2021 г.
Тема: | Прямоугольник | | |
Тип урока: | открытие новых знаний | | |
Цели: | формировать представление о прямоугольнике, как о четырёхугольнике, у которого все углы прямые; учить отличать прямоугольник от других геометрически фигур. |
Планируемые результаты |
Предметные - знакомиться с определением прямоугольника; -учиться отличать прямоугольник от других геометрических фигур; -закреплять умение решать задачи изученных видов; - закреплять навыки счета | Метапредметные Р:понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи контролировать и оценивать свою работу и ее результат П: формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; логически рассуждать, анализировать, делать выводы. К:умение слушать, слышать и понимать партнеров, достаточно точно выражать свои мысли. | Личностные демонстрировать личностный смысл ученья, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий |
Межпредметные связи: | Технология: приемы построения прямоугольника с помощью измерительных инструментов, линейки., связь с историей |
Используемые технологии: | Технологии деятельностного подхода |
Ход урока |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. | Слайд 1,2. - Здравствуйте дорогие ребята, прошу садиться! Сегодня вы, мои ученики, разрешите представится зовут Алла Викторовна. Самое удивительно явление в мире - это человеческая доброта, подарите улыбки друг другу, передайте свое хорошее настроение. С маленькой удачи начинается большой успех. | Проверяют готовность к уроку. Здороваются. |
Актуализация знаний. | Слайд 3 -Ребята, посмотрите внимательно на слайд, что общего у этих картинок -А как математика связана с домами? Чтобы построить такие красивые дома, нужно знать математику? Слайд 4. -Конечно ребята, без математики невозможно построить дом, ведь для этого необходимо уметь считать и чертить. Слайд 5. -Я желаю чтоб вы сегодня на уроке ребятки, помогали друг другу. Всегда решали возникающие проблемы вместе. Чтобы вы открыли что то новое и интересное сегодня на уроке. И самое главное, чтобы хорошее настроение всегда присутствовало у вас на уроке. Итак, устремимся по ступенькам знаний к новым открытиям. Вы готовы? - А чтобы отгадать название Страны куда мы с вами отправимся нам надо выполнить задание, для этого давайте сядем ровненько на своих местах. Математический диктант У вас на партах лежит белый конверт. Достаньте содержимое. Я называю вам выражение, а вы из всех чисел выбираете значение этого выражения, т.е. ответ, и поднимаете карточку с правильным ответом. Выкладываем все числа в один ряд. Слайд 6. 12-3= 6+8= 12+5= 30-10= 23+3= 9+6= 50-5= 37-7= 40+6= 26-5- - Посмотрите внимательно и назовите лишнее число? Почему? Слайд 7. Уберите в сторону это число, а оставшиеся числа расположите в порядке увеличения. Показываем готовность. А теперь по порядку переверните карточки с числами, прочитайте, название страны? Что получилось? - Мы с вами попали в страну Геометрия. А что такое геометрия вы знаете? А если не знаем, куда обратиться за помощью? Да действительно, мы с вами даже на уроках математики можем пользоваться толковым словарем. Слайд 8 Геоме́трия (греч. γη гео — Земля, μετρηω метрио — мерю). В словаре Ожегова дается следующее понятие геометрии - это раздел математики, изучающий пространственные отношения и формы. Геометрия зародилась в глубокой древности в орнаменте. Строя жилища, чтобы защитить свою семью от злых духов, человек украшал и оберегал свое жилище при помощи орнамента. В нашей стране живут люди разных национальностей и представители разных республик. А в какой стране мы живем? А в какой области? Слайд 10 Ребята а кто-нибудь из вас может назвать как называлось древнее жилище сибиряков? Оно называлось Клеть,позже появилось название – изба. Слайд 11 ,12 Посмотрите внимательно, какие элементы избы имеют прямоугольную форму. - Какие геометрические фигуры вы знаете? Давайте вспомним? С кем ребята дружат фигуры? Слайд 13 - На какие группы можно разделить эти углы? А где мы можем встретить углы? | Это дома 9 14 17 20 26 15 45 30 46 21 9 (9-однозначное, а остальные двузначные числа). 