СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок внеклассного чтения по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературе. 11 класс. Урок внеклассного чтения.

 

Тема: «Ты же мать..» (по повести В. Василенко « Радуга»)

Цели урока:

 обучающие:

 --раскрыть идею и показать значение повести В. Василевской « Радуга» в современное время;

 --проверить знание художественного произведения.

 развивающие:

 --развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся;

 --развивать образное, логическое мышление.

 воспитательные:

 --воспитывать патриотизм, гуманное отношение к другому человеку, любовь к Родине и к матери.

Задачи урока: сформировать

 познавательные УУД : формируем умение извлекать информацию из текста и умение на основе анализа объектов делать выводы.

коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать других,

умения оформлять свои мысли в устной форме.

регулятивные УУД: формируем  умение делать выводы, умение вычленять главное, аргументировано доказывать свою точку зрения, используя страницы романа.

личностные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом текста, умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

предметные УУД: усвоить механизм анализа разбора эпизода, формирование умения

 анализировать отдельный эпизод произведения и видеть роль эпизода в композиции всей повести.

Просмотр содержимого документа
«урок внеклассного чтения по литературе»

МБОУ ЛСОШ №9 г. Луховицы








Конспект урока

по повести В. Василевской « Радуга»












Выполнила: Серебрякова Л. В.,

МБОУ СОШ №9 г. Луховицы



















Москва

2014

Конспект урока по литературе. 11 класс. Урок внеклассного чтения.


Тема: «Ты же мать..» (по повести В. Василенко « Радуга»)

Цели урока:

обучающие:

--раскрыть идею и показать значение повести В. Василевской « Радуга» в современное время;

--проверить знание художественного произведения.

развивающие:

--развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся;

--развивать образное, логическое мышление.

воспитательные:

--воспитывать патриотизм, гуманное отношение к другому человеку, любовь к Родине и к матери.

Задачи урока: сформировать

познавательные УУД : формируем умение извлекать информацию из текста и умение на основе анализа объектов делать выводы.

коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать других,

умения оформлять свои мысли в устной форме.

регулятивные УУД: формируем умение делать выводы, умение вычленять главное, аргументировано доказывать свою точку зрения, используя страницы романа.

личностные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом текста, умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

предметные УУД: усвоить механизм анализа разбора эпизода, формирование умения

анализировать отдельный эпизод произведения и видеть роль эпизода в композиции всей повести.

Оборудование:

  1. Интерактивная доска

  2. Презентация по теме

  3. Фильм «Радуга»(1943 год) режиссёр Марк Донской

Предварительная работа:

  1. Один учащийся готовит сообщение о биографии Ванды Василевской

  2. Подготовленное чтение учащимся стихотворения Ольги Воронец «Русские матери, русские матери…» под музыкальное сопровождение

Планируемые результаты:

Предметные результаты: уметь анализировать отдельный эпизод произведения, определять его роль во всей структуре романа; уметь составлять литературные портреты героев.

Метапредметные результаты: умение обобщать по признакам и на основе анализа объекта делать выводы

Технологии: ИКТ, проблемного обучения, развивающего обучения.






Ход урока: I. Организационный этап (мотивационный).

Здравствуйте, ребята, садитесь. Открываем тетради и записываем тему сегодняшнего урока: «Ты же мать…» (по повести В. Василенко « Радуга»)

Технологии: индивидуально-личностного обучения технология здоровьесбережения, ознакомительная.

Эпиграфы к уроку:

Надругающийся над чужой матерью

надругается и над собственной.

Силован Рамишвили

Материнское счастье идёт от народного

счастья, как стебель от корня.

Нет материнской

судьбы без народной судьбы.

Чингиз Айтматов.


II. Слово учителя.

Война… Сколько горя, несчастий и страданий принесла она людям… Сколько унесла человеческих жизней…Об этом мы не перестанем говорить никогда.Война - самое страшное событие в жизни страны и народа. Её последствия разрушительны и жестоки. В июне 1941 года, когда началась Великая Отечественная война, все жители нашей страны поднялись на её защиту. Все они: дети, молодёжь, командиры и простые воины, женщины и старики, не задумываясь, выполняли свой долг. Они просто любили и защищали свою Родину.

Сегодня мы познакомимся с произведением, написанным в годы войны(1942 год) и основанном на реальных событиях. Это повесть Ванды Василевской « Радуга» С произведениями этого автора мы ещё не встречались, поэтому давайте сначала познакомимся с биографией писательницы.

III. Биография В. Василевской (рассказ учащегося).

Ва́нда Льво́вна Василе́вская (21 января 1905 год, Краков, — 29 июля 1964, Киев) — польская и советская писательница, поэтесса, драматург, сценарист и общественный деятель. Лауреат трёх Сталинских премий (1943, 1946, 1952). В годы Великой Отечественной войны Ванда Львовна Василевская передала Сталинскую премию в Фонд обороны на строительство боевого самолёта, который она просила назвать «Варшава».

