СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок во 2 классе по теме "Прямоугольник"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Т.карта»

МКОУ Маршанская средняя школа




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ ВО 2 КЛАССЕ

«ПРЯМОУГОЛЬНИК»






Подготовила

учитель начальных классов

Кречетова Алла Викторовна












2021 г.



Тема:

Прямоугольник



Тип урока: 


открытие новых знаний



Цели:


  • формировать представление о прямоугольнике, как о четырёхугольнике, у которого все углы прямые;

  • учить отличать прямоугольник от других геометрически фигур.

Планируемые результаты

Предметные

- знакомиться с определением прямоугольника;

-учиться отличать прямоугольник от других геометрических фигур;

-закреплять умение решать задачи изученных видов;

- закреплять навыки счета

Метапредметные

Р:понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи

контролировать и оценивать свою работу и ее результат

П: формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию;

логически рассуждать, анализировать, делать выводы.

К:умение слушать, слышать и понимать партнеров, достаточно точно выражать свои мысли.

Личностные

демонстрировать личностный смысл ученья, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий

Межпредметные связи:

Технология: приемы построения прямоугольника с помощью измерительных инструментов, линейки., связь с историей

Используемые технологии:

Технологии деятельностного подхода

Ход урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Слайд 1,2.

- Здравствуйте дорогие ребята, прошу садиться! Сегодня вы, мои ученики, разрешите представится зовут Алла Викторовна. Самое удивительно явление в мире - это человеческая доброта, подарите улыбки друг другу, передайте свое хорошее настроение.

С маленькой удачи начинается большой успех.


Проверяют готовность к уроку.

Здороваются.




Актуализация знаний.























Слайд 3

-Ребята, посмотрите внимательно на слайд, что общего у этих картинок

-А как математика связана с домами? Чтобы построить такие красивые дома, нужно знать математику?  

Слайд 4.

-Конечно ребята, без математики невозможно построить дом, ведь для этого необходимо уметь считать и чертить.

Слайд 5.

-Я желаю чтоб вы сегодня на уроке ребятки, помогали друг другу. Всегда решали возникающие проблемы вместе. Чтобы вы открыли что то новое и интересное сегодня на уроке. И самое главное, чтобы хорошее настроение всегда присутствовало у вас на уроке. Итак, устремимся по ступенькам знаний к новым открытиям. Вы готовы?

- А чтобы отгадать название Страны куда мы с вами отправимся нам надо выполнить задание, для этого давайте сядем ровненько на своих местах.

Математический диктант

У вас на партах лежит белый конверт. Достаньте содержимое. Я называю вам выражение, а вы из всех чисел выбираете значение этого выражения, т.е. ответ, и поднимаете карточку с правильным ответом. Выкладываем все числа в один ряд.

Слайд 6.

12-3=

6+8=

12+5=

30-10=

23+3=

9+6=

50-5=

37-7=

40+6=

26-5-



- Посмотрите внимательно и назовите лишнее число?

Почему?

Слайд 7.

Уберите в сторону это число, а оставшиеся числа расположите в порядке увеличения.

Показываем готовность.

А теперь по порядку переверните карточки с числами, прочитайте, название страны? Что получилось?

- Мы с вами попали в страну Геометрия. А что такое геометрия вы знаете? А если не знаем, куда обратиться за помощью? Да действительно, мы с вами даже на уроках математики можем пользоваться толковым словарем.



Слайд 8

Геоме́трия (греч. γη гео — Земля, μετρηω метрио — мерю). В словаре Ожегова дается следующее понятие геометрии - это раздел математики, изучающий пространственные отношения и формы.

Геометрия зародилась в глубокой древности в орнаменте. Строя жилища, чтобы защитить свою семью от злых духов, человек украшал и оберегал свое жилище при помощи орнамента. В нашей стране живут люди разных национальностей и представители разных республик. А в какой стране мы живем? А в какой области? Слайд 10

Ребята а кто-нибудь из вас может назвать как называлось древнее жилище сибиряков? Оно называлось Клеть,позже появилось название – изба. Слайд 11 ,12

Посмотрите внимательно, какие элементы избы имеют прямоугольную форму.