14, 15, 17, 20, 21, 26, 30, 45 46. Геометрия Интернет, словарь Фигуры Круг, квадрат, прямоугольник, ромб, овал, четырехугольник и т.д. Россия Орнамент – это узор из сочетания в себе геометрических, растительных или животных элементов. С углами Прямые и непрямые |
Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний | - Мы отправляемся в путешествие по стране Геометрия. Чтобы исследовать эту страну и раскрыть новые тайны математики. Я сказала «исследовать эту страну», а что это значит? Что такое исследование? («Исследование» прикрепляю к доске) Первый наш пункт это остров Геометрических Фигур, выполнив задание на этом острове, нам откроется дорога дальше, к следующему острову и т.д. пока мы не приплывем к острову Сокровищ. А что там? А об этом мы узнаем в самом конце нашего путешествия! - Положите перед собой лист, прочитайте, как он называется? На маршрутном листе мы будем записывать результаты исследования. - Подпишите маршрутный лист: напишите свое имя, и мы отправляемся в путешествие, а впереди нас ждет остров Геометрических Фигур. Слайд 14. Задание 1 - Посмотрите на рисунок. Из чего он состоит? К руг Т реугольник Квадрат Прямоугольник Ломанная - Соедините карандашом геометрические фигуры с их названием - Проверяем со слайдом Кто с заданием справился без ошибок поднимите зеленый прямоугольник, если вы допустили 1-2 ошибки – желтый, если 3-4 ошибки - красный прямоугольник. А теперь в маршрутном листе в клеточке рядом с этим заданием оцените свою работу. В зависимости от того какой прямоугольник вы подняли. Если вы зеленый – ставим себе 5, если желтый – ставим 4, а если красный – ставим 3. - С заданием мы справились! И мы отправляемся на остров но он без названия | Познание чего то – нового, открытие нового Маршрутный лист Из геометрических фигур Самооценивание |
Самоопределение деятельности | Слайд 15. Посмотрите внимательно на слайд. У вас здесь изображены геометрические фигуры. -Назовите их. 2 1 3 4 5 - Найдите лишнюю фигуру. -Почему она лишняя? -Внимательно посмотрите и скажите, есть еще лишняя фигура? -Почему? -Есть еще лишняя фигура? -Почему? | Называют фигуры Круг Нет углов Треугольник Треугольник - имеет три угла, остальные фигуры – по четыре, Четырехугольник под номером 2 У него нет прямых углов Четырехугольники с номерами 4, 5. Потому что все углы у этого четырехугольника прямые Прямоугольник |
Целеполагание | -Какие фигуры остались? А как доказать что это прямоугольник - Кто догадался, какой геометрической фигуре мы будем разговаривать на уроке? Слайд 16 -Какие цели мы поставим себе на урок? (опорные слова на слайде) (Что нам нужно узнать, изучая тему прямоугольник? Чему вы будете учиться, изучая эту тему) | Прямоугольник Узнаем какой четырехугольник называют прямоугольником. Узнаем основные отличия прямоугольника от других фигур. Научимся чертить прямоугольник; - Прямоугольник -С помощью прямого угла надо измерить все углы, если все углы прямые, значит это прямоугольник. |
Обозначение проблемы | - Что же такое прямоугольник? Работа в паре - Давайте прочитаем определение прямоугольника. - На партах в желтых конвертах лежат памятки, на которых записано определение. Давайте достанем и прочитаем. - Как нам быть? Что делать? Кто готов покажите мне готовность в виде домика. Спрашиваю 1-2 пары – остальные сравнивают. | Ответы детей Из конвертов ребята тоже достают отдельные слова Восстановить определение, собрать его из данных слов Собирают определение прямоугольника |
