

        Как связаны между собой данные изображения?

        Как связаны между собой данные изображения?

        Какая связь существует между данными изображениями?

        Какая связь существует между данными изображениями?

        С каким городом связаны изображения? Почему вы так считаете?

        С каким городом связаны изображения? Почему вы так считаете?

        Из каких исторических источников следующие слова:

        Из каких исторических источников следующие слова:

        • «В дому своем не ленитесь, но за всем смотрите; не полагайтесь на тиуна или отрока, чтоб не посмеялись гости ваши над домом вашим…»
        • «А если убьют огнищанина по-разбойничьи, а убийцу люди не ищут, то виру платит вервь, где найден убитый»
        • «Откуда Русская земля стала есть…»
        Определите, какое изображения являешься фреской? Мозаикой? Иконой? Миниатюрой?

        Определите, какое изображения являешься фреской? Мозаикой? Иконой? Миниатюрой?

        Определите тип изображений и расположите в хронологической последовательности данные события Крещение киевлян (худ. Лебедев К.) Крещение Владимира (фреска В. Васнецов) Крещение Ольги (миниатюра)

        Определите тип изображений и расположите в хронологической последовательности данные события

        • Крещение киевлян

        (худ. Лебедев К.)

        • Крещение Владимира

        (фреска В. Васнецов)

        • Крещение Ольги

        (миниатюра)

        Определите тип изображений и расположите в хронологической последовательности данные события Оборона Рязани. Диорама Использование «греческого огня» (Миниатюра) Покорение Сибири Ермаком (Картина В. И. Сурикова)

        Определите тип изображений и расположите в хронологической последовательности данные события

        • Оборона Рязани. Диорама
        • Использование «греческого

        огня» (Миниатюра)

        • Покорение Сибири

        Ермаком (Картина В. И.

        Сурикова)

        О каких верованиях восточных славян свидетельствуют данные изображения?

        О каких верованиях восточных славян свидетельствуют данные изображения?

        Эпизоды какой битвы изображены на картинах русских художников?

        Эпизоды какой битвы изображены на картинах русских художников?

        На картинах художников изображен сбор дани. В чем принципиальная разница?

        На картинах художников изображен сбор дани. В чем принципиальная разница?

        О какой битве идет речь в отрывке из документа? Что вам о ней известно?  «И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью»

        О какой битве идет речь в отрывке из документа? Что вам о ней известно?

        «И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью»

        О каком событии идет речь? Что изображено на картине С. В. Иванова? Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут войны…»

        О каком событии идет речь? Что изображено на картине С. В. Иванова?

        Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут войны…»

        О чем идет речь в историческом документе? Что изображено на миниатюрах?

        О чем идет речь в историческом документе? Что изображено на миниатюрах?

        О каком историческом лице идет речь?

        О каком историческом лице идет речь?

        • «… легко ходил в походах, как пардус, и много воевал. В походах же не возил с собою ни возов, ни котлов… не имел он и шатра…»
        • «Этого князя называют первым собирателем Русской земли. И наступила в его правление тишина великая по всей русской земле, и татары перестали воевать ее»
        • Его именем половчанки пугали детей. Он был одновременно внуком русского князя и византийского императора
        Определите исторических персонажей по изображениям. Какова их роль в истории?

        Определите исторических персонажей по изображениям. Какова их роль в истории?

        О каких трагических событиях в нашей истории свидетельствуют данные изображения?

        О каких трагических событиях в нашей истории свидетельствуют данные изображения?

        Какое историческое событие запечатлел художник Ф. Бруни?

        Какое историческое событие запечатлел художник Ф. Бруни?

        Убийство каких князей изображено на миниатюрах? При каких обстоятельствах это произошло? Как церковь увековечила память убиенных?

        Убийство каких князей изображено на миниатюрах? При каких обстоятельствах это произошло? Как церковь увековечила память убиенных?

        Объясни значение древнерусских слов

        Объясни значение древнерусских слов

        • Глызобойка
        • Жито
        • Медуша
        • Гридница
        • Дым
        • Верфь
        • Вира
        • Бортничество
        • Гости


        Скачать

        Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

        Вебинар для учителей

        Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!