- Какие геометрические фигуры вы знаете? Давайте вспомним?

С кем ребята дружат фигуры? Слайд 13

- На какие группы можно разделить эти углы?

А где мы можем встретить углы?




Это дома

























9

14

17

20

26

15

45

30

46

21

9

(9-однозначное, а остальные двузначные числа).

14, 15, 17, 20, 21, 26, 30, 45 46.



Геометрия



Интернет, словарь

Фигуры

Круг, квадрат, прямоугольник, ромб, овал, четырехугольник и т.д.

Россия

Орнамент – это узор из сочетания в себе геометрических, растительных или животных элементов.







С углами

Прямые и непрямые


Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний

- Мы отправляемся в путешествие по стране Геометрия. Чтобы исследовать эту страну и раскрыть новые тайны математики. Я сказала «исследовать эту страну», а что это значит? Что такое исследование? («Исследование» прикрепляю к доске)

Первый наш пункт это остров Геометрических Фигур, выполнив задание на этом острове, нам откроется дорога дальше, к следующему острову и т.д. пока мы не приплывем к острову Сокровищ. А что там? А об этом мы узнаем в самом конце нашего путешествия!

- Положите перед собой лист, прочитайте, как он называется? На маршрутном листе мы будем записывать результаты исследования.

- Подпишите маршрутный лист: напишите свое имя, и мы отправляемся в путешествие, а впереди нас ждет остров Геометрических Фигур.

Слайд 14. Задание 1

- Посмотрите на рисунок. Из чего он состоит?







К руг

Т реугольник

Квадрат

Прямоугольник

Ломанная


- Соедините карандашом геометрические фигуры с их названием

- Проверяем со слайдом

Кто с заданием справился без ошибок поднимите зеленый прямоугольник, если вы допустили 1-2 ошибки – желтый, если 3-4 ошибки - красный прямоугольник.

А теперь в маршрутном листе в клеточке рядом с этим заданием оцените свою работу. В зависимости от того какой прямоугольник вы подняли. Если вы зеленый – ставим себе 5, если желтый – ставим 4, а если красный – ставим 3.

- С заданием мы справились! И мы отправляемся на остров но он без названия



Познание чего то – нового, открытие нового





Маршрутный лист





Из геометрических фигур













Самооценивание

Самоопределение деятельности

Слайд 15.

Посмотрите внимательно на слайд. У вас здесь изображены геометрические фигуры.

-Назовите их.

2

1

3


4

5















- Найдите лишнюю фигуру.

-Почему она лишняя?

-Внимательно посмотрите и скажите, есть еще лишняя фигура?

-Почему?


-Есть еще лишняя фигура?

-Почему?





Называют фигуры










Круг

Нет углов

Треугольник

Треугольник - имеет три угла, остальные фигуры – по четыре,


Четырехугольник под номером 2

У него нет прямых углов


Четырехугольники с номерами 4, 5.

Потому что все углы у этого четырехугольника прямые

Прямоугольник


Целеполагание

-Какие фигуры остались?

А как доказать что это прямоугольник


- Кто догадался, какой геометрической фигуре мы будем разговаривать на уроке?

Слайд 16

-Какие цели мы поставим себе на урок? (опорные слова на слайде)

(Что нам нужно узнать, изучая тему прямоугольник?

Чему вы будете учиться, изучая эту тему)




Прямоугольник

Узнаем какой четырехугольник называют прямоугольником.

Узнаем основные отличия прямоугольника от других фигур.

Научимся чертить прямоугольник;

- Прямоугольник


-С помощью прямого угла надо измерить все углы, если все углы прямые, значит это прямоугольник.


Обозначение проблемы

- Что же такое прямоугольник?

Работа в паре

- Давайте прочитаем определение прямоугольника.

- На партах в желтых конвертах лежат памятки, на которых записано определение. Давайте достанем и прочитаем. - Как нам быть? Что делать?


Кто готов покажите мне готовность в виде домика. Спрашиваю 1-2 пары – остальные сравнивают.