Открытие нового знания | Задание Учащиеся собирают определение прямоугольника: Прямоугольник-это четырехугольник, у которого все углы прямые. - Какие предметы вокруг нас имеют прямоугольную форму? Назовите их. - Ребята, а из чего строят дом? Слайд17. - А стороны кирпича какую форму имеют? - А если бы он был не прямоугольный? - Можно было бы жить в таком доме? Нет, наверное, он сразу бы развалился. - Вот для этого мы с вами и будем изучать тему «Прямоугольник», что бы потом свои знания и умения вы смогли применить в обычной жизни. | Называют предметы в классе, имеющие форму прямоугольника. Из кирпича Форму прямоугольника |
Первичное закрепление знаний | А мы продолжаем путешествие и подплываем к острову «Сыщик» Задание 2 Посмотрите внимательно на геометрические фигуры в 2 задании. Вам надо найти все прямоугольники, и в окошечке рядом с ним поставьте «плюс» 1 7 5 4 2 6 3 Слайд 18 Спрашиваю 1- 2 ребят Кто с заданием справился без ошибок поднимите зеленый прямоугольник, если вы допустили 1-2 ошибки – желтый, если 3-4 ошибки - красный прямоугольник. -А теперь в маршрутном листе в клеточке рядом с этим заданием оцените свою работу. В зависимости от того какой прямоугольник вы подняли. Если вы зеленый – ставим себе 5, если желтый – ставим 4, а если красный – ставим 3. | Ставят «плюс» рядом со всеми прямоугольниками Самооценивание |
Физкультминутка | Слайд 19,20. Привал, нужно немного отдохнуть. Я показываю фигуры если есть прямой угол , вы хлопаете, а если нет топаете. | |
Первичное закрепление знаний | Задание 3. А теперь продолжаем путешествие на остров «Умелый строитель» -Мы с вами уже находили прямоугольники среди других фигур, а начертить вы сможете прямоугольник? -Какие инструменты потребуются, чтобы начертить прямоугольник? -Посмотрите, алгоритм выполнения чертежа прямоугольника. Всем понятно? Слайд 21 -В маршрутном листе в 3 задании поставим в углу клетки точку и от точки по краям клеточек начертим линию в 8 см, от этой точки чертим линию в 6 см, от этой точки чертим опять линию в 8 см, соединим стороны и вот у нас получился …. прямоугольник. А кто из вас знает, как называются стороны прямоугольника, которые лежат друг против друга? -Обведите противоположные стороны карандашом красного одного цвета. -Что вы скажите про противоположные стороны прямоугольника? Какой вывод мы можем сделать о противоположных сторонах прямоугольника? - Кто с заданием справился без ошибок поднимите зеленый прямоугольник, если вы допустили 1 ошибку – желтый, если 2-3 ошибки - красный прямоугольник. -А теперь в маршрутном листе в клеточке рядом с этим заданием оцените свою работу. В зависимости от того какой прямоугольник вы подняли. Если вы зеленый – ставим себе 5, если желтый – ставим 4, а если красный – ставим 3. Молодцы! А у остальных успех еще впереди! | Линейка, простой карандаш, модель прямого угла Чертят в тетради прямоугольник -Противоположные, потому что они лежат одна против другой. -Обводят цветным карандашом противоположные стороны. -Противоположные стороны прямоугольника равны. -У прямоугольника противоположные стороны равны. - Самоанализ |