Ванда Василевская родилась в семье польского публициста, этнографа и переводчика; министра иностранных дел Польши в 1918—1919 годах Леона Василевского. В 1927 году она закончила филологический факультет Ягеллонского университета. В 1928—1933 годах работала учительницей средней школы в Кракове. Кандидат (по-польски doktor) философских наук. В 1938 году переезжает в Варшаву, где работает в редакциях детских журналов, издававшихся Союзом польских учителей. В 1938 году В. Л. Василевская была уволена с работы за организацию забастовки учителей и до 1939 года сотрудничала в левых газетах и журналах. Участница польского революционного движения. В 1939 году переехала во Львов и приняла советское гражданство.

Литературной деятельностью занималась с 1921 года. В 1942 году выпустила повесть «Радуга», в которой было показано мужество советских людей в войне, и по которой в 1943 году был поставлен одноимённый фильм. С 1943 по 1945 годы В. Л. Василевская работала главным редактором газеты «Советская Польша», была председателем Союза польских патриотов. По воспоминаниям К. М. Симонова, её творчество очень любил И. В. Сталин.

В послевоенные годы жила в Киеве. Написала повесть «Просто любовь» — «о величии советского гуманизма и силе духа». При жизни была названа классиком. Её произведения были включены в обязательную школьную программу. Однако после смерти И. В. Сталина её творчество было практически забыто.

Умерла Ванда Василевская в 1964 году в Киеве. Похоронена на Байковом кладбище.


IV. Этап целеполагания..

Технологии: готовность к самообразованию, выбор средств и методов, адекватных поставленным целям.

Пожалуй, самой трагичной была судьба матери в годы войны…Мама, мамочка… Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют самого близкого, родного, единственного… Человека, подарившего тебе жизнь. Мать и война…Женщина, дарящая жизнь, и война, эту жизнь уносящая… Эти понятия не сопоставимы.

V. Беседа по тексту. Этап актуализации знаний, умений, навыков.

Технологии: анализ результатов поэтапного формирования умственных действии и реализации их.

- Где и когда происходит действие повести?

- Как изменилась деревня с приходом немцев? (ушла песня….)

- С чего начинаются события повести?

- О чём все мысли Федосии Кравчук?

- Почему эта смелая и отважная женщина боится угроз слабой Пуси? (Испугалась, потому что она мать. В ней говорит не женщина, а мать)

Она не боялась за себя. Она боялась за свое дитя, за свое мертвое дитя, погибшее там, в овраге, замороженное, окаменевшее, за свое дитя с круглой дырой от пули в виске. Словно ей предстояло потерять его еще раз — заберут, бросят куда-то в безвестную яму, надругаются, изуродуют, изувечат — это они умеют, ох, как умеют…

Ещё одна героиня повести – Олена Костюк. – Зачем она пришла в деревню? (прочитать эпизод)

— На роды пришла домой.

— Что такое?

— Рожать пришла… (она пришла домой рожать, хочет, чтобы ребёнок родился дома, чтоб у него был ДОМ)

- Что пришлось пережить Олене? Почему она не сломалась? Что помогало ей держаться?

- Что испытывали односельчане, наблюдая за истязаниями Олены?

. В сердце запеклась черная кровь. Иначе и быть не может, пока они тут. Будто нарочно хотят показать, что нет границ жестокости. Она смотрела на Олену без сочувствия. Нет, здесь не было места жалости. Федосии казалось, что это она сама топчется там босиком по снегу, нагая, отданная на издевательства солдат. Что это ее ноги ранит смерзшийся снег, ее спину колет железо штыка. Это не Олена Костюк — это вся деревня шла нагая по снегу, подгоняемая солдатским смехом. Это не Олена Костюк — это вся деревня падала в снег лицом, тяжело поднималась под ударами прикладов. Это не с ног Олены Костюк струилась на жесткий, обледеневший снег кровь — это деревья истекала кровью под немецким сапогом, под немецким разбойничьим игом, под немецким кулаком.

- Пытались ли они как-то помочь женщине? (история Мишки)

Нет ничего страшнее для матери, чем потерять своего ребёнка. Именно это пришлось испытать и Малючихе.

— Не надо было пускать Мишку, — плаксиво сказала вдруг маленькая Зина.

— Надо было, доченька, надо было, — простонала она глухо. — Ох, надо было, надо…

- Как вы объясните слова Малючихи? (Платон скажет:

— Что ж, наш Миша погиб в борьбе с немцами. Не реви, старуха, за родину погиб, понимаешь?) Он погиб за Родину… А Родина – мать всем.( Эпиграф Чингиза Айтматова)

Возвратимся к Олене. Как долго она мечтала о сыне, как долго она ждала… И вот он появляется на свет (сцена родов) Почему немцы смеялись? ( Нет у них ценностей, не воспитано уважение к матери). Вспомним эпиграф Силована Рамишвили.