Ответы детей


Из конвертов ребята тоже достают отдельные слова


Восстановить определение, собрать его из данных слов

Собирают определение прямоугольника



Открытие нового знания

Задание

Учащиеся собирают определение прямоугольника: Прямоугольник-это четырехугольник, у которого все углы прямые.

- Какие предметы вокруг нас имеют прямоугольную форму? Назовите их.



- Ребята, а из чего строят дом? Слайд17.

- А стороны кирпича какую форму имеют?

 - А если бы он был не прямоугольный?

 - Можно было бы жить в таком доме? Нет, наверное, он сразу бы развалился.

 - Вот для этого мы с вами и будем изучать тему «Прямоугольник», что бы потом свои знания и умения вы смогли применить в обычной жизни.




Называют предметы в классе, имеющие форму прямоугольника.


Из кирпича



Форму прямоугольника







Первичное закрепление знаний




А мы продолжаем путешествие и подплываем к острову «Сыщик»

Задание 2

 Посмотрите внимательно на геометрические фигуры в 2 задании. Вам надо найти все прямоугольники, и в окошечке рядом с ним поставьте «плюс»

1

7


5

4

2

6

3








Слайд 18

Спрашиваю 1- 2 ребят

Кто с заданием справился без ошибок поднимите зеленый прямоугольник, если вы допустили 1-2 ошибки – желтый, если 3-4 ошибки - красный прямоугольник.

-А теперь в маршрутном листе в клеточке рядом с этим заданием оцените свою работу. В зависимости от того какой прямоугольник вы подняли. Если вы зеленый – ставим себе 5, если желтый – ставим 4, а если красный – ставим 3.






Ставят «плюс» рядом со всеми прямоугольниками












Самооценивание

Физкультминутка


Слайд 19,20. Привал, нужно немного отдохнуть.

Я показываю фигуры если есть прямой угол , вы хлопаете, а если нет топаете.


Первичное закрепление знаний


Задание 3.

А теперь продолжаем путешествие на остров «Умелый строитель»

-Мы с вами уже находили прямоугольники среди других фигур, а начертить вы сможете прямоугольник?

-Какие инструменты потребуются, чтобы начертить прямоугольник?

-Посмотрите, алгоритм выполнения чертежа прямоугольника. Всем понятно? Слайд 21

-В маршрутном листе в 3 задании поставим в углу клетки точку и от точки по краям клеточек начертим линию в 8 см, от этой точки чертим линию в 6 см, от этой точки чертим опять линию в 8 см, соединим стороны и вот у нас получился …. прямоугольник.


А кто из вас знает, как называются стороны прямоугольника, которые лежат друг против друга?


-Обведите противоположные стороны карандашом красного одного цвета.


-Что вы скажите про противоположные стороны прямоугольника?


Какой вывод мы можем сделать о противоположных сторонах прямоугольника?

 

- Кто с заданием справился без ошибок поднимите зеленый прямоугольник, если вы допустили 1 ошибку – желтый, если 2-3 ошибки - красный прямоугольник.

-А теперь в маршрутном листе в клеточке рядом с этим заданием оцените свою работу. В зависимости от того какой прямоугольник вы подняли. Если вы зеленый – ставим себе 5, если желтый – ставим 4, а если красный – ставим 3.

Молодцы! А у остальных успех еще впереди!





Линейка, простой карандаш, модель прямого угла


Чертят в тетради прямоугольник





-Противоположные, потому что они лежат одна против другой.


-Обводят цветным карандашом противоположные стороны.

-Противоположные стороны прямоугольника равны.

-У прямоугольника противоположные стороны равны.


- Самоанализ

Проблемная ситуация

Мы с вами отправляемся в дальнейшее путешествие и оказываемся на острове «Исследователей»

-Работать будем в группе, поэтому не забудьте правила работы в группе

Слайд 22.

Каждой группе я раздала по 3 геометрические фигуры, вам надо провести исследование и проверить есть ли среди данных фигур прямоугольники.

(1 группа – параллелепипед, квадрат, круг; 2 группа – трапеция, прямоугольник, треугольник)

- Какие инструменты нам понадобятся?

- Как с помощью прямого угла мы найдем прямоугольник?


- А для чего нам линейка?


