Тип урока: урок новых знаний
Тема урока: Четыре царства живой природы.
Цели урока:
Познакомить учащихся с основными царствами живой природы: растения, грибы, бактерии, животные.
Раскрыть основные отличия этих царств: растения-грибы, грибы-бактерии, бактерии-животные.
Уточнить знания учащихся об основных качествах живых существ (дышат, растут, двигаются, размножаются, умирают.)
Расширить кругозор
Методические приемы, используемые на уроке:
Презентация “Четыре царства природы”, ПК, мультимедиапроектор;
Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия» 2 класс
Работа с рисунками-схемами в рабочей тетради «Окружающий мир» 2 класс;
Конспект урока.
1. Организационный момент.
2. Постановка учебной задачи.
Любите ли вы путешествовать? Наше путешествие не сказочное. Мы с вами отправляемся на планету Живых существ. А кого мы называем живыми существами?
1. Живые организмы дышат.
2. Все живое движется.
3. Живые организмы питаются.
4. Живые организмы растут и развиваются.
5. Живые организмы размножаются.
6. Живые организмы умирают.
(дышат, растут, двигаются, размножаются, умирают.)
На этой планете есть царства – государства.
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были …
Нет-нет, не царь с царицей …
Каждое из этих царств особенное.
Они находятся не за тридевять земель, а совсем рядом с нами, вокруг нас…
Это царства живой природы.
Как вы думаете, какова тема урока?
Какие цели на урок вы для себя поставите?
Сколько царств в природе?
Кто населяет эти царства?
Как живется их обитателям?
3. Изучение нового материала
Итак, начнем наше путешествие
А как называется наше первое царство, мы сейчас с вами узнаем.
Как называется первое царство? (царство бактерий)
Бактерии – наиболее распространенная форма жизни на Земле. Это микроорганизмы, их можно рассмотреть только под микроскопом. Бактерия состоит только из одной клетки и имеет свойства, как животных, так и растений.
Ученые, рассматривая их в микроскоп, установили, что они бывают в трех формах: круглые, в виде палочек, спиралькой.
А еще ученые называют их «мусорщиками» нашей планеты. Они питаются умершими организмами. Без бактерий земля покрылась бы кучей ненужного мусора, и не осталось бы места для всего живого.
Почему бактерии являются живыми существами?
(Бактерии растут, размножаются, погибают.)
Итак идем тайными волшебными тропинками в удивительное царство: ни растений, ни животных, а …
Землю пробуравил,
Грибницу оставил,
На ножке явился,
Шляпкой прикрылся.
- Что это?
- Итак, мы в грибном царстве.
Грибы, оказывается, не относятся к растениям.
Давайте расставим подписи к частям гриба и к частям растения
У них нет корней, стеблей, листьев. Растут они так быстро, будто на глазах. Одни из них полезные и вкусные, а другие очень опасны для здоровья, ядовитые.
Часть гриба, которая поднимается над поверхностью земли, это съедобная часть. Остальная часть находится под землей в виде нитей и называется грибницей.
Большинство грибов растет во влажных тенистых лесах или ущельях, где всегда много тени, влаги и тепла. На земле их огромное количество – целое царство.
Грибы работают в природе «мусорщиками», то есть, разлагая отходы, они препятствуют их накоплению с годами в большом количестве. Если бы не было «мусорщиков», то наша планета могла бы превратиться в большую кучу мусора за многие тысячелетия ее существования. Грибы, оказывается, возвращают в почву минеральные соли, так необходимые растениям.
А сейчас давайте выполним задание в тетрадях.
Давайте откроем страницу 8 и прочитаем задание.
Но наши грибы все перепутались, давайте расставим их по местам и подпишем названия.
Грибы делятся на съедобные и несъедобные. Отметим несъедобные грибы. Что нового вы узнали о грибах?
А следующее царство вы сможете назвать, разгадав кроссворд.
1. В землю вросло,
Сверху толсто,
Снизу востро,
Собой красно. (морковь)
2. Появились бубенчики-
Белые горошки.
Распустились колокольчики
На зеленой ножке. (ландыш)
3. На плечах Игнашки
Сорок три рубашки.
Все из ткани отбеленной,
А поверх - пиджак зеленый. (капуста)
4. Цветок - напрасный,
Плод – опасный,
А поле все засажено. (картофель)
5. Из растений чей портрет
Выбит на монете.
Чьих плодов нужнее нет
На родной планете.(пшеница)
6. Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок-
И остался стебелек.(одуванчик)
7. Главный принцип этой травки
В общем-то простой:
Голова – на солнце,
Ноги под водой. (рис)
8. Что за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег стоит, трещат морозы,
Ну а ягоды вкусней. (рябина).