Проблемная ситуация | Мы с вами отправляемся в дальнейшее путешествие и оказываемся на острове «Исследователей» -Работать будем в группе, поэтому не забудьте правила работы в группе Слайд 22. Каждой группе я раздала по 3 геометрические фигуры, вам надо провести исследование и проверить есть ли среди данных фигур прямоугольники. (1 группа – параллелепипед, квадрат, круг; 2 группа – трапеция, прямоугольник, треугольник) - Какие инструменты нам понадобятся? - Как с помощью прямого угла мы найдем прямоугольник? - А для чего нам линейка? - Когда группа будет готова, возьмитесь за руки и поднимите руки вверх, показывая свою готовность. Готовы, хорошо. Группы озвучивают результаты исследования. В первой группе провели исследование и выяснили что фигура под номерой№1 является прямоугольником, еще как можно эту фигуру назвать?(квадрат). Во второй группе выяснили что фигура под №3 является прямоугольником. Давайте мы с вами прикрепим данные прямоугольники к доске. -А теперь внимательно посмотрите на прямоугольник и квадрат. Будет ли квадрат тоже прямоугольником? А давайте сравним эти две фигуры! . Слайд 23 У прямоугольника сколько углов? У квадрата? У прямоугольника какие углы? А у квадрата? Сколько сторон у прямоугольника? Квадрата? Давайте вспомним когда мы чертили прямоугольник в тетради какой мы сделали вывод о противоположных сторонах прямоугольника? А у квадрата? Вывод: – Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны. Вот какая интересная фигура – прямоугольник. Молодцы! | Объединяются в группы -говори тихо -выслушивай мнение товарища до конца -не перебивайте друг друга -будь вежлив и сдержан Прямой угол, модель угла, линейка -Приложим модель прямого угла к углам фигуры. -Измерить противоположные стороны -Под руководством учителя выполняют практическую работу, формулируют вывод: у прямоугольника все углы прямые, противоположные стороны равны -У нашей группы было 3 фигуры… . -Фигура под номером 1 не прямоугольник потому что, … -Фигуры желтого и оранжевого цвета являются прямоугольниками, т.к. все 4 угла прямые. -Ответы детей |
Итоговое первичное закрепление | И вот наконец-то мы подплываем к заветному острову! Но что мы тут видим? Что же нам надо сделать чтобы замок открылся? Слайд 24 Правильно у нас осталось еще одно очень важное задание. Давайте вспомним над какой темой мы работали? (О какой геометрической фигуре мы сегодня говорили на уроке?) | Висит замок с ключом |
Включение в систему знаний и повторение | Вспомним, какие цели мы ставили перед собой в начале урока. Можем сказать, что мы достигли цели? - Что для себя нового узнали на уроке? - Что показалось самым легким? Трудным? -Какое задание показалось самым интересным? | Подводят итог урока, отвечая на вопросы учителя. -Узнали какой четырехугольник называют прямоугольником. Узнали основные отличия прямоугольника от других фигур. Научились чертить прямоугольник; |
Рефлексия | - Ребята, я вам раздам сотовые телефоны вы мне отправьте сообщение. Слайд 25 Вы на слайде видите 3 прямоугольника красного и синего и желтого цвета. Красный – я все понял Зеленый – понял, но затрудняюсь применять Желтый – ничего не понял Сегодня мы путешествовали по стране Геометрия. Мы исследовали эту страну, раскрывали новые тайны математики. И со всеми заданиями справились хорошо, и отлично. Последний замок снят и мы наконец-то попали на остров Сокровищ. - Ребята а как вы думаете, какие самые главные сокровища вы уже получили за этот урок. Конечно, это новые знания! (Раздаю памятки) | Самооценивание. Определяют, как им пригодятся знания. Поднимают прямоугольники соответствующие настроению Знания |
Домашнее задание | Раздаю карточки с д.з. Слайд 27 Ребята, а дома вам надо будет вырезать несколько геометрических фигур, составить из них дом, в котором бы вы хотели жить всей вашей семьей, и приклеить его ни листок бумаги. Вы сегодня все работали хорошо, а сейчас посмотрите в маршрутный лист, каких оценок за урок у вас набралось больше – такую же оценку поставьте себе в красном прямоугольнике. Это ваша оценка за урок. У кого 5 –поднимите руки,…. Слайд28 -Любите математику, путешествуйте снова, и снова по большой математической стране. Удачи вам! | Убирают карточки с домашним задание. |