- Какие чувства испытывает Олена, держа сына на руках?

Но вот очередной допрос.

VI. Сцена допроса. Просмотр фрагмента фильма. Исследовательский этап.

Технологии: анализ результатов поэтапного формирования умственных действии и реализации их, проблемное обучение.

- Как вы понимаете её слова:

— Сыновья… Один сыновья… Много, много сыновей… Там, в лесу… Кудрявый, все там в лесу.

- Вспомните слова офицера « Ты же мать…» Кто ещё так говорил Олене? Почему Олена не предаёт отряда? (Её сын погибает на войне. Он отдаёт свою жизнь, защищая Родину)

- Почему злится Курт? ( Его победила слабая женщина. Олена в повести становится олицетворением стойкости и непобедимости советских людей)

VII. Беседа по тексту.

- Семья Левонюк. Какая трагедия произошла в их семье? (сцена снятия с виселицы сына)

- Женщины – матери…. Вспомните эпизод, в котором описывается, как через село ведут пленных красноармейцев. Как ведут себя женщины? Почему?

- Что говорит Банючиха своему сыну? (— Слушай, Гриша, если тебе когда-нибудь, не дай бог, случится, что придется выбирать — или смерть, или немецкий плен, — выбирай смерть!) - Почему она так скажет?

Ещё одна мать в повести… Будущая мать Малаша. Какой она была до войны? Почему она ненавидит будущего ребёнка? (ребёнок должен зарождаться в любви)

Ребенок — это ребенок Олены, крики которой минутами слышны были даже здесь, в наглухо запертой избе из толстых бревен. Ребенок — это был тот неведомый мальчик, которого застрелили ночью, это трое детей Чечорихи и дети Малюков, и все дети, которые рождались и росли в деревне и которым приход немцев грозил смертью. Это были дети. Матери рожали детей, светловолосых и темноволосых, светлоглазых и темноглазых, плачущих, смеющихся, воркующих в своих колыбелях птичьим щебетом. Матери зачинали детей, носили их, рожали, кормили. Но то, что она носит и будет носить, то, что она родит, это не ребенок. Волчий щенок, фриц. И этого уже никогда не переделаешь, — с ужасом осознала она. Если он умрет, — а она ведь задушит его собственными руками, — это все равно не поможет. Все равно навеки останется память о том, что она носила фрица, собственной кровью кормила фрица.


Какие сильные женские характеры мы видим в этой повести. Все ли женщины в этой деревне были такими? ( Были Пуси) Почему Пуся не такая? (нет детей)Чем она отличается от жителей деревни?

— Чего вы от меня хотите? Что мне было делать? Подохнуть с голоду? Ждать? Чего ждать? Они тут всегда будут! Надо же было как-то устроиться… Сережа наверняка давно погиб, а Курт — он меня возьмет к себе в Дрезден. Там лучше, чем здесь! Что у меня здесь за жизнь была? Ни одеться, ни что… Из-за каждой пары чулок ломала себе голову. Порвется — так что делать? Легко другие достать?

— Вот ты и вся… Это самое и я говорю… Чулки… Сестра у тебя — порядочный человек, учительница, все как следует… А ты — чулки… Вот только назвать-то тебя не охота, как бы следовало.

VIII Этап закрепления знаний (этап фиксации).

Технологии: анализ результатов формирования умственных действий, развивающего обучения/

Финал повести(прочитать) Скажите, почему повесть называется «Радуга»? При чём здесь радуга?

Красноармейцы уходили к виднеющимся вдали струйкам дыма над сожженной Леваневкой, к прикорнувшим в снежных сугробах деревням. Сжимая в руках винтовки, они шли в украинские степи в крови и пламени, в украинскую землю под немецким ярмом, растоптанную, задушенную, непобежденную, борющуюся, несгибаемую. ( Красноармейцев провожают матери. Они остаются в тылу. Радуга несгибаема, как несгибаемы наши матери. Пока они сильны духом – сыновья тоже будут сильны. Вспомним ещё раз эпиграф Чингиза Айтматова)

IX. Вывод.

Чтение стихотворения Ольги Воронец «Русские матери, русские матери…»

Русские матери,

Русские матери,

Сколько в войну

Сыновей вы утратили.

В горе своём

Сединой убелённые,

Над обелисками

Низко склонённые.

Русские матери

Сердцем открытые,

Как не сломились

Вы, горем убитые.

Светлой зарёю

Взошли над Россиею,

Стали звездою

Её негасимою.

В белые вьюги,

В цветенье смородины.

Низкий поклон

Вам от ласковой Родины.

Вашим сынам,

Что стоят обелисками,

Вечная память

И скорбь материнская.


IX. Проектирование выполнения домашнего задания. Формировать навык использования полученных на уроке знании.

Какие вопросы поставила перед нами эта повесть? О чём заставила задуматься? (сочинение-размышление)















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!