Как называется царство? (царство растений)
Очень мало на нашей земле таких укромных мест, где не растут растения. Растения – это деревья, кустарники, травы, мхи. Без них вообще не было бы жизни на нашей планете. У них самая важная и большая работа на планете. Ученые называют их «кормильцами». Действительно, они кормят человека, животных. Но самое главное – дают всем нам, живым организмам, воздух. Они поглощают из воздуха углекислый газ, а из почвы – воду и питательные минеральные вещества.
ФИЗМИНУТКА. РЕЛАКЦИОННАЯ ИГРА «ДЕРЕВО»
- Встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела, глаза закройте.
- Представьте, что вы дерево.
- Представьте себя сильным, могучим дубом, стройной тонкой березкой или прекрасной ивой, склонившейся над рекой.
- Ноги – корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно.
- Ствол – тело – ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается.
- Ветви – руки – свободно колышутся вдоль ствола, листья – пальцы – легко шелестят, слегка задевая друг друга.
- Вы – прекрасное могучее дерево, вы уверены в себе и спокойны.
И у нас осталось последнее царство природы, как вы думаете какое?
Правильно, это царство животных.
В быту часто под словом животные понимаются лишь четвероногие наземные позвоночные (млекопитающие, пресмыкающиеся и земноводные). В науке, за термином животные, закреплено более широкое значение. К животным, помимо млекопитающих, относится огромное множество других организмов: рыбы, птицы, насекомые, паукообразные, моллюски, морские звёзды, всевозможные черви и т. д.
Я думаю, что не ошибусь, если скажу, что вы знаете многих животных. Многих вы видели своими глазами.
Как называются животные, живущие рядом с человеком?
А, живущие в лесу?
В чем их отличие?
Ребята, помогите мне определить, кто из этих животных – зверь.
Скажите, пожалуйста, кто из этих животных точно не зверь.
(Орёл – это птица, потому что у него есть перья. Жук – олень – это насекомое – у него 6 ног. )
Кто же из этих животных – зверь? Мышь или крокодил?
Звери - это животные, тело которых покрыто шерстью.
Значит, крокодил – это не зверь, а мышь – зверь.
У летучей мыши - крылья. Может, она птица?
Летучая мышь питается насекомыми. Летучая мышь – единственное млекопитающее, умеющее летать. Крыльями ей служат лапы, между пальцами которых у них натянута кожа.
Есть млекопитающие, которые всю жизнь проводят в воде. У них вместо ног - плавники.
У кита – плавники. И шерсти у него нет. Может, он рыба?
У кита нет шерсти: у него гладкая кожа, которая помогает ему легко скользить в воде. В давние времена у предков китов была шерсть, но постепенно она исчезла. И все же на голове у кита есть немного одиночных волосков. Это чувствительные волоски (как усы у кота), с их помощью кит ночью может обнаружить в воде скопление мелких рачков, которыми он питается.
Такие же плавники есть у тюленей, морских львов и моржей, хотя они проводят в воде только часть своей жизни.
Царство животных многообразно.
И некоторые животные решили с нами поиграть. Они спрятались. Наша задача определить по звуку что это за животное.
(волк, корова, синица, соловей, дельфин, кит)
А еще животные спрятались в лесу. Найдите их.
В каком царстве мы с вам побывали. Кто населяет это царство.
4. Закрепление изученного
Наше путешествие подходит к концу…
Выполнив следующее задание в рабочих тетрадях на странице 7 и на доске, мы с вами повторим все, что узнали во время путешествия.
Перенеси рисунки живых организмов в подходящее царство
Выполнение задания 1 с.7 «Рабочая тетрадь» (заполнение схемы «Царства живой природы»).
Распредели живые организмы по группам
(кормильцы - растения
едоки - животные
мусорщики – бактерии, грибы)
V. Подведение итога урока.
- Какое же царство самое нужное в природе?
- Чтобы не навредить природе, нужно знать ее законы. Все царства связаны друг с другом и участвуют в круговороте веществ. Каждое звено этого круговорота необходимо для жизни обитателей нашей земли.
Все на свете нужны
Наше путешествие подошло к концу. Наша сказка закончилась.
– Человек может быть счастлив только тогда, когда он живет в гармонии с природой: бережно к ней относится, заботится о ней. Тогда и природа по-доброму относится к человеку. Выходя в природу, надо помнить, что она – наш общий дом. Поэтому и вести себя на природе надо так, как у себя дома.