- Когда группа будет готова, возьмитесь за руки и поднимите руки вверх, показывая свою готовность.

Готовы, хорошо. Группы озвучивают результаты исследования.

В первой группе провели исследование и выяснили что фигура под номерой№1 является прямоугольником, еще как можно эту фигуру назвать?(квадрат).

Во второй группе выяснили что фигура под №3 является прямоугольником. Давайте мы с вами прикрепим данные прямоугольники к доске.

-А теперь внимательно посмотрите на прямоугольник и квадрат. Будет ли квадрат тоже прямоугольником? А давайте сравним эти две фигуры! . Слайд 23

У прямоугольника сколько углов?

У квадрата?

У прямоугольника какие углы?

А у квадрата?

Сколько сторон у прямоугольника? Квадрата?

Давайте вспомним когда мы чертили прямоугольник в тетради какой мы сделали вывод о противоположных сторонах прямоугольника? А у квадрата?

  • Четыре угла

  • Все углы прямые

  • Четыре стороны

  • Противоположные стороны равны

Вывод:

– Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны. Вот какая интересная фигура – прямоугольник.

Молодцы!


Объединяются в группы

-говори тихо

-выслушивай мнение товарища до конца

-не перебивайте друг друга

-будь вежлив и сдержан











Прямой угол, модель угла, линейка


-Приложим модель прямого угла к углам фигуры.

-Измерить противоположные стороны

-Под руководством учителя выполняют практическую работу, формулируют вывод: у прямоугольника все углы прямые, противоположные стороны равны



-У нашей группы было 3 фигуры… .

-Фигура под номером 1 не прямоугольник потому что, …

-Фигуры желтого и оранжевого цвета являются прямоугольниками, т.к. все 4 угла прямые.

-Ответы детей



  • Четыре угла

  • Все углы прямые

  • Четыре стороны

  • Противоположные стороны равны



Итоговое первичное закрепление

И вот наконец-то мы подплываем к заветному острову! Но что мы тут видим?

Что же нам надо сделать чтобы замок открылся? Слайд 24


Правильно у нас осталось еще одно очень важное задание. Давайте вспомним над какой темой мы работали? (О какой геометрической фигуре мы сегодня говорили на уроке?)




Висит замок с ключом



Включение в систему знаний и повторение

Вспомним, какие цели мы ставили перед собой в начале урока.

Можем сказать, что мы достигли цели?

- Что для себя нового узнали на уроке?


- Что показалось самым легким? Трудным?

-Какое задание показалось самым интересным?

Подводят итог урока, отвечая на вопросы учителя.

-Узнали какой четырехугольник называют прямоугольником.

Узнали основные отличия прямоугольника от других фигур.

Научились чертить прямоугольник;

Рефлексия

- Ребята, я вам раздам сотовые телефоны вы мне отправьте сообщение.

Слайд 25

Вы на слайде видите 3 прямоугольника красного и синего и желтого цвета.

Красный – я все понял

Зеленый – понял, но затрудняюсь применять

Желтый – ничего не понял


Сегодня мы путешествовали по стране Геометрия. Мы исследовали эту страну, раскрывали новые тайны математики.

И со всеми заданиями справились хорошо, и отлично. Последний замок снят и мы наконец-то попали на остров Сокровищ.

- Ребята а как вы думаете, какие самые главные сокровища вы уже получили за этот урок. Конечно, это новые знания! (Раздаю памятки)

Самооценивание.

Определяют, как им пригодятся знания.












Поднимают прямоугольники соответствующие настроению










Знания

Домашнее задание


Раздаю карточки с д.з. Слайд 27

Ребята, а дома вам надо будет вырезать несколько геометрических фигур, составить из них дом, в котором бы вы хотели жить всей вашей семьей, и приклеить его ни листок бумаги.


Вы сегодня все работали хорошо, а сейчас посмотрите в маршрутный лист, каких оценок за урок у вас набралось больше – такую же оценку поставьте себе в красном прямоугольнике. Это ваша оценка за урок. У кого 5 –поднимите руки,….


Слайд28

-Любите математику, путешествуйте снова, и снова по большой математической стране. Удачи вам!


Убирают карточки с домашним задание.